Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ И МЕХАНИЗМОВ В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ МЕТОДОМ НАПЛАВКИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ И МЕХАНИЗМОВ В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ МЕТОДОМ НАПЛАВКИ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
28
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТАЛИ / МЕХАНИЗМЫ / НАПЛАВКА / DETAILS / MECHANISMS / SURFACING

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Гришков Д. Е., Назаров С. В., Жмуйдин Н. С.

Рассматриваются наиболее актуальные проблемы восстановления деталей и механизмов в ракетно-космической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Гришков Д. Е., Назаров С. В., Жмуйдин Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF RESTORING DETAILS AND MECHANISMS IN THE ROCKET-SPACE INDUSTRY BY METHOD OF FLOODING

The most urgent problems of restoring parts and mechanisms in the rocket and space industry are considered.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ И МЕХАНИЗМОВ В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ МЕТОДОМ НАПЛАВКИ»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 1

УДК 621.791.92

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ И МЕХАНИЗМОВ В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ МЕТОДОМ НАПЛАВКИ

Д. Е. Гришков*, С. В. Назаров, Н. С. Жмуйдин Научный руководитель - Л. А. Оборин

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: kerweld@gmail.com

Рассматриваются наиболее актуальные проблемы восстановления деталей и механизмов в ракетно-космической отрасли.

Ключевые слова: детали, механизмы, наплавка.

ACTUAL PROBLEMS OF RESTORING DETAILS AND MECHANISMS IN THE ROCKET-SPACE INDUSTRY BY METHOD OF FLOODING

D. E. Grishkov*, S.V. Nazarov, N. S. Zhmuidin Scientific Supervisor - L. A. Oborin

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: kerweld@gmail.com

The most urgent problems of restoring parts and mechanisms in the rocket and space industry are considered.

Keywords: details, mechanisms, surfacing.

При изготовлении деталей и сборочных единиц изделий ракетно-космической техники, содержащие фрикционные соединения и узлы трения, имеют место повреждения контактируемых поверхностей, которые проявляются в виде износов различной степени глубины. Как правило, конструкционными материалами деталей этих изделий являются нержавеющие, жаростойкие и высокопрочные стали и сплавы на никелевой, хромоникелевой и титановой основе, которые обладают повышенной фрикционной несовместимостью. Даже при незначительном механическом воздействии твердых поверхностей деталей, выполненных из указанных материалов, происходит разрушение хрупких окисных пленок, которые их покрывают, что приводит к разрушению рабочей поверхности и заеданию разъемного соединения [1].

Наиболее перспективным способом восстановления рабочих поверхностей фрикционных соединений является наплавка. В настоящее время на предприятиях в том числе и ракетно-космической отрасли для восстановления изношенных деталей применяются различные способы автоматической и полуавтоматической наплавки. Наплавкой восстанавливают размеры деталей и получают на их рабочих поверхностях износостойкие покрытия. Наплавка производится специальными методами, материалами которые способны обеспечить заданные параметры и долговечность тел вращения. При восстановлении изношенных деталей наплавкой выбор сварочно-наплавочных материалов зависит от марки стали наплавляемой детали, необходимой твердости покрытия и износостойкости наплавленного слоя.

Универсальным способом, получившим большое распространение в практике, является автоматическая наплавка под слоем флюса. Этот способ применяют главным образом для восстановления деталей больших габаритов и сечений, имеющих значительный износ.

Секция «Сварка летательньш аппаратов и родственнее технологии»

Как способ восстановления деталей наплавка под слоем флюса имеет ряд достоинств: высокую производительность и стабильность; хорошее качество наплавленного слоя (однородность, плотность, равномерность); хорошее сплавление слоя с основным металлом; возможность получения слоев значительной толщины (6...8 мм и более); большие возможности получения наплавленного слоя с заданным химическим составом и свойствами.

Вместе с тем наплавка под слоем флюса имеет ряд недостатков: быстрый и глубокий нагрев ведет к изменению физико-механических свойств и к деформации деталей, особенно деталей малого сечения; трудность удержания флюса и ванны расплавленного металла на поверхности деталей малого диаметра (менее 50. 60 мм); невозможность получения слоя малой толщины (менее 1,5.2 мм).

Поэтому способ автоматической наплавки под слоем флюса не применим или ограничено применим к деталям вращения диаметром менее 60 мм. А так же большая глубина проплава может способствовать деформации восстанавливаемого изделия. Встает вопрос о применении более действенного способа, такого как вибродуговая наплавка [2].

Вибродуговая наплавка отличается от наплавки под слоем флюса тем, что при этом способе конец электрода совершает колебательные движения в плоскости, перпендикулярной к наплавляемой поверхности, а также тем, что наплавленный слой охлаждается. Суть процесса состоит в том, что электродный металл за счет колебаний электрода переносится мелкими частицами на деталь. За счет этого появляются очень тонкая наплавленная поверхность с требуемыми характеристиками. Вибрация, кроме всего прочего, стабилизирует операцию - дуговые разряды возбуждаются с большой частотой (при каждом отводе от изделия сварочного стержня).

Восстановление изношенных деталей вибродуговой наплавки имеет ряд преимуществ перед другими способами восстановления. Низкое напряжение, при котором идет процесс, и его прерывистый характер позволяют вести наплавку при малой глубине прогрева детали, практически без ее деформации. Этому же способствует интенсивное охлаждение. Совмещается процесс наплавки и закалки слоя, поэтому можно получать слой малой толщины 0,5.2,5 мм. Все это делает данный способ особенно удобным при восстановлении деталей малого диаметра [3].

Благодаря всем этим достоинствам вибродуговая наплавка демонстрирует наиболее эффективные результаты при восстановлении изношенных деталей, у которых допускаемый износ составляет менее 1 мм. Вибродуговой наплавкой восстанавливают детали, на которых необходимо нанести равномерный тонкий слой наплавки при их минимальной деформации.

Библиографические ссылки

1. Хасуи А., Моригаки О. Наплавка и напыление / пер. с яп. В. Н. Попова ; под ред. В. С. Степина, Н. Г. Шестеркина. М. : Машиностроение, 1985.

2. Колганов Л. А. Сварочные работы. Сварка, резка, пайка, наплавка : учеб. пособие. М. : Дашков и Ко, 2003.

3. Чвертко А. И. Тимченко В. А. Установки и станки для электродуговой сварки и наплавки. Киев : Техника, 1974.

© Гришков Д. Е., Назаров С. В., Жмуйдин Н. С., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.