Научная статья на тему 'Актуальные вопросы формирования системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации'

Актуальные вопросы формирования системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1571
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / SPORT TRAINING SYSTEM / СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / SPORT RESERVE / ТРЕНЕР / COACH / СПОРТСМЕН / ATHLETE / RENOVATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вырупаев В.К., Антонов Д.П., Титова Н.А., Найданов Б.Н.

Система подготовки спортивного резерва определяет успешность той или иной страны на международной спортивной арене через полноценное пополнение состава национальных сборных команд. Особого внимания специалистов заслуживает не только системная работа ведущих спортивных держав мира, но и анализ советской системы спортивной подготовки, которая на протяжении длительного времени была одной из лучших в мировом спорте по шкале «вложение-результат». Высокая конкуренция в мировом спорте, жёсткие антидопинговые правила, проблемы форсированной спортивной подготовки на начальных этапах, отсутствие полноценной системы эффективной спортивной ориентации и отбора, снижение уровня здоровья, физического и психического развития требуют от государства создания соответствующих организационных, нормативных правовых, финансовых решений. Практика показывает, что только комплексный подход имеет успешный долгосрочный эффект, в том числе через разработку и внедрение передовых методик тренировки спортсменов и совершенствование организационной и методической работы с детьми, подростками, юношами и девушками на всех этапах спортивной подготовки. Модернизация системы подготовки спортивного резерва стала одним из приоритетных направлений государственной политики Министерства спорта Российской Федерации и осуществляется при участии и поддержке федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, общероссийских спортивных федераций, общественных организаций и организаций, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, а также при заинтересованном отношении отраслевых профсоюзов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вырупаев В.К., Антонов Д.П., Титова Н.А., Найданов Б.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANT ISSUES of DEVELOPING SYSTEM OF sport reserve training in Russian Federation

The system of sport reserve training determines success of a country in the international sport arena through meaningful reinforcement of national teams. The experts should pay particular attention not only to systematic efforts of the leading sport powers, but also to the analysis of Soviet system of sport training, which was considered to be one of the best in the world measured with «investing outcome» scale for a long time. High competitiveness in the world sport, tough anti-doping regulations, problems of intensive sport training on the initial stages, absence of meaningful system of effective sport orientation and selection, degradation of health level, lower physical and psychic development all these points justify the need for corresponding organizational, legislative and financial decisions of the government. Practice clearly reveals that only a comprehensive approach has successful long-term effect, including development and implementation of contemporary methods for training athletes, refinement of organizational and methodical activities aimed at children, adolescents, young boys and girls on every single stage of sport training. Renovation of the system of sport reserve training has become one of the priority tasks of public policy of the Ministry of Sport of the Russian Federation, and it is widely supported by the federal executive bodies, Russian Federation regions, national sport federations, public agencies engaged in physical culture and sport activity, as well as by vocational professional unions.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы формирования системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации»

УДК 796.062

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.К. Вырупаев, Д.П. Антонов, Н.А. Титова, Б.Н. Найданов

ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», Москва, Россия Для связи с авторами: sekretar.fcpsr@gmail.com, 5natit@mail.ru, bnaidaaov@mail.ru

Аннотация

Система подготовки спортивного резерва определяет успешность той или иной страны на международной спортивной арене через полноценное пополнение состава национальных сборных команд. Особого внимания специалистов заслуживает не только системная работа ведущих спортивных держав мира, но и анализ советской системы спортивной подготовки, которая на протяжении длительного времени была одной из лучших в мировом спорте по шкале «вложение-результат». Высокая конкуренция в мировом спорте, жёсткие антидопинговые правила, проблемы форсированной спортивной подготовки на начальных этапах, отсутствие полноценной системы эффективной спортивной ориентации и отбора, снижение уровня здоровья, физического и психического развития требуют от государства создания соответствующих организационных, нормативных правовых, финансовых решений.

