Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ КР'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ КР Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
компетентность / педагогическая деятельность / психологическая компетентность / профессиональная культура / коммуникативная компетентность / социально-коммуникативная компетентность / образовательный стандарт / конкуренция. / competence / pedagogical activity / psychological competence / professional culture / communicative competence / social and communicative competence / educational standard / competition.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Умаров Талант Нурдинович

В данном статье обосновывается актуальность формирования психологической компетентности будущих учителей высшей школы. При выяснении содержания понятия «психологическая компетентность» использовался метод теоретического анализа соответствующей научно-методической литературы, периодических изданий с психолого-педагогической стороны. С целью определения практического положения формирования психологической компетентности будущих педагогов и опыта работы вузов Кыргызской Республики проведен анализ действующего государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования, выявлены трудности и проблемные вопросы В условиях педагогических вузов Кыргызстана рассматриваются вопросы формирования профессиональных компетенций будущих педагогов на основе компетентносного подхода, раскрывается место формирования психологических компетенций среди профессиональных компетенций будущих педагогов. Также раскрывается роль психологических дисциплин в формировании психологических компетенций пределены проблемные вопросы в области формирования психологических компетенций будущих педагогов в ВУЗах Кыргызстана, даны научно-методические рекомендации для повышения уровня преподавания психологии в вузах на кыргызском языке с учетом того, что сегодня образование осуществляется на основе компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Умаров Талант Нурдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF FORMING THE PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE KR

This article substantiates the relevance of the formation of psychological competence of future teachers of higher education. When clarifying the content of the concept of "psychological competence", the method of theoretical analysis of the relevant scientific and methodological literature, periodicals from the psychological and pedagogical side was used. In order to determine the practical situation of the formation of the psychological competence of future teachers and the experience of the universities of the Kyrgyz Republic, an analysis of the current state educational standard for professional higher education was carried out, difficulties and problematic issues were identified. In the context of pedagogical universities in Kyrgyzstan, the questions of the formation of professional competencies of future teachers on the basis of a competency-based approach are considered, the place of formation of psychological competencies among the professional competencies of future teachers is revealed. The role of psychological disciplines in the formation of psychological competencies is also revealed, problematic issues in the field of the formation of psychological competencies of future teachers in the universities of Kyrgyzstan are identified, scientific and methodological recommendations are given to improve the level of teaching psychology in universities in the Kyrgyz language, taking into account the fact that today education is carried out on the basis of a competency-based approach .

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ КР»

УДК 159.9:316.6 ГРНТИ 15.81

DOI 10.24412/2409-3203-2023-35-176-180

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ КР

Умаров Талант Нурдинович

к.п.н., доцент кафедры общей психологии Ошский государственный университет Кыргызская Республика, г. Ош

Аннотация: В данном статье обосновывается актуальность формирования психологической компетентности будущих учителей высшей школы. При выяснении содержания понятия «психологическая компетентность» использовался метод теоретического анализа соответствующей научно-методической литературы, периодических изданий с психолого-педагогической стороны. С целью определения практического положения формирования психологической компетентности будущих педагогов и опыта работы вузов Кыргызской Республики проведен анализ действующего государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования, выявлены трудности и проблемные вопросы

В условиях педагогических вузов Кыргызстана рассматриваются вопросы формирования профессиональных компетенций будущих педагогов на основе компетентносного подхода, раскрывается место формирования психологических компетенций среди профессиональных компетенций будущих педагогов. Также раскрывается роль психологических дисциплин в формировании психологических компетенций пределены проблемные вопросы в области формирования психологических компетенций будущих педагогов в ВУЗах Кыргызстана, даны научно-методические рекомендации для повышения уровня преподавания психологии в вузах на кыргызском языке с учетом того, что сегодня образование осуществляется на основе компетентностного подхода.

Ключевые слова: компетентность, педагогическая деятельность, психологическая компетентность, профессиональная культура, коммуникативная компетентность, социально-коммуникативная компетентность, образовательный стандарт, конкуренция.

CURRENT ISSUES OF FORMING THE PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE KR

Umarov Talant Nurdinovich

Ph.D., Associate Professor of the Department of General Psychology

Osh State University Republic of Kyrgyzstan, Osh

Abstract: This article substantiates the relevance of the formation of psychological competence of future teachers of higher education. When clarifying the content of the concept of "psychological competence", the method of theoretical analysis of the relevant scientific and methodological literature, periodicals from the psychological and pedagogical side was used. In order to determine the practical situation of the formation of the psychological competence of future teachers and the experience of the universities of the Kyrgyz Republic, an analysis of the current state educational standard for professional higher education was carried out, difficulties and problematic issues were identified.

