Научная статья на тему 'Актуальные проблемы стратегического развития промышленных предприятий Саратовской области: роль предпринимательского климата'

Актуальные проблемы стратегического развития промышленных предприятий Саратовской области: роль предпринимательского климата Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ / СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / МЕРЫ ГОСУ-ДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / BUSINESS CLIMATE / STRATEGY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES / STATE SUPPORT MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Ирина Петровна, Фролова Елена Александровна

В статье рассмотрены аспекты влияния предпринимательского климата и роль мер господдержки в развитии предприятий. Данные статьи основываются на результатах исследования промышленных предприятий Саратовской области на базе опросов руководителей. В опросе участвовали как предприятия, самостоятельные в выборе стратегических решений, так и предприятия, входящие в качестве обособленных подразделений в различного рода хозяйственные объединения. Данные исследования представляют научный и практический интерес, поскольку дают обратную связь от компаний по поводу инструментов реализации государственной экономической политики и выбора инструментов поддержки отдельных отраслей, что в дальнейшем может помочь в развитии предпринимательского климата области. Результаты исследования позволили выявить наиболее актуальные проблемы, сдерживающие развитие предприятий, а также тенденции влияния конкуренции для различных рынков, оценить систему мер адаптации предприятий к новым условиям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степанова Ирина Петровна, Фролова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT CHALLENGES OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES IN SARATOV REGION: ROLE OF BUSINESS CLIMATE

The article discusses various aspects of business climate impact and role of state support measures for business development. The research is based on the data collected through a survey of the management of industrial enter-prises of the Saratov region. The survey covered both businesses that are independent in their strategic decision-making and enterprises that operate as separate units in various types of business associations. The study has theo-retical and practical importance as it presents feedback from companies about the instruments for implementing state economic policy and the choice of instruments to support individual sectors, which may further assist in the development of the business climate in the region. Results of the study help identify most pressing problems that hinder the develop-ment of enterprises, reveal competition trends for different markets, and assess the system of business adaptation methods to new conditions

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы стратегического развития промышленных предприятий Саратовской области: роль предпринимательского климата»

st.ir^Ol 1-7H yandex.ru

eaksarr yandex, ru

УДК333^470:44)

Ирина Петровна Степанова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им Г. В. Плеханова

Елена Александровна Фролова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КЛИМАТА*

В статье рассмотрены эспектъ влияния пред прими мате пьского климата и роль мер господдержки в развитии предприятий Данные статьи основываются на результатах исследования проМЬ|Шпенных предприятий Саратовской области на базе опросов руководителей В опросе участовали fa-ч предприятия, самостоятельнее в выборе стратегических решений, так и предприятия, входящие в качестве обоообленнь® под разде пений в различного рода доэяйсгвенные обьединения Данные исследования представляю г нйучный и практический интс-оес. поскольку дают обратную связь dt компаний по поводу инструментов рсалиэац-ии государственной экономической политики и выбора инструментов поддерчки отдельных отраслей что в дальнейшем может помочь е развитии предпринимательского климата области Результаты исследования позволили выявить нэиЁопее актуальные проблемы. сдерживакщле развитие предп рияти и, а также тенденции впи^чия конкуренции для различных рынкоь. оцени1ь систему мер адаптации предприятий к новым ус^оьням

Ключса,)в слова: предпринимательский климат, стратегии промышленных прейприртий, моры государственной поддержки

I.P. Stepanova, Ye,A, Frolova

CURRENT CHALLENGES OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES IN SARATOV REGION: ROLE OF BUSINESS CLIMATE

The article tfuscusses various aspects of business climate impact and role of state support measures for business development The research Is based on the aata coilactec through a surwy of the- management of mdustria! enter prises of the Saratov region The survey covered both businesses that are independent in the if strategic decisionmaking and enterprises that operate as separate units ih various types of business associations The study has Lheo-rstica! and practical importance as r presents feedback from companies ah out Ihe instruments for implementing state economic policy and the choice of instruments to support individual sectors, which mayftirthei assist in the development of the business climate ir the region Results of the study help identify most pressing problems Ehat hinde-r the development of enterprises, reveal competition trends for different markets, and assess the system of business adaptation methods lo new conditions.

