Научная статья на тему 'Актуальные проблемы в системе местных бюджетов РФ'

Актуальные проблемы в системе местных бюджетов РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
LOCAL GOVERNMENT / BUDGET / INCOME / EXPENSES / MUNICIPAL FINANCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалова Светлана Андреевна, Багратуни Каринэ Юрьевна

В данной статье проанализированы некоторые аспекты существующих проблемы формирования местных бюджетов, выявлены факторы негативно влияющие на формирование местных бюджетов, предложены пути повышения бюджетной самодостаточности муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the main problems of the functioning of local budgets, presents solutions to these issues, which are aimed at achieving financial independence of municipalities.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы в системе местных бюджетов РФ»

УДК 332.122.5

Экономические науки

Коновалова Светлана Андреевна, студентка факультета «Государственное управление и финансовый контроль» по направлению «Государственный финансовый контроль», Финансовый университет при

Правительстве РФ, Россия, Москва E-mail: Svetakonovalova13@yandex. ru Багратуни Каринэ Юрьевна, научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент Финансовый университет при Правительстве РФ,

Россия, Москва

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РФ

Аннотация: В данной статье проанализированы некоторые аспекты существующих проблемы формирования местных бюджетов, выявлены факторы негативно влияющие на формирование местных бюджетов, предложены пути повышения бюджетной самодостаточности муниципальных образований.

Ключевые слова: местное самоуправление, бюджет, доходы, расходы, муниципальные финансы.

Abstract: this article discusses the main problems of the functioning of local budgets, presents solutions to these issues, which are aimed at achieving financial independence of municipalities.

Key words: local government, budget, income, expenses, municipal finances.

Муниципальные (местные) финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Система муниципальных финансов меняется, и это, в основном, связано с принятием в 2003 году Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Изменения, возникшие в следствии принятия данного закона повлияли не только на систему управления местного самоуправления, но и на систему государственного управления в целом.

Закон № 131-ФЗ регламентируют основополагающие принципы организации местного самоуправления, выделяя двухуровневую организационную структуру муниципальных образований, что несомненно повлияло на доходные источники и расходные обязательства данных территориальных образований.

Статья 56 ФЗ 131 закладывает содержание специфичного дохода местных бюджетов как самообложение, нашедшего проявление в бюджетном законодательстве.

Динамика и структура местных бюджетов свидетельствует о том, что тренд на дефицит бюджета муниципального образования является устойчивой константой.

Необходимость обеспечения устойчивых темпов экономического роста обуславливает задачу выявления влияния бюджетной политики на темпы экономического роста. При этом необходимо акцентировать внимание не только на оценке влияния бюджетной политики на экономический рост, но и влияние экономического роста на бюджетную политику. [5]

Для рассмотрения возьмем данные по основным параметрам местных бюджетов Российской Федерации за период времени с 2015 по 2018 гг.

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Доходы 3035,3 3146,5 3845,7 4245,7

Расходы 2987,7 3068,9 3882,2 4226,9

Дефицит/профицит 47,6 77,6 -36,5 -147,1

Таблица 1. Основные параметры местных бюджетов за 2015-2018гг. (млрд. руб. )[6] Составлено автором на основе: Официальный сайт Министерства финансов: https://www.min/in.ru/ru/per/omance/regions/monitoring_results/Monitoring_local/results/.

До 2016 года наблюдается устойчивая динамика роста совокупного дефицита бюджетов муниципальных образований. Однако с 2017г ситуация диаметрально противоположная.

Повышение самодостаточности местных бюджетов, расширение доходного потенциала, повышение эффективности использования бюджетных средств является базовыми компонентами бюджетной политики не только на уровне муниципальных образований, но и вышестоящих уровней бюджетной системы.

Все эти аспекты нашли свое отражение в государственной программе «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации». По данным Министерства Финансов и Росстата, в настоящее время местные бюджеты оставляют примерно 16% в структуре консолидированного бюджета РФ [6].

Оценка динамики и структуры доходов бюджетов муниципальных образований свидетельствует о достаточно высоком удельном весе дотаций в структуре собственных доходов, что, несомненно, свидетельствует о наличии существующих проблем в бюджетном планировании на местном уровне. Природа дотационности местных бюджетов разными учеными трактуется по-разному. Плюрализм мнений варьирует от нерационального распределения доходов между уровнями бюджетной системы, и расходными обязательствами, до низкой персонифицированной ответственности руководства муниципальными образованиями за результат финансово-хозяйственной деятельности местных администраций.

Рисунок 1. Межбюджетные трансферты в собственных доходах местных бюджетов (без учета других безвозмездных поступлений, в т.ч. возвратов остатков прошлых лет) в 2018 году.

Объем межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям (без учета субвенций и других безвозмездных поступлений, в т.ч. возвратов остатков) в 2018 году увеличился в сравнении с 2017 годом на 15,5% (или на 172,5 млрд. рублей) и составил 1 283,1 млрд. рублей.

В объеме поступивших в 2018 году в местные бюджеты межбюджетных трансфертов (без учета возвратов остатков) субвенции составили 1 454,5 млрд. рублей (53,1%), субсидии - 688,6 млрд. рублей (25,2%), дотации - 390,8 млрд. рублей (14,3%) и иные межбюджетные трансферты 203,7 млрд. рублей - (7,4%).

Динамика межбюджетных трансфертов и их структура свидетельствует, что наибольший вес в структуре составляют субвенции, а доля дотаций не значительна. Однако необходимо проанализировать долю дотации в структуре собственных доходов бюджетов муниципальных образований.

Удельный вес дотаций в структуре межбюджетных трансфертов составляет 30%.

Основными мероприятиями по повышению эффективности предоставления межбюджетных трансфертов являются [4]:

1. Повышение эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности.

2. Упорядочение софинансирования расходов муниципальных образований из бюджета (повышение эффективности, расширение бюджетной самостоятельности, достижение результатов), сокращение числа действующих субсидий, за исключением субсидий капитального характера и на поддержку приоритетных направлений расходов.

3. Закрепление показателей результативности предоставления субвенций при передаче отдельных государственных полномочий на исполнение органам местного самоуправления и установление мер ответственности за их невыполнение.

4. Постоянная актуализация контроля за реализацией муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов и создание стимулирующих механизмов с учетом оценки их результативности.

5. Корректировка государственных программ с учетом оценки эффективности предоставления межбюджетных трансфертов.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 года No 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2017г.)// СПС Консультант Плюс.- Режим доступа: http: //www.consultant.ru/.

2. Распоряжение Правительства РФ от 18.03.2013 No 376-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации»// СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/.

3. Постановление Правительства РФ от 18.05.2016 No 445 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными

финансами»// СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/.

4. Багратуни К.Ю., Прокофьев М.Н. Оценка эффективности межбюджетных трансфертов при формировании местных бюджетов / Багратуни К.Ю, Прокофьев М.Н.// Муниципальная академия. 2017. № 4. С. 9096.

5. Багратуни К.Ю АКЦЕНТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА./ Багратуни К.Ю, //Экономика и предпринимательство. 2017. № 31 (80). С. 109-111.

6. Данные об исполнении местных бюджетов РФ 2015-2018 гг. -https: //www. minfin.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.