Научная статья на тему 'Актуальные стратегии профессионализации третьего сектора Республики Казахстан'

Актуальные стратегии профессионализации третьего сектора Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ / INTERNAL ENVIRONMENT OF THE ORGANIZATION / ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ / THE EXTERNAL ENVIRONMENT OF THE ORGANIZATION / ИНФРАСТРУКТУРА ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА / THE INFRASTRUCTURE OF THE THIRD SECTOR / ИНДЕКС УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / SUSTAINABILITY INDEX

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сатыбекова Эльмира Султановна

Статья посвящена актуальным вопросам профессионализации третьего сектора Республики Казахстан в контексте Индекса развития гражданского общества и достижений НПО: по адресности помощи целевым группам населения, по определенным признакам, по предоставлению адресной благотворительной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to topical issues of professionalization third sekstora Republic of Kazakhstan in the context of the Index of civil society and the achievements of NGOs by targeting assistance to target groups in some sense, as well as representatives of local business, to provide individual support.

Текст научной работы на тему «Актуальные стратегии профессионализации третьего сектора Республики Казахстан»



А КТУАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

УДК 008:316.6

Э. С. Сатыбекова

Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова (Республика Казахстан)

Статья посвящена актуальным вопросам профессионализации третьего сектора Республики Казахстан в контексте Индекса развития гражданского общества и достижений НПО: по адресности помощи целевым группам населения, по определенным признакам, по предоставлению адресной благотворительной помощи.

Ключевые слова: неправительственные организации, внутренняя среда организации, внешняя среда организации, инфраструктура третьего сектора, Индекс устойчивого развития.

The article is devoted to topical issues of professionalization third sekstora Republic of Kazakhstan in the context of the Index of civil society and the achievements of NGOs by targeting assistance to target groups in some sense, as well as representatives of local business, to provide individual support.

Keywords: Non-governmental organizations, the internal environment of the organization, the external environment of the organization, the infrastructure of the third sector, Sustainability Index.

Неправительственные организации (НПО) в настоящее время представляют собой эффективный механизм демократических преобразований, поскольку, неполитическими средствами влияя на процесс принятия решений органами государственной власти, способствуют активизации гражданских инициатив.

В Казахстане неправительственный сектор уже сегодня играет заметную роль в становлении институтов гражданского общества. К достижениям работы НПО следует отнести адресность помощи. НПО определяют целевые группы населения по определенным признакам (обычно это социально уязвимые слои населения) и работают с ними в непосредственном контакте. Это бесплатные юридические консультации, помощь в покупке медикаментов, продуктов питания, одеж-

ды, постельного белья, бесплатная установка счетчиков на воду.

Второе несомненное достижение НПО — развитие гражданской активности населения. Многие участники пришли в НПО либо случайно, либо от отчаяния, но практически никто не верил, что сможет сам чего-нибудь добиться. Сейчас эти же люди больше верят в свои силы. Они уже не ждут, пока им кто-нибудь поможет, а уже сами ищут возможности решения своих проблем и пытаются помочь другим людям. Этому способствует проведение НПО различных курсов, тренингов, семинаров, система микрокредитования населения для организации собственного дела [4].

Третье очевидное достижение работы НПО — огромная моральная поддержка населения и объединение людей, имеющих по-

166 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 166-169

^ Образование в сфере культуры

хожие проблемы. Люди чувствуют, что они не одни, что кого-то интересуют их проблемы, для некоторых людей, особенно пенсионеров и беженцев, это практически единственный способ общения с внешним миром.

Индекс устойчивости НПО, разработанный в 1999 году Агентством США по международному развитию (ЮСАИД), представляет собой инструмент для оценки общего прогресса по достижению устойчивости сектора. Он дает возможность сравнивать развитие сектора НПО в нескольких регионах со схожими политическими условиями (например, Центральная, Восточная Европа и Центральная Азия). При этом учитываются семь основных показателей, характеризующих деятельность сектора НПО:

• законодательная база;

• организационные возможности;

• финансовая самостоятельность;

• способность к представлению интересов;

• предоставление услуг;

• инфраструктура НПО;

• имидж в обществе.

