Научная статья на тему 'Актуальные вопросы финансового обеспечения реализации государственной национальной политики в сфере этнокультурного развития финно-угорского социума'

Актуальные вопросы финансового обеспечения реализации государственной национальной политики в сфере этнокультурного развития финно-угорского социума Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ФИННО-УГОРСКИЙ СОЦИУМ / ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР / ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / УПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЭТНОСОВ / FINANCIAL SECURITY / NATIONAL POLICY / ETHNIC AND CULTURAL DEVELOPMENT / FINNO-UGRIC SOCIETY / ETHNIC FACTOR / ETHNO-NATIONAL TERRITORY / MANAGEMENT OF THE NATIONAL PROCESSES / ECONOMIC SUSTAINABILITY OF ETHNIC GROUPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бусалова Светлана Геннадьевна, Макейкина Светлана Михайловна, Панкова Римма Ивановна

Анализируются современные тенденции улучшения социально-экономических условий жизни финно-угорских народов, проявляющиеся, в частности, в существенном изменении финансового обеспечения реализации государственной национальной политики в сфере их этнокультурного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бусалова Светлана Геннадьевна, Макейкина Светлана Михайловна, Панкова Римма Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical Issues of Financial Security of National Policy in Ethno-Cultural Development of the Finno-Ugric Society

It analyses modern trends of improving socio-economic conditions of the Finno-Ugric peoples, including the significant change in the financial support for the state national policy in the sphere of their ethnic and cultural development.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы финансового обеспечения реализации государственной национальной политики в сфере этнокультурного развития финно-угорского социума»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ФИННО-УГОРСКОГО СОЦИУМА*

С. Г. БУСАЛОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

С. М. МАКЕЙКИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Р. И. ПАНКОВА,

преподаватель кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Общемировая тенденция возрастания роли этнического фактора в экономическом сознании и практике получает дополнительный импульс в специфических российских условиях, в контексте рыночного реформирования и регионализации. Россия принадлежит к числу самых многонациональных, полиэтнических государств мира. Здесь проживают представители более 180 народов, при этом каждый имеет собственную культуру, традиции и индивидуальное видение мира. Для государства с неоднородным этническим составом населения особую значимость имеют проблема национальных отношений и разработка соответствующей национальной политики. Поэтому одним из наиболее важных направлений государственной политики является управление национальными процессами, в частности посредством их финансового обеспечения.

* Статья подготовлена по результатам научных исследований в рамках гранта РГНФ («Исследование финансового обеспечения развития финно-угорских территорий в условиях структурной модернизации экономики»), проект № 12-12-13010. © Бусалова С. Г., Макейкина С. М., Панкова Р. И., 2013

Эффективность реализации национальной политики зависит главным образом от выбранных точек воздействия со стороны государственного управления на различные сферы жизнедеятельности общества. В государственном и национально-территориальном строительстве России региональный уровень указанного аспекта вышел на приоритетные позиции. Его стратегическое значение в развитии российской государственности и осуществлении задач национальной политики обусловлено как наличием центробежных национальных процессов, так и конституционным принципом децентрализации власти, который предусматривает передачу ряда властных полномочий субъектам Федерации.

Этнонациональная политика включает несколько важнейших направлений, позволяющих обеспечить многостороннее и всеохватывающее ее воздействие на разные сферы общественной жизнедеятельности. Именно на данных направлениях концентрируются основные объемы финансовых ресурсов, выделенных для реализации го-

сударственной национальной политики [6]. К числу таких направлений относятся законодательное обеспечение, финансовое обеспечение, взаимодействие федеральных, региональных органов власти с этническими общественными объединениями, миграционная составляющая, образовательное направление, этнокультурное направление, средства массовой информации, профилактика межэтнических конфликтов, этнографические исследования и др. Основным условием успешной реализации концепции национальной политики является ее финансовая составляющая. В современных условиях проблема финансового обеспечения развития этнонациональных территорий входит в число недостаточно изученных.

В последние годы наметились позитивные тенденции в изменении социально-экономических условий жизни финно-угорских народов. Существенно улучшилось финансовое обеспечение реализации государственной национальной политики, в том числе в сфере их этнокультурного развития. В федеральном бюджете Российской Федерации появилась отдельная строка на реализацию мероприятий в сфере межнациональных отношений. С 2010 г. в форме субсидий были поддержаны десятки финно-угорских мероприятий, проводимых в Республике Мордовия, Республике Коми, Республике Марий Эл, Удмуртской Республике и др.

