Научная статья на тему 'Актуальные тенденции в исследовании сектора интеллектуальных услуг'

Актуальные тенденции в исследовании сектора интеллектуальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ДЕЛОВЫЕ УСЛУГИ / KNOWLEDGE-INTENSIVE BUSINESS SERVICES / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / CREATIVE ECONOMY / ЧЕТВЕРТИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / QUATERNARY SECTOR / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красноярова Анна Валерьевна

Сектор интеллектуальных услуг в настоящее время формирует значительную долю ВВП развитых стран, вклад в экономику данного сектора в России находится на более низком уровне. В контексте инновационной парадигмы развития страны является важным определение направления повышения эффективности и конкурентоспособности компаний сферы интеллектуальных услуг, исследования которой в России начались на несколько десятилетий позднее. Цель исследования определение малоизученных, перспективных областей для реализации интереса исследователей по повышению конкурентоспособности компаний сферы интеллектуальных услуг. Автором исследованы концептуальные основы и подходы к изучению сектора интеллектуальных деловых услуг, впервые проанализированы сходство и различия областей интересов российских и зарубежных ученых в современное время по областям научных интересов. Определено, что интересы многих исследователей посвящены созданию понятийного аппарата и изучению вклада в экономику, факторам повышения конкурентоспособности и эффективности компаний сектора, инновационности, также значительный интерес для исследователей представляют вопросы пространственной локализации и образования кластеров. При этом практически не проводилось исследований специфики управления человеческим капиталом в секторе интеллектуальных деловых услуг, что является перспективным направлением для дальнейшего исследования, т.к. человеческий капитал в данном секторе имеет особую значимость. Также к числу перспективных направлений в рамках глобализации стоит отнести формирование конкурентных преимуществ компаний, производящих интеллектуальные услуги, в мировом масштабе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL TRENDS OF KNOWLEDGE-INTENSIVE SERVISES SECTOR RESEARCHING

This paper explores some issues in knowledge-intensive services (KIS) sector definitions. Also this scientific report analyzes main tendencies and perspective areas in KIS sector researching in the world and Russia. Nowadays KIS sector forms a considerable share of GDP of the developed countries. However the contribution of this sector to Russian economy is over grade. The innovative paradigm defines directions to increasing of efficiency and competitiveness KIS as one of the most important. The goal of the research is definition of the low-studied, perspective areas for realization of interest of researchers to increase competitiveness of the KIS companies. The author investigated conceptual bases and approaches to KIS studying, similarity and distinctions of interests of the Russian and foreign scientists. It is defined that interests of many researchers are devoted to conceptual framework and studying of a contribution to economy, factors of competitiveness and efficiency increasing, innovations. Furthermore the considerable interest for researchers is represented by questions of space localization and clusters formation. For this purpose there almost were not conducted researches of the specific of the human management in KIS. So that is the perspective direction for further research because the human capital in KIS sector has the special importance. Also as perspective directions for researching should be considered formation of competitive advantages of KIS companies a globe.

Текст научной работы на тему «Актуальные тенденции в исследовании сектора интеллектуальных услуг»

УДК 330.88

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СЕКТОРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСЛУГ

© 2016

Красноярова Анна Валерьевна, аспирант кафедры экономики и менеджмента Тихоокеанский государственный медицинский университет, Владивосток (Россия)

Аннотация. Сектор интеллектуальных услуг в настоящее время формирует значительную долю ВВП развитых стран, вклад в экономику данного сектора в России находится на более низком уровне. В контексте инновационной парадигмы развития страны является важным определение направления повышения эффективности и конкурентоспособности компаний сферы интеллектуальных услуг, исследования которой в России начались на несколько десятилетий позднее. Цель исследования - определение малоизученных, перспективных областей для реализации интереса исследователей по повышению конкурентоспособности компаний сферы интеллектуальных услуг. Автором исследованы концептуальные основы и подходы к изучению сектора интеллектуальных деловых услуг, впервые проанализированы сходство и различия областей интересов российских и зарубежных ученых в современное время по областям научных интересов. Определено, что интересы многих исследователей посвящены созданию понятийного аппарата и изучению вклада в экономику, факторам повышения конкурентоспособности и эффективности компаний сектора, инновационности, также значительный интерес для исследователей представляют вопросы пространственной локализации и образования кластеров. При этом практически не проводилось исследований специфики управления человеческим капиталом в секторе интеллектуальных деловых услуг, что является перспективным направлением для дальнейшего исследования, т.к. человеческий капитал в данном секторе имеет особую значимость. Также к числу перспективных направлений в рамках глобализации стоит отнести формирование конкурентных преимуществ компаний, производящих интеллектуальные услуги, в мировом масштабе.

