Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / РАЗВИТИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадиметов Ю.Ш., Айрапетов Д.А.

В данной статье проанализирована роль преподавания экологии в технических вузах. Основная цель дисциплины «Экология» дать понятия о необходимости природоохранных мероприятий на основе главных законов экологии. Экология - это естественнонаучная дисциплина, которая дает теоретическую и практическую основу природоохранной деятельности в зависимости от специальности. Кроме того, в статье приведены основные и инновационные методы преподавания дисциплины «Экология» в технических вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF ENVIRONMENTAL EDUCATION AND UPBRINGING

This article analyzes the role of teaching ecology in technical universities. The main goal of the discipline "Ecology" is to give the concept of the need for environmental protection measures based on the main laws of ecology. Ecology is a natural science discipline that provides a theoretical and practical basis for environmental protection activities, depending on the specialty. In addition, the article presents the main and innovative methods of teaching the discipline "Ecology" in technical universities.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»

DOI 10.46566/2225-1545_2022_2_97_924

Шадиметов Ю. Ш., д. ф. н.

профессор

Ташкентский государственный транспортный университет

председатель

Общественный совет при Госкомэкологии Республика Узбекистан, г. Ташкент

Айрапетов Д. А. ассистент

Ташкентский государственный транспортный университет

Республика Узбекистан, г. Ташкент

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ВОСПИТАНИЯ

Аннотация: В данной статье проанализирована роль преподавания экологии в технических вузах. Основная цель дисциплины «Экология» дать понятия о необходимости природоохранных мероприятий на основе главных законов экологии. Экология - это естественнонаучная дисциплина, которая дает теоретическую и практическую основу природоохранной деятельности в зависимости от специальности. Кроме того, в статье приведены основные и инновационные методы преподавания дисциплины «Экология» в технических вузах.

Ключевые слова. Экология, развитие, устойчивое развитие, инновационное развитие, образование, воспитание.

Shadimetov Yu.Sh., doctor of philological sciences

professor

Tashkent State Transport University Chairman of the Public Council under the State Committee for Ecology

Republic of Uzbekistan, Tashkent Ayrapetov D.A. assistant

Tashkent State Transport University Republic of Uzbekistan, Tashkent

CURRENT ISSUES OF ENVIRONMENTAL EDUCATION AND

UPBRINGING

Abstract: This article analyzes the role of teaching ecology in technical universities. The main goal of the discipline "Ecology" is to give the concept of the need for environmental protection measures based on the main laws of ecology. Ecology is a natural science discipline that provides a theoretical and

practical basis for environmental protection activities, depending on the specialty. In addition, the article presents the main and innovative methods of teaching the discipline "Ecology" in technical universities.

Key words. Ecology, development, sustainable development, innovative development, education, upbringing.

Одним из важнейших и главных условий выхода человечества из экологического пике является изменение ориентиров людей по отношению к окружающей миру и среде, в частности. Антропоцентрический взгляд человека на систему «общество и природа» должен перейти на биоцентрический, где эгоцентрический интерес людей не должен быть выше принципа оптимального развития экосистем разного уровня от локального до глобального, а в частности биосферы [1,2].

Новая система экологического образования начала свое строение с начала 90-х годов ХХ века. Построение экологической системы образования основано на нескольких методологических принципах, которые были сформулированы еще в 80-е годы известными учеными, такими как С.Н. Глазачева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Е.С. Сластенинова, И.Т. Суравьгина. Исходным понятием стало представление о том, что человек связан с природой и с его происхождением, существованием и будущим.

Действующие меры в Республике Узбекистан по выполнению Стратегии ООН по подготовке кадров в интересах ОУР (образование для устойчивого развития), а также последовательного повышения качества и уровня непрерывных экологических образовательных программ в стране, а также сильная социальная политика помогает выполнить задачи, принятые Генеральной ассамблеей ООН Резолюцией «О Декада ООН по подготовке кадров в интересах ОУР» направлены на реализацию Узбекистаном Стратегии по подготовке кадров в интересах ОУР.

Для осуществления мер направленных на реализацию задач, вытекающих из Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в период 2017-2021 годах разработаны и реализованы комплекс мероприятии в области образования в целях устойчивого развития. Министерство народного образования Республики Узбекистан, Госкомэкология Республики Узбекистан, Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместным Постановлением утвердили «Концепцию образования в целях устойчивого развития Республики Узбекистан» [3].

