Научная статья на тему 'Актуальные тенденции развития smm-копирайтинга в СМИ'

Актуальные тенденции развития smm-копирайтинга в СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1853
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SMM / СМИ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Устинов Владислав Владимирович

На сегодняшний день SMM-технологии также актуальны и востребованы, как и на момент, их появления. Однако в постоянно меняющей медиасреде, где аудитория ежедневно потребляет огромные пласты информации, сталкиваясь с различными методами SMM-продвижения, растет риск ее перенасыщения большинством инструментов. В связи с этим возникает вопрос: насколько эффективны основные современные инструменты SMM-продвижения, как они трансформируются и меняются, какие существуют тенденции для их развития, как и насколько успешно используют их в своей деятельности СМИ. В данной статье будут рассмотрены основные механизмы SMM-продвижения, а также проведен анализ некоторых СМИ на основания которого, можно будет ответить на вопросы, заданные выше, выявить определенные закономерности развития SMM в СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные тенденции развития smm-копирайтинга в СМИ»

УДК 070

В. В. Устинов

Челябинский государственный университет, Челябинск АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ SMM-КОПИРАЙТИНГА В СМИ

На сегодняшний день SMM-технологии также актуальны и востребованы, как и на момент, их появления. Однако в постоянно меняющей медиасреде, где аудитория ежедневно потребляет огромные пласты информации, сталкиваясь с различными методами SMM-продвижения, растет риск ее перенасыщения большинством инструментов. В связи с этим возникает вопрос: насколько эффективны основные современные инструменты SMM-продвижения, как они трансформируются и меняются, какие существуют тенденции для их развития, как и насколько успешно используют их в своей деятельности СМИ. В данной статье будут рассмотрены основные механизмы SMM-продвижения, а также проведен анализ некоторых СМИ на основания которого, можно будет ответить на вопросы, заданные выше, выявить определенные закономерности развития SMM в СМИ.

Ключевые слова: SMM, СМИ, социальные медиа.

Ни для кого не секрет, что SMM-технологиями сейчас пользуются практически все организации, в том числе и СМИ. О Social Media Marketing (SMM) заговорили еще в 70-х годах 20-го века, однако наиболее полно понятие SMM раскрывается в современный период с появлением социальных сетей. Социальные медиа привлекли внимание огромной аудитории и прочно вошли в нашу жизнь, став некой платформой для развития новых технологий в сфере продвижения. Сейчас потребитель находится в некой «агрессивной» среде, в которой на него обрушивается огромный поток информации, который начинает как осознанно, так и бессознательно им фильтроваться. Проще говоря, большинство методов продвижения со временем теряет свою актуальность, и перестают работать.

Почему SMM стал настолько успешным? Суть любой рекламы, любой информации рассчитанной на потребителя зацепить его сознание апеллируя к каким либо его ценностям, потребностям и продать ему продукт. Стандартные инструменты рекламы, несмотря на свое многообразие, во-первых, приелись потребителю, во-вторых, не могли прогнозировать в какой среде и при каких обстоятельствах аудитория увидит их продукт, поэтому впоследствии реклама начала раздражать потребителя. Суть же SMM состоит в том, что потребитель сам инициирует контакт с информационным сообщением, становясь его распространителем, то есть целевая аудитория начинает сама продавать продукт. Предпосылками для такого феномена стала невероятная популярность социальных медиа, а также их возможности. Здесь человек самостоятельно инициирует контакт с любым информационным продуктом, он находится в благоприятной среде, где он чувствует себя комфортно и подсознательно хочет увидеть что-то, что зацепит фокус его внимание настолько, что он сам захочет распространить эту информацию среди других пользователей. А так как он находится в точно таком же статусе пользователя, как и его «аудитория» соответственно доверия к нему будет больше. Однако, как и любое явление Social Media Marketing имеет особенность устаревать, поэтому в данной статье на примере конкретных СМИ будет проведен анализ, чтобы проследить современные тенденции развития SMM-инструментов.