Большое внимание вопросам национальностей и их взаимодействия в настоящее время уделяется в Республике Мордовия, которая принадлежит к числу пилотных регионов Российской Федерации по реализации этнонациональной политики. Модель этно-национальной политики в Республике Мордовия рассматривается в первую очередь как модель взаимодействия этнических групп, проживающих на территории региона. Она затрагивает вопросы поддержки, развития и популяризации мордовского этноса, его интеграции в финно-угорское пространство, установления прочных связей и взаимодействия с другими народами финно-угорского мира не только в республике, но и в других субъектах страны, а также за рубежом.

Реализация этнонациональной политики в Республике Мордовия служит одним

из важнейших двигателей экономического, культурного, научного развития региона в плане привлечения значительных объемов бюджетных средств по различным направлениям, среди которых - культура, наука, образование, строительство, развитие средств массовой информации. Основным акцентом в реализации этнонациональной политики в Республике Мордовия является четкий мультикультурный и интеграцио-нистский курс, позволяющий находить и использовать все позитивные моменты интеграции в российское политическое, языковое и социальное пространство, включая аспекты международного сотрудничества, а также объединение с финно-угорским сообществом на мировом уровне, в сочетании с активной поддержкой уникальности мордовского этноса в различных проявлениях его этнических признаков.

В Республике Мордовия в последние годы наблюдается стабильная тенденция увеличения объемов финансирования этно-национальной политики. Финансирование осуществляется по двум крупнейшим направлениям:

- просветительская и издательская деятельность, культурно-массовые мероприятия, проведение выставок и форумов;

- объекты капитального строительства.

Структурный анализ финансового обеспечения реализации этнонациональной политики Республики Мордовия, проведенный по данным таблицы, показывает, что 65,0 % всех предусмотренных финансовых ресурсов (более 18,7 млрд руб. в абсолютном выражении) обеспечивается за счет средств федерального бюджета, 19,6 % (5,6 млрд руб.) составляют средства республиканского бюджета, 13,5 % (3,9 млрд руб.) финансируется из внебюджетных источников.

Следует отметить, что в 2010 г. доля федерального финансирования являлась минимальной за все время реализации проектов -всего 33,3 % от общего объема финансового обеспечения этнонациональной политики, в дальнейшем она составляла около 74,0 %. Уровень республиканского обеспечения, в

2010 г. равный 52,7 %, снизился до 11,0 % в

2011 г. и до 9,3 % в 2012 г. Финансовое обеспечение из внебюджетных источников де-

Финансовое обеспечение реализации этнонациональной политики в Республике Мордовия

в период с 2010 по 2012 г., млн руб. [4]

Направление финансирования Источник финансирования 2010 г. 2011 г. 2012 г. Всего

Про светительская и издательская деятельность, культурно-массовые мероприятия, проведение выставок и форумов Всего 92,45 491,9 354,1 938,45

В том числе:

Федеральный бюджет 27,15 26,5 179,9 233,55

Республиканский бюджет 64,0 150,8 141,6 356,4

Местные бюджеты 1,0 0 0 1,0

Внебюджетные источники 0,3 304,6 32,6 337,5

Объекты капитального строительства Всего 6 209,1 12 030,8 9 529,9 27 769,8

В том числе:

Федеральный бюджет 2 071,2 9 262,1 7 107,3 18 440,6

Республиканский бюджет 3 257,9 1 223,0 780,1 5 261,0

Местные бюджеты 0 142,5 392,5 535,0

Внебюджетные источники 880,0 1 403,2 1 250,0 3 533,2

Итого Всего 6 301,55 12 522,7 9 884,0 28 708,25

В том числе:

Федеральный бюджет 2 098,35 9 298,6 7 287,2 18 684,15

Республиканский бюджет 3 321,9 1 373,8 921,7 5 617,4

Местные бюджеты 1,0 142,5 392,5 536,0

Внебюджетные источники 880,3 1 707,8 1 282,6 3 870,7

монстрирует стабильность на протяжении всего периода изучения и сохраняется на уровне 13,0-14,0 %.

