Научная статья на тему 'Актуальные проблемы субъектов малого предпринимательства в условиях кризиса'

Актуальные проблемы субъектов малого предпринимательства в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погарская А.

Положение субъектов малого предпринимательства является одним из индикаторов состояния экономики, особенно в условиях кризиса. В связи с этим автор предлагает меры по преодолению негативных тенденций и стимулированию развития малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы субъектов малого предпринимательства в условиях кризиса»

А. ПОГАРСКАЯ, ассистент ФГОУ ВПО

«Морская Государственная Академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Положение субъектов малого предпринимательства является одним из индикаторов состояния экономики, особенно в условиях кризиса. В связи с этим автор предлагает меры по преодолению негативных тенденций и стимулированию развития малых предприятий.

Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, кризис.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств: крупных с тенденцией к монопольным структурам и небольших. Развитие малого предпринимательства создает благоприятные условия для экономики: развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор, происходит насыщение рынка товарами и услугами.

О роли малого бизнеса в экономике свидетельствуют его функции. Главной экономической функцией малого бизнеса является создание широкого спектра товаров и услуг в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса. Но следует отметить, что за последний год заниматься предпринимательской деятельностью стало достаточно сложно. Это связано с отрицательным влиянием экономического кризиса, который повлек за собой множество проблем.

Актуальность уменьшения и предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность малого предпринимательства связана с тем, что, с одной стороны, малый бизнес образует конкурентную среду и противостоит крупному бизнесу и, с этой точки зрения, делает экономику более гибкой, помогает ей быстрее приспособиться к конъюнктурным изменениям, к меняющейся моде и вкусам потребителей, к структурной перестройке экономики. С другой - значительная часть мелких и средних предприятий сотрудничает с крупным бизнесом, дополняя и укрепляя его, тем самым, помогая ему преодолеть технический консерватизм.

Поэтому твердая экономическая позиция и эффективное функционирование малого бизнеса, в современных условиях, могут существенно повлиять на качественные и временные показатели восстановление экономики. В июле 2007 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон № 209 «О развитии малого и среднего

предпринимательства в Российской Федерации», в котором впервые в России был узаконен статус среднего предприятия. Теперь для субъектов малого и среднего предпринимательства определены следующие критерии (п. 2 ст. 4):

- от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

- до 100 человек включительно для малых предприятий;

- среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.

Второе новшество этого Закона состоит во введении еще одного показателя - выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой остаточной стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.

Количественно эти показатели будут устанавливаться Правительством РФ один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Аналитики Ресурсного центра малого предпринимательства по заказу Торговопромышленной палаты РФ произвели расчеты критериев выручки сектора малого и среднего предпринимательства и предложили ввести следующие пороговые ограничения на размер выручки:

- микропредприятия (от 1 до 15 человек) - 65 млн. руб.;

- малые предприятия (от 16 до 100 человек) - 250 млн. руб.;

- средние предприятия (от 101 до 250 человек) - 1 550 млн. руб.

Теперь законодательные органы и Правительство РФ должны принять пакет документов, обеспечивающих реализацию положений этого Закона, внести необходимые поправки в нормативно-правовые и распорядительные акты. Только после этого появится конструктивная основа для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, число малых предприятий на 1 января 2008 г. превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей - 3,4 млн. человек (в 2006 г. - 2,6 млн. чел., 2007 г. - 2,8 млн. чел.)1.

Преимущества индивидуальных предприятий связаны с чрезвычайно простым типом организации производственной деятельности. Это предприятие легко зарегистрировать в местных органах власти, владелец сам себе хозяин, обладает свободой действий. Поскольку доход владельца предприятия зависит от успешной деятельности, владелец старается вести свои дела как можно эффективнее.

Из данных таблицы 1 видно, что оборот розничной торговли индивидуальных предпринимателей за 2007 г. снизился как в процентах от общего объема оборота (на 4,7%), так и в процентах к предыдущему году (на 5,9%).

