Научная статья на тему 'Актуальные вопросы безопасности мотоциклистов '

Актуальные вопросы безопасности мотоциклистов Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотоциклисты / дорожно-транспортные происшествия / безопасность дорожного движения / превышения скорости / motorcyclists / traffic accidents / traffic safety / speeding

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Александр Юрьевич Тарасов, Ирина Анатольевна Тарасова

Целью статьи является изучение и анализ определенных моделей поведения водителей, влияющих на несчастные случаи на мотоцикле. Мотоциклы считаются одним из экстремальных видов транспорта, способствующих дорожно-транспортным происшествиям. Количество смертей, вызванных мотоциклами, значительно выше, чем любыми другими видами транспорта. В качестве объекта исследования выступают общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения мотоциклистов. Предметом исследования является обзор литературы по различным аспектам поведения при езде, включая недостаточную видимость и бдительность, а также проблемы превышения скорости. Это важно для всестороннего и широкого понимания особенностей поведения гонщиков, связанных с проблемами превышения скорости, видимости и бдительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Александр Юрьевич Тарасов, Ирина Анатольевна Тарасова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current issues of motorcyclist safety

The purpose of the article is to study and analyze certain behavioral patterns of drivers that affect motorcycle accidents. Motorcycles are considered one of the extreme modes of transport that contribute to road accidents. The number of deaths caused by motorcycles is significantly higher than by any other means of transport. The object of the study is public relations in the field of road safety for motorcyclists. The subject of the study is a review of the literature on various aspects of driving behavior, including lack of visibility and vigilance, as well as problems of speeding. This is important for a comprehensive and broad understanding of the behavior of riders associated with problems of speeding, visibility and vigilance.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы безопасности мотоциклистов »

Государственная служба и кадры. 2024. № 1. С. 115—118.

State service and personnel. 2024;( 1):115—1 18.

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-115-118 NIION: 2012-0061-01/24-022

EDN: https://elibrary.ru/PGUHJB MOSURED: 77/27-008-2024-01-222

Актуальные вопросы безопасности мотоциклистов

Александр Юрьевич Тарасов1, Ирина Анатольевна Тарасова2

1 2 Московский областной филиал Московского университета МВД России

имени В.Я. Кикотя, Московская область, Рузский городской округ, поселок Старотеряево, Россия

1 7137355@gmail.com

2 tarasovairina2@rambler.ru

Аннотация. Целью статьи является изучение и анализ определенных моделей поведения водителей, влияющих на несчастные случаи на мотоцикле. Мотоциклы считаются одним из экстремальных видов транспорта, способствующих дорожно-транспортным происшествиям. Количество смертей, вызванных мотоциклами, значительно выше, чем любыми другими видами транспорта.

В качестве объекта исследования выступают общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения мотоциклистов. Предметом исследования является обзор литературы по различным аспектам поведения при езде, включая недостаточную видимость и бдительность, а также проблемы превышения скорости. Это важно для всестороннего и широкого понимания особенностей поведения гонщиков, связанных с проблемами превышения скорости, видимости и бдительности.

Ключевые слова: мотоциклисты, дорожно-транспортные происшествия, безопасность дорожного движения, превышения скорости.

Для цитирования: Тарасов А.Ю., Тарасова И.А. Актуальные вопросы безопасности мотоциклистов // Государственная служба и кадры. 2024. № 1. С. 115—118. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-115-118 EDN: https://elibrary.ru/PGUHJB

Original article

Current issues of motorcyclist safety

Alexander Yu. Tarasov1, Irina A. Tarasova2

1 2 Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named

after V.Ya. Kikot, Moscow region, Ruzsky city district, Staroteryaevo settlement, Russia

1 7137355@gmail.com

2 tarasovairina2@rambler.ru

Abstract. The purpose of the article is to study and analyze certain behavioral patterns of drivers that affect motorcycle accidents. Motorcycles are considered one of the extreme modes of transport that contribute to road accidents. The number of deaths caused by motorcycles is significantly higher than by any other means of transport.

The object of the study is public relations in the field of road safety for motorcyclists. The subject of the study is a review of the literature on various aspects of driving behavior, including lack of visibility and vigilance, as well as problems of speeding. This is important for a comprehensive and broad understanding of the behavior of riders associated with problems of speeding, visibility and vigilance.

