Научная статья на тему 'Актуальные вопросы формирования международного финансового центра в России'

Актуальные вопросы формирования международного финансового центра в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР / МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / УРОКИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев П. В.

В статье рассмотрены история и понятие «международный финансовый центр», особенности формирования таких центров в связи с уроками мирового финансово-экономического кризиса. Исследованы актуальные проблемы создания международного финансового центра в РФ, предложены практические мероприятия по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы формирования международного финансового центра в России»

Удк 339.92

актуальные вопросы формирования международного финансового центра

В России*

П. В. АЛЕКСЕЕВ, кандидат экономических наук, старший научный ^трудник Е-mail: apv31@mail. т Институт финансово-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ

В статье рассмотрены история и понятие «международный финансовый центр», особенности формирования таких центров в связи с уроками мирового финансово-экономического кризиса. Исследованы актуальные проблемы создания международного финансового центра в РФ, предложены практические мероприятия по их решению.

Ключевые слова: международный финансовый центр, мировой финансовый кризис, уроки, модернизация, финансовый рынок, финансовый сектор.

Формирование международного финансового центра (МФЦ) в России является одной из наиболее актуальных проблем российской экономики. Однако единая теоретико-методологическая база для ее успешного решения отсутствует. Это нередко ведет к необоснованным политическим решениям (в частности, к попыткам форсированного, революционного формирования МФЦ). Автором рассмотрены наиболее важные теоретико-методологические вопросы формирования МФЦ в Москве с учетом уроков мирового финансово-экономического кризиса.

исторический экскурс и понятие международных финансовых центров. Исторически прообразом современных МФЦ являются античные

* Статья подготовлена по результатам научно-исследовательской работы в соответствии с Перспективным планом проведения научно-исследовательских работ в Финансовом университете при Правительстве РФ на 2012-2014 гг.

центры международной торговли и средневековые города, в которых осуществлялись:

- торговые сделки;

- денежные переводы;

- обмен денежных знаков;

- операции по кредитованию.

Однако МФЦ в их нынешнем виде возникли лишь в 1970-х гг. Их особенностью по сравнению с традиционными торговыми центрами является не только обслуживание торговых операций, но и специализация на следующих направлениях:

- операции с валютами, ценными бумагами и деривативами;

- кредитование;

- посреднические, страховые, деловые и прочие услуги.

До первой мировой войны господствующим финансовым центром являлся Лондон. Это было обусловлено:

- высоким уровнем развития капитализма в Великобритании;

- наличием крупнейшего и наиболее развитого хозяйства;

- ее широкими торговыми связями с другими странами;

- относительной устойчивостью фунта стерлингов;

- развитой кредитной системой страны.

Капиталы из разных стран концентрировались

на лондонском рынке, который кредитовал значи-

тельную долю международной торговли. Средством краткосрочного кредитования внешней торговли служил «стерлинговый вексель», акцептованный в Лондоне. 80 % международных расчетов осуществлялись в фунтах стерлингов.

После первой мировой войны (в силу действия закона неравномерности развития стран) ведущий международный финансовый центр переместился в США, которые занимали монопольные позиции до 1960-х гг., хотя Лондон продолжал играть важную роль в международных, валютных, кредитных и финансовых операциях.

С 1960-х гг. монопольное положение США как МФЦ было подорвано, так как возникли новые центры - в странах Западной Европы и Японии. Для повышения конкурентоспособности национальных банков, осуществляющих международные операции, промышленно развитые страны провели дерегулирование их деятельности, постепенно отменив ограничения, особенно валютные.

США первыми начали либерализацию национальных валютных, кредитных и финансовых рынков с середины 1970-х гг. В 1978-1986 гг. постепенно были проведены следующие корректировки:

- отменены ограничения на выплату процентов по депозитно-ссудным операциям;

- введены проценты по вкладам до востребования.

В 1984 г. отменен 30 %-ный налог на доход по облигациям, выпущенным в США и принадлежащим нерезидентам. В 1981 г. создана свободная банковская зона в Нью-Йорке, где иностранные банки освобождены от американского налогообложения и банковской регламентации.

Таким образом, валютная и финансовая либерализация, проведенная промышленно развитыми странами, способствовала развитию МФЦ в США, странах Западной Европы и Японии.

В научной литературе даются разные определения МФЦ. В Википедии МФЦ определяется как действующий международный рыночный механизм, который служит средством управления мировыми финансовыми потоками.

Наиболее адекватным представляется определение МФЦ, закрепленное в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. как «... системы взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, и инвесторов, стремящихся к размещению своих средств, которая охватывает участников из многих стран» [3].