Ключевые слова: интеллектуальные деловые услуги, креативная экономика, четвертичный сектор экономики, человеческий капитал, конкурентоспособность.

ACTUAL TRENDS OF KNOWLEDGE-INTENSIVE SERVISES SECTOR RESEARCHING

© 2016

Krasnoiarova Anna Valerevna, post-graduate student, chair "Economics and management" Pacific State Medical University, Vladivostok (Russia)

Abstract. This paper explores some issues in knowledge-intensive services (KIS) sector definitions. Also this scientific report analyzes main tendencies and perspective areas in KIS sector researching in the world and Russia. Nowadays KIS sector forms a considerable share of GDP of the developed countries. However the contribution of this sector to Russian economy is over grade. The innovative paradigm defines directions to increasing of efficiency and competitiveness KIS as one of the most important. The goal of the research is definition of the low-studied, perspective areas for realization of interest of researchers to increase competitiveness of the KIS companies. The author investigated conceptual bases and approaches to KIS studying, similarity and distinctions of interests of the Russian and foreign scientists. It is defined that interests of many researchers are devoted to conceptual framework and studying of a contribution to economy, factors of competitiveness and efficiency increasing, innovations. Furthermore the considerable interest for researchers is represented by questions of space localization and clusters formation. For this purpose there almost were not conducted researches of the specific of the human management in KIS. So that is the perspective direction for further research because the human capital in KIS sector has the special importance. Also as perspective directions for researching should be considered formation of competitive advantages of KIS companies a globe.

Keywords: knowledge-intensive business services, creative economy, quaternary sector, human capital, competitiveness.

Конкурентоспособность стран, субъектов экономики во многом определяется восприимчивостью к инновациям и их практической реализацией. Говоря о новой экономике как о креативной, мы понимаем, что инновация является основным ее продуктом. Четвертичный сектор экономики способен выступить драйвером развития, что подтверждается ростом вклада компаний четвертичного сектора в ВВП развитых стран. Субъекты российской экономики, несмотря на серьезный интеллектуальный потенциал, склонны больше импортировать интеллек-туальноёмкую продукцию, нежели экспортировать [1]. Невзирая на рост интенсивности исследований сектора интеллектуальных услуг, теоретическая база достаточно фрагментарна, и необходимо определить перспективные направления исследований, которые позволят повысить конкурентоспособность российских субъектов экономики.

Сложность для ученых представляет неопределенность границ данного сектора, т.к. нет единого определения понятия «интеллектуальные услуги» и единого перечня направлений деятельности, входящих в данный сектор. В целом можно сказать, что под сектором интеллектуальных услуг обычно понимается деятельность компаний, предоставляющих услуги и создающих высокую интеллектуальную добавленную стоимость. Зарубежные исследователи чаще всего используют термины KIS (Knowledge-Intensive Services) или KBS (Knowledge-Based Services), в то время как в России

данные услуги принято называть «интеллектуальными услугами», несмотря на то, что более точным переводом был бы термин «знаниеёмкие услуги». Тем более, что термин «интеллектуальные услуги» в России используется и в другом контексте (например, в телекоммуникационной сфере этим термином называются услуги, предоставляемые с помощью усовершенствованного программного обеспечения), что может вызвать неточное понимание.

В исследованиях часто объектом изучения становятся не весь сектор интеллектуальных услуг, а сектор интеллектуальных деловых услуг, в который включены только интеллектуальные услуги, оказываемые юридическим лицам. Й. Майлз (I. Miles), изучая данный сектор, использует аббревиатуру KIBS, производную от Knowledge-Intensive Bussiness Services [2] (интеллектуальные деловые услуги), которая стала общепринятой. Некоторые исследователи в данном подсекторе выделяли в качестве объекта изучения еще более узкий участок, например, М. Каутонен (M. Kautonen) выделяет отдельно сектор управленческого консалтинга (Management KIBS, или M-KIBS) [3]. Также часто исследователи разделяют P-KIBS (P - сокращение от «professional», т.е. традиционные профессиональные деловые услуги, например, аудит), T-KIBS (T- сокращение от «technology based», т.е. деловые услуги, связанные с применением технологического оборудования, например, услуги по инжинирингу), С-KIBS (С - сокращение от «creative»)

- творческие деловые услуги, которые требуют творческих способностей и знаний, например, услуги по рекламе [4]. Таким образом, объект исследования зачастую разнится, сложность также создает и отсутствие единой статистической базы, т.к. в статистических классификаторах отсутствует однозначное выделение сектора интеллектуальных услуг.

