АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО МАРКЕТИНГА В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Н.А. Коростелев, студент
Научный руководитель: И.В. Доможирова, канд. экон. наук, доцент Тульский государственный университет (Россия, г. Тула)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11478
Аннотация. В статье рассмотрено понятие цифрового маркетинга, выделены его основные цели и принципы. Проанализированы возможности использования цифрового маркетинга в современных условиях, а также приведены статистические данные об информатизации экономики Российской Федерации. Рассмотрены основные современные технологии цифрового маркетинга, отмечены их преимущества и возможности применения. Сделаны выводы о значимости цифрового маркетинга в деятельности предприятий.
Ключевые слова: цифровой маркетинг, потребители, продуктовое предложение, кас-томизация, Интернет вещей.
В связи с развитием интернет-технологий, мобильных устройств и облачных вычислений стремительно развивается цифровой маркетинг, который включает в себя множество направлений.
Цифровой маркетинг или «digital marketing» можно определить как интерактивный маркетинг взаимодействия, основанный на применении информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь, связанных с Интернет для создания, коммуникации, доставки и обмена предложениями, которые имеют ценность для покупателей, пользователей и общества в целом [1].
В соответствии с целью цифрового маркетинга - продвижение товаров на рынке и развитие партнерских взаимоотношений с помощью цифровых технологий - данный вид маркетинга строится на нескольких основных принципах, которые отличают его от других видов маркетинга:
1. В качестве целевой аудитории цифрового маркетинга выступают клиенты, применяющие широкий спектр цифровых средств связи (компьютеры, мобильные телефоны, планшеты и др.).
2. Цифровой маркетинг предполагает использование разнообразных инструментов маркетинговых коммуникаций, основанных на современных цифровых технологиях (социальных, мобильных, CRM-
системах), интегрированных с продажами и клиентским сервисом.
3. Цифровой маркетинг основывается на долгосрочных постоянных связях между производителем и потребителем с обязательным поддержанием обратной связи от потребителя, что позволяет своевременно реагировать на их потребности и модифицировать продукт или услугу.
4. Цифровом маркетинг позволяет поддерживать баланс между использованием цифровых технологий и человеческих ресурсов, основываясь на предпочтениях потребителей и свойствах предлагаемого товара.
Использование принципов цифрового маркетинга позволяет предприятиям достигать маркетинговых целей, что приводит к значительному росту объемов продаж.
Исследование, проведенное Аналитическим отделом Ассоциации Электронных Коммуникаций (РАЭК), показало, что влияние Интернет-рынков на российскую экономику растёт в среднем на 11% в год, и к 2021 году вклад чистых Интернет-рынков в ВВП составит 4,7%. РАЭК предсказывает, что к 2021 году доступ в Интернет в РФ будут иметь до 87% россиян. Уже сегодня мобильная экономика - 11-я по размеру экономика России, и в ближайшие 5 лет прогнозируется ее рост на 10,7% в год [3].
Ведущую роль в цифровом маркетинге на рынках товаров широкого потребления играют социальные сети, электронная коммерция, Интернет вещей. Ведущими компаниями в области разработок по этим
направлениям являются Apple, Google, Fa-cebook и Amazon.
Основные возможности и преимущества использования цифрового маркетинга в современных условиях представлены на рисунке.
Рисунок. Возможности цифрового маркетинга для предприятия в современных условиях
Основополагающая концепция цифрового маркетинга состоит в клиентоориен-тированном подходе [2]. Так, по поведению в социальных сетях и на сайтах на основе цифрового следа или так называемой кибер-тени людей (совокупности информации о посещениях и вкладе пользователя во время пребывания в цифровом пространстве) на основе обработки больших объемов данных (Big Data) строятся Look-
Alike-профили потребителя, которые помогают производителям создавать продуктовые предложения, наиболее подходящие для определенных групп потребителей.
На этой основе происходит кастомиза-ция или, другими словами, персонализа-ция продуктовых предложений.