На современном этапе деятельность некоторых МФЦ становится все более комплексной: они сосредоточивают не только функции перераспределения сбережений и инвестиций, но и сопутствующую деятельность в области обслуживания международных валютно-кредитных, финансовых отношений, а также страховых, аудиторских и других услуг.

Однако как неизбежное следствие конкуренции наблюдается тенденция усиления специализации финансовых центров. Лондон известен рынками:

- евровалютных операций;

- фондовых ценностей;

- золота.

А Сингапур выступает в качестве фондового аккумулятора региона.

В Нью-Йорке находятся штаб-квартиры большинства инвестиционных банков, занимающих доминирующее положение в мире. Ряд финансовых центров специализируется на определенных направлениях. Например, Чикаго лидирует на рынке фьючерсных и опционных операций, но последнее время с ним успешно конкурирует Франкфурт-на-Майне (Германия).

Формирование МФц и уроки мирового финансово-экономического кризиса. Мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., очевидно является обратной стороной глобализации, нынешней модели мировой валютной системы и финансовых инноваций. В связи с этим он носит скорее структурный, чем циклический характер. По мнению управляющего Банком Англии М. Кинга, высказанному 11.03.2011 в Стэнфордском институте экономической политики, «.ни одна из причин, лежащих в основе кризиса, не устранена» [10].

В то же время нестабильные темпы экономического роста в условиях вялого потребительского спроса при сравнительно высокой безработице, увеличение государственного долга многих развитых стран на фоне недостаточно эффективных антикризисных государственных мер не позволяют исключить наступления новой волны кризиса.

Изучение хода и особенностей мирового финансово-экономического кризиса позволяет извлечь ряд уроков.

Во-первых, избыточная финансиализация экономики, развитие финансового сектора чрезмерными темпами создают предпосылки для возникновения финансовых «пузырей» и кризисных явлений в национальной и глобальной финансовых системах.

рейтинг ведущих международных финансовых центров в 2007-2012 гг. [16]

мфц Март 2007 Март 2008 Март 2009 Март 2010 Март 2011 Март 2012

Лондон 1 1 1 1 1 1

Нью-Йорк 2 2 2 2 2 2

Гонконг 3 3 4 3 3 3

Сингапур 4 4 3 4 4 4

Токио 9 9 15 5 5 5

Цюрих 5 5 5 7 8 6

Чикаго 8 8 7 6 7 7

Шанхай 24 31 35 11 5 8

Сеул 43 - 53 28 16 9

Торонто 12 15 11 12 10 10

Франкфурт-на-Майне 6 6 8 13 14 13

Пекин 36 46 51 15 17 26

Шэньчжэнь - - - 9 15 32

Сан-Пауло - - 54 40 44 50

Рио-де-Жанейро - - - 54 50 53

Варшава 40 - 59 67 59 54

Йоханнесбург - 41 48 54 54 55

Бомбей 39 48 49 58 58 64

Москва 45 - 60 68 68 65

Санкт-Петербург - - - 70 69 73

Cтран в рейтинге, всего 46 50 62 75 75 77

В последние десятилетия подобные «пузыри» возникали постоянно:

- латиноамериканский кризис 1994-1995 гг.,

- азиатский кризис 1997-1998 гг.,

- кризис в секторе интернет-компаний США в 2001 г.

Причинами (среди прочих) современного финансово-экономического кризиса являются:

- секьюритизация;

- чрезмерное использование деривативов в США и других странах (до кризиса их объем составил 1 500 трлн долл.).

Практика показывает, что важнейшей предпосылкой стабильного функционирования МФЦ как рыночного механизма управления мировыми финансовыми потоками является наличие современного, развитого, диверсифицированного реального сектора.

Данный вывод следует из динамики индекса глобальных (или международных) финансовых центров (см. таблицу)1.

1 Индекс глобальных финансовых центров (Global Financial Centres Index, GFCI) рассчитывается и публикуется дважды в год британской консалтинговой компанией «Z/Yen» на основе факторов международной конкурентоспособности городов: человеческого капитала, бизнес-среды, инфраструктуры, доступа к мировому рынку, общей конкурентоспособности, а также экспертных оценок.

Согласно данному рейтингу среди крупнейших центров мира постоянными лидерами являются четыре:

- Лондон;

- Нью-Йорк;

- Гонконг;

- Сингапур.

Их лидерство не смог поколебать даже мировой финансово-экономический кризис. В ходе кризиса отчасти ослабли позиции следующих МФЦ:

- Токио;

- Шанхай;

- Сеул;

- Франкфурт-на-Майне;

- Пекин;

- Варшава;

- Москва и др.