Зарубежным исследованиям данной сферы положил начало Ф. Махлуп (F. Machlup), который начал заниматься вопросами производства и распространения знаний [5]. В начале основное внимание уделялось изучению концептуальных вопросов данного сектора, определению его границ, что можно увидеть в работе А.Коха и Т.Стахлекера (A. Koch & T. Stahlecker) [6].

В России интерес к изучению интеллектуальных услуг стал активно проявляться в начале 21 века, что связано с более поздним возникновением данного сектора как части рыночной экономики. Значительный вклад в изучение данного сектора в России внесли исследователи Высшей школы экономики (в частности М.Е. Дорошенко), в работах которых затронуты концептуальные вопросы, проведены эмпирические исследования и статистический анализ, представлен комплексный анализ зарубежной практики и прогнозы развития данного сектора [7].

При определении и сравнении областей интересов зарубежных и российских ученых, представляется необходимым проанализировать сходства и различия в направлениях исследований, выявить зоны, изучению которых не уделялось достаточного внимания, определить предполагаемый вектор в изучении сектора интеллектуальных деловых услуг как части креативной экономики.

В таблице 1 представлены общие направления развития интересов ученых.

Таблица 1 - Области исследования учеными интеллектуальных деловых услуг

Зарубежные авторы Российские авторы

Инновационность сектора интеллектуальных деловых услуг, включая инновационность компаний данного сектора, направленность инноваций и влияние на инновационность компаний-клиентов

П. ден Хертог (P. den Hertog), 2000; Д. Царницкий и А. Спиелкамп (D.Czarnitzki & A.Spielkamp), 2000; П. ден Херотог (Hertog P. den), 2001; М. Тойвонен (M. Toivonen), 2004; С. Хипп и Х. Грапп (Hipp C. & Grupp H.), 2005; М. Фрил (M. Freel), 2006; Н. Амара, Р. Ландри, Д. Долорэ (N.Amara, R.Landry, D.Doloreux), Х.-В. Эслесен и А. Исакен (H.-W. Asiesen & A.Isaken),2007; 2009; Н. Коррочер, Л. Цусмано, А. Моррисон (N. Corrocher, L. Cusmano, A.Morrison), 2009; Ям Р.С. и другие (Yam R.C (eds.)), 2011; Л. Африка-Стенрус и Е. Яккола (L.Afrika-Stenroos& E. Jakkola), 2012 Семенова О.К., 2009; Дорошенко М.Е.. 2011; Дорошенко М.Е., Майлз Й., Виноградов Д.В., 2014

Региональные и пространственные особенности, включая вопросы образования кластеров

В.Томи и Т. Бон (W. Thomi & T.Bohn), 2003; Т. Стахлекер и А. Кох (T. Stahlecker& A. Koch), 2004; А. Кох и Т. Стахлекер (A. Koch & T.Stahlecker), 2006; А.Кох и Т. Стахлекер (A. Koch& T. Stahlecker), 2006; К.-М. Бишоп (C.-M.Bishop), 2007; Д. Долорэ, М. Фрил, Р. Шармо (D.Doloreux, M.Freel, R.Shearmur), 2010; Р. Шармо и Д. Долорэ (R. Shearmur & D. Doloreux), 2012. Астратова Г.В., Абрамова Е.А., Малыгина М.С., Малыгина Н.О., 2008; Гутюк Е.Н., 2011; Кетова Н.П., Овчинников В.Н., 2011; Кровяков А.А., 2012; Мешкова Ю.О., 2014

Управление знаниями в компаниях сектора интеллектуальных услуг

К. Хипп (C. Hipp), 1999; И.Н. Ларсен (Larsen J.N), 2001; К.-М. Бишоп (C.-M.Bishop), 2007; Х.-В. Эслесен и А. Исакен (H.-W.Aslesen& A.Isaksen), 2007; Т. Андреева и А. Кьанто (T.Andreeva& A.Kianto), 2011; С. Фернандес и Ж. Ферейра (C. Fernandes & J. Fereira), 2011 Ланская Д.В., 2013