Keywords: business climate strategy of industrial enterprises. staiS support measures

Предприятия Промышленности Планируют сйога деятельность в трудно предсказуемым заднемиЧ9®иих условия* Это осложняет проблемы выработки й последующее реализаций стратегически* цепей и стра-

тегии развимя предпринимательской деятельности Период, ка который разрабатываются стратегии и строятся планы развития, сокращаются, в то же время риски реапизации стратегии увеличиваются Эти об-

■ Икпвдсрэчце выпопненов рзмиа к студенческого ручного пружка По стратегическому менеджменту под руководством к.э к, дац. Ё А. Ф-раглвой В опросе и перйИчндй обра-пГке информации ftfhWWMajlH участие студенты -4-Гй курса ■5аИалээр1*-атэ гю направлений Зв.М.02 Мсмед^мект ¡'профиль пМвнеджментор^нимциив^И. Алв*емм, Д Д.югвеа. 4. Утвщнлима, магистрант 2-го пща обучении ».'змстерскнА программы по и а правлению подготовка 38.04.02 Менедх+ле in (профип^ «Стратегический и ни р^цйргйвнадй vie Недр* Mslit*) А Тэтьпнина БпзгцдариИГзав кафедрой менеджмента проф. .А В Гугепева содействие в сборе материалов опроса.

столтел^ства а^зыааюг необходимость исследований актуальных проблем стратегическо^р развития предприятий, повышается роль исследований, дающий обратную сдязь от kg w паний по поводу инструментов реализации государственной звономической политики и выбора инструментов поддержан отдельных отрacné Й В связи с было принту решение? провести исследование нз основе опросов йуксеодиТЕлей ряда п ромы i uno иных кампании Саратовской области и сопоставить дьпные, полученные а ходе ответов с результатами опросов, а также данными, публикуемыми на основе отчетов Росстзтз

Результач ь: исследования позаолили выявить наиболее-актуальнее проблемы, одержи ьамщие развитие предприятий тенденции влияния ифмуренции для различных рынков оценить систему мер ад акации предприятии к новым условиям Вопросы кзсэпись перспективных целей разаигия предприятий, оценки динамики предпринимательского тип эта кэквазкт?ей-шего макррфактора пр* выборе стратегии развития компании обобщенной оценки конкурентной среды предприятий, состояния элементов стратегического планирования пред при г им, проблем и рискоа развития компании на этапа реализации стратегических замыслов Отдельный блокеопросов посвящен ддэп--зционным мах а низ мам предприятий

В опросе учдствоеэпи как предприятия, cahj о стоя-тельные е выборе стратегических решений, так и предприятия, входящие в качестве обособлении* под разделении а различного рода хозяйственный Объединения

Оценка предпринимательского или^эта

О границах, масштабах и pon и вмешательства государства 5 экономику экономисты ведут оживленную дискуссию Одно несомненно п период неопределенности внешнеэкономической и политической ситуации ponьгосударственной поддержки возрастает Mí Поэтому честь вопросов ¿сследовакия касался аспектов оценки бизнесом эффективности усилий правительства области п направлении поддержки бизнеса, наиболее аоетребоаэнны* инструментов прддержки и оценки предпринимательского климата в целом

Предпринимательский климат в Саратовской об ласти, пп оценке представителей бизнеса, за последний год незначительно ухудшился (40% ответов), ухудшился (30%) ijрис. 1)

L. J " ■ . I,, J 4M ПмЧ.и, V ,—■■'.. 'I,"V Ч OHFÍ IUIÍAMAJV^ □l ьичпигегича УИ/.Л11ЛТС71

■SI -watj-ii""'!

Рис J J Ljy н f.a дИНамичи ПрзД^риНИМЗ i sil tapKBfO ИЛИМ*П

Влннни? региональной еласти на деловой климат

большинство респондентов отметили, что чиновники на местах пибо вообще не апияют на деловую среду, пи с о оказыаагат негативна е влияние (рис. 2)

9Й% участников опроса отмети пи что региональные власти не влияют на деловой <тимат Такие оцанки возможно объясняются тем, что а опросе участвоеали компании, ориентирующиеся на национальный, а: не региональный рынок.