Хотя некоторые из них впоследствии вернули себе доминирующее положение. Общей тенденцией, наблюдаемой в 2007-2012 гг., стало усиление роли азиатских МФЦ, включая:

- Токио;

- Шанхай;

- Сеул;

- Пекин.

Это, по мнению автора, связано с наличием достаточно мощного и диверсифицированного

реального сектора соответствующих государств. В связи с этим ясны причины низкого рейтинга Москвы как МФЦ (65 место в марте 2012 г.).

Во-вторых, современный кризис не смог опровергнуть объективную целесообразность рыночных принципов для обеспечения устойчивого экономического роста и процветания стран. Так, в декларации антикризисного Вашингтонского саммита стран-членов <^20» (ноябрь 2008 г.) заявлено: «В своей работе мы будем руководствоваться совместным пониманием того, что рыночные принципы2, открытые торговый и инвестиционный режимы, а также эффективное регулирование финансовых рынков способствуют динамизму, инновациям и предпринимательству, без которых невозможно обеспечить экономический рост, занятость и снижение уровня бедности» [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индустриально развитые страны показывают пример того, как сильные конкурентные национальные рынки обеспечивают более эффективное решение вопросов и проблем, порождаемых глобальным кризисом. Вместе с тем глобальный финансовый кризис показал, насколько опасно безусловное упование на саморегулирующееся начало рыночной экономики. Не случайно период после начала кризиса отмечен активизацией роли государства в экономике ведущих стран мира.

В-третьих, чрезмерное накопление системных рисков, связанное с отсутствием транспарентности и должного регулирования операций с деривати-вами и внебиржевого сегмента, стало одной из главных причин кризиса. В период кризиса резко обострилась проблема просроченных кредитов, а также «токсичных» активов, возникающих как следствие финансовых инноваций. По оценкам МВФ, в период с января 2007 г. по сентябрь 2009 г. потери европейских и американских банков от «токсичных» активов и просроченных кредитов составили более 1 трлн долл. [15].

Как в развитых странах, так и в странах с переходной экономикой целесообразна модификация экономической политики в целях предупреждения кризисов и создания государством условий для устойчивого экономического развития при сохранении приоритета рыночных принципов. Также

2 К рыночным принципам в декларации Вашингтонского саммита отнесены: верховенство закона, уважение частной собственности, открытость торговли и инвестиций, рыночная конкуренция, наличие эффективных и действенно регулируемых финансовых систем.

актуален вопрос о реформировании финансовых рынков, в том числе:

- повышение их транспарентности и подотчетности;

- укрепление качественного регулирования;

- обеспечение согласованности финансовых рынков.

В-четвертых, важным аспектом формирования МФЦ является валютный. В последние годы экономические преимущества, получаемые странами -эмитентами резервных валют от функционирования на их территории МФЦ, выступают на первый план. Следует согласиться с российским специалистом А. Навоем, который отметил: «Лондон, Нью-Йорк, Франкфурт и Токио - не что иное, как место концентрации обращения и расчетов в валютах государств-организаторов, основное средство продвижения ими своих денежных единиц в каналы международного денежного обращения» [6].

Нью-Йоркская площадка - центр торговли акциями, облигациями, производными инструментами, номинированными в долларах. В связи с этим данный МФЦ обеспечивает наполнение международных каналов американской валютой.

Лондон и Франкфурт-на-Майне выступают как центры эмиссии и операций с финансовыми активами, номинированными в национальных валютах.

МФЦ в Гонконге служит площадкой для размещения долговых инструментов в китайских юанях, а также звеном во внешнеторговых расчетах в китайской валюте. Поэтому вполне обоснована цель превращения рубля в региональную резервную валюту к 2020 г., поставленная Правительством РФ.

Проблемы и перспективы формирования МФЦ в России. О планах создания международного финансового центра (МФЦ) в нашей стране Президент России впервые заявил летом 2008 г. на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Согласно Концепции создания МФЦ, одобренной в феврале 2009 г. Правительством РФ, предусмотрены две фазы создания МФЦ [4]:

1) до 2010 г. - развитие национального фондового рынка и его интеграция в региональную финансовую инфраструктуру (лидерство в рамках СНГ);

2) 2010-2012 гг. - достижение высокого уровня конкурентоспособности на глобальном уровне, становление российского финансового рынка в качестве регионального МФЦ, одного из ведущих центров на евроазиатском пространстве.

В 2009 г. Правительством РФ был утвержден План мероприятий по созданию МФЦ в РФ, включающий 48 мероприятий.