Роль человеческого фактора в компаниях сектора интеллектуальных услуг, включая требования к квалификации, управление интеллектуальным потенциалом

Ф. Мюллер и Д. Долорэ (F. Muller & D. Doloreux), 2009; Д. Консоли и Д. Элче-Хортелано (D. Consoli & D. Elche-Hortelano), 2010; М. Жаннечини и З. Губитта (M. Gianecchini & P. Gubitta), 2012 Варламова М.А., 2007; Абрамова Л.А., 2012

Эффективность деятельности компаний сектора деловых интеллектуальных услуг, включая исследования источников повышения конкурентоспособности, производительности и особенностей управления

Б.С. Тэтчер, К. Хипп, И. Майлз (Tether B.S., Hipp C., Miles I.), 2001; А. Мусолеси, Ж.-П. Юбан (А. Musolesi, J.-P. Huiban), 2010; Н. Коррочер, Л. Цусмано, А. Моррисон (N. Corrocher, L. Cusmano, A. Morrison), 2012 Пономарева С.В., 2013 Орлова М.В., 2013

Влияние на экономику страны и ее конкурентоспособность, включая вопросы роста и развития сектора и конкурентоспособности на международном уровне

П. Виндром, М. Томлинсон (Windrum P., Tomlinson M.),1999; П. Вуд (Р. Wood), 2006; Р. Евангелиста, М. Луччезе, В. Меличьяни (R. Evangelista, M. Lucchese, V. Meliciani), 2012 Дорошенко М.Е., 2007, 2011; Дорошенко М.Е, Суслов А.Б., 2008, Краснов Л.В., Шуйский В.П., Алабян С.С., Комиссаров А.В., Морозенкова О.В, 2009; Агапова Е.А, Сафонова О.Н., 2011; Левина М.Б., 2011; Сухов А.В., Зайцев М.А., Стреха А.А., 2013; Кетова Н.П, Овчинников В.Н., 2013, Маницкий В.С., 2013; Попова Е.Д., 2014

Границы сектора деловых интеллектуальных услуг

А.Кох и Т. Стахлекер (A. Koch& T. Stahlecker), 2006 Кузьминов Я.И. и др., 2003; Мирошниченко Н.В., 2009; Гутюк Е.Н., 2010; Левина М.Б., 2011

Источники: области исследования зарубежных ученых взяты из обзора, представленного М. Зиеба (М. Zieba) [8] и дополнены автором на основе анализа литературных источников [9-14]. Области интересов российских ученых составлены автором на основе анализа литературных источников [15-40].

Выводы.

Как уже отмечалось, российские исследователи приступили к изучению сектора деловых интеллектуальных услуг позже, но области интересов ученых в целом совпадают. Меньше внимания в России уделяется исследованию инновационного потенциала компаний сферы интеллектуальных услуг, но зато продолжаются попытки более четкого определения границ данного сектора.

Также значительный интерес представляет для ученых вопросы пространственной локализации компаний и образования кластеров. В сочетании с активными исследованиями конкурентоспособности на международном уровне, а также государственной поддержкой развития четвертичного сектора экономики в ряде стран можно говорить, что в эпоху глобализации и виртуализации экономики будут очень востребованы исследования, посвященные формированию конкурентоспособных на мировом уровне кластеров по оказанию интеллектуальных деловых услуг.

Ярко выраженные этапы в научной активности отсутствуют, исследователи практически одновременно занимались разными аспектами сектора интеллектуальных услуг. Область специфики управления человеческим капиталом затронута и позже, и менее всего. Т.к. всё большую роль в создании добавленной стоимости играет креативный класс людей, их способность применять знания и навыки для создания инновационного продукта, представляется, что исследование именного данного направления будет одним из наиболее перспек-

тивных, т.к. в создании инновационного продукта в контексте креативной экономики именно человек как субъект творческий играет ведущую роль. С другой стороны, можно предположить, что на новой спирали развития общества снова возрастет роль технической составляющей в виде искусственного интеллекта, и его широкое применение в интеллектуальных услугах вполне возможно, пусть и не на нынешнем этапе развития.

