Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕСУДЕБНОГО БАНКРОТСТВА ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕСУДЕБНОГО БАНКРОТСТВА ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
831
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) / ВНЕСУДЕБНОЕ БАНКРОТСТВО ГРАЖДАН / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лаврентьев М.Е.

В статье проведен анализ института внесудебного банкротства граждан в Российской Федерации, выявлены пробелы и проблемы применения в правовом регулировании, а также предложены варианты их решения с целью повышения уровня доступности и возможности реальной реализации процедуры внесудебного банкротства граждан для населения Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕСУДЕБНОГО БАНКРОТСТВА ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

М.Е. Лаврентьев

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕСУДЕБНОГО БАНКРОТСТВА ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье проведен анализ института внесудебного банкротства граждан в Российской Федерации, выявлены пробелы и проблемы применения в правовом регулировании, а также предложены варианты их решения с целью повышения уровня доступности и возможности реальной реализации процедуры внесудебного банкротства граждан для населения Российской Федерации.

Ключевые слова: Несостоятельность (банкротство), внесудебное банкротство граждан, исполнительное производство.

Институт внесудебного банкротства граждан введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 289-ФЗ и вступил в силу 1 сентября 2020 года. Согласно статистике Министерства экономического развития РФ в период с 1 сентября 2020 года по 12 ноября 2020 года в многофункциональные центры обратились 4144 человек с заявлениями о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, из них 3143 человек получили отказ. По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве процедура внесудебного банкротства была возбуждена лишь в отношении 1001 гражданина, т.е. в 24 % случаев. Министерство экономического развития РФ указывает главной причиной несоответствие установленным требованиям, отрицая сложность и несовершенство процедуры.

Изначально законопроект № 792949-7 предполагал совсем иной механизм процедуры проведения внесудебного банкротства граждан в отличие от ныне существующего. Он имел большую социальную направленность и включал более широкий круг лиц. Процедура внесудебного банкротства должна была финансироваться из созданного фонда поддержки внесудебного банкротства граждан национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Формирование фонда осуществлялось путем взносов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих за счет ежемесячных выплат членов этих организаций. Общие основания планировались быть аналогичными пункту 1 статьи 213.4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - ФЗоБ) с требованием к сумме долга от пятидесяти до пятисот тысяч рублей. Также выдвигался ряд справедливых требований - гражданин должен быть признан безработным в соответствии с законодательством РФ или иметь источник дохода менее величины прожиточного минимума на каждого члена семьи, устанавливаемый субъектом Российской Федерации, на территории которого должник постоянно или преимущественно проживает. Гражданин не имеет в собственности имущества, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством РФ, а также финансовые ресурсы на банковских счетах, размер которых в совокупности более пятидесяти тысяч рублей в течение трех месяцев до подачи заявления о внесудебном банкротстве. Проект предусматривал сделать одним из требований отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений в экономической сфере. Проводить процедуру внесудебного банкротства и утверждать обоснованность заявления должны были арбитражные управляющие, которые назначались саморегулируемой организацией арбитражных управляющих из числа своих членов, которые согласны на утверждение своей кандидатуры на ведение процедуры внесудебного банкротства гражданина. Срок такой процедуры составлял 1 год, а размер вознаграждения арбитражного управляющего за процедуру - три тысячи рублей.

За время рассмотрения законопроекта в Государственной Думе РФ законопроект кардинально изменился не только концептуально, но и идеологически.

Ключевым моментом является тот факт, что в настоящее время в соответствии со статьёй 223.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» заявлению о внесудебном банкротстве предшествует завершенное исполнительное производство. Это означает, что заявитель должен пройти через судебное разбирательство по иску, который инициировал банк, микрофинансовая организация или иной кредитор. Только после этого, при наличии оснований, судебные приставы ФССП РФ должны вынести постановление о невозможности взыскания на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В реальности вынесение указанного постановления можно ждать многие годы в силу различных причин. На практике судебный пристав может окончить исполнительное производство по другому основанию, несмотря на ре-

© Лаврентьев М.Е., 2021.