В данной работе были рассмотрены научные труды Е. О. Арбатской «Профессиональные СМИ и социальные сети: механизмы взаимодействия», анализирующие влияние социальных сетей на журналистику [3]. Также был изучен научный труд Л. А. Браславец «Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации», рассматривающий феномен SMM в рамках СМИ [4]. Однако, так как SMM достаточно неоднородное явление и практически не имеет каких-либо устойчивых научных практик, данная проблема в настоящее время является неразработанной, научных работ и литературы на данную тему практически нет.

К тому же большинство из них отвечают на вопрос «Зачем?», а не на вопрос «Как?». Эта ситуация типична не только для России, но и для Запада. Большая часть книг о продвижении в социальных сетях делится на несколько категорий.

1. Разбор западных кейсов крупных брендов. Безусловно, эти кейсы интересны, однако их крайне сложно смоделировать для среднего российского бизнеса. Так что чтение подобных книг носит скорее развлекательный и общеразвивающий характер.

2. Книги-декларации. Основной их лейтмотив - описание новых невероятных возможностей, которые открывают для бизнеса социальные сети. Такие книги тоже важны, однако после их прочтения появляется резонный вопрос: «А что конкретно делать теперь?» И вот на этот вопрос ответить гораздо сложнее.

3. Книги-банальности. К сожалению, издается довольно много литературы, где авторы описывают маркетинговые инструменты общими словами, не давая конкретных путей их применения. Например, «общайтесь со своей аудиторией», «регулярно добавляйте новый контент» и т. д., чего, конечно же, недостаточно для того, чтобы провести или проконтролировать SMM-кампанию [2].

Данная работа позволит выявить основные тенденции развития SMM в СМИ, а также проследить, насколько успешен и актуален данный инструмент на сегодняшний день

Цель статьи - выявить основные тенденции функционирования и развития SMM в медиапро-странстве.

Задачи статьи:

1. Проанализировать феномен SMM в журналистике;

2. выявить особенности использования SMM в современной практике СМИ;

3. рассмотреть основные тенденции развития SMM-технологий в СМИ.

Материалами для исследования будут служить официальные группы и аккаунты в «ВКонтак-те» популярных СМИ таких как: «РИА новости», «74.ru».

Social Media Marketing (SMM) - комплекс мероприятий по продвижению в социальных сетях [2]. Основной упор в SMM делается на создании контента, который люди будут распространять через социальные сети самостоятельно, без участия организатора, чем и активно пользуются СМИ сегодня. Чтобы проследить современные тенденции SMM в СМИ, нами было проведено исследование. В качестве объекта исследования выступили группы в «ВКонтакте» новостных порталов «РИА новости» и «74.ru».

«74.ру» - Челябинское региональное сетевое издание, зарегистрированное в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. «РИА новости» - Российское агентство международной информации (ФГУП РАМИ «РИА Новости») -бывшая медиагруппа и одно из крупнейших информационных агентств мира со штаб-квартирой в Москве, ныне бренд МИА «Россия сегодня». Главными принципами своей деятельности РИА Новости провозглашает «оперативность, объективность, независимость от политической конъюнктуры». С 8 июня 2014 года является информационным агентством и сетевым изданием.

Предметом исследования выступили все опубликованные посты за последний месяц. Анализ проводился с помощью сервиса «Popsters», который позволяет динамику эффективности различных постов по различным показателям: лайки; репосты; ER показатель по типу контента, по длине текста; активность пользователей по различным показателям; прирост пользователей.

«Popsters» - веб-сервис аналитики контента социальных сетей, сервис мониторинга и подробной аналитики сообществ ВКонтакте

ER - показатель уровня вовлеченности аудитории в активности компании, измеряется в процентном соотношении действий к охвату.