Как отмечается, концепция ОУР является междисциплинарной областью знаний и предполагает процессы подготовки, образования, самосовершенствования, самореализации, самоаттестации, направленные на оказание содействию и становлению самостоятельных и критично мыслящих, духовно самостоятельных, социально активных людей,

которые принимают во внимание принципы экологии и морали, присущие традициям узбекского народова, стремящихся к получению знаний об окружающей среде, а также проявлять заботу о ее состоянии и предупреждению новых экономических, социальных и экологических проблем [4].

ОУР уделяет большое внимание развитию необходимого навыка и подхода к участию всех участников общества в решении проблем регионального и глобального масштаба. Если экологический образовательный процесс сфокусирован на экологических вопросах, то ОУР сфокусирован на взаимосвязи социальных, экономических, общественных и охранных факторов.

В связи важности образования и в интересах развития, Министерство народного образования, Министерство высшего и среднего специального образования, Государственная комиссия по экологическому надзору и государственная комиссия по экологическому надзору в Республике Узбекистан приняло совместное Постановление о концепции непрерывной экологической подготовки и программе по ее осуществлению. Сейчас все высшие учебные заведения республики обучаются экологическим дисциплинам по направлению «Экология и охраны окружающей среды» [3,5].

Образование - ключевой инструмент для устойчивого развития страны, который обеспечивает формирование у граждан знаний, умений, убеждений, навыков, которые необходимы для активного участия в социальной и общественной жизни.

Однако, как свидетельствует обзор научных литератур, посвященных проблемам устойчивых развитий и развития инноваций в области образования, отмечаются сложности и многообразие этого процесса и его многоаспектности.

Огромное внимание уделяется инновационному подходу к обучению абитуриентов, который должен системно и комплексно охватить все сферы учебной и воспитательной работы в процессе подготовки абитуриентов, при этом необходимо пересмотреть теоретические, практические аспекты содержания образования, профессиональной и педагогической подготовки абитуриентов, разработать инновационные технологии и методы обучения [6].

Эти вопросы активно изучаются отечественными и иностранными учеными, например Дж.Мартином, Л.Свенсоном, И.Лернером, М.Скаткином, В.Беспалько,В.Сластенином, О.Пехотой, С.Сысоевым, А.Азизом и др. Впрочем, стоит отметить, что большая часть исследований посвящена общеобразовательным учебным заведениям и а высшая школа незаслуженно остается без внимания ученых стран СНГ. И работы, посвященные рассмотрению специфики и особенностей инновационных методик обучения учащихся и выявлению плюсов и перспектив

применения различных форм инновационного обучения, являются не такими многочисленными.

Как мы знаем, основой инновационных учебных технологий, используемых в процессе обучения, должны стать социальные заказы, профессиональный интерес будущего специалиста, учесть экономические, социальные и экологические потребности, индивидуальные и личностные особенности студентов [7]. Таким образом, для подготовки специалистов технических вузов необходимо применение новаторских форм и методик, которые должны органично сочетаться с устойчивым развитием, учитывая такие основные принципы как экономический, социальный и экологический.

В стратегии по устойчивому развитию образования отмечено, что в инновационные технологии обучения отражают инновационные подходы, направленные на развитие, совершенствование образовательного процесса, подготовку кадров в различных областях жизни современного сообщества [8].

Они способствуют росту конкурентоспособности, формированию инновационного мышления, развитию профессиональных навыков студентов, а также развитию делового потенциала будущего специалистов. Использование педагогами инновационных методик в процессе подготовки способствует перелому стереотипов преподавания разных дисциплин, созданию новых подхода к профессиональной ситуации, развитию креативных, творческих способностей учащихся.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить различные инновационные методы обучения студентов:

1. Проблемные технологии коллективного и группового обучения, имитационный метод активного образования, метод анализа конкретной ситуации, метод проектирования, тренинги, креативные тренинги, инновационные образовательные проектные мероприятия, лекции-пресс-конференции, лекции-беседы, специальных семинаров, аналог круглых столов с представителями экологических и негосударственных экологических организаций и т.д. и т.п.

2. Игровая технология.

