© Л.А. Шевченко, 2006
УДК 622.86
Л.А. Шевченко
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОДЗЕМНОЙ ДОБЫЧЕ УГЛЯ В КУЗБАССЕ
ДХузнецкий угольный бассейн в настоящее время и на
К перспективу является основным угледобывающим регионом России, где идет постоянный рост добычи угля. В
2004 году в Кузбассе было добыто около 160 млн т угля против 144 млн т в 2003 году. При этом постоянно растет число шахт и разрезов, а также приобретение новых угленосных участков, перспективных в плане строительства горных предприятий.
На фоне роста числа шахт и разрезов значительную тревогу вызывает и рост травматизма в том числе смертельного. Так если в 2003 году в угольной отрасли Кузбасса было смертельно травмировано 67 человек, то в 2004 году 125. В
2005 году погибло 68 человек. Необходимо отметить, что значительную долю в общем числе смертельных травм составляют групповые несчастные случаи при взрывах метано-воздушной смеси в горных выработках (в 2004 году шахта «Тайжина» - 47 человек, шахта «Листвяжная» - 13 человек, шахтоуправление «Сибирское» - 6 человек, другие - 3 человека, что составляет 60 % от общего числа, на транспорте 24 человека (21 %) и при обрушении угля и породы 10 человек (9 %).
33
Серьезную проблему составляют также и другие факторы травмирования, обусловленные как тяжелыми горно-геоло-гическими условиями, так и высокой степенью износа оборудования, отсталой технологией добычи угля и т.д. В этом отношении особую тревогу вызывает положение на шахтах Прокопьевско-Киселевского района Кузбасса, разрабатывающих мощные пласты крутого падения с применением буровзрывного способа отбойки угля. В 2003 году на шахтах этого района погибло 30 человек из 67 по Кузбассу при добыче 10 % от общей по бассейну. В целом по Кузбассу в 2004 году произошло взрывов метана - 4, внезапных выбросов угля и газа - 2, обрушений пород кровли - 3, других аварий - 16.
Материальный ущерб от аварий составил около 560 млн. рублей. Среди технических причин несчастных случаев преобладают конструктивные недостатки и несовершенство технологии (60 %), неудовлетворительное состояние технических устройств (40 %). Среди организационных причин имеет место неудовлетворительная организация работ, (30 %) нарушение проектной и теологической документации, (25 %) низкая эффективность службы производственного контроля (25 %) и слабые знания в области промышленной безопасности (20 %). При этом в целом соотношение технических и организационных причин 30:70 %. Необходимо в этой связи отметить, что это соотношение весьма условно так как определение причин аварий и несчастных случаев дают комиссии по расследованию разных уровней в зависимости от тяжести последствий, которые не всегда точно и объективно могут их выявить и зачастую в акты вносится тот вариант который в данной ситуации наиболее устаивает руководство предприятия.
В последнее время на горных предприятиях Кузбасса наметилась тревожная тенденция, заключающаяся в периодической повторяемости групповых несчастных случаев со смертельным исходом при взрывах метана в горных выработках, в то время как по данным Кузнецкого управления Ростехнадзора РФ все шахты обеспечены расчетным количеством воздуха Особенность сложившейся коллизии в том, что при формальном соответствии расчетного количества
34
воздуха фактической потребности не гарантируется безопасность горных работ по взрывам метана.
При работе высокопроизводительных выемочных комплексов неизбежно возникают загазирования локальных зон, не регистрируемые средствами автоматического газового контроля, кроме того выработанное пространство представляет собой постоянно действующий газовый коллектор с содержанием метана превышающим нижний предел взрывае-мости. Количество зарегистрированных загазирований неуклонно растет (2003 год - 194, 2004 - 255), а количество местных и слоевых скоплений в пределах очистного забоя, тупиковых выработках и на сопряжениях, которые как раз и являются очагами взрывов, практически не поддается учету в полном объеме.
В связи с этим основным стратегически важным направлением в области повышения безопасности при подземной добыче угля, является разработка комплекса мероприятий, в принципе исключающих возникновение взрывоопасных концентраций метана в шахтной атмосфере.
Первоочередной мерой в этом направлении является глубокая дегазация угольных пластов скважинами, которая обеспечивала бы снижение природной газоносности не менее чем на 50 %. При этом проекты дегазации должны составляться квалифицированными специалистами групп аэрогазового контроля шахт с учетом уточненных газодинамических характеристик конкретного пласта, а не по осредненным нормативам, рекомендуемым в различных «Руководствах». В настоящее время в Кузбассе в работе находятся 22 дегазационные установки, в то время как в дегазации нуждаются более сорока шахт. Опыт работы шахт Австралии показывает, что при глубокой дегазации (густая сетка скважин) газовый барьер практически отсутствует.
