УДК 339.3
Л.В. Козлова
студент,
факультет «Экономика торговли и товароведения» ФГБОУВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
г. Москва
С.Б. Ильяшенко
канд. экон. наук, доцент, кафедра торговой политики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
г. Москва
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ПРОДУКТОВОГО ЭМБАРГО НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК В РОССИИ
Аннотация. За последние годы в торговле России произошли существенные изменения. Как известно, в 2014 году полуостров Крым вошел в состав России, что послужило причиной введения санкций со стороны Евросоюза. В ответ на экономические и политические санкции в августе 2014 года в России был введен запрет на импорт из стран ЕС, США, Канады, Австралии определенных групп товаров. Данные события наложили отпечаток на ряд некоторых показателей: объем внешней торговли, уровень цен, изменение ассортимента. С одной стороны это положительно отразилось на отечественных производителях, но с другой стороны имортозамещение, по некоторым оценкам, не принесло высоких результатов.
Ключевые слова: розничная торговля, ритейл, санкции, продуктовое эмбарго, импортозамеще-ние, фальсификация.
L.V. Kozlova, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
S.B. Ilyashenko, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
ACTUAL PROBLEMS OF INFLUENCE GROCERY EMBARGO ON CONSUMER MARKET IN RUSSIA
Abstract. In recent years, significant changes have occurred in the Russian trade. As it is known, in 2014 the Crimea was a part of Russia, which was the reason for the imposition of sanctions by the European Union. In response to economic and political sanctions in August 2014 Russia imposed a ban on imports certain groups of goods from the EU countries, USA, Canada, Australia. These events have left their mark on a number of certain factors: the volume of foreign trade, the price level, the change range. On the one hand this is a positive impact on domestic producers, but on the other hand this process, according to some estimates, has not brought results.
Keywords: retail, retail, sanctions, grocery embargo, import substitution, falsification.
Политика России традиционно была направлена на поддержание безопасности отечественного рынка [7], вводились новые программы поддержки отечественных предпринимателей, но их доля была невелика. Несколько изменилась ситуация после введения продуктового эмбарго. Под запрет импортных поставок попали такие группы товаров, как молоко и молочные продукты, овощи и картофель, фрукты, рыба, мясо и мясопродукты.
С одной стороны это положительно отразилось на отечественных производителях, но с другой стороны имортозамещение, по некоторым оценкам, не принесло высоких результатов.
В современной торговле высока роль правильного формирования ассортимента [5]. Проблемы формирования ассортиментной политики торговых организаций, в частности, определения степени постоянства торгового ассортимента рассмотрены в работах [1; 3; 8; 9].
Страны, продукция которых была включена в санкционный список, стремятся не упустить российский рынок [2], поэтому они либо начали размещать свое производство на территории Российской Федерации, либо осуществлять перепродажу продукции через страны, которые не попали под эти санкции.
Стоит отметить, что ограничения не коснулись приобретения товаров для личного пользования [4]. Действующее законодательство позволяет заказывать санкцион-ные продукты через интернет [6], однако общий вес ввозимых товаров не должен превышать 5 кг. Российские потребители имеют возможность покупать продовольственные товары в Европе или США с помощью сервисов доставки. В данном случае товары, которые физические лица ввозят для личного пользования, не попадают под действие эмбарго.
Производители сыра из Европы нашли способ обходить эмбарго, ввозя свою продукцию под видом безлактозной. По данным Федеральной таможенной службы, ввоз такой продукции за 2014 год увеличился по сравнению с 2013 годом в 7,5 раз. Практически все европейские поставки сыра по состоянию на январь 2015 сведены к безлактозной продукции.
В начале октября 2015 года пресс-служба Россельхознадзора собщила, что 78,3% сыров в российских магазинах являются фальсификатом.
Согласно разъяснениям Россельхознадзора, для проверки взяли 91 образец молочной продукции (в том числе сыров). Из них 23 образца оказались фальсификатом, при этом доля сыров составила 78,3%.
Основные причины распространения фальсифицированной и контрафактной продукции на российском рынке:
1. Высокая прибыльность и рентабельность такой продукции.
2. Существенное ослабление контроля со стороны проверяющих органов, незначительные штрафные санкции за нарушения.
3. Невысокий уровень потребительской культуры, что ведет к незнанию и неумению получать необходимую информацию о товарах перед принятием решения об их покупке.
4. Недостаточность информации для потребителей и торговых организаций в действующих нормативных документах, позволяющей правильно идентифицировать товар и вовремя обнаружить его фальсификацию.
