Научная статья на тему 'Актуальные проблемы взаимодействия Федеральной службы судебных приставов с гражданами с помощью информационных систем'

Актуальные проблемы взаимодействия Федеральной службы судебных приставов с гражданами с помощью информационных систем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6292
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ / ИНТЕРНЕТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГРАЖДАНАМИ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ДОЛЖНИК / АВТОМАТИЗИРОВАННУЮ ИНФОРМАЦИОННУЮ СИСТЕМУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ (АИС ФССП) РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калмыкова О. А.

Взаимодействие Федеральной службы судебных приставов России с гражданами важнейшее направление деятельности, реализуемое при исполнительном производстве. Анализ информационной обеспеченности вышеуказанной службы показывает, что существуют проблемы, требующие разрешения. Требуется выработать предложения по совершенствованию обмена информационными данными между гражданами и Федеральной службы судебных приставов России и их взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Калмыкова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы взаимодействия Федеральной службы судебных приставов с гражданами с помощью информационных систем»

УДК: 347.964.1

Калмыкова О. А.

студентка 2 курса магистратуры Курского государственного университета

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ С ГРАЖДАНАМИ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Взаимодействие Федеральной службы судебных приставов России с гражданами — важнейшее направление деятельности, реализуемое при исполнительном производстве. Анализ информационной обеспеченности вышеуказанной службы показывает, что существуют проблемы, требующие разрешения. Требуется выработать предложения по совершенствованию обмена информационными данными между гражданами и Федеральной службы судебных приставов России и их взаимодействию.

Ключевые слова: Федеральная служба судебных приставов, Интернет, взаимодействие с гражданами, официальный сайт, социальная сеть, задолженность, должник, Автоматизированную Информационную систему Федеральной службы судебных приставов (АИС ФССП) России.

Федеральная служба судебных приставов (далее — ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности [1]. В 2012 году было завершено внедрение системы электронного документооборота в территориальных органах службы, что было связано с необходимостью оптимизации деятельности судебных приставов ввиду их загруженности. Электронный оборот способствует сокращению времени, которое тратилось на делопроизводство.

Для осуществления функции принудительного исполнения организовано автоматизированное межведомственное взаимодействие в целях получения от ведомств и организаций сведений о должнике и его имуществе по запросам судебного пристава.

Взаимодействие граждан с ФССП России осуществляется через непосредственное использование сервисов указанной службы на официальном сайте данного федерального органа государственной власти (http://fssprus.ru/iss). Обращения граждан также могут подаваться через информационные технологии посредством глобальной сети интернет с использованием образцов письменных обращений. Работает контекстно-справочная система с возможностью ответов на вопросы, которые направляются гражданами. В качестве эксперимента нами был задан вопрос: «Куда предъявляется исполнительный лист, если последнее известное место жительства или месту пребывания должника неизвестно?». Ответа на данный вопрос не поступило. На официальном сайте ФССП России данный вопрос не отобразился. Примечательным является тот факт, что последний заданный в рубрике «Ответы на часто задаваемые вопросы» ответ был «12» ноября 2013 года. Учитывая, что в настоящее время 2016 год, вопросы гражданами уже последние три года не задаются. Не всю информацию, которая необходима, получается разместить на сайте. Кроме того, она может быть непонятна для специалистов ФССП России в текстовом варианте. В данном направлении, на наш взгляд, необходимо создавать структурные подразделения, которые должны заниматься данной работой в органах ФССП России, а также повышать профессиональную подготовку работников службы.

Обращения граждан на решения и деятельность (бездеятельность) должностных лиц ФССП России, подлежат рассмотрению в общем порядке, предусмотренном Федеральным

законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [2].

Жалобы участников исполнительного производства (их представителей) на решения, действия (бездействия) должностных лиц ФССП России могут подаваться непосредственно в суд, а также в вышестоящие органы ФССП России [3], то есть подведомственность данной категории дел является альтернативной.

