АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЕТЕРИНАРИИ: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Е. А. ФЕСЕНКО, аспирант, Уральская ГСХА
620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42; тел. 8 (343) 371-33-63
Ключевые слова: проблемы ветеринарии, характеристика, комплексный анализ.
Переход к рыночным отношениям во всех сферах народного хозяйства, в том числе и ветеринарии, а именно -введение платных ветеринарных услуг согласно принятому Закону РФ "О ветеринарии" [1], потребовал коренного изменения форм и методов организации ветеринарного дела в РФ. Возникла объективная необходимость усиления профессиональной и экономической подготовки ветеринарного специалиста, внедрения эффективных коммерческих форм организации ветеринарного обслуживания и др.
В настоящее время увеличивается потребность населения в оказании ветеринарных услуг [2]. В частности, это объясняется ростом благосостояния значительных слоев населения, увеличением в связи с этим количества домашних животных и озабоченности людей состоянием здоровья их питомцев. За последние десять лет количество оказываемых ветеринарных услуг выросло в 20 раз [3]. При этом многие из них производятся на возмездной основе.
Правоотношения по оказанию ветеринарных услуг регулируются нормами гл. 39 Гражданского кодекса РФ "Возмездное оказание услуг" и Правилами оказания платных ветеринарных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 898. Также к отношениям, возникающим из договора возмездного оказания ветеринарных услуг, применяются нормы Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" - нормативного правового акта публичного права, который содержит положения, связанные с государственным ветеринарным надзором.
Формирование института оказания ветеринарных услуг находится, к сожалению, на начальном этапе развития и требует внимательного изучения и разработки изменений и дополнений в существующую систему норм.
Практика показывает, что в сфере оказания платных ветеринарных услуг существует ряд противоречий.
Одно из них связано с лицензированием ветеринарной деятельности. Как известно, на сегодняшний день Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ [4] отменено лицензирование ветеринарной деятельности.
Ранее, когда в лицензирование ветеринарной деятельности были вовлечены государственные структуры, количество частных организаций можно было проследить, то теперь с отменой некоторых положений лицензирования точное число установить довольно затруднительно. Кроме того, зарегис-
трировано очень большое количество магазинов, частных предпринимателей, которые занимаются реализацией зооветтоваров, на работу которых вообще не требуется лицензии. Ветеринарный надзор же за этой деятельностью никто не отменял, и в связи с этим ветеринарная служба сталкивается со многими трудностями.
Отмена в 2005 году лицензионных требований к лицам, осуществляющим ветеринарную деятельность, оказало негативное влияние на качество ветеринарной услуги. На взгляд автора, необходимо восстановить систему контроля за деятельностью ветеринарных организаций со стороны государства с использованием лицензирования ветеринарной деятельности. В связи с этим предлагается дополнить ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ положениями о лицензировании ветеринарной деятельности.
Лицензия на данный вид деятельности по способу получения должна являться разрешительной, а по сроку действия - краткосрочной (до 1 года). При очередном переоформлении лицензии срок ее действия может быть увеличен в соответствии с желанием лицензиата и с учетом качества предоставляемых услуг, но на срок не более 3 лет. Решение по срокам выдачи лицензий должно приниматься на основе заключений и рекомендаций экспертного совета либо Ассоциации практикующих ветеринарных врачей как независимого учреждения.
Одним из ключевых требований должно стать наличие у соискателя лицензии (лицензиата) высшего профессионального образования, послевузовского или дополнительного профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет и повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет;
В настоящее время Законом РФ "О ветеринарии" установлены требования к лицам, оказывающим ветеринарные услуги. Так, в соответствии со ст. 4 данного Закона правом на занятие ветеринарной деятельностью обладают специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием.
При этом должны быть ужесточены требования к ветеринарным врачам, в частности, к их квалификации.
Квалификационные требования на сегодняшний день являются одним из критериев регистрации в качестве ве-
теринарного специалиста, имеющего право заниматься предпринимательской деятельностью.
Порядок регистрации специалистов в сфере ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью на территории Свердловской области, разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", Областным законом от 4 ноября 1995 года N 31-ОЗ "О правительстве Свердловской области" с изменениями, внесенными Областным законом от 8 сентября 1998 года N 33-ОЗ [5].
