ющие (в основном от 63 до 2000 Гц). В октавных полосах частот 125—1000 Гц измеренные уровни превышали нормативные на 5—11 дБА.
Следовательно, размещение общественного центра села на внутрипосел-ковых транспортных путях (являющееся наиболее распространенным ар- ^ хитектурно-планировочным решением центра) способствует загрязнению воздушной среды, создает неблагоприятную акустическую обстановку в местах массового пребывания жителей и не может быть рекомендовано для проектирования сельских поселков.
Проведенные исследования позволили также сделать следующее заключение. Общественные центры сельских населенных мест следует классифицировать по требованиям к условиям на их территории как места массового пребывания и отдыха жителей. Оптимизация параметров окружающей человека среды в условиях общественных центров должна достигаться планировочными мероприятиями, исключающими использование их территории для движения автотранспорта, а также средствами благоустройства, обводнения и озеленения территорий.
ЛИТЕРАТУРА
Моисеева С. Б. — В кн.: Архитектурный облик сельских населенных мест. М., 1972, с. 27—31.
Поступил« 28/XI 1978 г.
HYGIENIC ASPECTS OF THE DESIGN OF, AND ORGANIZATION OF AMENI-TIES FOR, PUBLIC CENTERS IN RURAL SETTLEMENTS
M. A. Mironenko and V. V. Rybin
On the basis of field studies extending over a period of several years in 12 rural Settlements in various regions and republics of the USSR, the authors present a com-prehensive hygienic assessment of the design of, and amenities for, public centers in such * Settlements and make relevant recommendations.
УДК 614.79:633.51
Канд. мед. наук В. X. Хасанов
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ПЛАНИРОВКИ ХЛОПКОВОДЧЕСКИХ
РАЙОНОВ
Узбекский научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профзаболеваний, Ташкент
Целью наших исследований являлась охрана здоровья населения от воздействия пестицидов путем гигиенически рационального зонирования территорий землепользования в хлопководческих хозяйствах, дифференциации размещения в районах хозяйств с учетом их специализации и перспективной планировки антропогенных и природных ландшафтов отдельных регионов. Гигиеническое корригирование территорий хлопководческих районов предусматривало охрану от загрязнения пестицидами, применяемыми в хлопководстве, селитебных, производственных и рекреационных зон, продовольственных культур, открытых водоемов, хозяйственно-питье-вых водоисточников, дорог и природных комплексов. Для решения поставленных задач проведены комплексные исследования природно-климати-ческих, народнохозяйственных, социально-бытовых условий и заболеваемости населения. Составлены картограммы — оценочные схемы по отдельным показателям, в том числе характеризующие использование пестицидов, содержание ядохимикатов в окружающей среде, землепользование, рас-селение, ирригацию, хозяйственно-питьевое водоснабжение, рельеф, климат и др. Анализ полученных данных позволил составить принципиальные схемы — модели планировки хозяйств, районов и регионов, безопасных в
отношении загрязнения окружающей среды пестицидами, применяемыми в хлопководстве.
Исследования планировки равнинных зон Средней Азии показали, что здесь исторически сложилась определенная структура землепользования: по берегам ирригационных каналов в хуторах и мелких селениях расселено население, а вокруг на небольших поливных^картах размещены разные сельскохозяйственные культуры. Такой принцип расселения и землепользования сохранился в большинстве колхозов. В Узбекской ССР размер одного поливного участка в 1970 г. составлял в среднем только 4,6 га, в том числе 57,9% поливных земель находились на участках площадью менее 3 га. Посевные площади хлопчатника постепенно расширялись и в 1975 г. занимали 76,6%'поливной пашни (в 1913 г. 15,7%). При этом без учета требований по охране^окружающей среды от загрязнения пестицидами для них выделялись земельные участки'по всей территории землепользования колхозов по соседству и чересполосицу с продовольственными культурами и селениями. В настоящее время в изученных колхозах более 78% поливных земель занято в хлопковом севообороте и около 22 % — продовольственными культурами (садами, виноградниками, огородами, бахчами, зерновыми и др.). В одном колхозе земельный фонд составляет 1900— 3600 га, из них поливные пашни в среднем 1800 (в том числе 1440 га хлопчатник). Сельское население расселено в мелких кишлаках, число которых колеблется в одном колхозе от 8 до 20, а количество домов в 46% селений не превышает 50 и только 7,6 % домовладений находятся в поселках с числом домов более 300. Установлено, что даже для небольшого села, занимающего менее 10 га, площадь санитарно-защитной зоны (СЗЗ) составляет более 400 га. Пока еще в существующих колхозах затруднено создание необходимых СЗЗ между хлопковыми полями и жилыми территориями. Также практически невозможно устанавливать охранительное зонирование для продовольственных культур, ирригационных каналов, рекреационных зон и других объектов из-за близкого соседства их с хлопковыми полями.