В последнее время производители товаров и услуг разрабатывают цифровые модели людей или их «цифровых двойников»
не столько с точки зрения их поведенческих характеристик, но и модели физических тел людей. Такие модели активно применяют, например, предприятия, занимающиеся пошивом одежды, а также производители автомобилей для проведения цифровых краш-тестов, используя «цифровых двойников», которые в точности повторяют параметры реальных пассажиров.
За счет применения технологий компьютерного инжиниринга разработка товаров в современных условиях происходит значительно быстрее и точнее, а использование «цифровых двойников» позволяет предприятию производить наиболее кас-томизированный продукт.
Также стремительными темпами на рынках товаров широкого потребления набирает популярность Интернет-вещей (Internet of Things, IoT), представляющий собой взаимодействие физических объектов различными способами между собой в основном через Интернет, который позволяет оказывать услуги потребителям наилучшим образом [4].
Ряд исследовательских организаций спрогнозировали будущее IoT и широкое распространение его влияния. Так, компания «Эриксон» прогнозирует, что к концу 2021 г. из 28 млрд устройств, подключенных к интернету, около 16 млрд будут составлять 1оТ-устройства, а к 2025 г. количество 1оТ-устройств будет превышать количество мобильных телефонов [5].
Интернет вещей - это новый перспективный этап развития вычислительной
Библиографический список
1. Артамонова О.В. Актуальность использования digital-инструментов при продвижении продукта на современном рынке // Молодой ученый. - 2017. - №10. - С. 184-187. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/ archive/144/40388/
2. Вертайм К. Цифровой маркетинг: как увеличить продажи с помощью социальных сетей, блогов, вики-ресурсов, мобильных телефонов и других современных технологий / Кент Вертайм, Ян Фенвик; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишерз: Изд-во Юрайт, 2010. -377 с.
3. Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т И60 «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 248 с.
4. Фомичева Ю.П. Цифровой маркетинг // Студенческая наука и XXI век. - 2018. -№16-1. - С. 428-430. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35197241
техники и коммуникаций. Его параметры, повсеместность и влияние на повседневную жизнь, бизнес, правительство, затмевает любой технический процесс, который был до этого.
Интернет вещей (1оТ) начал распространяться на предприятиях всех отраслей промышленности. Смартфоны собирают массы информации о поведении, вкусах и здоровье людей и дают команды «умным» кофеваркам, какой кофе заварить, и «умным» холодильникам, какой продукт заказать в интернет-магазине.
Таким образом, современные технологии цифрового маркетинга повышают интерес покупателя к товарам и услугам, предлагаемым через цифровые каналы, что создает новые возможности для продвижения товаров на современном рынке. Российские компании все чаще стали использовать в практике своей деятельности технологии цифрового маркетинга.
Быстрая передача и обработка больших объемов данных позволяет производителю принимать быстрое грамотное решение по изменению ассортимента.
На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что цифровой маркетинг является стремительно развивающейся отраслью, день ото дня подтверждающей свою эффективность. А множество каналов коммуникаций, а также принципов воздействия на потребителя позволяют предприятию расширять рынки сбыта и найти своего покупателя.
5. Цветков В.Я. Интернет вещей как глобальная инфраструктура для информационного общества // Современные технологии управления. - 2017. - №6 (78). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id =29424707
CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF DIGITAL MARKETING IN
MODERN CONDITIONS
N.A. Korostelev, Student
Supervisor: I.V. Domozhirova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Tula State University (Russia, Tula)
Abstract. The article considers the concept of digital marketing, highlights its main goals and principles. The possibilities of using digital marketing in modern conditions are analyzed, as well as statistical data on the Informatization of the economy of the Russian Federation. The main modern technologies of digital marketing are considered, their advantages and possibilities of application are noted. Conclusions are made about the importance of digital marketing in the activities of enterprises.
Keywords: digital marketing, consumers, product offer, customization, Internet of things.