Однако дальнейшее развитие этнокульту-ры финно-угорского социума сдерживается ограниченностью финансового фактора. Современное финно-угорское движение базируется, преимущественно, на этнокультурной основе, которая недостаточно подкрепляется социально-экономической [1]. Между тем роль этнических регионов в экономическом пространстве России весьма значительна: на долю национальных республик и автономий приходится более 52,0 % территориальных ресурсов страны, 18,0 % ее населения, 21,7 % основных фондов отраслей экономики. Мощным ресурсом для обеспечения экономической устойчивости этносов является этноэкономика [2].

Этноэкономика представляет собой территориально локализованный исторически сложившийся на базе хозяйственного уклада этноса сегмент экономики. Экономика является этнической, если в ней участвуют представители одной этнической груп-

пы. Региональная этноэкономика обладает адаптационной способностью и хорошо приспосабливается к новациям экономической политики, так как использует разнообразные методы ведения хозяйства. Она выполняет такие функции, как уменьшение издержек переходного периода, обеспечение социального многообразия регионов Российской Федерации, совершенствование местного экономического механизма. Рыночные реформы усилили различия в уровне социально-экономического развития субъектов РФ, экономическую дифференциацию этносов. В кризисные периоды этноэкономика региона выполняет функцию глубинной несущей основы экономики территории, выступает амортизатором пиковых негативных явлений, стабилизирует социально-экономическую ситуацию. В стабильные периоды она сохраняет традиционные для этносов виды хозяйствования, объединяет этнос, способствует применению и развитию человеческого капитала, создает дополнительные социально-экономические преимущества и позиции, усиливая конку-

рентоспособность региона, а также укрепляет экономическую базу этноса, обеспечивая возможности переключения экономических агентов на креативную творческую деятельность и нооэкономические действия. Региональная этноэкономика, отличающаяся множественностью экономических направлений и свойствами быстрой трансформации и снижения трансакционных издержек, может детерминировать многополярность точек социально-экономического роста, формируя сетевое распределение очагов развития по территории региона.

Неэффективность экономической политики, проводимой в целях модернизации полиэтнических регионов, обусловлена недооценкой роли этноэкономики как субъекта национального хозяйства. Эффективность расходования средств на этнорегиональ-ную политику определяется не столько их масштабами, сколько возможностью проследить, на какие цели и сколько средств израсходовано, до кого они дошли, прозрачностью финансовых потоков.

Таким образом, финансирование национальной политики становится важнейшим фактором ее реализации. Ясно, что любое государственное воздействие на те или иные процессы предполагает привлечение в эти сферы необходимого количества финансовых ресурсов. Поскольку такая сфера управления, как этнонациональная политика, охватывает очень широкий перечень направлений финансирования: культура, наука, образование, строительство, средства массовой информации и пр., - то можно столкнуться с проблемой так называемого «распыления» финансовых ресурсов по различным министерствам, что, соответственно, отражается в разных, удаленных друг от друга строках бюджетов различных уровней. Данное обстоятельство серьезно усложняет процедуру контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета на развитие этнонациональной политики в стране и регионах.

Следует отметить, что достаточный уровень финансирования этнонацио-нальных проектов и программ позволяет, при условии оптимальности расходования бюджетных средств, удовлетворять

этнокультурные потребности населения. Реализация этнонациональной политики затрагивает несколько основных составляющих - сфер, требующих дополнительного финансового обеспечения со стороны государства с целью управления этнополитиче-скими процессами в регионах.

Сложность анализа финансовых аспектов национальной политики в регионах вызвана рядом обстоятельств. Во-первых, мероприятия в сфере национальной политики, как правило, финансируются по бюджетам различных ведомств, в связи с этим трудно вычленить, например, долю финансовых ресурсов, идущих на национальную культуру или национальное образование. Во-вторых, следует учитывать и мероприятия, финансирование которых проводится по другим статьям региональных бюджетов [3]. Например, финансирование обучения специалистов органов государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входят вопросы межнациональных отношений и национальной политики, осуществляется по статье «Государственное управление» областного бюджета. В-третьих, региональные бюджеты чаще всего непрозрачны: распределение финансовых средств по ведомствам не позволяет определить, на какие цели, в каких размерах и на какие мероприятия планируется их использование. Аналогичная проблема возникает при анализе законов об исполнении бюджетов. Наконец, в отдельных регионах сами программы национальной политики страдают закрытостью - финансирование приводится в агрегированном виде, без разбивки на конкретные направления использования средств [5].