Осуществляются большие преобразования в сельских районах Средней Азии (застройка поселков, реконструкция землепользования, ирригация и др.), в связи с чем важное значение приобретает гигиенически правильное решение охраны окружающей среды в проектах развития хлопководческих районов, ибо от этого во многом зависит состояние здоровья населения в ближайшем и отдаленном будущем. В изученных схемах и проектах районной планировки и генеральных планах сельских поселков Каракалпакской АССР, Хорезмской и Наманганской областей Узбекской ССР и Та-шаузской области Туркменской ССР по существу не рассмотрены вопросы охраны окружающей среды от загрязнения пестицидами, в том числе по созданию СЗЗ между хлопковыми полями и населенными пунктами. На отдаленную перспективу (до 2000 г.) в каждом колхозе планируется многоотраслевое сельскохозяйственное производство. Наряду с хлопком, составляю щим 75—85% от общей продукции, будут выращиваться рис, фрукты, овощи, бахчевые и др. При этом не устраняется чересполосное расположение по всей территории земельного фонда хозяйств посевов хлопчатника и продовольственных культур. В указанных проектах не предусматривается укрупнение существующих колхозов и каждый из них будет иметь в будущем небольшой земельный фонд (от 1900 до 4600 га, в среднем 3700 га), на котором рекомендуется строительство минимум 2—3 поселков. В одном колхозе проживает от 2900 до 5800 человек (в среднем 3500), число домов от 502 до 843 (в среднем 737). Установлено, что при реализации схем и проектов районов планировки и генеральных планов сельских поселков почти все хлопковые поля будут находиться в пределах 1000 м СЗЗ. Например, в одном колхозе Хорезмской области при 1423 га поливной пашни (из них 1138 га занимает хлопчатник) в случае строительства 3 поселков площадь 1000 м СЗЗ составит 2221 га, при строительстве 2 поселков — 1663 га. В Кара-Калпакской АССР средний колхоз будет располагать 1545 га орошаемых
земель (в том числе 1236 га под хлопчатником), а площадь 1000 м СЗЗ составляет 2079 га при возведении 3 поселков и 1540 га при строительстве 2 сел. Еще меньше возможностей для создания необходимых СЗЗ в Андижанской, Ферганской, Ташкентской и других областях с большой плотно- , стью населения (более 250 человек на 1 км2), где планируется децентрализованное расселение. В проектах планировки развития хлопководческих районов не предусматривается территориальное разобщение производственных объектов, животноводческих ферм и других объектов от хлопковых полей. В то же время отсутствует территориальное объединение хозяйств с однородной специализацией сельского хозяйства. Также не учтена охрана от пестицидов антропогенных и природных ландшафтов, не связанных с сельским производством, но расположенных в зоне их влияния.
Исследования, проведенные с учетом развития сельского хозяйства в республиках Средней Азии (пятилетние и долгосрочные планы) позволили разработать санитарное прогнозирование окружающей среды с позиций гигиены планировки хлопководческих районов, основные принципы которого заключаются в следующем. В хлопководческих колхозах при существующем земельном фонде и сельскохозяйственной деятельности следует осуществлять зонирование территорий: хлопковые поля сосредоточивать на одном земельном массиве, а продовольственные культуры и селитебно-производ-ственные зоны — на другом, проектировать возведения только одного поселка, вокруг которого размещать все объекты, не связанные с хлопководством. При такой планировке более 50% земельного фонда или же все хлопковые поля будут находиться на расстоянии более 1 км от населенного пункта, а посевы хлопчатника, расположенные в смежной зоне с продовольственными культурами, должны 'будут иметь соответствующие ограничения по применению пестицидов.
Большое оздоровительное значение имеет узкая специализация хозяйств 1 по территориальному принципу, когда они производят только хлопок или продукты питания. На данном этапе должно осуществляться укрупнение земельного фонда хлопководческих хозяйств до 8 тыс. га и более, а также строительство современного благоустроенного агрогорода, при которых уже более 85% плантаций хлопчатника не будут иметь санитарно-гигие-нических ограничений по использованию пестицидов.