Практика показывает, что только комплексный подход имеет успешный долгосрочный эффект, в том числе через разработку и внедрение передовых методик тренировки спортсменов и совершенствование организационной и методической работы с детьми, подростками, юношами и девушками на всех этапах спортивной подготовки.

Модернизация системы подготовки спортивного резерва стала одним из приоритетных направлений государственной политики Министерства спорта Российской Федерации и осуществляется при участии и поддержке федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, общероссийских спортивных федераций, общественных организаций и организаций, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, а также при заинтересованном отношении отраслевых профсоюзов.

Ключевые слова: модернизация, система спортивной подготовки, спортивный резерв, тренер, спортсмен.

RELEVANT ISSUES OF DEVELOPING SYSTEM OF SPORT RESERVE TRAINING IN RUSSIAN FEDERATION

V.K. Vyrupaev, D.P. Antonov, N.A. Titova, B.N. Naydanov Federal Centre of Sport Reserve Training, Moscow, Russia Abstract

The system of sport reserve training determines success of a country in the international sport arena through meaningful reinforcement of national teams. The experts should pay particular attention not only to systematic efforts of the leading sport powers, but also to the analysis of Soviet system of sport training, which was considered to be one of the best in the world measured with «investing - outcome» scale for a long time. High competitiveness in the world sport, tough anti-doping regulations, problems of intensive sport training on the initial stages, absence of meaningful system of effective sport orientation and selection, degradation of health level, lower physical and psychic development - all these points justify the need for corresponding organizational, legislative and financial decisions of the government.

Practice clearly reveals that only a comprehensive approach has successful long-term effect, including development and implementation of contemporary methods for training athletes, refinement of organizational and methodical activities aimed at children, adolescents, young boys and girls on every single stage of sport training. Renovation of the system of sport reserve training has become one of the priority tasks of public policy of the Ministry of Sport of the Russian Federation, and it is widely supported by the federal executive bodies, Russian Federation regions, national sport federations, public agencies engaged in physical culture and sport activity, as well as by vocational professional unions.

Keywords: renovation, sport training system, sport reserve, coach, athlete.

Постсоветский период «переформатирования» спорта характеризовался тем, что централизованное государственное управление подготовкой спортивного резерва, сформированное во времена СССР по территориально-ведомственному принципу, уступило место региональной организации и управлению. В этих условиях спортивные федерации и организации профсоюзов оказались не готовы реализовать установленные законодательством права и полномочия по спортивной подготовке. Такие тенденции стали заметны не сразу. Вместе с тем, несмотря на стремительный обвал уровня жизни, который характеризовался преимущественно негативными тенденциями, ухудшением физического и нравственного здоровья подрастающего поколения, а также кризисными проявлениями олимпийского движения в России, еще минимум 20 лет отечественный спорт высших достижений продолжал держаться в числе фаворитов благодаря сложившимся традициям, энтузиазму отдельных личностей и талантов [1, 2]. Но данный ресурс быстро исчерпал себя, происходила замена управленческих и тренерских кадров, спортивных врачей на представителей идеологии и формации иных ценностей, что в конечном итоге привело к снижению качества и форсированию подготовки спортсменов, наметилась тенденция ухода и выдавливания России из мировых спортивных лидеров.

Статистика свидетельствует, что доля воспитанников спортивных школ в составах сборных команд от спартакиады школьников до спартакиад народов России составляет около 98%, а члены сборных команд России, как правило, проходили подготовку в спортивных школах. Поэтому от уровня функционирования системы подготовки спортивного резерва во многом зависит дальнейший успех российских спортсменов на международной спортивной арене.