Работа с обращениями граждан показывает, что имеются недостатки в её организации, а именно: 1) отсутствует системный дифференцированный учет обращений; 2) отсутствует единый формат показателей, необходимый для развернутого анализа результатов работы с жалобами сторон исполнительного производства; 3) ведомственная статистическая отчетность ведется путем арифметического обобщения показателей для решения узкопрофильных задач, что не приводит к комплексному изучению характера жалоб и причин их подачи. На основе информации, которая содержится в формах статистической отчетности не представляется возможным контролировать действия должностных лиц, на которых были поданы жалобы. Считаем, что отчет должен учитывать не только количественные, но и качественные показатели.

На официальном сайте ФССП России работают следующие сервисы: 1) банк данных исполнительных производств; 2) реестр отделов судебных приставов; 3) извещения о проведении публичных торгов; 4) определение отдела судебных приставов по адресу; 5) реестр розыска по исполнительным производствам; 6) лица, находящиеся в розыске по подозрению в совершении преступлений; 7) словарь терминов; 8) запись на личный прием к должностным лицам территориальных органов ФССП России; 9) телефонный справочник работников ФССП России; 10) личный кабинет стороны исполнительного производства; 11) открытые данные. Информационные системы позволяют гражданам получить необходимую информацию об арестованном имуществе, переданном на реализацию (торги или комиссионная продажа); о должниках-физических лицах, индивидуальных предпринимателях и организациях; о работниках ФССП России с указанием контактных телефонов; о структуре ФССП России, её органах, подразделениях и отделах; об объявленных в розыск физических лицах, о лицах, находящихся в розыске по подозрению в совершении преступлений; о задолженности и способах её оплаты в рамках исполнительного производства; о розыске в рамках исполнительных производств автотранспортных средств должников.

Стоит отметить, что ФССП России ведет работу, которая направлена на повышение открытости информации для граждан. На сайтах территориальных органов ФССП России гражданин, введя свои паспортные данные или ИНН, может получить информацию о наличии в отношении него исполнительных производств, о состоянии их исполнения и распечатывать квитанцию для оплаты задолженности с заполненными реквизитами [4, С. 24].

Судебными приставами для розыска должника или его имущества, а также для уведомления об имеющейся задолженности должны использовать, в том числе, и общедоступную информацию, находящуюся в сети Интернет [5]. Вместе с тем ввиду загруженности это не всегда представляется возможным. Для совершенствования взаимодействия ФССП России можно обратиться к опыту других стран, которые активно используют интернет-технологии. Примером может служить опыт финской службы принудительного исполнения. В Финляндии пристав осуществляет контроль за сделками должника по банковским картам в онлайн-режиме, так как каждому гражданину присвоен номер, занесенный в специальный регистр, что позволяет легко ориентироваться в информационном пространстве. Это связано с тем, что персональные данные в Финляндской Республике являются публичными и могут предоставляться по запросу и за определенную плату [6, С. 120-122]. Запрос об исполнении решения суда кредитор (взыскатель) также может направить через Интернет [7].

М. М. Павлычев и К. В. Курилов предлагают повысить сотрудничество ФССП России и ДПС ГИБДД. Авторы считают, что, во-первых, необходимо автоматически направлять информацию о задолженности водителей транспортных средств судебным приставам для оперативного взыскания задолженности или принятия мер по аресту соответствующего имущества; во-вторых, возложить на сотрудников ДПС ГИБДД полномочия по взысканию задолженности, с последующей обязательной передачей информации о проведенном мероприятии и взысканной задолженности в ФССП России или ее территориальные органы [4, С. 25]. Получается, что авторы предлагают взыскивать задолженность с водителей транспортных средств одновременно и ФССП России, и ДПС ГИБДД. На наш взгляд, данное предложение в случае его реализации может привести к двойному взысканию, так как системы информационного взаимодействия работают не на высоком уровне. Федеральная налоговая служба России (далее — ФНС России) уже взаимодействует с органами ГИБДД в части начисления транспортного налога, и мы видим, что очень часто налог взимается с лиц, которые не имеют автотранспортных средств или уже давно их продали. Такая же ситуация может сложиться в случае с судебными приставами.