Тем не менее в настоящее время существует огромный разрыв между Москвой как формирующимся МФЦ и ведущими международными финансовыми центрами зарубежных стран [8, 9]. По индексу глобальных финансовых центров (GFCI) Москва в марте 2012 г. занимала 65 место из 77, находясь между Мумбаем (Бомбеем) и Маврикием (68 место в марте 2011 г.) [16].

По индексу легкости ведения бизнеса (Ease of Doing Business Index), публикуемому Всемирным банком, Россия в 2012 г. занимала 120 место из 183 (124 место в 2011 г.) [11], уступая в данном рейтинге странам Восточной Европы и Китаю.

В обозримом будущем от Российского государства потребуется не только принятие мер по предупреждению финансовых кризисов, но и создание условий для:

- устойчивого развития реального сектора экономики;

- повышения его конкурентоспособности.

В последние годы в нашей стране было сделано немало для формирования МФЦ в Москве. Однако в настоящее время существует ряд серьезных проблем, снижающих конкурентоспособность крупнейших городов России (Москвы и Санкт-Петербурга) как потенциальных МФЦ.

1. Отставание от ведущих МФЦ в сфере регулирования (регулятивные пробелы), экономической и правовой среды функционирования МФЦ.

2. Недостаточно благоприятный инвестиционный климат в РФ, обусловленный макроэкономической нестабильностью. По показателям инфляции Россия уступает ведущим развитым странам. В 2011 г. темпы инфляции (по индексу потребительских цен) составили:

- в РФ - 8,4 %;

- в США - 3,2 %;

- в еврозоне - 2,7 %;

- в Японии - 0,3 %.

Нерешенной проблемой является дефицит консолидированного бюджета РФ, составивший 3,5 % ВВП в 2011 г. Еще одна преграда - нестабильность (точнее - непредсказуемость) динамики обменного курса рубля к ведущим мировым валютам, которая может усилиться после окончательного перехода нашей страны к режиму свободного плавания.

3. Сравнительно менее емкий и ликвидный фи-

нансовый рынок России, узкий круг инвесторов.

4. Недостаточный удельный вес средне- и долгосрочной компоненты в структуре активов финансового сектора. Это вызвано главным образом слабостью институтов коллективного инвестирования и недостаточным притоком прямых и долгосрочных портфельных инвестиций.

5. Недостаточный уровень сбережений российского населения из-за сравнительно низкой величины доходов граждан и недостаточно благоприятного инвестиционного климата. В 2011 г. РФ по показателю ВВП на душу населения (16 736 долл.) занимала 53 место из 183, находясь между Чили и Габоном [12].

По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, 80 % населения страны не имеют сбережений. А из оставшихся 20 % граждан только 2-3 % владеют свободными деньгами, которые они могут вложить в финансовые инструменты [13].

6. Малый удельный вес рубля в международных валютных и финансовых операциях: рубль по-прежнему остается «экзотической» валютой на мировом финансовом рынке.

7. Высокий потенциал системных рисков в финансовом секторе России, что связано со следующими факторами:

- преимущественно спекулятивным характером операций на финансовом рынке;

- непрозрачностью его значительного сегмента (внебиржевого оборота, операций с дериватива-ми);

- крупной величиной накопленных портфельных инвестиций нерезидентов (278,3 млрд долл. на начало 2011 г.).

В настоящее время существует высокая вероятность спекулятивного наполнения в деятельности российского финансового центра, когда он мало связан с реальным сектором экономики и по сути является офшорным центром3.

В связи с этим российские эксперты (П. Митрофанов и др.) замечают: «Неправильное осознание целей, а также обилие мер, направленных на привлечение иностранных инвесторов, может привести к тому, что МФЦ в Москве будет функционировать в формате «внутреннего офшора». Финансовый капитал в рамках такой модели не будет поступать

3 Офшорные МФЦ - это территории, в пределах которых для компаний, зарегистрированных на них, но фактически представляющих интересы зарубежного бизнеса, определяется особый режим регистрации, деятельности и налогообложения.

в национальную экономику, разумеется, не станет способствовать развитию инфраструктуры и модернизации производственных мощностей» [5].

По мнению автора, для успешного становления и развития МФЦ в России главным условием являются постепенные развитие (прежде всего - модернизация) и диверсификация реального сектора. Уже на этой основе следует проводить постепенное развитие финансового сектора и ликвидацию институциональной отсталости. В связи с этим в дополнение к уже реализованным в РФ мероприятиям предлагаются следующие практические меры.

1. Создать предпосылки для улучшения в России инвестиционного климата. В том числе:

- дебюрократизация регулирования деятельности предприятий;

- улучшение макроэкономических параметров (по инфляции, дефициту государственного бюджета, динамике валютного курса).