В охране окружающей среды от загрязнения пестицидами, применяемыми в хлопководстве, важная роль принадлежит гигиенической дифференциации размещения хозяйств с разной специализацией сельского хозяйства на территории районов и областей. В частности, хозяйства по производству хлопка и продуктов питания должны концентрироваться в обособленных друг от друга зонах. Исключительно важным является гигиенически рациональная планировка природных и антропогенных ландшафтов в масштабе областей и регионов, в которой взаимосвязано разрабатываются все вопросы по охране здоровья населения от воздействия пестицидов.
Для принятия оптимальных решений по охране окружающей среды от загрязнения применено графоописательное моделирование. В частности, представлена в форме графиков существующая планировка колхозов, проектная планировка их на перспективу, а также принципиальные схемы — модели планировки отдельных регионов с позиций охраны окружающей среды от загрязнения пестицидами, применяемыми в хлопковбдетве. Модель планировки Хорезмского оазиса содержит следующую дифференциацию территорий: вдоль Аму-Дарьи развиваются тугайные леса и здесь размещаются заповедники и рекреационные учреждения, рядом с этой зоной и по течению реки — хозяйства по производству продуктов питания, а для выращивания хлопка отводятся территории, граничащие с пустынями ^ Кызылкум и Каракум.
В горно-равнинных регионах гигиенически целесообразно использовать горные долины для выращивания продуктов питания (сады, виноградники,
огороды, бахчи и др.) и отдыха населения (санатории, дома отдыха, пионерские лагеря и др.), а равнинные зоны полностью отвести под хлопок.
Для охраны здоровья населения во вновь осваиваемых регионах (Хорезмском оазисе, Голодной, Каршинской, Джизакской степи и др.) должны внедряться изложенные выше гигиенические принципы дифференциации территорий. При этом решающее значение имеет создание вдоль магистральных оросительных каналов зеленых зон с размещением рекреационных учреждений, расположение по соседству с последними хозяйств по производству пищевых продуктов, а также организация на остальной территории крупных хозяйств (земельный фонд не менее 8000 га), специализирующихся только на выращивании хлопка, обеспечив гигиеническую регламентацию расселения и землепользования с целью безопасности в отношении применения ядохимикатов.
В связи с новыми задачами по усовершенствованию сельского хозяйства и расселению сельского населения в хлопководческих районах необходимы составление и корректировка большинства схем и проектов районной планировки и генеральных планов сельских поселков. Гигиенисты и санитарные врачи должны принимать активное участие в планировании развития сельскохозяйственных комплексов и населенных пунктов, для того чтобы своевременно решать вопросы охраны окружающей среды от загрязнения пестицидами и создавать оптимальные условия для жизни сельского населения на перспективу.
Поступила 16/1 1979 г. »
CURRENT PROBLEMS OF HYGIENE IN THE PLANNING OF COTTON-GROWING
AREAS
V. К h, Khasanov
This study represents the first attempt at a rational zoning of cotton-growing régions, their differentiation, and identification of anthropogenic and natural landscapes of individual areas that are safe as regards the pollution with pesticides used in agriculture.
УДК 613.32:Мв.»
Кандидаты мед. наук В. Л. Сусликов и В. Д. Семенов, Л. С. Ляшко
К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ КРЕМНИЕВОЙ КИСЛОТЫ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ
Чувашский университет им. И. Н. Ульянова, Чебоксары
Спорность и разноречивость литературных данных о действии водорастворимых соединений кремниевой кислоты на живые организмы послужили основанием для проведения данной работы, в которой предполагалось решить следующие вопросы: определить характер биологических реакций практически здоровых людей и сельскохозяйственных животных в зонах, обогащенных кремнием, по сравнению с зонами с низким уровнем кремния в питьевых водах, выяснить особенности действия кремния питьевых вод в различных концентрациях и в сочетании с другими минеральными солями на организм экспериментальных животных и установить пороговые концентрации кремния в питьевых водах.
Для решения поставленных задач нами проведены сравнительные фи-зиолого-гигиенические исследования функционального состояния почек, щитовидных и околощитовидных желез у практически здоровых людей и сельскохозяйственных животных в районах с высоким содержанием (более 20,0 мг/л) кремния в питьевых водах на территориях Чувашской и Якутской автономных республик и в районах Чувашской АССР, где этот показатель невысок (менее 3,0 мг/л). Всего обследовано 896 человек и 120 ко-