Важным импульсом к изменению ситуации стало поручение Президента Российской Федерации в 2009 году о передаче детско-юношеских спортивных школ, осуществляющих подготовку олимпийского резерва, в ведение Минспорттуризма России с сохране-

нием имеющегося материально-технического обеспечения этих школ и условий оплаты труда их работников. Этим были заложены основы формирования самостоятельной спортивной отрасли и начато поэтапное выстраивание вертикальной структуры управления спортивной подготовкой через модернизацию системы подготовки спортивного резерва. Этот процесс был предопределен целым рядом объективных обстоятельств и направлен на оптимизацию и систематизацию физкультурно-спортивных организаций, их нормативное правовое, финансовое, материально-техническое, кадровое, методическое и иное ресурсное обеспечение. Министерством спорта Российской Федерации была проделана большая работа по формированию нормативной правовой базы системы подготовки спортивного резерва. Внесены соответствующие изменения в Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в том числе по проведению аттестации на присвоение квалификационных категорий тренерам и иным специалистам. Разработаны и внедрены федеральные стандарты спортивной подготовки. Ежегодно бюджетам субъектов Российской Федерации выделяются субсидии из федерального бюджета на оказание адресной финансовой поддержки организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва. Внесены поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, позволяющие нашим организациям осуществлять закупку товара, работы или услуги у единственного поставщика на сумму до 400 000 (четырехсот тысяч) рублей [5]. Утвержден приказ Минспорта России от 30.10.2015 № 999, в котором определены общие основы организации процесса подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, особенности предмета деятельности, структуры организаций, осуществляющих спортивную подготовку, их задачи и порядок взаимодействия, особенности методического, научно-методического и кадрового обеспечения, питания, оценки качества и эффективности деятельности организаций, осуществляющих

спортивную подготовку. Контингент детей в возрасте от 5 до 18 лет, занимающихся по программам спортивной подготовки, учитывается наравне с контингентом детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, в рамках исполнения «майских» указов Президента Российской Федерации.

В настоящее время разрабатываются федеральные стандарты спортивной подготовки 2-го поколения, в которые будут включены положения об антидопинговом, научно-методическом, медицинском и медико-биологическом, кадровом и материально-техническом обеспечении. В 2017 году по сравнению с предыдущим годом на 13,5 млрд. руб. (с 132,1 млрд. руб. до 145,6 млрд. руб.) выросли объемы финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку. За счет бюджетов всех уровней и внебюджетных источников на 1 млрд. руб. выросли расходы непосредственно на спортивную подготовку, а заработная плата — на 8 млрд. рублей. Введены отраслевые корректирующие коэффициенты, направленные на сокращение, в первую очередь, региональных и муниципальных расходов на спортивную подготовку на этапе начальной подготовки в 4 раза, а на тренировочном этапе в 2 раза. Данная мера позволяет субъектам Российской Федерации набирать дополнительные группы занимающихся или увеличивать финансирование уже существующих групп.

В части формирования социальных льгот и гарантий работникам отрасли во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 11.06.2017 № Пр-1121 впервые раздел «Особенности формирования систем оплаты работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта» был включен в Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год, утвержденные координатором Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений О.Ю. Го-

лодец (протокол № 11 от 22.12.2017). В настоящее время идёт внедрение положений Единых рекомендаций на всей территории Российской Федерации, что позволяет совершенствовать систему оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку [3]. В субъектах Российской Федерации ведётся работа по присоединению к Отраслевому соглашению по организациям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации, между Министерством спорта Российской Федерации и Профсоюзом работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации на 2018-2020 годы. Впервые сформировано Отраслевое объединение работодателей. Создана нормативная база из 11 профессиональных стандартов в области физической культуры и спорта для работы Отраслевого совета по профессиональным квалификациям.

Достигнута консолидированная позиция с Минобрнауки России в части выполнения организациями дополнительного образования, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта, требований федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта при реализации программ спортивной подготовки [4]. При переводе организаций на программы спортивной подготовки часть средств из 22,6 млрд. руб., расходуемых на финансирование организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (по данным формы № 5-ФК за 2017 год), будет переведена из раздела 0700 «Образование» в раздел 1100 «Физическая культура и спорт» классификации расходов бюджетов, что обеспечит соблюдение бюджетного законодательства и позволит избежать нецелевого расходования средств.