In the context of pedagogical universities in Kyrgyzstan, the questions of the formation of

176

professional competencies of future teachers on the basis of a competency-based approach are considered, the place of formation of psychological competencies among the professional competencies of future teachers is revealed. The role of psychological disciplines in the formation of psychological competencies is also revealed, problematic issues in the field of the formation of psychological competencies of future teachers in the universities of Kyrgyzstan are identified, scientific and methodological recommendations are given to improve the level of teaching psychology in universities in the Kyrgyz language, taking into account the fact that today education is carried out on the basis of a competency-based approach .

Key words: competence, pedagogical activity, psychological competence, professional culture, communicative competence, social and communicative competence, educational standard, competition.

В настоящее время перед высшими учебными заведениями нашей республики стоит задача подготовки квалифицированных специалистов как зрелых личностей, имеющих качественную подготовку, умеющих творчески работать в своей профессии, выдерживающих конкуренцию в своей профессии.

Изменение современной парадигмы образования и внедрение государственных образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе, в образовательных учреждениях создали потребность в совершенствовании формирования психологической компетентности будущих педагогов. В этом контексте Л. С. Выготский: «...поскольку учебный процесс есть процесс психологический, знание общих принципов психологии... помогает научно обосновать этот вопрос» [1].

В настоящее время обучение ведется на основе компетентностного подхода, и его основной особенностью является формирование профессиональных качеств, профессиональных знаний, навыков и умений человека при подготовке специалистов. Современная развивающая концепция образования требует от учащихся не только овладения определенным объемом знаний, но и трансформации этих знаний в свои личностные, познавательные и творческие способности, развитие как профессионалов. Поэтому успешность профессиональной деятельности современного педагога во многом определяется его психологической компетентностью. Важным периодом для формирования психологической компетентности педагогов является период обучения в вузе.

Существуют разные подходы к пониманию сущности понятия «психологическая компетентность». Дж.Г. Гаранина понимает ее как систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих высокий уровень профессионального самосознания, умение управлять собственными психическими состояниями и общепсихологическую подготовку [2]. Л. А. Омельяненко рассматривает его как компонент общей и профессиональной культуры [5]. На наш взгляд, психологическая компетентность - характеристика психики, определяющая успешность профессиональной деятельности, обеспечивающая наличие психологических знаний, психологического мышления, практических навыков и навыков межличностного общения.

Психологическое воспитание должно включать в себя ряд вопросов: возрастные психологические особенности субъектов учебной деятельности, условия и факторы формирования психических образований под влиянием обучения: «барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности, психологические аспекты развития учебной мотивации - Педагогические условия, индивидуальные функции учащихся, коллективная деятельность по выбору собственных целей, планов, проектов, психологические особенности одаренных детей и детей с нарушениями здоровья и др. [4]. Под практическими навыками и умениями понимаются умения организовывать учебную деятельность, учебное сотрудничество, создавать психолого-педагогические условия для расширения предметных функций обучающихся, а также навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса [6,

177

200].

Практика показывает, что для повышения психологической компетентности необходимо использовать как теоретическую психологическую подготовку, так и практические методы профессиональной подготовки. В этом аспекте основной задачей формирования психологической компетентности будущих учителей является расширение психологических знаний студентов, их представлений о своей будущей профессиональной деятельности, совершенствование их коммуникативных навыков, умений и психологического мышления.

Особенность обучения при компетентностном подходе состоит в том, что будущий специалист не ограничивается овладением готовыми знаниями, но и своими силами формирует понятия, необходимые для решения задач, связанных с его профессией [7, 140].

Для того чтобы определить профессионально-психологические компетенции будущих педагогов, необходимо знать специфику их деятельности.

Педагогическая деятельность - это деятельность, направленная на организацию и управление деятельностью другого лица (учащегося): это профессиональная деятельность, направленная на воспитание, обучение, развитие учащегося и создание наиболее благоприятных условий для его саморазвития, поэтому формирование психологические компетенции у будущих учителей имеет большое значение [4, 96].

Изучение и анализ научной литературы показало, что качествами (компетенциями), приобретаемыми будущими педагогами, являются:

- наличие профессиональных знаний и общих компетенций, опыта работы, профессиональных компетенций;

- формирование профессионального мышления и сознания;

- формирование самосознания, самоуправления;

- способность быстро и легко адаптироваться в новой социальной среде, готовность работать в команде;

- формирование социальных качеств личности, таких как умение устанавливать отношения с учащимися, коллегами и родителями;

- формирование социально-личностных качеств и общей культуры человека, таких как целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникабельность, толерантность;

- формирование готовности к саморазвитию и самовоспитанию как личности.

Поскольку целью обучения в вузе является профессиональная подготовка будущих

учителей, особое место в профессиональной подготовке будущих учителей занимает комплекс занятий по психологии. Ведь успешное осуществление педагогической деятельности человека будет иметь особенности в зависимости от его психологической подготовки. Именно поэтому учителю необходимо знать психологию человека и иметь психологические компетенции в процессе осуществления совместной деятельности учителя и ученика в процессе воспитания и обучения. Поскольку человек работает не один, он часто осуществляет деятельность совместно с другими, необходимость выполнения совместной деятельности в обществе создает потребность людей в общении, общении, взаимодействии друг с другом.