В рамках информационного взаимодействия ФССП России предлагает гражданам не только знакомиться с информацией о наличии задолженности, но и оперативно оплачивать её, причем с использованием удобных для должника форм такой оплаты. Так, например, ФССП России взаимодействует с платежными системами «КиВи банк», «Веб-мани», «Яндекс.Деньги» [8, С. 50]. Оплата может осуществляться также через сотовых операторов мобильных телефонов «Билайн», «МТС», «Мегафон» и «Теле2». Кроме того, данная служба сотрудничает с банками «ВТБ 24», «Сбербанк». Считаем, что перечень банковских организаций, которые могут предложить свои услуги при оплате, должен быть расширен.

Кроме того, должна быть создана система защиты информации гражданина. Например, в ФНС России система работает на основе идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), который уникален и не может повторяться. Такой же номер может быть использован и при использовании информационных систем ФССП России.

Актуальной проблемой взаимодействия ФССП России с гражданами с помощью информационных систем считаем отсутствие на официальном сайте центрального аппарата службы и её территориальных органов единой электронной книги отзывов и предложений. ФССП России является органом, осуществляющим публично-значимые функции и государственные услуги, поэтому считаем наличие системы отзывов и предложений обязательным, так как это позволит налаживать контакт данного федерального органа государственной власти с гражданами и представителями. Полученные советы, предложения могут разрешить проблемы редактирования сайтов и привести к внедрению новых информационных систем в работу ФССП России. Положительные и отрицательные стороны работы службы в открытом доступе обеспечат гласность и открытость деятельности государственного органа, а также повысят эффективность работы службы в целом. Учет отзывов и предложений может помочь в дальнейшем реформировании и совершенствовании деятельности ФССП России.

В связи с внедрением в других государственных органах и внебюджетных фондах электронной очереди по приему граждан, считаем также необходимым реализовать такую форму взаимодействия. Возможность записи на прием через сеть Интернет (например, через портал государственных услуг) позволит улучшить качество порядка личного приема граждан. В настоящее время прием осуществляется только по определенным дням путем живой очереди или записи по времени, которая не позволяет судебному приставу отследить содержание проблемы, а также заставляет людей приходить в то время, которое пристав назначил в уведомлении. Данное положение вещей негативным образом сказывается на отношении граждан к данной службе.

Подводя итог вышеизложенному, стоит отметить, что любое взаимодействие должно осуществляться со всех сторон: и со стороны граждан, и со стороны ФССП России. В связи с

тем, что информационные системы создаются непосредственно федеральными органами власти, необходимо прислушиваться к лицам, с которыми они работают, и разрабатывать новые методы, совершенствовать работу в данном направлении. Граждане и представители организаций должны быть заинтересованы в сотрудничестве с ФССП России, а взаимодействие должно быть удобным и эффективным.

Литература

1.Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» // Российская газета. — № 230. 19.10.2004.

2.Федеральный закон от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Российская газета. — № 95. 05.05.2006.

3.Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. — № 223. 06.10.2007.

4.Павлычев М. М., Курилов К. В. Взаимодействие Федеральной службы судебных приставов с гражданами с помощью информационных систем // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2012. — № 1 (10). — С. 23-26.

5.Методические рекомендации по использованию сети интернет в целях поиска информации о должниках и их имуществе (разработаны ФССП России) // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. — № 1. 2011.

6.Суханова Т. П. Информационные новации исполнительного производства в России и Финляндии // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. — № 3-2 (148). — С. 120-122.

7. Организационная структура органов принудительного исполнения Финляндии // URL: http://fssprus.ru/inter_experience9 (дата обращения: 10.12.2016).

8. Звягина Н. В., Гирич П. М., Шамков С. Н., Шамков Н. С. Автоматизированная информационная система службы судебных приставов-основной инструментарий в осуществлении полномочий // Правовая информатика. 2013. — № 2. — С. 46-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.