Дополнительными мерами в этом направлении могут служить скважины с поверхности в выработанное пространство и изолированный отвод метана через газоотсасявающие трубопроводы, скважины и газоотводящие выработки. В настоящее время такие установки работают на шахтах им. С.М. Кирова, «Полысаевская», «Октябрьская», «Заречная-2» и др., однако эффективность таких схем проветривания суще-
35
ственно снижается с увеличением длины выемочных столбов и требует дополнительного бурения скважин в купол обрушения с поверхности или проведения дегазации выработанных пространств. С начала 2005 года на шахте им. С.М. Кирова ведутся работы по монтажу оборудования для гидроразрыва угольного пласта, что является новым для Кузбасса и может дать свои положительные результаты.
Значительный резерв в повышении надежности проветривания и взрывобезопасности шахтной атмосферы заключается в переводе уклонных полей с уклонной схемы проветривания на бремсберговую. Это потребует определенных капитальных затрат, однако они неизбежны в связи с требованием § 241 Правил безопасности в угольных шахтах. В настоящее время из 54 действующих уклонных полей по бремсберговой системе проветривается только 29.
Исследованиями, проведенными кафедрой аэрологии, охраны труда и природы ГУ КузГТУ в 1970-95 годах на мощных пластах крутого и пологого падения Прокопьевско-Кисе-левского и Томусинского районов Кузбасса было установлено, что получить эффект снижения газообильности очистных забоев можно также путем выбора определенного порядка и очередности отработки слоев в пласте (при слоевой выемке), или платов в свите. Этим достигается более рациональное распределение газовыделения из оставляемой мощности пласта при ее многократной под- или надработке.
Каждая из перечисленных выше мер, направленных на снижение газообильности очистного забоя, в той или иной степени реализуется на шахтах Кузбасса, давая определенный, как правило, не всегда достаточный эффект. Это связанно с тем, что в нормативных документах нет четких требований и критериев, по которым определяется их обязательность и руководители шахт применяют их по своим соображениям. Вместе с тем на достигнутых в настоящее время глубинах разработки и темпах ведения очистных работ назрела необходимость внедрения комплексного подхода к реализации мер борьбы с газом. Имеющиеся немногочисленные примеры показывают, что такой подход может практически снять проблему газового барьера, позволив выемочной технике в полной мере развернуть свои возможности и
36
достичь производительности до 500000 тонн в месяц (ш. Распадская, лава 4-6-29).
Важнейшей научной проблемой безопасности работ при подземной добыче угля является создание аппаратуры объемного контроля шахтной атмосферы с целью обнаружения локальных скоплений взрывоопасных концентраций метана. Существующая приборная база позволяет фиксировать концентрацию метана только в определенных точках очистного забоя и вентиляционной сетки, однако очаги взрыва могут возникать в местах, где такие датчики отсутствуют при вполне благополучной картине на пульте телеметрического контроля. Разработка и внедрение средств дистанционного определения концентрации метана в пределах рабочего объема очистного забоя позволит в принципе исключить возможность взрывов в горных выработках.
Второй не менее важной проблемой подземной угледобычи является борьба с пылью, поскольку ее скопление в определенных концентрациях также могут являться очагами взрыва. Правила безопасности в угольных шахтах устанавливают ряд требований по борьбе с пылью среди которых предусмотрен контроль пылевзрывобезопасности очистных и подготовительных выработок, обязательная обеспеченность шахт инертной пылью, предварительное увлажнение угля в массиве через скважины. В Кузбассе увлажнение массива применяется в 85 % подготовительных и 65 % очистных забоев и является одной из наиболее эффективных мер пыле-подавления. Кроме того в конструкциях на выемочных и проходческих комбайнов предусмотрены собственные средства орошения, которые хотя и способствуют снижению запыленности рабочей зоны, но в целом не обеспечивают ее предельно допустимых концентраций. Виной этому определенные конструктивные недоработки уплотнительных элементов подводки воды и фильтров очистки. Зачастую и качество воды, подаваемой на орошение не соответствует требованиям. Однако в целом необходимо отметить, что процессы пылевого режима угольных шахт более предсказуемы и управляемы, чем процессы метановыделения, что подтверждается и более редкими случаями взрывов угольной пыли по сравнению со взрывами метана.
37
Оценивая в целом складывающиеся тенденции при подземной добыче угля необходимо отметить, что в последние 8-10 лет резко обострилось противоречие между горнотехно-логическими факторами, направленными на резкое повышение производительности очистного забоя (увеличение длины лав, размеров выемочных полей по простиранию, высокая производительность комбайнов и др.) с одной стороны и уровнем безопасности работ с другой. Приоритет первого неизбежно создает объективные предпосылки к авариям и групповым несчастным случаям со смертельным исходом, а расстановка приоритетов это уже вопрос не технический, а политический, что, собственно, и отражено в статье 4 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ».