Каждая из этих характеристик оценивается в отдельности по семибалльной шкале (индекс 7 показывает наименьший уровень развития, 1 — хорошо развитый сектор НПО), и в итоге подчитывается общий индекс для каждой страны [2].

В целом на сегодняшний день сектор НПО характеризуется:

• географической концентрацией в столицах и крупных городах, тогда как в сельской местности их очень мало. Это можно объяснить отсутствием информационных коммуникаций, интенсивного взаимодействия социальных и экономических институтов на селе;

• тематической концентрацией по небольшому числу таких важных для развития страны направлений, как права человека, борьба с бедностью, благотворительность, гендерная проблематика, работа с социально уязвимыми слоями населения, экология. При этом НПО достигают определенных успехов в этих областях, способствуя дальнейшей активизации граждан. Хороших результатов

добиваются те общественные организации, которые сотрудничают с государственными органами на республиканском и местном уровнях [1].

В Казахстане разработана Концепция развития гражданского общества [2], в которой НПО, вследствие их значимости в развитии гражданского общества, отведено центральное место. Однако при всей значимости НПО для развития гражданского общества и Казахстана в целом, условия их функционирования в стране далеки от идеальных. Достаточно сложно складываются отношения НПО с государством и коммерческим сектором, играющими определяющую роль в обществе.

Существует ряд принципиальных моментов, которые сводят на нет выполнение задач, запланированных на первом этапе реализации Концепции.

1. Существенным в деле развития НПО является их финансирование. На сегодня только Министерство культуры и информации планирует выделить финансовые средства для реализации социально значимых проектов.

2. Финансирование предполагается через реализацию государственного социального заказа. В связи с этим в текущем году возникли сложности финансирования НПО со стороны государственных органов. На сегодня государственный социальный заказ попадает под рамки закона о госзакупках. Действующий закон о госзакупках от 21 июля 2007 года № 303—III ЗРК относит НПО под категорию коммерческих организаций, что существенно ограничивает деятельность, инициативу НПО. Для решения вопроса о планомерном финансировании соцзаказа необходимо рассмотреть возможность принятия отдельного положения о том, что государственный социальный заказ не подпадает под юрисдикцию закона о госзакупках, который распространяется на другие секторы. Госзаказ не должен относиться к тем услугам, которые регулируются этим законом, или же необходимо разработать другие процедуры по поддержке НПО.

3. Наблюдается слабое участие сельских НПО в конкурсах по государственному социальному заказу, а также в реализации собственных целей.

4. Существует большая проблема, связанная с усложнением конкурсных документальных процедур.

5. В Плане мероприятий по реализации Концепции предусмотрено проведение во всех регионах ярмарок социальных идей и проектов, однако пока не разработаны возможности для их логичного завершения в виде их финансовой поддержки.

6. Существует, особенно на местах, определенное количество аффилированных с властью НПО, которые выигрывают государственные социальные заказы местных органов власти.

Таким образом, процесс становления устойчивого гражданского общества в Казахстане сегодня встречает ряд препятствий, основные из которых:

1. Развитие отечественных институтов гражданского общества существенно затрудняется тем, что в их взаимоотношениях с государством пока еще не достигнуто равноправного партнерства. Анализ развития неправительственного сектора свидетельствует, что деятельность общественных институтов, направленная на удовлетворение социальных потребностей населения, нередко вступает в неравные сопернические отношения с органами государственной власти. В такой ситуации институты гражданского общества оказываются в заранее проигрышной ситуации, что само по себе ставит под вопрос реализацию в Казахстане принципа социального партнерства между неправительственным сектором и государством. Это доказывается исследованием центра «САНДЖ». По его данным, 36% респондентов отмечают незначительное влияние НПО на принятие каких-либо решений государственными органами и 8% респондентов не видят влияния НПО на принятие решений [5].

