Научная статья на тему 'Актуальные проблемы взаимодействия малого и крупного бизнеса в современной российской экономике'

Актуальные проблемы взаимодействия малого и крупного бизнеса в современной российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1856
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / КРУПНЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваленко Л.В.

Рассмотрены актуальные проблемы взаимодействия российского крупного и малого бизнеса. Проведено сравнение исследуемых форм предпринимательства, на его основе определены возможности сотрудничества этих форм предпринимательства. Рассмотрены модели взаимодействия малого и крупного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы взаимодействия малого и крупного бизнеса в современной российской экономике»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

Промышленность позволяет поставлять для дорожного строительства машины со значительной мощностью и высокими показателями производительности. Методика процесса производства базируется на внедрении целостной механизации с поэтапным переходом к автоматизации каждого технологического процесса и типов работ. В каждом регионе будут применяться местные грунты и материалы, усиленные органическими и минеральными вяжущими материалами. Приобретают популярность новые вяжущие материалы и различные ПАВ (поверхностно-активные вещества).

Использование современного оборудования, машин и материалов, разработка передовых технологических схем требует надлежащего повышения уровня систематизации строительства. Дорожно-строительное производство намеревается решать сложные задачи, локализуя материально-технические и высококвалифицированные трудовые ресурсы. Разумно сформированное планирование строительных работ повышает продуктивность использования всех видов ресурсов.

В нынешних условиях реализация больших площадей механизированных дорожно-строительных работ с предоставлением рационального применения наличных парков инновационных высокопроизводительных машин может быть успешным только при комплексном проектировании всех видов работ. Рациональная организация производства в сфере дорожного строительства основывается на безостановочном инновационном процессе, выполняемом в соответствии с текущими направлениями и развитием научно-технического прогресса. Инновационный процесс в дорожном строительстве подразумевает производство новаций, как правило, достижений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в научно-технической продукции и запатентованных объектах промышленной собственности - нематериальных активах [4].

Соответственно, выполняя вышеприведенные условия, имеется возможность приблизиться к стандартам, принятых за рубежом. Использование инновационных технологий и интернета неизменно приведет к успешному результату, который позволит конкурировать не только на региональных рынках, но и в рамках федеральных заказов.

Список использованной литературы:

1. Повышение конкурентоспособности предприятий дорожного строительства в рыночных условиях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://www.dissercat.com/content/povyshenie-konkurentosposobnosti-predpriyatii-dorozhnogo-stroitelstva-v-rynochnykh-usloviyak#ixzz4JgHgiqbu]. (дата обращения 09.09.2016)

2. Международный маркетинг: теоретические и прикладные аспекты. Учебное пособие. В.С. Исмагилова,

3.Р. Касимова / Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т, 2010. - 428с.

3. Правительство утвердило план повышения эффективности расходов на дороги. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://open.gov.ru/events/5513986/L(дата обращения 09.09.2016)

4. Инновации и технические решения в сфере дорожно-строительного хозяйства российской федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://isi-journal.ru/2016/04/12/инновации-и-технические-решения-в-сфе/]^(дата обращения 10.09.2016)

© Исмагилова В.С., Кильмаметов А.Р., Суровцева О.В., 2016

УДК 330

Л. В. Коваленко

К.э.н., доцент ФГБОУ ВО, КузГТУ г. Кемерово, Российская Федерация

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация

Рассмотрены актуальные проблемы взаимодействия российского крупного и малого бизнеса.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

Проведено сравнение исследуемых форм предпринимательства, на его основе определены возможности сотрудничества этих форм предпринимательства. Рассмотрены модели взаимодействия малого и крупного бизнеса.

Ключевые слова

Инновации, малый бизнес, крупный бизнес.

Малый бизнес, как показывает мировой опыт, обладает большой способностью к нововведениям. Преимуществами научно-технической деятельности небольших компаний являются свобода поиска и поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов, готовность к риску, быстрая апробация инноваций. Малые инновационные формы хозяйствования с их потенциальной гибкостью являются более приспособленными к переходным, а затем и новым индустриально-информационным условиям экономического развития.

Сегодняшний этап развития российского малого инновационного предпринимательства уже невозможен без расширения сети технопарков. Основной правовой базой для создания технопарков является Федеральный Закон «Об особых экономических зонах в РФ». Реализация приоритетов развития науки и техники осуществляется на основе государственной программы «Создание в России технопарков в сфере высоких технологий».