При сравнении финансирования национальной политики в регионах особый интерес представляет анализ финансового блока программ национальной политики, принимаемых бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов, а также оценки привлеченных средств на цели этнорегиональной политики из бюджетов других уровней и внебюджетных источников.

Для России приемлема только научно обоснованная и дальновидная национальная политика с соответствующим финансо-

вым, правовым и информационным обеспечением ее конкретных программ. С одной стороны, утверждение и реализация целевых программ в сфере поддержки финно-угорских народов отвечает реализуемой концепции государства. С другой - расходы бюджета, формируемые на такой основе, являются предметом оценки их эффективности. Необходимы нормальный морально-политический климат и достаточное финансовое обеспечение для совместного достойного существования разных народов в составе единого государства.

Приоритетным направлением развития механизма финансового обеспечения в этнических регионах, на наш взгляд, должны стать государственное финансирование на программной основе и развитие этнопред-принимательства. Реформационные преобразования и модернизация экономики России неразрывно связаны с формированием высокоэффективного рыночного хозяйства, базирующегося на предпринимательской инициативе его субъектов. Рыночное хозяйство - экономика инновационного предпринимательства, так как именно предпринимательство выступает ее движущей силой. Развитие инновационного предпринимательства на государственном уровне рассматривается как механизм борьбы с экономическим неравенством. В то же время высокий уровень бедности населения в полиэтнических регионах становится фактором, ограничивающим развитие предпринимательства. Поэтому приоритетным направлением развития малого предпринимательства в полиэтнических регионах должно стать развитие этнопредпринимательства, переводящее его из состояния латентности в состояние легальности и устойчивого экономического роста, которое должно сопровождаться комплексным и сбалансированным социально-экономическим развитием регионов и реальным выравниванием жизненного уровня коренных этносов. Успешной в регионе может быть экономическая политика, которая способна соединить корпоративный, «большой», сектор этноэкономики и ее «мелкий» сектор, найти и реализовать механизмы их взаимодействия, органически «вписать» мелкотоварные формы труда и производства

в развивающуюся на корпоративной основе предпринимательскую деятельность.

Изучив проблему финансового обеспечения этнонациональной политики, важнейшей мерой по совершенствованию данной сферы общественных отношений мы видим реализацию механизма государственно-частного партнерства как основного инструмента оптимизации вопросов финансирования. Несмотря на отлаженный механизм бюджетного финансирования этнокультурных мероприятий и капитального строительства объектов в рамках реализации этнонациональной политики, часто возникают проблемы недофинансирования или несвоевременного поступления денежных средств из федерального бюджета, что связано с недостаточностью бюджетных ресурсов. Вследствие такого диссонанса многие проекты капитального строительства, требующие огромных финансовых, трудовых и временных затрат на реализацию, приостанавливаются, объекты не сдаются в эксплуатацию в намеченные сроки. В таких условиях единственным выходом является привлечение бизнеса в качестве финансового источника для реализации крупных проектов этнонациональной политики.

Поступила 30.06.2013

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Борисов, А. А. Политические аспекты развития межэтнических отношений в Российской Федерации на региональном уровне // Государственная национальная политика в ХХ-ХХ1 вв. : региональный аспект. - Пермь, 2003. - С. 138.

2. Денисова, Г. С. Этноэкономика / Г. С. Денисова, М. Р. РадоЗаль. - Ростов н/Д : Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. - 172 с.

3. Зорин, В. Ю. Российская Федерация : проблемы формирования этнокультурной политики : учеб. пособие / В. Ю. Зорин. - М. : КноРус, 2007. - 159 с.

4. О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов [Электронный ресурс] : Закон Республики Мордовия от 03.12.2009 № 92-З (ред. от 29.12.2009). - Режим доступа: http://www.referent.ru/220/10376 - Загл. с экрана.

5. Тория, Р. А. Финансово-правовой аспект реализации национальной политики : моногр. / Р. А. Тория. - Сыктывкар : Изд. Сыктывкар. ун-та, 2010. - 151 с.

6. Юсупов, К. Н. Национальная экономика : учеб. пособие / К. Н. Юсупов. - М. : КноРус, 2012. - 284 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.