2. Не разработан механизм «обратной связи» между государством и обществом, необходимый при решении важных социальных и иных общественных проблем. Как следствие,

сохраняется ограниченное участие граждан в обсуждении многих общественно значимых вопросов. В процессе утверждения гражданского общества необходимы совместные усилия, с одной стороны, государственных органов, с другой — политических партий, общественных объединений и неправительственных организаций, различных социальных слоев и групп населения. Ожидаемый эффект в гражданском процессе достигается только посредством совместного межсекторального решения наиболее важных вопросов общественно-политической жизни страны демократическими методами.

3. Сохраняется высокая степень аполитичности казахстанского населения на современном этапе развития. Скорее всего такое положение обусловлено, в первую очередь, тем, что на сегодняшний день демократические ценности, признаваемые в принципе, пока еще не воспринимаются массовым сознанием в качестве реального инструмента решения стоящих перед обществом проблем. Недавнее незначительное повышение политической активности населения, связанное с проведениями выборов на разных уровнях, носило временный характер.

Процесс формирования институтов гражданского общества носит неустойчивый характер. Наряду с появлением и активизацией деятельности новых организаций, происходит потеря дееспособности или даже самоликвидация деятельности ряда организаций. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что порядка 30% организаций зарегистрированы, но фактически не действуют. Это говорит о появлении квази-НПО, аффилированных с местной властью, которые были открыты для получения первых госсоцзаказов [3].

Несомненно, реализация таких важных направлений, как повышение корпоративной социальной ответственности, прозрачности деятельности и подотчетности НПО, развитие механизмов гражданского участия и использование новых технологий для продвижения демократических процессов, станет показателем устойчивого развития гражданского общества Республики Казахстан.

^ Образование в сфере культуры

Примечания

1. Влияние общественных организаций на процесс принятия общественно значимых решений : [по материалам «круглого стола»: Послание Президента страны «Построим будущее вместе!», в контексте реформирования гражданского общества в Казахстане] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// npoastana.kz/articles

2. Концепция развития гражданского общества в Казахстане // Информационный портал. Вестник НПО. — 2012. — May 24, Thursday. — Режим доступа: http://vestniknpo.kz/?p=6

3. Gray, R. NGOs, civil society and accountability: making the people accountable to capital / Rob Gray, Jan Bebbington, David Collison // Accounting, Auditing & Accountability Journal. — 2006. — Vol. 19, Iss: 3. — P. 319—348.

4. Kumar, K. Global Civil Society / Krishan Kumar // European Journal of Sociology. — 2007. — 01 December. — P. 413—434.

5. The Weakness of Civil Society in Post-Communist Europe / By Marc Moj Howard. — Cambridge University Press, 2003.

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

НАПРАВЛЕННОСТЬ» ЛИЧНОСТИ

УДК 378

А. У. Кулов

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается профессиональная направленность как одна из важнейших составляющих общей направленности личности. Освещаются различные подходы к определению «направленность личности» и «профессиональная направленность».

Ключевые слова: направленность личности, профессиональная направленность.

In article the professional orientation as one of the most important components of the general orientation of the personality is considered. Various approaches to definition "an orientation of the personality" and "a professional orientation" are shined.

Keywords: orientation of the personality, professional orientation.

В настоящее время нет никаких сомнений, что формирование профессиональной направленности личности является одной из важных задач профессионального образования.

Однако теоретический анализ психолого-педагогических источников показал, что в научной литературе имеются различные подходы к определению понятия «направленность личности». При этом необходи-

1997-0803 ВЕСТНИ

мо отметить, что в большинстве концепций направленность рассматривается как центральное звено, без которого невозможно профессиональное становление личности.

Изучение направленности личности в отечественной педагогике и психологии являлось одной из важных проблем во второй половине XX века, ее актуальность сохраняется и в наши дни. Сформировалось общее убеждение, что направленность личности

МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 169-172 169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.