Keywords: motorcyclists, traffic accidents, traffic safety, speeding.

For citation: Tarasov A. Yu., Tarasova I. A. Current issues of motorcyclist safety // State service and personnel. 2024;(1):115—118. In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-115-118 EDN: https://elibrary.ru/PGUHJB

Мотоциклы являются одним из наиболее опасных транспортных средств, способствующих дорожно-транспортным происшествиям (далее — ДТП). Мотоциклисты подвергаются более высокому риску попасть в аварию по сравнению с водителями автомобилей. Во всем

© Тарасов А.Ю., Тарасова И.А. М., 2024.

мире 28% смертей в результате дорожно-транспортных происшествий происходят по вине мотоциклистов, и эти цифры растут с каждым годом [1].

Надо заметить, что при этом процент использования мотоциклов растет во всем мире, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода. Как представляется, это связано с их более

№ 1/2024

низкой стоимостью, большей экономией топлива и компактными размерами, удобными для парковки в перегруженных зонах, а также из-за быстрого экономического роста стран и обилия заторов на дорогах.

При всем этом число смертей, вызванных мотоциклами, значительно выше, чем при использовании любых других видов транспорта, и это главным образом из-за присущих мотоциклистам уязвимости и рисков [2]. Так, водители мотоциклов более подвержены травмам из-за отсутствия защиты, поскольку единственными доступными средствами защиты являются шлем и одежда. Более того, мотоцикл является более уязвимым из-за своей конструкции, которая делает его намного легче автомобиля и гораздо быстрее большинства транспортных средств. Однако при этом мотоциклист не защищен металлическим кузовом и имеет только два колеса для балансировки [5].

Во всем мире количество зарегистрированных мотоциклов составляет около 200 млн единиц [9]. При этом вероятность ДТП с мотоциклами в 6 — 13 раз выше, чем с другими транспортными средствами [8]. Исследование Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA 2021) [10] показали, что в США вероятность смерти мотоциклиста в расчете на транспортное средство на пройденную милю примерно в 28 раз выше, чем у любого другого типа транспортного средства.

В Тайване вероятность гибели мотоциклистов примерно в 26 раз выше в расчете на транспортное средство на милю пути, а вероятность получения ими травм в результате аварии по сравнению с пассажирами автомобиля — в пять раз выше. В Малайзии вероятность смерти мотоциклистов в 17 раз выше, чем среди водителей автомобилей [10].

Следует также отметить, что, согласно данным исследования, именно поведение человека является причиной 95% дорожно-транспортных происшествий среди мотоциклистов. То есть, большинство аварий на мотоциклах происходит из-за человеческого фактора. Другими словами, человеческая ошибка подразумевает поведение водителей, включая превышение скорости, алкогольное опьянение, усталость, сонливость, невнимательность, употребление наркотиков и лекарств, неиспользование флуоресцентной куртки и шлема.

В сфере противоправного поведения водителей также одной из наиболее популярных тем исследований является влияние психологических особенностей на рискованное поведение водителей [3, с. 33—44]. Исследования показали, что образ жизни оказывает важное влияние на рис-

кованное поведение мотоциклистов и дорожнотранспортные происшествия. Установлено, что превышение скорости является основной причиной дорожно-транспортных происшествий. Оно также считается ключевым фактором, способствующим всем дорожно-транспортным происшествиям, и является основной причиной 40% всех тяжелых аварий со смертельным исходом [4, с. 106—114].

Недостаточная видимость мотоцикла является основной причиной 65% столкновений между мотоциклом и автомобилем. Отсутствие видимости объясняется осадками, туманом и сильным ветром, что, в свою очередь, увеличивает риск и вероятность дорожно-транспортных происшествий.

Также серьезного внимания заслуживает то обстоятельство, что большинство лобовых столкновений на мотоциклах происходит из-за неправильного решения других автомобилистов о прохождении поворота налево или из-за отсутствия видимости переднего мотоцикла [6, с. 355—369].

Следует отметить три основных момента в отношении рекомендаций, которые могут повысить заметность мотоцикла: увеличение размера, более яркие цвета и использование дневных ходовых огней. Замечено, что флуоресценция и яркие цвета улучшают видимость объекта, поскольку позволяют свету отражаться или излучаться вокруг него. Видимость мотоцикла также зависит от его светоотражающих свойств и фона, на котором он виден.