2. Разработать проект закона о международном финансовом центре в РФ, в который (с учетом опыта Гонконга) внести положения о роли государства в обеспечении экономической и правовой среды, необходимой для стабильного функционирования МФЦ.

3. Разработать на государственном уровне стратегию предотвращения банкротств, а также принять кодекс по банкротству с учетом опыта США.

4. В целях повышения емкости и ликвидности российского финансового рынка целесообразно обеспечить:

а) увеличение объема средств, размещаемых на рынке капитала населением, институтами коллективных инвестиций и пенсионными фондами за счет вовлечения данных субъектов в деятельность рынка;

б) существенное увеличение объема иностранных инвестиций, главным образом прямых и долгосрочных портфельных;

в) рост объемов публичных размещений акций российскими компаниями на внутреннем рынке

[1, 14].

5. Создать компенсационные фонды профессиональных участников фондового рынка, покрывающие риски невыполнения ими обязательств перед клиентами, либо централизованную систему резервирования средств при участии государства.

6. Принять меры по развитию института финансовых консультантов в РФ, в том числе законо-

дательно закрепить требование о лицензировании данного вида деятельности.

7. Обеспечить укрепление позиций рубля в странах СНГ, его превращение в региональную резервную валюту, а также в валюту международных расчетов и кредитных операций. Решить следующие задачи:

- распространение операций по банковскому кредитованию в рублях на европейские и азиатские страны;

- формирование рынка межбанковского кредитования в российской валюте;

- внедрение рубля во внешнеторговые расчеты с основными странами-партнерами;

- завершение объявленного Правительством РФ проекта биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на российских торговых площадках за рубли.

8. Создать общедоступную систему раскрытия информации о фондовом рынке (эмитентах и профессиональных участниках), находящуюся в собственности государства, бесплатную для пользователей (по аналогии с США).

9. Создать систему мониторинга системных рисков на финансовом рынке в рамках системы пруденциального надзора. В том числе мониторинг:

- внебиржевого сегмента;

- рынка деривативов;

- портфельных инвестиций нерезидентов;

- формирования «пузырей» рыночной капитализации.

Чтобы упорядочить государственный контроль за системными рисками, представляется обоснованным создать специальный орган. Целесообразно учесть опыт Европейского союза, где функционирует новый надзорный орган - Европейский совет по системным рискам. Следует по аналогии учредить Комиссию по системным рискам финансового рынка России, подчиненную непосредственно Совету при Президенте РФ по развитию финансового рынка [1, 2, 5].

Надо отметить, что формирование МФЦ в России - не самоцель. Создание центра должно сопровождаться мерами экономической политики, направленными на предупреждение кризисов и создание государством условий для устойчивого экономического развития, при сохранении приоритета рыночных принципов.

Форсированное развитие МФЦ в Москве не целесообразно, поскольку приведет к преимущес-

твенно спекулятивному наполнению его операций и надуванию «пузыря» на финансовом рынке. Поэтому, как считает автор, целесообразен не революционный, а эволюционный подход к формированию МФЦ.

По мнению автора, сначала необходимо сформировать региональный, а впоследствии - международный МФЦ. При этом базисом центра обязан стать модернизированный и диверсифицированный реальный сектор.

Список литературы

1. Ведев А., ДаниловЮ., МасленниковН., Моисеев С. Структурная модернизация финансовой системы России // Вопросы экономики. 2010. № 5.

2. Гужавина Л. М., Филиппов Д. И. Совершенствование методов регулирования финансового рынка в России // Вестник МАП при Правительстве Москвы. 2010. № 4.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года:

утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

4. Концепция создания международного финансового центра в РФ: одобрена Правительством РФ 05.02.2009.

5. Митрофанов П., Рыбалкин Р., Самиев П. Мировой финансовый центр: не допустить «мум-баизации» // Банки и деловой мир. 2011. № 1-2.

6. Навой А. В. Институциональные проблемы создания международного финансового центра в России // Деньги и кредит. 2011. № 9.

7. URL: http://www. kremlin. ru.

8. URL: http://www. cbr. ru.

9. URL: http://www. garant. ru.

10. URL: http://www. bankofengland. co. uk.

11. URL: http://www. doingbusiness. org.

12. URL: http://www. wikipedia. org

13. URL: http://www. mgimo. ru.

14. URL: http://www. vedi. ru.

15. URL: http://www. reuters. com.

16. URL: http://www. zyen. com.

Вниманию руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!

Журнал «Финансовая аналитика: проблемы и решения»

ISSN 2073-4484

Выпускается с 2008 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН.

Формат A4, объем 80-100 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ !

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34158 80628 44368

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:[email protected]

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.