УДК 331.1
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
Марина Львовна Ионова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры управления бизнес-процессами, тел. (383)210-95-87, e-mail: iml63@mail.ru
В статье рассматривается круг вопросов, связанных с реализацией принципа централизации и децентрализации, которые подчеркивают необходимость учета некоторых положений системного анализа, распределения ответственности персонала звеньев управления при формировании системы экономики регионов, которая определяет в дальнейшем перспективу развития государственной экономики в целом.
Ключевые слова: экономика регионов, принцип централизации децентрализации, системный и ситуационный подходы в управлении, ответственность персонала звеньев управления.
CURRENT ISSUES OF GOVERNMENT DECENTRALIZATION IN TERMS OF ECONOMIC DEVELOPMENT REGIONS
Marina L. Ionova
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., senior lecturer of the Department of management of business processes, tel. (383)210-95-87, e-mail: iml63@mail.ru
The article discusses the range of issues associated with the implementation of the principle of centralization and decentralization, which emphasize the necessity of taking into account certain provisions of system analysis, distribution of staff responsibilities of managers in organizing the system of regional economy, which determines the further future development of the national economy as a whole.
Key words: the economy of the regions, the principle of centralization, decentralization, system and situational approaches in management, responsibility of the personnel management units.
В системе государственной экономики можно выделить ее структурные компоненты, а именно экономики регионов. Финансовая политика государства формируется и реализуется как механизм взаимодействия, взаимосвязей данных компонентов системы, региональные особенности которых и формируют ее потенциал, стратегическую перспективу существования, систему це-леполагания, направленную на сохранение ее целостности.
Основополагающие положения системного подхода позволяют обозначить объективные закономерности и принципы существования системного объекта, а в данном случае системообразующего взаимодействия экономики регионов. Известно, что все элементы системы находятся в диалектическом взаимодействии. Следовательно, единство и борьба противоположностей, перерастание количественных изменений в качественные, отрицание отрицания - представ-
ляют суть развития систем и формируют их свойства, а так же принципы существования.
Каждый регион представляет собой подсистему с входящими и исходящими связями, которые характеризуются его географическими, демографическими, культурными, экономическими и другими специфическими особенностями. Данные межрегиональные связи определяют социально-экономическое пространство государства, а формирование соответствующих им эффективных отношений управления являются важным фактором и условием его надежного существования в долгосрочной перспективе.
Разберем сущность понятий «централизация и децентрализация», рассматриваемых в теории управления в качестве одного из основопалагающих принципов формирования отношений управления. Анри Файоль, формулируя принцип централизации, писал: «централизация должна быть принята или отвергнута в зависимости от тенденций руководства и от обстоятельств; дело сводится к нахождению степени централизации наиболее благоприятной на предприятии... проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность. При этом, в пользу децентрализации бывают аргументы, которые свидетельствуют о важности роли подчиненных; в пользу централизации-все те, которые подтверждают ее незна-чительность»[1]. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури описывают характеристики по которым можно оценить насколько централизована организация в сравнении с другими (таблица).
Таблица
Оценка степени централизации управления в организации [2]
Характеристики централизации Содержание
Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления Чем больше количество тех решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем большая степень децентрализации
Важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях В децентрализованной организации руководители среднего и нижнего звена могут принимать решения, связанные с затратами значительных материальных и трудовых ресурсов или направлением деятельности организации в новое русло
Последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях Если руководители нижнего и среднего звена могут принимать решения, затрагивающие более чем одну функцию, то организация, по-видимому, децентрализованная
Количество контроля за работой подчиненных В сильно децентрализованной организации руководство высшего звена редко проверяет повседневные решения подчиненных ему руководителей, исходя из предположения, что все эти решения правильные. Оценка действий руководства делается на основании суммарных достигнутых результатов, в особенности, уровня прибыльности и роста организации
При рассмотрении процессов централизации и децентрализации необходимо учитывать вопросы распределения и реализации ответственности. Ответственность в системе управления по определению Т. С. Комиссаровой представляет «обязанность коллективов звеньев и работников управления отвечать за достижение заданных результатов работы путем выполнения закрепленных за ними обязанностей, полного использования прав при рациональном расходовании ресурсов» [3].
Cоответственно приведенным положениям следует обратить внимание на следующие выводы:
- централизация и децентрализация-это два неразрывных и взаимообусловленных процесса, рассматриваемых как целостный механизм;
- степень централизации и децентрализации характеризуется мерой распределения, которая зависит от количества, важности и последствий решений принимаемых на нижестоящем уровне управления, регламента осуществления контроля подчиненных;
- необходим строгий анализ и учет ресурсного потенциала регионов для баланса внутренней среды региона и системы межрегионального взаимодействия;
- качество и эффективность процессов централизации и децентрализации зависят в первую очередь от реальной возможности и четкой реализации ответственности персонала звеньев управления;
- данные процессы должны соответствовать специфики сложившейся ситуации в социально-экономической системе, с учетом закономерностей, причинно-следственной обоснованности событий и диалектически объяснимых условий для формирования меры централизации и децентрализации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Henri Fayol. Administration Industrielle et Générale, 1916. Анри Файоль. Общее и промышленное управление. Перевод на русский язык: Б. В. Бабина-Кореня. - М., 1923 // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. - 28.08.2012. URL: http ://gtmarket.ru/laboratory/basis/5783
2. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; [пер. с англ. О.И. Медведь]. - М.: Вильямс, 2012. - 672 c.
3. Комиссарова Т. С. Ответственность как категория менеджмента // ГЕО-Сибирь-2008. IV Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 5 т. (Новосибирск, 22-24 апреля 2008 г.). - Новосибирск : СГГА, 2008. Т. 2, ч. 1. - С. 111-115.
© М. Л. Ионова, 2017