альное отсутствие имущества у должника. Судебный пристав вследствие высокой нагрузки и иных причин может долгое время не производить исполнительских действий и работы по исполнительному производству должника, что существенно продлевает срок исполнительного производства и оттягивает момент его окончания.

Действующая редакция ФЗоБ оставляет вне поля действия закона должников с минимальным достатком и в трудном материальном положении. Не учитываются такие факторы как состояние здоровья, наличие иждивенцев и т.д. Должнику могут быть остро нужны дополнительные средства, например, на дорогие лекарства, которые ему жизненно необходимы. Поскольку действующий Федеральный закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержит принципа сохранения величины прожиточного минимума за должником, реально воспользоваться механизмом внесудебного банкротства могут только официально неработающие граждане.

Таким образом, довольно большая категория людей, которая имеет небольшой официальный доход и сумму долга от 50 до 500 тысяч рублей не сможет воспользоваться ни внесудебным банкротством, ни личным банкротством в арбитражном суде, что прямо противоречит социальной направленности института банкротства граждан.

На мой взгляд, следует отойти от идеи оконченного исполнительного производства на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и вернуться, как минимум, к первоначальной идее законопроекта - величине прожиточного минимума на каждого члена семьи. В перспективе желательно разработать механизм учета особенностей здоровья должника и принимать данный фактор во внимание при обоснованности заявления о внесудебном банкротстве гражданина.

Еще одна проблема заключается в некотором ослаблении защиты прав кредиторов. Например, в случае, если кредитор осведомлен о сделке должника, которую можно признать недействительной и начинает оспаривать ее в судебном порядке, он не вправе начинать судебную процедуру банкротства, пока решение суда о признании сделки должника недействительной не вступит в силу. Однако внесудебная процедура банкротства длится всего 6 месяцев, поэтому есть существенный риск не успеть вовремя. По моему мнению, в целях соблюдения баланса интересов должника и кредиторов ФЗоБ необходимо дополнить статьей 223.8 «Приостановление и возобновление внесудебного банкротства».

Упущением действующей редакции ФЗоБ является тот факт, что нет регламентированной системы прав кредиторов. Кредиторы фактически никак не могут заменить арбитражного управляющего, контролирующего деятельность и сделки должника в рамках банкротства граждан в арбитражном суде. Кредиторы не имеют действенного механизма контроля и противодействия недобросовестным действиям должника, в том числе по выявлению злоупотреблений. Например, должник теоретически может скрывать дорогостоящее движимое и недвижимое имущество, скрывать факт и размер реальных зарплат, выплат и иных дивидендов и т.д.

Не учтена ситуация, когда должник не указал кредитора по причине отсутствия сведений. Например, кредитор переуступил право требования другой организации и не уведомил должника или уведомил уже после возбуждения процедуры внесудебного банкротства. В такой ситуации денежная сумма по указанному требованию не будет списана при завершении процедуры внесудебного банкротства, хотя и вины должника в этом нет.

Обобщая выше сказанное можно сделать вывод, что в настоящее время институт внесудебного банкротства граждан нуждается в изменениях с целью повышения эффективности и качества процедуры. Нововведения позволят воспользоваться механизмом внесудебного банкротства более широкому кругу людей, которые в этом крайне нуждаются, а также повысят социальную функцию государства и реально помогут гражданам РФ, находящимся в сложной жизненной ситуации.

Библиографический список

¡.Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ. - доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс. - Текст: электронный.

2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ. - доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс. - Текст: электронный.

3.Фролов И.В. Генезис и теоретические основы института несостоятельности (банкротства) гражданина в системе российского права: монография / И.В. Фролов. - Москва: Юстицинформ, 2020. - 272 с.

ЛАВРЕНТЬЕВ МИХАИЛ ЕВГЕНЬЕВИЧ - магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - Уральский институт управления (филиал в г. Екатеринбург), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.