Малые инновационные предприятия работают в составе и при поддержке научных и технологических парков, иновационно-технологических центров и инкубаторов бизнеса. Российская практика последних лет показывает, что малому инновационному предприятию, развертывающему свою деятельность в научно-технической сфере, в области высоких технологий, особенно на начальном этапе его деятельности, жизненно необходима квалифицированная реальная поддержка.

Необходимо отметить при этом следующие обстоятельства. Только в условиях кооперации с крупным бизнесом малые инновационные предприятия могут экономически устойчиво развиваться, используя свои положительные характеристики.

Для более эффективного использования материальных, интеллектуальных ресурсов крупных предприятий целесообразно переходить на контрактные отношения. В рамках контрактного управления возможна реализация ряда важнейших функций, в частности, передача субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также на льготных условиях пустующих объектов, выкуп арендуемых предпринимателями объектов недвижимости с учетом вложенных в эти объекты средств и т. д. [1, с. 26.].

Перспективным направлением в формировании и развитии инновационного хозяйствования можно считать развитие стратегического взаимодействия предприятий малого инновационного бизнеса и крупного бизнеса. Каждая из этих двух форм предпринимательства имеет свои достоинства и недостатки. При создании структуры эффективного взаимодействия малого и крупного бизнеса с целью интенсивного внедрения инноваций необходимо объединение достоинств этих форм предпринимательства. Также, создание подобной структуры подразумевает обоюдную заинтересованность малых и крупных фирм.

Преимущество во внедрении инноваций принадлежит малому бизнесу. Специализация позволяет добиться высокого качества и скорости производства продукта. Вместе с тем малые фирмы зачастую имеют проблемы с финансированием. Крупные фирмы имеют иные проблемы: за счёт сложности системы управления производством цикл производства и внедрения инноваций может значительно растягиваться во времени. Также, можно заметить определенную симметрию в достоинствах и недостатках малых и крупных фирм. Это определяет возможности взаимодействия этих форм бизнеса.

Отметим наиболее важные, на наш взгляд, проблемы сотрудничества крупных и малых фирм при инновационной деятельности:

1. Крупный бизнес более заинтересован в улучшающих инновациях, т.к. риски от внедрения будут меньшими при более скором экономическом эффекте. При этом именно радикальные инновации способны принести долгосрочный, но отложенный экономический эффект. Во многих государственных инновационных стратегиях предпочтение отдаётся именно радикальным новшествам.[3].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

2. Малые предприятия испытывают трудности при создании инновационного продукта, обусловленные низким уровнем спроса на данный продукт среди крупных предприятий на рынке, который находится только на стадии формирования.

3. При внедрении инноваций на производстве зачастую приходится менять бизнес-процессы. Это -дополнительные риски.

С другой стороны, есть уже сложившиеся формы взаимодействия крупного и малого бизнеса. Основных форм три:

а)сателлитная форма - создание сети малых фирм-спутников, дочерних фирм, связанных с центральной фирмой.

б) инкубаторство - всестороннее оказание помощи малому бизнесу на стадии становления.

в) интрапренерство - создание на базе крупного предприятия коллектива (зачастую временного), объединенного с целью реализации новаторских идей.[4].

Рассмотрим, насколько данные формы взаимодействия малого и крупного бизнеса применимы в инновационном секторе российской экономики.

Сателлитная модель взаимодействия особенно распространена в таких странах, как США, Китай, Япония, а также в развитых европейских странах, но ее распространенность в России находится на низком уровне. Именно на основе этой модели развиваются крупные предприятия, чей профиль подразумевает высокое качество отдельных компонентов, постоянное инновационное развитие. Хорошим примером служит японская компания «Toyota», которую экономисты сравнивают с «драконом, который силён своим хвостом - сетью малых инновационных компаний. Российским представителем подобной модели является компания «Камаз» и сеть ее малых фирм. Подобная модель обладает следующим уникальным преимуществом: крупные предприятия позволяют стабилизировать деятельность малых фирм благодаря заранее обозначенным срокам и объемам поставки.

Инкубаторство предполагает содействие крупной фирмы в развитии малой, принципиально полезной для первой. В настоящее время инкубаторством занимается в большей степени государство. Несомненно, это является положительным процессом, но крупный бизнес должен активнее включаться в данную деятельность. При содействии государства, риски крупных предприятий могут быть минимизированы. [5]. Кроме того, в краткосрочной перспективе крупные предприятия могут рассчитывать на результаты НИР поддерживаемых малых фирм и внедрять эти результаты (самостоятельно или с помощью малого предприятия). Модель бизнес-инкубаторства в России интенсивно развивается.