5. Наличие на потребительском рынке России значительного сегмента потребителей, которые в силу своего материального положения отдают предпочтение товарам по низким ценам, заранее зная или предполагая их невысокое качество, а иногда и контрафакцию.
Широкое распространение фальсифицированных, в том числе и контрафактных
товаров приобрело массовый характер, вследствие чего у потребителя, даже обеспеченного, остается немного возможностей приобретения высококачественных, нефальсифицированных товаров.
В наибольшей степени это касается сыров, где идет замена молочных жиров растительными. Это позволяет снизить себестоимость продукции в несколько раз, а также увеличить сроки хранения продукции. Иногда в тех же целях используют животные жиры. Полученный продукт при этом продают под видом сыра, хотя по Техническому регламенту, сыром он уже считаться не может.
В России сыр фальсифицируют давно, но с 2014 года фальсифицировать стали больше по нескольким причинам. В кризис люди покупают меньше, доходы производителей падают, и поэтому они стараются компенсировать расходы, удешевляя процесс производства. Еще одна причина - запрет на ввоз в Россию молочных продуктов из Евросоюза. Быстро заполнить освободившуюся нишу настоящим сыром российские сыроделы не могут - хотя бы потому, что производство молока сокращается из года в год.
Заменители молочных жиров производят из разных масел - например, подсолнечного и рапсового. В январе-июле 2015 года импорт пальмового масла вырос на четверть в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.
Кроме того, существуют так называемые «сыроподобные продукты», которые могут вообще не содержать молочных жиров. Такие продукты не попали под эмбарго, поэтому в России их продают, иногда под видом сыра.
Фальсификация сыра происходит повышением содержания воды, замена молочного жира растительным, введение соевого белка, уменьшение жирности, нарушение режима созревания и др.
Как уже было отмечено, для фальсификации молочной продукции наиболее часто используют гидрированные жиры или смеси с другими маслами, применение которых должно быть ограничено из-за высокого содержания в них транс-изомеров жирных кислот. Транс-изомеры жирных кислот образуются в жирах в процессе гидрогенизации, дезодорации, отбеливания и воздействия высоких температур. Транс-жиры обладают усвояемостью, одинаковой с обычными жирами. Входя во все липидные структуры организма, например, в клеточные мембраны, транс-жиры нарушают транспорт веществ через них, передачу сигналов, работу рецепторов на мембранах, биохимию вспомогательных процессов.
Санкции против некоторых стран создадут для России больше проблем, нежели против них самих. Это касается тех стран, у которых высоки объемы импорта, и при этом они занимают большую долю по отдельным товарным группам. В частности это касается таких стран, как США (при импорте мяса и пищевых субпродуктов), Венгрия (мясо солёное), Австралия (молоко, мясо крупного рогатого скота), Германия (пищевая готовая продукция).
Предотвращение фальсификации и контрафакции - одна из наиболее актуальных проблем современности, которая волнует правительства разных стран, производителей, продавцов, общественные организации и, конечно, потребителей.
Список литературы:
1. Беликова С.Н., Ильяшенко С.Б. Некоторые аспекты эффективного управления ассортиментом торговой организации // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-2. С. 74-76.
2. Журкина Л.С., Уханова Ю.А., Никишин А.Ф. Влияние политики импортоза-мещения на торговлю Российской Федерации // Инновационная наука. 2015. Т. 1, № 5 (5). С. 103-105.
3. Зверева А.О., Иванов Г.Г. Механизмы развития торговых организаций в неблагоприятных экономических условиях: монография / А.О. Зверева, Г.Г. Иванов. Москва, 2010.
4. Ильяшенко С.Б. Стимулирование продаж в электронной торговле. В сборнике: Инструменты и механизмы современного инновационного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2016. С. 138-141.
5. Никишин А.Ф. Пути увеличения продаж торгового предприятия в условиях кризиса // Проблемы экономики. - 2010. № 3. С. 57-59.
6. Солдатова Н.Ф., Ильяшенко С.Б. Некоторые особенности управления сбытовой политикой предприятий малого бизнеса // Экономика и управление в машиностроении. 2014. № 4. С. 51-54.
7. Солдатова Н.Ф., Ильяшенко С.Б. Предпринимательство: устойчивость в условиях глобального кризиса // Российское предпринимательство. 2014. № 11 (257). С. 13-21.
8. Топорков Н. С., Ильяшенко С. Б. Некоторые аспекты торговой деятельности предприятия в условиях импортозамещения. В сборнике: Эволюция современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2016. С. 194-196.
9. Топорков Н.С., Ильяшенко С.Б. Особенности организации закупочной деятельности торгового предприятия // Эволюция современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. Белгород, 2016. С. 192-194.