Мнение бизнеса !*нтересяо рассмотреть в контексте содержания Инвестиционной стратегии области до 2020 года и предпагаемого Инвастициошшго стандарта

R НИЖИЦШ!

■ he П|—111 ipjn r.üvni-Атт;

Рис. 2. Х<рв*тер влияний рЕ-гиональной власти на предпринимательский климат

Согласно Инвестиционной стратегии СаратоЕскои области до 2020 года j3] для создания благоприятной деповои среды, дпя притока инвестиции и продвижения облает И ка к п ри вг.е ка т ельной дл я ин вести рова н ил необходимо решить спедующие задачи

1 Формирование ф*нан£оаых механизмов привлечения л поддержки инвестиций на территории области

2 Совершенствование процедур ö сфере строите пьстеэв и подключения к электросетям

3 Создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций.

А Развитие ключевых кластеров к инновационной деятельности.

5 Стимулирование спроса на продукцию региональных производителей, развитие импортозамещающих производств.

6 Нanоговое стимулирование инвестиции

7 Обеспечение создаваемых инвесторами произ-□ сдстп поставщиками изчислз местных предприятий

8 Кадровое обеспечение инвестиционного процесса

В экономической сфере эффективность деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов оценивается по следующим индикаторам [3]

- прирост объема продукции {.индекс промышленного производства);

-Прирост обьема Продукцией сельском хозяйстве

- прирост сбьемз частных инвестиции и основной капитал.

- динамика обеспеченности населения торговыми ппощадям^ е расчете на 10£Ю чеповек,

-ДИнаМНЮ обеспеченнс-:ти населения посадочнь-ми местами предприятий открытой сети общественного питания и расчете на 1000 человек,

-динамика обеспеченности населения работниками & сфере бытового обслуживание в расчете на 1000 человек

К чиспу критериев оценка бнэ*ес-климата можно отнести общие условия ведений бизнеса, вкл-очая улучшение инвестиционного климата, годовой прирост оборота продукции и услуг малых и микропредприятии a ~зкже индивидуальных предпринимателей

На рынке труда особое внимание удеп^ется количеству высокопроизводительны^рабочих Mecí, числу организаций, осуществляющих технологические инновации. обще и численности безработны*, Темпам прироста реальнойсреднемесячной зарплаты

Важную роль играет ¡¡ячество транспортной сети Здесь один из главных показателей успешной рабо1! ы губернаторов ^о созданию бпагопр/ятного депового климата-прирост протяженности з&томобильных до-гог общего пользования per и овального или мен муниципал ычого значения

Отдельно анализируется строительная сфера в план в сроков оформления документов и количества процедур, которые нужно пройти, к примеру, дп* получения разрешения на капсгрошельство [2]

Те же самое касается и доступности энергетической инфраструктуры.

Е 2017 г регионы начнут работать над улучшением ситуации по основным показателям рейтинга Всемирного банка Doing Business Прааи1ельство утвердило 12 Цйлевык модепей упрощения ведения бизнеса дпя суСъею ов РФ которые основаны на та* называемых лучших практиках Дпя того чтобы все субъекты РФ включались в работу по изменению бизнес-среды,

быпи разработаны новые подходы по оценке региональных властей, речь иде1 о рейтинге состояния инвестклимэтэ в регионах Они олисьвают ¡'.вправления учитываемые б Doing Business например, регистрации праа на недвижимость получение разрешении на строительство, присоединение к япею-росетям 4iOHrpojiaHo-HdflsODHafl деятельность а также Поддержка малого и среднего бизнеса. На основании этих ■лоделе^ регионы будут писать свои дорожные карты по улучшению и на есткл и мата.