По данным формы № 5-ФК, в 2017 году средняя заработная плата тренеров составляет 32 164,0 руб., а средняя зарплата тренеров-преподавателей — 30 772,0 руб. Внедрение Единых рекомендаций, присоединение к Отраслевому соглашению, перевод средств на

раздел 1100 «Физическая культура и спорт» позволят довести заработную плату тренеров до уровня средней заработной платы по экономике региона.

Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 11.06.2017 № Пр-1121 ведется очень важная и кропотливая работа по утверждению в субъектах Российской Федерации дорожных карт по доведению уровня финансирования услуг, связанных со спортивной подготовкой, к 2020 году до соответствия требованиям федеральных стандартов по спортивной подготовке.

В части формирования системы государственно-частного партнерства отрасль физической культуры и спорта стала второй из отраслей социальной сферы (уступая только здравоохранению) по количеству проектов, по которым объявлены конкурсные процедуры, и по количеству заключенных соглашений. В апреле 2018 года первые в России были подписаны соглашения о муниципально-частном партнерстве в Республике Татарстан и Волгоградской области.

2018 год становится периодом стабилизации в системе подготовки спортивного резерва, когда большинство субъектов Российской Федерации провели плановые мероприятия по формированию региональных систем подготовки спортивного резерва. Региональное законодательство приводится в соответствие с федеральным, формируются условия для дальнейшего интенсивного и инновационного развития, в том числе в формате кластерного взаимодействия с привлечением фундаментальной и прикладной науки, ресурсов здравоохранения, образования и информатизации.

Таким образом, за период с 2015 по 2017 годы были пошагово выполнены задачи по систематизации структуры управления, формированию нормативной правовой базы, проведению работы по материально-техническому и финансовому обеспечению, обеспечению тренеров и других специалистов отрасли мерами социальной обеспеченности. Завершается формирование отраслевой сети организаций спортивной подготовки.

Активная фаза формирования отраслевой сети организаций пришлась на 2016-2017 годы.

По данным федерального статистического наблюдения по форме № 5-ФК, в 2017 году было обеспечено выполнение целевого показателя государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» «Доля организаций, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в общем количестве организаций в сфере физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов» — 80%. В 2016 году достигнутый показатель составил 44% при плановом значении 75%. Подсчет ведется исходя из 3158 организаций ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта. На основании информации, представленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта в 2018 году, 2 672 организации перешли на программы спортивной подготовки, что составляет 84,6 процента от численности физкультурно-спортивных организаций ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта. Кроме того, спортивную подготовку осуществляют училища олимпийского резерва и центры олимпийской подготовки. Образовательные организации высшего образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, также получили право осуществлять спортивную подготовку. Формирование сети отраслевых организаций позволит повысить качество подготовки спортивного резерва, сконцентрировать на них государственное финансирование на обеспечение государственного задания, а также иное необходимое ресурсное обеспечение. Для отраслевых организаций (спортивных школ, спортивных школ олимпийского резерва, центров олимпийской подготовки) спортивная подготовка является основным и обязательным видом деятельности. Организациям, осуществляющим спортивную подготовку, независимо от их типа и

формы собственности, будет предоставлена возможность пройти государственную аккредитацию на получение права осуществления деятельности по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки. Другие организации, в том числе организации дополнительного образования, в дальнейшем также будут вправе реализовывать на основании аккредитации программы спортивной подготовки в качестве дополнительного вида деятельности в специально созданном структурном подразделении по спортивной подготовке. Это позволит значительно расширить границы отрасли, привлечь к реализации программ спортивной подготовки максимальное количество различных организаций, в том числе коммерческих (например, фитнес-клубы), через структурные подразделения по спортивной подготовке. Спортивная подготовка сегодня является очень востребованной услугой среди детей и подростков, и расширение спектра организаций, реализующих эти программы, позволит увеличить охват детей, занимающихся спортом на постоянной основе, особенно на этапе начальной подготовки. В итоге будет сформировано единое спортивное пространство, предоставляющее равные возможности всем организациям для участия в подготовке спортивного резерва путем реализации программ спортивной подготовки.