Прежде чем провести исследование нами была выдвинута гипотеза: инструменты SMM, которыми сейчас пользуются СМИ, относительно неэффективны, а также, что уже аудитория уже не так активно их транслирует. Впоследствии гипотеза не подтвердилась. На основании полученных данных удалось сделать следующие выводы:

1. Самыми привлекательными для пользователей и успешными с точки зрения SMM являются посты явно не имеющие отношения к конкретной деятельности новостных порталов: посты «разбавляющие» новостную ленту юмором или содержащие изображения красивых мест или природы, самыми успешными стали сообщения с gif-файлами с животными. Они набрали наибольшее количество «лайков» и «репостов».

2. По ER показателю наиболее эффективными оказались те же самые посты с природой и животными

3. По просмотрам самими интересными оказались все те же посты, лишь в другом порядке

4. По длине текста наиболее эффективны посты короткие и средние (заголовок и картинка с подписью или видео)

5. По показателю активности по типу контента - иллюстрации 39 %, видео 31 %, текстовые 15 %, ссылки 13 %

6. По показателю ER по типу контента ситуация аналогичная.

Интересно заметить, что как и на региональном так и на федеральном новостном портале ситуация была практически одинаковая, за исключение только

Далее, через 4 месяца, чтобы проследить определенную динамику и закономерности развития тенденции SMM в социальных медиа, нами было проведено повторное исследование тех же самых новостных порталов. При повторном исследовании была выдвинута гипотеза, что все же посты данного характера (природа, животные) отойдут на второй план и ключевыми постами станут актуальные новости. Однако ситуация не изменилась все показатели были абсолютно такими же. На «74.ру» самой эффективной с точки зрения SMM по всем показателям оказалась новость с пожеланием доброго утра и спящим совенком. На сайте «РИА Новости» новость, где президенту подарили щенка. Далее данные были представлены студентам 4 курса, обучающимся по специальности реклама и журналистика и проведен опрос, о том какие тенденции развития SMM в СМИ они видят в дальнейшем. Студенты затруднились ответить на этот вопрос, и нам не удалось вывести какие-либо тенденции. Это говорит о том, что, несмотря на попытки как-то структурировать динамику развития SMM в СМИ фактически это не удается, так как SMM это феномен, который развивается неоднородно, исходя лишь из актуальных только на сегодняшний день тенденций. После опроса со студентами была проведена игра, в которой им предлагалось разделиться на команды и разработать свое SMM сообщение самое интересное и эффективное на сегодняшний день по их мнению. Результатами игры так же, как и в новостных порталах, стали посты с юмором и животными.

Исходя из всех данных исследований, можно сделать общий вывод о том, что сегодня наиболее эффективными и интересными публикациями с точки зрения пользователей остаются посты содержащие юмор, иллюстрации природы и животных, не несущие смысловую нагрузку, а лишь разбавляющие новостную ленту, тем самым снижающие какие-либо негативные эмоции. По содержанию очень краткие и лаконичные, основной упор делается на иллюстративный материал.

Также в качестве вывода, можно выдвинуть гипотезу, что на сегодняшний день многие российские СМИ активно используют технологию SMM-продвижения, а также в большей степени интертеймент-контент, ориентируясь на привлечение большего числа подписчиков, за счет чего страдает качество публикуемой информации.

Список литературы

1. Аакер, Д. Эффект стрекозы: Все об улетных промо-кампаниях в социальных сетях [Текст] / Д. Аакер. - М.: Юнайтед Пресс, 2011. - 134 с.

2. Акопян, Л. С. Влияние социальных сетей на этику СМИ [Текст] / Л. С. Акопян // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - СПб., 2014. - № 5. -С. 175- 179.

3. Арбатская, Е. О. Профессиональные СМИ и социальные сети: механизмы взаимодействия [Текст] / Е. О. Арбатская // журналистика в 2012 году: социальная миссия и профессия. -М., 2013. - С. 238- 239.