В процессе подготовки будущих учителей на уровне бакалавриата ОшГУ, овладения профессионально важными психологическими знаниями и формирующими умениями, дисциплинами психологии в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки ОшГУ Кыргызской Республики от 15 сентября 2015 года № 1179/1 проводится в обучении. В нем преподаются дисциплины психология, общая психология, возрастно-педагогическая психология, социальная психология в объеме 10 кредитов [3]. В процессе прохождения этих предметов каждое

занятие включает теоретический и практический этапы, способствующие естественному синтезу психологических знаний, знаний и умений, обеспечивающих психологическую компетентность процесса овладения будущей профессиональной деятельностью.

Преподавание психологических дисциплин осуществляется в рамках компетентностного подхода, что позволяет добиться в результате комплексного решения задачи формирования психологической компетентности, усилить психолого-практический характер профессиональной подготовки, сформировать личность будущего, учитель.

Невозможно воспитывать и воспитывать детей, управлять их интеллектуальным и личностным ростом без учета психических особенностей детей разного возраста, без изучения учителем закономерностей особенностей внутреннего мира человека, обучаемого в уроки психологии.

Особенно в наше время, когда увеличивается общение и взаимодействие между людьми, педагогам необходимо быть компетентными в плане психологических знаний (знать психологию людей, уметь работать в команде, уметь слушать людей, уметь строить отношения с людьми и уметь искренне разговаривать и др.). Педагог должен обладать следующими коммуникативными качествами:

- умение устанавливать деловые отношения с учащимися, учителями, родителями, умение поддерживать нормальный психологический климат в коллективе;

- коммуникативные навыки (культура речи, умение слушать);

- навыки публичных выступлений и др.

- творческий подход к различным педагогическим ситуациям;

- поддержка инициативы;

- умение защищать свою репутацию и др.

В вузах Кыргызстана существуют проблемные вопросы в области формирования психологических компетенций будущих педагогов. Они связаны со следующими причинами:

1. Отсутствие и нехватка учебников по психологии на кыргызском языке.

2. Преподавание психологии на кыргызском языке в педагогических вузах связано с тем, что лекции, записанные преподавателями, являются основным средством обучения.

3. Отсутствие исследований и предложений по совершенствованию преподавания психологии на кыргызском языке.

Учитывая, что сегодня обучение ведется на основе компетентностного подхода, для повышения уровня преподавания курсов психологии на кыргызском языке в вузах мы рекомендуем следующее:

1. Подготовка единых образовательных программ и учебников по психологии на кыргызском языке для всех вузов нашей Республики на основе действующего образовательного стандарта.

2. Уточнение психологических терминов в кыргызском языке для устранения путаницу, вызванную одним русским термином и несколькими понятиями в кыргызском языке. Уточнение психологических терминов и понятий обеспечит качество написанных на кыргызском языке учебников, учебных и методических пособий по психологии в будущем и поможет студентам вузов углубленно освоить уроки психологии.

3. Специальное изучение положения и проблем преподавания психологических дисциплин на кыргызском языке способствует совершенствованию преподавания психологии студентам в вузах и создает возможность углубленного овладения психологией кыргызскоязычных студентов.

Изучение педагогико-психологических дисциплин вооружает будущих педагогов научной основой использования необходимых педагогико-психологических знаний в своей практической деятельности, способствует формированию профессиональных компетенций будущих педагогов. Приобретение психологических компетенций ведет к развитию профессиональных компетенций педагогов на высоком уровне.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Психология: классические труды. М.: Педагогика-Пресс. - 1999. -536 с.

2. Гаранина, Ж. Г. Влияние психологической компетентности на профессиональное саморазвитие будущих специалистов //Гуманитарий : актуальные проблемы науки и образования,- № 4 (32). М., - 2015, - С.46-53.

3. Мамлекеттик жогорку кесиптик билим беруунун мамлекеттик билим беруучулук стандарты (КРдин Билим беруу жана илим министрлигинин 2015-жылдын 15-сентябрындагы № 1179/1 буйругу менен бекитилген). -Бишкек. - 2015. - 560 б.

4. Мурзаев, М.С. ЖОЖдордо болочок педагогдордун психологиялык компетенцияларын калыптандыруунун айрым маселелери //Кыргыз билим беруу академиясынын кабарлары. -№3 (43). - Бишкек. - 2017. - 92-97 бб.

5. Омельяненко, Л. А. Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов //Молодой ученый. - №1. - М., -2017. -С.22-24.

6. Пузикова, B.C. Философские и психолого-педагогические аспекты формирования компетентностей учащихся в профильном обучении: монография. - БГТИ (филиал) ОГУ, Самара: СИПКРО, - 2013. - 263 с.

7. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - 2-ое

изд, перераб. и доп. СПб.: Питер, - 2002. - 272 с.

-♦-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.