Данный порядок распространяется на специалистов в сфере ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием, занимающихся предпринимательской деятельностью на территории Свердловской области. Основной задачей регистрации является создание единой базы данных специалистов с целью дальнейшего контроля за качеством оказываемых ветеринарных услуг.
Для получения свидетельства о регистрации специалист представляет в регистрирующий орган ряд документов, в т.ч. о наличии специализированного высшего образования, однако данное действие разовое, требования о повышении квалификации, переобучении и т.п. в нормативных актах отсутствуют. Целесообразно доработать данный порядок, сделав указание на необходимость предоставления документации, подтверждающей переподготовку и повышение квалификации, не реже чем раз в пять лет. Это позволит повысить качество оказываемых ветеринарных услуг и снять спорные вопросы о необходимости или ее отсутствии повышения квалификации практикующим ветеринарным врачам.
Формирование высокого профессионального уровня ветеринаров должно обеспечиваться развитием и совершенствованием системы сертификации специалистов.
В действующем законодательстве должно быть закреплено, что для того чтобы получить сертификат специалиста, необходимо получить послевузовское профессиональное образование (аспирантура, ординатура) либо дополнительное образование (повышение квалификации, специализация) или пройти проверочное испытание, проводимое комиссиями профессиональных ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области ветеринарии. Сертификат специалиста подтверждает достижение его владель-
№ 11-1 (77), 2010 г.
Аграрный вестник Урала
43
цем уровня теоретических знаний, практических умений и навыков, достаточных для самостоятельной профессиональной деятельности. Кроме того, для подтверждения опыта работы необходимо наличие стажа не менее 5 лет, по аналогии с клинической ординатурой в здравоохранении. Квалификационный экзамен должны принимать специалисты Ассоциации практикующих ветеринарных врачей (или любой независимой организации).
Еще одна проблема возникает в сфере обращения лекарственных препаратов для животных.
Целесообразность государственного регулирования оборота лекарственных средств, предназначенных для животных, равно как и осуществление ветеринарной фармацевтической деятельности, обусловлена защитой их здоровья и жизни от деятельности недобросовестных предпринимателей, оборота контрафактной и фальсифицированной продукции и т.п.
Отношения, возникающие в сфере обращения лекарственных средств на территории Российской Федерации, регламентируются нормами Федерального закона "О лекарственных средствах". Легальное понятие "лекарственные средства" определено ст. 4 Закона и раскрывается как вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Буквальное толкование данного понятия позволяет заключить, что лекарственные средства для животных также являются составляющей частью оборота лекарственных средств в целом.
Однако на практике возникает проблема, когда владельцы животных не могут приобрести необходимые лекарственные препараты, т.к. ветеринарные клиники и аптеки не имеют лицензии на их оборот. Поэтому целесообразно дополнить законодательство о лицензировании фармацевтической деятельности и продаже фармпрепаратов для животных и обороте лекарственных препаратов в РФ положениями о том, какие лекарственные препараты для животных и каким образом могут быть реализованы через сеть ветаптек. При этом рецепт, выписанный ветврачом, и заверенный его личной печатью, или печатью ветеринарной клиники, должен быть приравнен к рецепту врача системы здравоохранения. При этом с целью контроля за оборотом сильнодействующих лекарственных препаратов должен вестись учет врачей-ветеринаров, имеющих
право выписывать рецепты на указанные препараты, а также ветеринарных клиник и аптек, на их реализацию.
Третья проблема - проблема качества ветеринарных услуг и доказательства причиненного ущерба. Так, одним из условий договора возмездного оказания ветеринарных услуг является условие о качестве оказываемых услуг. На практике качество ветеринарной услуги зависит от эффекта оказания ветеринарной услуги, а эффект, в свою очередь, зависит от квалификации специалиста (профессионализма ветеринарного врача), правильного анализа, правильно подобранной методики лечения животного. Кроме того, качество ветеринарной услуги зависит от качества ветеринарных препаратов, т.е. лекарственных средств для животных.
Качество ветеринарной услуги специально не регулируется нормативными правовыми актами, основными критериями качества ветеринарных услуг являются условия договора и положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей".