Таблица 1

Динамика оборота розничной торговли индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной

Показатели 2003 2004 2005 2006 2007

Оборот розничной торговли индивидуальных предпринимателей, млрд. руб. 2156,3 2652,8 3251,7 3925,7 4395,0

В процентах от общего объема оборота розничной торговли 47,6 47,0 46,2 45,1 40,4

В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах) 109,1 111,9 110,9 111,6 105,7

Если рассматривать структуру малых предприятий3, то наибольшую долю и значимость малый бизнес занимает в торговле - 44,9%, а второстепенную роль играют операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг - 15,9%. Это связано с тем, что за последние годы происходит рост торговых центров и крупных сетей. Так же по характеру своей деятельности торговые предприятия, особенно магазины с товарами повседневного спроса, должны максимально приближаться к покупателю. В связи с этим города, их районы и даже микрорайоны должны быть охвачены густой сетью мелких магазинов.

Приблизительно одну ступень занимают строительство - 11,5% и обрабатывающее производство - 11,3%. Аналогично расположены транспорт и связь - 5% и прочие виды деятельности - 7,8%. А наименьший процент, в свою очередь, приходится на: сельское и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство - 2,8%; добычу полезных ископаемых,

1 Статистический сборник. Малое предпринимательство в России. М. Росстат. 2008.

2 Там же.

3 Там же.

производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 0,8%. Следует отметить, что в структуре оборота розничной торговли у индивидуальных предпринимателей, реализующих товары только на рынке наибольшая доля приходится на непроизводственные товары повседневного спроса - 42%; а у предпринимателей, не осуществляющих торговлю на рынке, - на продукты питания 40%.

В 2007 г. продолжились тенденции к увеличению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Кроме того, в 2006-2008 гг. была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.

Однако указанные положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированных в третьем квартале 2008 г.

К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность. К специфическим факторам, по мнению автора, относятся следующие.

1. Резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым ресурсам и возможностям для инвестирования. Несмотря на то, что в настоящее время зависимость от банковского сектора и банковского финансирования малых предприятий, в отличие от крупных и средних предприятий, не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств.

Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные вследствие кризиса в своих ресурсах, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам малого предпринимательства.

2. Высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий оказывает значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.

3. Для малого бизнеса станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию -отгрузка продукции», поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

4. Кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например, микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийных фондов. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса.

5. Кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.

В целом можно отметить, что вследствие кризисных явлений в экономике субъекты малого предпринимательства будут замораживать многие проекты, которые направлены на развитие и расширение. В частности, приостанавливать покупку нового оборудования, вложения в инфраструктуру, обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства, сбыта и т.п. Будут сокращать инвестиционные и налоговые расходы, пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию). Одновременно наращивать привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков (от ростовщиков и криминальных кредитных касс) и перестанут пользоваться кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен.

Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К таким предприятиям прежде всего относятся:

- предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;

- предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;

- предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;

- предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;

- предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному / муниципальному заказу.

Кризис может обусловить значительное количественное сужение малого бизнеса, то есть уход с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, сокращение численности занятых на малых предприятиях, снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

Анализ специфики кризисных явлений и специфики малого бизнеса позволяет сделать вывод, что основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства все-таки носят финансовый характер:

- отсутствие оборотных средств;

- отсутствие доступа к банковским кредитным услугам как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;

- отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;

- снижение спроса на продукцию, при неизменном уровне издержек, грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса.

- риск неплатежей от контрагентов - отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».

Для решения указанных проблем и предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение их издержек.

A. POGARSKAYA, assistant of the Sea State Academy named after F.F. Ushakov

ACTUAL PROBLEMS OF SMALL BUSINESS DURING THE CRISIS

The position of small business e is one of the important indicators of an Economy, especially in the case of crisis. The author suggests efforts to overcome negative tendency and stimulate the growth for small business.

Keywords: small business, crisis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.