Заключение. В связи с широкими границами сектора интеллектуальных услуг исследователи чаще всего фокусируют свое внимание на какой-либо области. Наибольшие интерес для многих из них представляет сектор интеллектуальных деловых услуг (KIBS). В фокус внимания ученых оказались такие области как ин-новационность сектора интеллектуальных услуг, вклад в экономику, повышение конкурентоспособности и эффективности компаний сектора, управление знаниями, а также пространственная локализация и образование кластеров. Тем не менее, ряд важных областей еще недостаточно исследован, к ним можно отнести специфику управления человеческим капиталом, использование искусственного интеллекта. В контексте развития креативной экономики особый интерес представляют именно вопросы управления человеческим капиталом в сфере интеллектуальных деловых услуг, в контексте глобализации - формирование конкурентных преимуществ на мировом рынке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Диденко Д.В. Российский интеллектуальные услуги и их конкурентоспособность по данным внешнеторговой статистики // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика . 2014. №1. С.88-106.

2. Miles I. Knowledge-Intensive Business Services: Users, Carriers and Sources of Innovation. [Электронный ресурс]. - Режим доступа из URL: http://www.academia. edu/4122950/Knowledge-Intensive_Business_Services_ Users_Carriers_and_Sources_of_Innovation [Дата обращения: 20.12.2014].

3. Kautonen M. KIBS as Global Pipelines of Regional Innovation Systems: A Finnish Perspective. [Электронный ресурс]. - Режим доступа из URL: http://reser.net/ materiali/priloge/slo/kautonen_m.pdf [Дата обращения: 20.12.2014].

4. Doroshenko M., Miles I., Vinogradov D. Knowledge Intensive Business Services: The Russian Experience. [Электронный ресурс]. - Режим доступа из URL: http:// foresight-journal.hse.ru/en/2014-8-4/140153604.html [Дата обращения: 20.01.2015].

5. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton: Princeton University Press, 1973. - 436 pp.

6. Koch А. & Stahlecker Т. Regional Innivation Systems and the Foundaton of Knowledge Intensive Business Services. A Comparative Study in Bremen, Munich and Stuttgart, Germany. European Planning Studies. 2006, vol.14, № 2, p. 131.

7. Интеллектуальные услуги в России / М.Е. Дорошенко (рук.) [и др.]; Гос. ун-т - Высш. шк. экономики.- М.: Беловодье, 2010. - 112 с.

8. Zieba M. Knowledge-Intensive Business Servises (KIBS) and their Role in the Knowledge-Based Economy. [Электронный ресурс]. - Режим доступа из URL: http://www.zie.pg.gda.pl/c/document_library/get_ file?groupId=10236&uuid=d0e2cbec-9785-4a56-bf77-04137246777e [Дата обращения: 10.03.2015].

9. Larsen J.N. Knowledge, Human Resources and Social Practice: The Knowledge-

10. Intensive Business Firm as a Distributed Knowledge System // The Service

11. Industries Journal. 2001. Vol. 21. No 1. P. 81-102.

12. Hipp C., Grupp H. Innovation in the Service Sector: The Demand for Service-

13. Specific Innovation Measurement Concepts and Typologies // Research Policy. 2005. Vol. 34. No 4. P. 517535.

14. Hertog P. den. Knowledge Intensive Business as Co-producers of Innovation //

15. International Journal of Innovation Management. 2001. Vol. 4. No 4. P. 491-528.

16. Tether B.S., Hipp C., Miles I. Standartisation and Particularization in Services:

17. Evidence from Germany // Research Policy. 2001. Vol. 30. No 7. P. 1115-1138.

18. Windrum P., Tomlinson M. Knowledge-Intensive Services and International Competitiveness: A Four Country Comparison // Technology Analysis and Strategic Management. 1999. Vol. 11. No 3. P. 391-408.

19. Wood P. Urban Development and KnowledgeIntensive Business Services: Too Many Unanswered Questions? // Growth and Change. 2006. Vol. 37. No 3. P. 335-361.

20. Кузьминов Я.И. и др. Россия: Формирование институтов новой экономики. Тезисы. - М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2003. - с. 6.

21. Мирошниченко Н.В. Интеллектуальные услуги: подходы к определению и типологизация. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2009. - № 2. - С. 24-28.