4. Браславец, Л. А. Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации: дисс. ... канд. филол. наук [Текст] / Л. А. Браславец. - Воронеж, 2010.169 с.

5. Дьяченко, О. В. Методика исследования сообществ российских СМИ в социальной сети «ВКонтакте» [Текст] / О. В. Дьяченко // Медиаальманах. - 2013. - № 4. - С. 16-23.

6. Кабани, Ш. SMM в стиле дзен. Стань гуру продвижения в социальных сетях и новых] медиа [Текст / Ш. Кабани. - СПб.: Питер, 2012. - 240 с.

7. Сафин, Д. Турбореклама в социальных сетях [Текст / Д. Сафин. - М.: Рост, 2011. - 118 с.

8. Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях [Текст] / Д. Халилов. - М.: Манн, Иванов, Фербер, 2013. - 158 с.

ACTUAL TRENDS OF SMM-COPYRIGHTING DEVELOPMENT IN THE MEDIA

Ustinov V. V., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Vladust288@gmail.com

To date, SMM-technologies are also relevant and in demand, as well as at the time of their appearance. However, in the constantly changing media environment, where the audience consumes huge layers of information daily, when faced with various SMM-promotion methods, the risk of its oversaturation increases with the majority of tools. In this regard, the question arises: how effective are the main modern tools of SMM-promotion, how they are transformed and changing, what are the trends for their development, and how well they use them in their media activities. This article will consider the main mechanisms of SMM-promotion, as well as an analysis of some media based on, which can answer the questions asked above, identify the main patterns of SMM development in the media.

Keywords: SMM, media, social media.

References

1. Aaker, D. (2011), Effekt strekozy: Vse ob uletnykh promo-kampaniyakh v sotsial'nykh setyakh [=The effect of the dragonfly: All about the departure of promotional campaigns in social networks], Moscow, 134 p. (In Russ.).

2. Akopyan, L. S. (2014), "Vliyaniye sotsial'nykh setey na etiku SMI" [=The influence of social networks on the ethics of the media], in: Fundamental'nyye iprikladnyye issledovaniya v sovremennom mire [=Fundamental and applied research in the modern world], St. Petersburg, pp. 175-179. (In Russ.).

3. Arbatskaya, E. O. (2013), "Professional'nyye SMI i sotsial'nyye seti: mekhanizmy vzaimodeystviya" [=Professional mediaand social networks: mechanisms of interaction], in: Zhurnalistika v 2012 godu: cotsial'naya missiya iprofessiya [=Journalism in 2012: social mission and profession], Moscow, pp. 175-179. (In Russ.).

4. Braslavec, L. A. (2010), Internet-servisy sotsial'nykh setey v sovremennoy sisteme sredstv massovoy informatsii [=Internet services of social networks in the modern media system], Voronezh, 169 p. (In Russ.).

5. Dyachenko, O. V. (2013), "Metodika issledovaniya soobshchestv rossiyskikh SMI v sotsial'noy seti «VKontakte»" [=Methodology for the study of Russian media communities in the social network «VKontakte»], in: Mediaal'manakh [=Media almanac], pp. 16-23. (In Russ.).

6. Kabani, Sh. (2012), SMM v stile dzen. Stan'guruprodvizheniya v sotsial'nykh setyakh i novykh media [=SMM in the style of Zen. Become a guru of advancement in social networks and new media], St. Petersburg, 240 p. (In Russ.).

7. Safin, D. (2011), Turboreklama v sotsial'nykh setyakh [=Turboadvertising in social networks], Moscow, 118 p. (In Russ.).

8. Khalilov, D. (2013),Marketing v sotsial'nykh setyakh [=Marketing in social networks], Moscow, 158 p. (In Russ.).

Устинов Владислав Владимирович - магистрант факультета журналистики, Челябинский государственный университет, Челябинск.

Vladust288@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.