В случае оказания ветеринарных услуг, которые повлекли постановку неправильного диагноза, неправильное решение, или в процессе которых животному был причинен вред, или даже произошла его гибель, потребитель (владелец животного) зачастую не в состоянии доказать наличие ветеринарной ошибки, т.к. вопросы экспертизы качества ветеринарных услуг в России не развиты. Как показало изучение действующего законодательства, в настоящий момент отсутствуют какие-либо нормативные акты, регулирующие независимую ветеринарно-экспертную деятельность.
Это не относится к государственной судебно-ветеринарной экспертизе.
Закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" устранил недоработки процессуального законодательства, более детально регламентировав вопросы назначения и производства экспертиз, статуса эксперта и т.д.
В настоящее время независимые судебно-ветеринарные экспертизы проводятся кафедрами патологии животных соответствующих профильных ВУЗов РФ, однако зачастую не принимаются судом во внимание при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью животных, т.к. проведены экспертами или учреждениями, не признанными в качестве надлежащих.
Также отсутствуют регулирующие положения о статусе эксперта. По закону "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ", судебный эксперт - это лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное судом в порядке, установленном процессуальным законодательством (ст. 79 ГПК, ст. 55 АПК, ст. 25.9 КоАП РФ, ст. 57 УПК), для производства судебной экспертизы и дачи заключения.
Таким образом, закон не требует, чтобы судебная экспертиза в обязательном порядке выполнялась сотрудниками экспертных учреждений. В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми для дачи заключения знаниями [6].
Целесообразно распространить вышеприведенные положения и на область ветеринарной деятельности, признав в качестве экспертов врачей-ветеринаров, обладающих высокой квалификацией, опытом работы, и т.д. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в ФЗ "О ветеринарии", указав, что ветеринарная экспертиза может проводиться как государственными экспертными учреждениями, так и иными (негосударственными) экспертными учреждениями.
Полномочия экспертного учреждения не закреплены в процессуальных кодексах, что порождает сложности и требует закрепления в соответствующих нормах процессуального законодательства, поскольку они напрямую связаны с правами и обязанностями эксперта.
Статус эксперта неразрывно связан с его компетенцией.
Компетенция эксперта может рассматриваться в двух аспектах [7]. Во-первых, это круг полномочий, права и обязанности эксперта, которые определены ст. 55 АПК РФ, ст. 85 ГПК Рф, ст. 25.9 КоАП РФ, ст. 57 УПК РФ, ст. ст. 16 - 17, 41 Закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
При этом следует отметить, что названные круг полномочий, права и обязанности определены законодателем как для государственных, так и для негосударственных экспертов. Во-вторых, это комплекс знаний в области теории, методики и практики судебной экспертизы определенного вида.
Верховный Суд РФ [8] указывает на то, что лицензирование судебно-экспертной деятельности не требуется, поскольку ст. 17 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" не содержит указания на лицензирование судебно-экспертной деятельности.
Между тем Закон "Об оценочной деятельности", Положение о лицензировании и ст. 17 Закона "О лицензировании" содержат указания на лицензирование оценочной и медицинской деятельности, т.е. специальных познаний в области медицины и оценки, следовательно, на мой взгляд, судебно-экспертная деятельность в области оценки и медицины подлежит лицензированию, тем более что Верховный Суд РФ своим Определением от 16 сентября 2004 г. N КАС04-451 указал на то, что судебная экспертиза вообще является процессуальным действием,
Problems to veternary medicines, feature, complex analysis.
однако в рассматриваемом по настоящему делу случае проведение исследований и дача заключения имеют место по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний в области именно медицинской деятельности и, в свою очередь, получения лицензии. Поэтому действующее законодательство в области ветеринарии должно быть дополнено в части орга-
низационно-правовой формы экспертных организаций; статуса руководителя негосударственного экспертного учреждения; квалификационных требований к судебному эксперту; формы и содержания экспертного заключения.
Разработкой и формированием нормативной базы регулирующей оказание ветеринарных услуг должно заниматься профессиональное сообщество ве-
теринарных специалистов заинтересованных в динамично развивающейся системе правового урегулирования рынка ветеринарных услуг.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что действующее ветеринарное законодательство, по сути, является рамочным, непро-работанным, и нуждается в совершенствовании.
Литература
1. Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 (ред. от 30.12.2008) «О ветеринарии» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 17.06.1993, N 24, ст. 857.