22. Гутюк Е.Н. Подходы к определению и классификации интеллектуальных услуг. // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2010. - № 1. - С. 131-132.

23. Левина М.Б. К вопросу о классификации интеллектуальных услуг. //

24. Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2011. - № 9. - С. 256-261.

25. Левина М.Б. Интеллектуальные услуги как ключевой фактор постиндустриального общества. // Актуальные вопросы экономических наук. - 2011. - № 21-1. - С. 111-120.

26. Попова Е.Д. Определение специфических особенностей интеллектуальных услуг в экономике знаний. // Научный вестник Южного института менеджмента. -2014. - № 1. - С. 28-32.

27. Дорошенко М.Е. Интеллектуальные услуги: сегодня и завтра./Инновации и экономика. // Форсайт. -2007. - Т. 1, №2(2). - С.37-45.

28. Дорошенко М.Е., Суслов А.Б. Сектор интеллектуальных услуг: перспективы развития и сценарный анализ. // Форсайт. - 2008. - Т. 2. № 2. - С. 18-35.

29. Кетова Н.П., Овчинников В.Н. Интеллектуальные услуги в экономике России: факторы развития, структура, мотивация продвижения в регионы. // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. - 2013. - № 4 (46). - С. 61-70.

30. Маницкий В.С. Развитие сектора интеллектуальных услуг. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2013. - № 3 (127). - С. 256-260.

31. Дорошенко М.Е. Инновационный потенциал сектора интеллектуальных услуг в России. // Форсайт. -2011. - Т. 5. № 4. - С. 50-65.

32. Краснов Л.В., Шуйский В.П., Алабян С.С., Комиссаров А.В., Морозенкова О.В. Россия на мировых рынках интеллектуальных услуг. // Проблемы прогнозирования. - 2009. - № 1. - С. 44-59.

33. Агапова Е.А., Сафонова О.Н. Место России на мировом рынке интеллектуальных услуг в условиях перехода к инновационному развитию.

34. // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2011. - № 1. - С. 13-16.

35. Сухов А.В., Зайцев М.А., Стреха А.А. Интеграция России в мировые рынки интеллектуальных услуг. Транспортное дело России. 2013. № 6. С. 174-175

36. Астратова Г.В., Абрамова Е.А., Малыгина М.С., Малыгина Н.О. Основные тенденции регионально-

го рынка интеллектуальных услуг (г.Екатеринбург) // Практический маркетинг. - 2008. - № 7. - С. 8-14.

37. Гутюк Е.Н. Региональные особенности интеллектуальных услуг. // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2011. - Т. 1. № 2. - С. 56-58.

38. Кетова Н.П., Овчинников В.Н. Интеллектуальные услуги в экономике регионов юга России: возможности, организация, перспективы. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. -2011. - № 4. - С. 251-258.

39. Кровяков А.А. Оценка конъюнктуры региональных рынков интеллектуальных услуг в России на основе кластерного анализа. // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2012. - № 1. - С. 39-44.

40. Мешкова Ю.О. Интеллектуальные услуги в экономике регионов. // Аспирант. - 2014. - № 3. - С. 92-95.

41. Ланская Д.В. Воспроизводство знаний и конфигурирование капиталов корпорации экономики интеллектуальных услуг. // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2013. - № 3. - С. 10-12.

42. Варламова М.А. Эффективность интеллектуального труда в сфере деловых услуг. // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2007. - Т. 1. № 3. - С. 191-196.

43. Абрамова Л.А. Логическое содержание и взаимосвязь категорий, определяющих эффективность использования интеллектуальных ресурсов предприятиями сферы услуг. // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2012. - № 3. - С. 107-111.

44. Пономарева С.В. Концептуальные положения финансовой стратегии развития компаний сферы интеллектуальных бизнес-услуг. // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 15. - С. 59-68

45. Орлова М.В. Влияние факторов новой экономики на маркетинговое управление интеллектуальным сервисом. // Известия Института инженерной физики. - 2013. - Т. 4. № 30. - С. 18-23.

46. Семенова О.К. Роль интеллектуальных услуг в инновационном развитии экономики. // Вестник Международного института менеджмента ЛИНК. -2009. - № 25. - С. 155-161.

47. Дорошенко М.Е., Майлс Й., Виноградов Д.В. Интеллектуальные деловые услуги: российский опыт. // Форсайт. - 2014. - Т. 8. № 4. - С. 24-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.