Интрапренерство основано на заинтересованности крупного предприятия в новаторских идеях и их воплощении. Данная модель имеет уникальное преимущество: малое предприятие создаётся внутри большого, поэтому сотрудники фирмы-интрапренера имеют достаточное представление о специфике производственного процесса на базовом предприятии, что позволяет создать специализированный инновационный продукт и сократить сроки внедрения инноваций.

Описанные модели взаимодействия крупного и малого бизнеса определяют ориентированность экономики на распределение функций в масштабах предприятий. Так, ключевыми функциями малых предприятий становятся специализация на конкретном виде продукции, необходимой крупному предприятию и повышение качества продукции, чему способствует инновационная деятельность. Ключевые функции крупных предприятий в рамках вышеописанных моделей: снабжение малых предприятий заказами и ресурсами, деятельность по сборке и сбыту готовой продукции.

Следует выделить проблему взаимозависимости малых и крупных предприятий. Здесь возможны следующие ситуации:

1) малое предприятие не справляется со своими обязанностями, нарушая работу всего крупного предприятия.

2) крупное предприятие, ответственное за сбыт продукции, не может поддержать спрос на продукцию.

3) рост сети малых предприятий неравномерен.

Для решения первой и третьей проблемы крупное предприятие может расширять сеть малых

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

предприятий-партнеров, обеспечивая тем самым их взаимозаменяемость. В данных условиях возможно и положительное влияние конкуренции между малыми предприятиями.

Решением второй проблемы может послужить сотрудничество одной малой фирмы с несколькими крупными. При этом появляются положительные эффекты повышения качества продукции и распространения инноваций. Но крупные фирмы, поддерживающие малую фирму на этапе становления, могут сопротивляться распространению продукции этой малой фирмы. Здесь важным моментом является разработка соответствующего законодательства.

Таким образом, взаимодействие крупного и малого предпринимательства является мощным инструментом перехода к инновационной экономике. В России модели такого взаимодействия ещё недостаточно распространены, но усилия, предпринимаемые правительством, приводят к положительному эффекту - создаются бизнес-инкубаторы, особые экономические зоны, кластеры предприятий и т.д. Вышеописанные модели взаимодействия решают актуальные проблемы современной экономики, способствуют внедрению инноваций, но также создают новые сложности. Дальнейший путь развития моделей взаимодействия малого и крупного бизнеса можно выстроить с помощью уменьшения рисков от нерационального сотрудничества. Большую роль в этом процессе должно сыграть государство. Список использованной литературы:

1. Мильнер Б.., Орлова Т. О государственной системе поддержки малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления. 2013. №5. С. 22-34.

2. Малый инновационный бизнес и его взаимодействие с крупным [Электронный ресурс] http://studopedia.ru/5_147634_maliy-innovatsionniy-biznes-i-ego-vzaimodeystvie-s-krupnim.html (дата обращения 30.03.15)

3. Типология инноваций [Электронный ресурс] http://salesgu.ru/tag/radikalnaya-innovaciya/ (дата обращения 30.03.15)

4. Егорова Н.Е. Формы и экономические механизмы взаимодействия малых и крупных предприятий. -Режим доступа: http://frshop.ru/Hbrary/508-formyi-i-ekonomicheskie-mehanizmyi-vzaimodeystviya-malyih-i-krupnyih-predpriyatiy-ne-egorova-wwwnisseru (дата обращения 30.03.15)

5. Фонд содействия развитию малых форм предприятий [Электронный ресурс] http://www.fasie.ru/programmy/kooperatsiya (дата обращения 30.03.15)

© Коваленко Л.В., 2016

УДК 338

Е.Ю. Колобова, к.э.н.

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

УСТАНОВЛЕНИЕ СОСТАВА ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ КИНОПОКАЗА

Аннотация

Статья посвящена проблеме систематизации и анализа факторов влияния на конкурентную позицию относительно других субъектов хозяйствования по предоставлению кинозрелищных услуг с целью формирования четкого представления о природе и степени воздействия факторов на положение организаций на кинорынке. Предлагается классификация и характеристика факторов влияния на конкурентоспособность организаций кинопоказа.

Ключевые слова

Кинопоказ, конкурентоспособность, факторы влияния на конкурентоспособность,

конкурентные преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.