В связи с тем, что восприятие цвета ночью практически отсутствует, существует общее мнение, что белый, желтый и красный цвета, а также флуоресценция, скорее всего, улучшат видимость мотоцикла. Согласно результатам исследований 2021 г., практика ношения флуоресцентной одежды улучшает видимость и тем самым снижает риск несчастных случаев почти на 37% по сравнению с другими водителями, а ношение белого шлема снижает риск на 24% по сравнению с темным шлемом [7, с. 64—67].

Многочисленные случаи столкновений уязвимых участников дорожного движения с автомобилями показывают, что водители автомобилей не могут вовремя распознать мотоциклистов, чтобы избежать столкновения, в основном из-за плохой заметности. Как вариант предлагается увеличить количество фар.

Ночное вождение всегда считалось сложной задачей, особенно при попытке обгона. Ночью существует больше ограничений, касающихся производительности компьютерной графики, поскольку большинство важных деталей связано с низкой яркостью и низкими значениями контрастности. Например, стандартные желтые и флу-

№ 1/2024

оресцентные желто-оранжевые материалы можно идентифицировать быстрее на расстоянии по сравнению с другими цветами, в зависимости от погодных условий.

В заключение необходимо сделать выводы

Основное внимание в нашем исследовании уделяется анализу поведения мотоциклистов, связанного с превышением скорости, проблемами видимости и бдительности. В связи с тем, что превышение скорости составляет 34% всех дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом на мотоциклах, отдельные исследователи предлагают использование интеллектуальной транспортной системы (ИТС), системы с известным ограничением скорости. Однако использование ИТС на мотоциклах еще не реализовано в полной мере. Дневные ходовые огни мотоцикла снижают количество аварий на 4 — 20% , а фары мотоцикла и использование люминесцентной куртки повышают заметность мотоциклиста, использование желтых фар увеличивает видимость мотоцикла.

В связи с этим также предлагалось применять лазер в фарах для повышения заметности мотоциклов. Кроме того, по результатам исследований предлагалось использовать датчики в руле мотоциклов для повышения бдительности байкеров. Как представляется, если эти проблемы будут решены, количество аварий, связанных с превышением скорости, видимостью и бдительностью, снизится, что спасет жизни водителей мотоциклов.

Вместе с тем, анализируя проведенные исследования, можно сделать вывод, что, несмотря на ряд объективных факторов (выше перечисленных), основной причиной дорожно-транспортных происшествий среди мотоциклистов являются поведение водителя, его состояние, отношение к собственной безопасности.

Список источников

1. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Глобальный доклад о состоянии безопасности дорожного движения, 2022 г. // https:// vk.com/wall-193849773_122049?ysclid=lu6vkgr6 hg950762041

2. Анайя Дж., Понц А., Гарсиа Ф., Талавера Э. Обнаружение мотоциклов для ADAS через камеру и связь V2V, сравнительный анализ двух современных технологий // Expert Syst. Прил. 77. 2021: doi.org /10.1016/j

3. Антониацци Д, Кляйн Р. Рискованные гонщики: сравнение теорий личности о поведении мотоциклистов. Часть F. Психология дорожного движения // Поведение. 2020: doi.org/10.1016/ j.trf.2020.12.008

4. Гадири С.М.Р., Прасетиджо Дж., Садулла АФ., Хосейнпур М., Сахранавард С. Интеллектуальная адаптация скорости: предварительные результаты дорожного исследования в Пенанге, Малайзия. 2020: doi.org/10.1016/j.iatssr.2020.08.001

5. Кэтлин Мишон Дж. Д. Аварии на мотоциклах: обзор | Nolo.com, 5, НОЛО, 2021 // URL: http: // www.nolo.com/legal-encyclepedia/motorcy cle-accidents-overview-30329.html

6. Смитер Дж. АлъАвар, Торрес Л.И. Заметность мотоцикла: влияние возраста и дневных ходовых огней. 2021: doi.org/ 10.1177/00187 2081037

7. Солах М.С., Хамза А., Ариффин А.Х., Рах-ман М.К. Исследование распространенности освещения и заметности мотоциклов. Proc. SE Asia Safer Mobil. Симп. 2021.