Расследование аварий, в которых было зафиксировано большое количество погибших показали, что назрела необходимость специальной подготовки лиц отвечающих за безопасность работ - это главные инженеры шахт, горные диспетчеры, и другие руководители, которые обязаны в случае аварии обеспечивать спасение людей, принимать эффективные меры по ликвидации аварий в начальной стадии. Это ставит вопрос о необходимости кардинальной переподготовки руководителей служб охраны труда и промышленной безопасности, а также специалистов энерго-механических и геолого-маркшейдерских служб. Новые собственники горных предприятий не всегда уделяли этому должного внимания в части четкого планирования и финансирования обучения, подготовки и повышения квалификации инженерных кадров.
Понимая остроту сложившейся ситуации Администрация Кемеровской области ведет планомерную работу с собственниками горных предприятий, призывая их вкладывать больше средств на обновление основных фондов и особенно на повышение безопасности работ. В апреле 2005 года в г. Ме-ждуреченске состоится координационный совет по развитию угольной промышленности, охране труда, промышленной и экологической безопасности Кемеровской области, где было подписано соглашение между собственниками угольных компаний Кузбасса и Администрацией области по основным позициям, предусматривающим существенное улучшение условий труда, повышение социальных гарантий шахтеров и
38
рост заработной платы. По инициативе губернатора Кемеровской области А. Г Тулеева в случае гибели работника на производстве его семья, будет получать один миллион рублей дополнительно к остальным выплатам, предусмотренным законодательством РФ. Кроме того в Кузбассе все семьи погибших шахтеров чувствуют на себе постоянное внимание руководства области и получают всяческую поддержку.
С 1998 года Кузбасским государственным техническим университетом начата подготовка инженеров по специальности «Безопасность технологических процессов и производств (в горной промышленности)», однако заявки на этих специалистов поступают в единичном порядке. Тем не менее именно эта категория инженерных кадров может явится тем ядром, вокруг которого будет формироваться круг узких специалистов высокой квалификации, глубоко владеющих базовыми знаниями в области теории и физических основ формирования предаварийных ситуаций, методов их обнаружения и профилактики.
Логическим итогом всего выше изложенного является вопрос об активизации научных исследований в области промышленной безопасности, которые в последние годы были практически свернуты. Ведущие научные центры России в этой области в лучшем случае занимаются экспертизой проектов или аттестацией рабочих мест зарабатывая на этом средства к существованию.
В 2003 году в очередной раз был существенно сокращен объем финансирования отраслевой научно-технической программы. Средств федерального бюджета недостаточно для решения даже наиболее острых проблем, что вызывает необходимость в изыскании альтернативных источников финансирования, которым и совершенно логично должны быть средства собственников горных предприятий. Введенный в 2003 году Федеральный закон «О техническом регулировании» предопределяет другие подходы и формированию нормативно-правовой базы промышленной безопасности, предусматривающие наряду с техническими регламентами, содержащими минимум обязательных государственных требований, создавать стандарты предприятий, учитывающих их индивидуальные особенности и специфику возможных ава-
39
рийных ситуаций. Одновременно необходимо учитывать, что с увеличением глубины горных работ будет расти число шахт опасных по газу, внезапным выбросам и горным ударам.
Со своей стороны научные организации Кузбасса готовы внести свой вклад в решение проблем безопасности труда в шахтах при наличии финансирования научно-технических программ со стороны собственников финансово-промышленных групп, и коренном изменении отношения к вопросам безопасности труда в угольной отрасли.
Таким образом, завершая изложенное, можно заключить, что уровень безопасности труда на угольных шахтах Кузбасса за последние два года поставил собственников и как следствие власть перед принципиальным выбором - оставаться в дальнейшем в числе стран, где несчастные случаи на горных предприятиях по своей тяжести и последствием не соответствуют критериям цивилизованного государства или осуществить резкий крен в сторону повышения безопасности труда не считаясь со средствами.
,— Коротко об авторах-
Шевченко Л.А. - доктор технических наук, профессор, КузГТУ.
- © А.М. Рыжов, И.И. Волков,
А. А. Дружинин, М.Г. Голубев, 2006
УДК 622.837
А.М. Рыжов, И.И. Волков, А.А. Дружинин, М.Г. Голубев
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В ЗАО «РАСПАДСКАЯ»
С целью повышения конкурентоспособности и безопасности производства в 1995 г. шахта «Распадская» приступила к кардинальным преобразованиям. В результате
40