В игровой имитационной модели широко представлены разные игры - бизнес, аудит, организационная деятельность, инновация, рефлексия игры для снятия стресса и формирования инновационного мышления, поисково-апробационные и т.д. [9]. При использовании бизнес-игр преобладает творческая и продуктивно-преобразовательная деятельность учащихся. Для обучающих игр характерно многообразие вариантов решений, из которых необходимо сделать наиболее рациональный выбор.

Инновационные образовательные проекты - эффективная форма организации учебных процессов, направленная на индивидуальный рост познавательных интересов и креативных способностей учащихся.

Этот метод позволяет освоить технологию презентации различной творческой работы в отчетах, обзоре, рефератах, докладах на профессиональные темы. Идея и задача педагогической инновации заключается в том, чтобы осуществить новый вид методологии образования, привлечь новые методы, технологии, мультимедийные средства обучения в целях развития потенциала будущего специалиста.

Кейс-технологии. Кейс-технология - это разборка ситуации, конкретной ситуации, бизнес-игра. Главной ее целью является развитие умения анализировать разные проблемы и задачи и найти их решения, а также умения работать с информацией.

Идея технологии направлена на развитие коммуникативной компетенции в образовательных сферах, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, но есть ряд ответов, с которыми можно конкурировать в степени достоверности.

Метод проектирования - это исследовательский метод. Основой его является развитие исследовательского потенциала студентов, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться на информационную базу, развивать критическое мышление и творческие способности.

Креативное обучение предусматривает свободный доступ каждого студента к информационным ресурсам, основным из которых является Интернет и основана на следующем принципе:

• основа творческого обучения - предполагаемый образовательный продукт, который будет создан студентом.

• в соответствии с внешним образовательным продуктом студента его внутренним потребностям;

• индивидуальные образовательные программы учащихся в образовательном пространстве;

• интерактивность занятий которые будут осуществляемые через телекоммуникации, т.е. в онлайн форме;

• открытое взаимодействие с созданной студентом учебной продукцией.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что основой инновационных методик обучения учащихся являются активные методики, помогающие формировать творческое, инновационное мышление, развитие самостоятельности мыслей, умение принять оптимальные решения в конкретной ситуации. Это все способствует оптимальному и грамотному обучению дисциплине «экология» в технических вузах.

Использованные источники: 1. Шадиметов Ю.Ш., Айрапетов Д.А. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОГО ТРАНСПОРТА // Universum: технические науки: электрон. научн. журн. 2022. 4(97). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/13343

2. Shadimetov Yu.Sh, Ayrapetov D.A., Ergashev B. Transport, ecology and health // International Journal of Advanced Research in Science, Engineering and Technology. Vol 8, Issue 4, no 33, 2021 - PP. 17226-17230. // URL: http://www.ijarset.com/upload/2021/april/33-botir-28.PDF.

3. Азизов А.А., Акиншина Н.Г., Мусина Р.Г. О ПРОБЛЕМЕ ВНЕДРЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 3.

4. Бараш Ю. С., Корженевич И. П., Лихопек П. А. Сравнение видов транспорта с учетом устойчивого развития общества // Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. 2009. №28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sravnenie-vidov-transporta-s-uchetom-ustoychivogo-razvitiya-obschestva.

5. Шадиметов Ю. Ш., Айрапетов Д., Ниязов Х. Возрастание роли здравоохранения в активизации человеческого фактора // ВЫСШАЯ ШКОЛА ноябрь 2021 №21 С.22-25. URL: http://ran-nauka.ru/wp-content/uploads/2014/09/Nauka-21-2021.pdf

6. Базилевич С.В., Брылова Т.Б., Глухих В.Р., Левкин Г.Г. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий // Наука Красноярья. — 2012. — № 4. — С. 103—113.

7. Голиш Л.В. Проектирование и планирование педагогических технологий. Учено-методическое пособие для тренинга Т:. ТГЭУ,2010. -151 с.

8. Собиржонов А., Ниязова Г.П., Айрапетов Д.А. Современное состояние межсезонного хранения сельскохозяйственной техники // Проблемы современной науки и образования 2022. № 3 (172). С 11-15. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48382157

9. Голиш Л.В. Педагогические технологии: содержание, проектирование, реализация. Экспресс-пособие. -Т.: ИРССПО, 2001. - 60с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.