2. Российский статистический ежегодник 2009. Стат. Сборник//Россстат - М: 2010. С. 557
3. http://www.gks.ru - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
4. Федеральный закон от 02.07.2005 N 80-ФЗ (ред. от 28.04.2009) «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Собрание законодательства РФ», 04.07.2005, N 27, ст. 2719
5. Областная газета», 1998, 9 сентября, N 159
6. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М., 2005. С. 77.
7. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. М., 1996
8. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2-й квартал от 17 июля 2002 г.
ВЛИЯНИЕ ДИАТОМИТА НА МОРФОЛОГИЮ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ПЕСЦОВ
О. А. ЯКИМОВ, доктор биологических наук, ст. преподаватель, Казанская ГАВМимени Н.Э. Баумана З. Х. ГУБАЙДУЛЛИН, соискатель, научный сотрудник НИЦ «Корма»__________________________________
420039, г. Казань, ул. Мухамедьярова, дом 34, кв. 50. тел. 89503 263 363 e-mail: [email protected]
Ключевые слова: песцы, кормление, диатомит, обмен веществ.
Актуальность исследований.
К настоящему времени проведены многочисленные исследования по
использованию природных сорбентов, а также доказана биологическая и экономическая эффективность использования их в качестве кормовой добавки в рационах сельскохозяйственных животных (А.В. Якимов, М.К. Гайнуллина, О.А. Якимов и др., 2002). Однако эффективность использования диатомита в рационах пушных зверей, в частности песцов, не изучена. Цель -изучить влияние диатомита на морфологию щитовидной железы и надпочечника.
Методика исследований. Опыт проводился в звероводческом хозяйстве Республики Татарстан. Звери контрольной группы получали основной рацион, песцам же второй опытной группы добавляли в рацион диатомит в дозе 1 % от массы корма. После убоя зверей отбирали пробы внутренних органов для гистологического исследования по общепринятым методикам.
Результаты исследований. У контрольных песцов щитовидная железа представляла собой парный орган, локализованный в верхней трети шеи рядом с трахеей. Микроскопически в
ней выявляли неоднородные по величине, чаще сферической формы фолликулы, среди которых были как крупные, так и средние фолликулы с незначительным количеством мелких. Коллоид, содержавшийся в просвете фолликулов, имел умеренную плотность, резорбционные вакуоли были слабо заметны в средних фолликулах и практически не выявлялись в крупных. Отмечали выраженную интра- и экстрафолликулярную пролиферацию гландулоцитов, иногда с формированием солидных гнезд. Парафолликуляр-ные С-клетки располагались чаще эк-страфолликулярно, были в 2-3 раза крупнее тироцитов, имели более светлую цитоплазму. Влияние оптимальной 1 % диатомита проявлялось более выраженной однородностью размеров формирующихся фолликулов в щитовидной железе, содержащих в просвете коллоид умеренной плотности с наличием множественных пристеночных резорбционных вакуолей. Снижалась экстрафолликулярная пролиферация тироцитов и практически отсутствовала интрафолликулярная. В хорошо васкуляризированной строме органа возрастало содержание парафоллику-лярных С-клеток, как следствие устой-
чивого насыщения тканей песцов ионами кальция по принципу обратной функциональной связи.
При гистологическом исследовании надпочечников у контрольных песцов морфофункциональная характерис тика органов имела четкую дифференци-ровку структур коркового и мозгового вещества. В соединительно-тканной капсуле желез обнаруживали грубоволокнистые пучки наружных коллагеновых волокон и тонкие ретикулиновые во внутренней части, прилегающей к коре. У зверей, получавших диатомит в надпочечниках происходило утолщение клубочковой зоны, что свидетельствовало об активизации образования минералокортикоцитов у зверей этой группы.
Выводы. Таким образом, полученные результаты показали, что добавка к основному рациону диатомита улучшила морфологическое состояние внутренних органов зверей и усилила активность их клеток.
Рекомендации. В целях повышения продуктивности включать в рацион песцов диатомит в дозе 1% от массы корма.
polar foxes, feeding, a diatomite, a metabolism.
Литература:
1. Якимов, А. В. Агроминеральные ресурсы Татарстана и перспективы их использования/ А.В. Якимов, М.К. Гайнуллина, О.А. Якимов и др.// Изд. «Фэн». -Казань, 2002. -272с.