8. Халъберсберг Д, Лернер Б. Анализ несчастных случаев на мотоцикле со смертельным исходом среди молодых водителей путем совместной максимизации точности и информации. 2020: doi.org/10.1016/j.aap.2020.04.016

9. Чанг У.Дж., Чен Л.Б. Проектирование и внедрение интеллектуального мотоциклетного шлема для определения приближения крупных транспортных средств. 2021: doi.org/10.1109/ JSEN.2021.2895130

10. Чанг Ф., Сюй П., Чжоу Х. и др. Исследование тяжести травм мотоциклистов: двухэтапный метод, объединяющий кластерный анализ скрытых классов и логит-модель случайных параметров. 2021: doi.org/10.1016/j.aap.2021.07.012

References

1. The World Health Organization (WHO). Global Report on the State of Road Safety, 2022 // https:// vk.com/wall-193849773_122049?ysclid=lu6vkgr 6hg950762041

2. Anaya J., Ponz A., Garcia F., Talavera E. Motorcycle detection for ADAS via camera and V2V communication, comparative analysis of two modern technologies // Expert Syst. Adj. 77. 2021: doi.org / 10.1016/j

3. Antoniazzi D., Klein R. Risky riders: a comparison of personality theories about the behavior of motorcyclists. Part F. Psychology of traffic. Behaviour. 2020: doi.org/10.1016/j.trf.2020.12.008

4. Gadiri S.M.R., Prasetijo J., Sadullah A.F., Hoseynpour M., Sahranavard S. Intelligent speed adaptation: preliminary results of a road study in Penang, Malaysia. 2020: doi.org/10.1016/j.iatssr. 2020.08.001

5. Kathleen Michon J.D. Motorcycle accidents: an overview | Nolo.com, 5, ZERO, 2021 //. URL: http: // www.nolo.com/legal-encyclepedia/motorcy cle-accidents-overview-30329.html

№ 1/2024

6. Smiter J. Al-Awar, Torres L.I. Motorcycle visibility: the influence of age and daytime running lights. 2021: doi.org / 10.1177/001872081037

7. Solakh M.S., Hamza A., Ariffin A.H., Rahman M.K. A study of the prevalence of lighting and visibility of motorcycles. Proc. SE Asia Safer Mobil. Simp. 2021.

8. Halbersberg D, Lerner B. Analysis of fatal motorcycle accidents among young drivers by jointly maximizing accuracy and information. 2020: doi.org/10.1016/j.aap.2020.04.016

9. Chang W.J., Chen L.B. Design and implementation of an intelligent motorcycle helmet for determining the approach of large vehicles. 2021: doi.org/10.1109/JSEN.2021.2895130

10. Chang F., Xu P., Zhou H. et al. The study of the severity of injuries to motorcyclists: a two-stage method combining cluster analysis of hidden classes and a logit model of random parameters. 2021: doi.org/10.1016/j.aap.2021.07.012

Информация об авторах

Тарасов А.Ю. — кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры организации деятельности подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения

Тарасова И.А. — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 04.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.

Information about the authors

Tarasov A.Yu. — candidate of law, associate professor, head of the department of organization of activities of road safety units

Tarasova I.A. — candidate of law, associate professor, associate professor of the department of state and civil law disciplines

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 04.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication

14.02.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Юридическая

служба

Юридическая служба в государственных органах и на предприятиях.

5-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ ” Профессиональный учебник”. Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований / Под науч. ред. С.С. Маиляна, Н.Д. Эриашвили; под общ. ред. А.Ю. Олимпиева, А.В. Тумакова. 303 с.

ISBN: 978-5-238-03619-9

В пособии раскрываются понятие, значение, функции и правовой статус юридической службы, а также организация работы юридических служб в организациях и на предприятиях по укреплению законности, охране прав и свобод граждан и юридических лиц. Значительное внимание уделено правовому регулированию претензионно-исковой и договорной работы, в том числе по заключению и расторжению трудового договора. В отдельной главе представлены особенности гражданского судопроизводства, которые необходимо знать работникам юридических служб.

Для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, а также преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием юридической службы в

государственных органах и на предприятиях.

№ 1/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.