Таким образом, можно констатировать формирование спортивной отрасли как самостоятельной отрасли социальной сферы, у которой теперь есть все сопутствующие ей признаки: сложившаяся структура управления, нормативная правовая база, а также отраслевая сеть организаций спортивной подготовки. В настоящее время на первый план выходит решение следующих приоритетных задач по подготовке спортивного резерва:

1. Формирование и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, предусматривающей эффективное управление, систему аккредитации и контроля, координацию деятельности и методическое обеспечение в процессе подготовки спортивного резерва.

2. Научно-методическое, медицинское и

медико-биологическое обеспечение подготовки спортивного резерва с привлечением научного, интеллектуального потенциала России, в том числе на основе кластерного взаимодействия заинтересованных ведомств и организаций.

3. Осуществление инновационной деятельности по внедрению в регионах лучших научных разработок и практик в области подготовки спортивного резерва.

4. Обновление содержания тренировочного процесса и совершенствование системы спортивных соревнований с учетом необходимости создания условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания в ходе спортивной подготовки.

5. Совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и спортивно одаренных детей.

6. Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва и формирование социальных льгот и гарантий работникам отрасли.

7. Внедрение дифференцированных подходов к обеспечению различных социально-демографических групп населения услугами в сфере физической культуры и спорта с учетом их мотивации, интересов и потребностей.

Выполнение вышеуказанных задач обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва, развития инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе за счет совершенствования механизмов привлечения в отрасль частных инвесторов, а также укрепление и расширение международных связей. Выполнение приоритетных задач по подготовке спортивного резерва позволит обеспечить достижение следующих целей:

- повышения эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд;

- повышения уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку,

продления их спортивного долголетия: сохранения здоровья, уменьшения риска развития хронических заболеваний, снижения уровня травматизма и смертности; - повышения уровня влияния физической культуры и спорта на улучшение демографических процессов в Российской Федерации, в том числе на формирование у населения Российской Федерации мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки в целях увеличения продолжительности здоровой жизни, повышения уровня трудоспособности и самореализации граждан.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бауэр, В. Г. Основные проблемы подготовки спортивного резерва в России / В. Г. Бауэр. - М. : Вестник спортивной науки. - № 5. - 2014. - С. 31-36.

2. Исаев, А. А. Спортивная политика России / А. А. Исаев. - М. : Советский спорт, 2002. - 511 с.

3. Письмо Минспорта России от 26.12.2017 № СК-ВК-10/10072 Об обеспечении единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций физической культуры и спорта.

LIST OF REFERENCES

1. Bauer, V. G. Major problems of sport reserve training in Russia / V. G. Bauer. - M. : Vestnik sportivnoy nauky (Sport science bulletin). - № 5. - 2014. - P. 31-36.

2. Isaev, A. A. Sport policy of Russia / A. A. Isaev. - M. : Sovetskiy sport (Soviet sport). - 2002. - P. 511.

3. Letter of the Ministry of Sport of the Russian Federation dated 26.12.2017 № SK-VK- 10/10072 On providing unified approaches to the regulations of payments for employees of physical culture and sport organizations.

Подготовка спортивного резерва, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», является одной из стратегических задач для достижения национальной цели по направлению «демография». Выполнение приоритетных задач по подготовке спортивного резерва, указанных в настоящей статье, предполагается осуществлять в рамках проектной деятельности при участии широкого спектра заинтересованных ведомств, организаций и общественных объединений.

4. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2018 № 09758 «О соблюдении требований приказа Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».

5. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

4. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 25.05. 2018 № 09-758 On meeting the requirements of the Order of the Ministry of Sport of the Russian Federation dated 27.12.2013 № 1125 On ratification of peculiarities of organization and delivery of educational, training and methodical activities in the field of physical culture and sport".

5. Federal Law of 04.12.2007 № 329-FZ «On physical culture and sport in the Russian Federation».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.