Однако, по мнению экспертов, реальный резупьтат могутдать не просто спущенные отстающим эе: ионам лучшие практики. а заинтересованность местных чиновников и их стабильная работа по привлечению инвестиций

При этом пред ставите пи бизнеса, работающие на 'ерриторин области, не видят практической са*зи между результатами работы чиновников и улучшением бизнес-климата, что, несомненно, является поводом вернуться ■ рассмотрению этого вопроса и продолжению диалога между бизнесом и впасть о

Сферы государственного регулирования, нуждающиеся в улучшении

Среди сфер Государственного регулирования, путающихся в совершенствовании были названы налоговое регулирование, регулирование ценообразования регулирование госзакупок, предостаапение преференций локальным производителям, защита интеллектуальной собственности По оценкам большинства респондентов, налоговое регулирование остается наиболее проблемной отраслью Таким образом. большая часть пр/нявшик участие а исследс вании ответов) считают, что избыточно высокие -■алоговые платежи мешают деятельности бизнеса (рис. 3)

Вопрос предполагал возможность множественного выбора ответов, поэтому общее число ответов не сводится к 100%

Ллщшч икнлниущмнйД

с обе томности

Л р tBCiün эвпач jt п

Преф|?р£'Н1Ц |П ПйКЛ/ЪНЫМ П(УИ2НЦДЛ1егаШ

Регулирование J,CIC:LÍ.ÍI продвижение "¡югу püi'ii

Налогов« р?г^гнроааннв

Регулирование тосмкупок

Р-:ч у-jmfKMiniiiHH! ценообразования

ш

4

0

50

00

SO

IP

й Л « SO

60 Ю

so

Рис. 2. Сферы íoeyflapcíüGиного регулирования, нуждающиеся в улучшении

♦-

Востребованность отдельных мер и направлений поддержи и предприятий

Среди мер поддержка которыми могли воспользоваться пред рия т и н в поел ед ние д ва год а был * ripefl-ложены следующие компенсации процентов за пользование банковскими средст&еми в инвестиционных Проекта« й сфере промышленное г а (субсидирование процентных ставок по кредитам}, получение госгарантий через А^нтство кредитный гарантии, целевые займы Фонда развития п ром ь.ш печи ости, государственные субсидии на исследовательские и инструкторские работы, техническое перевооружение', развитие инфраструктуры, модернизацию, налоговые льготы для поддержки отдельных отраслей, государственные гакулки, поддержка через Российский экспортной центр, финансово и нефинансовая поддержка через ОАО «Гарантийный фонд Длй субьекюв мапогошродлриниматепьства Саратовской обпаегкт АО «Корпорация чМСПи (НО «Фонд микрокредитовэ-ния субьектоЕ малого предпринимательства Саратовской области») Однако отметили что не пользовались никакими мерами поддержки, 20% участвовали в закупках для государственных нужд 10% воспользовались компенсациями процентов за пользование банковскими средствами в Инвестиционных проектах в сфере промышленности (субсидирование процентных ставок по кредитам), еще 10% - налоговыми льготами для поддержки отдельных отраслей (рис. 4) В то ме время есть данные опроса, проведенного правительством Саратовской области а эамках разработки Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года. Согласно орросу отдельные предприятия высказались о не об-

-♦

ходимости оказания государственной поддержки по следующий направлениям f 11.

■ инвестиции в радвитио инновационных продуктов бизнес-инкубаторов, инновационный зон и технопарков в муниципальных районах о&пасти - 17 предприятии (23,3%).

• развитие сети учетных заведений среднего профессионального образования по профилю деятельности предприятия - 29 предприятий <30,7%).

• совершенствование системы вузовского и после-вудоаского образования с учетом новых требований <. выпускникам и нов^х специальностей - 3D предприятий (41.1%:;

■ созданиелогистических цепоче^цегггроз - 1Э предприятии (17 Ё%),

* снижение бюрократических бартеров в о-Тноше ниях предприятия с государственными, в том чиоле ■лнтсолирующими, органами- - 42 г-редлриятия (Е?/ 5%)

* предоставление налоговых льгот для разработки и производства инновационных продуктов 36 предприятий (49 3%),

- льготно? кредитование инновационны* направлен^ деятельности - 34 предприя гия (46,6%):

■ повышение степени инвестиционной привлекательности муниципальных районов области и приора тетных дпя Саратовской области отраслей -2S предприятий (39 7%),

- продвижение имиджа Саратовской области и ее ключевых производителей - 37 предприятии (£>0,7%)

Можно констатировать, что сегодня в России создано достаточно много институтов .поддержки бизнеса Важно согласование деятельности институтов и инфраструктуры подд>"р>:ки

Никак!«

Государственные эакугтш

Налоги НЫВ льготы для поддержщЧ □ гдвгпт.ных

отраслей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кампвнгаэциипр-а^нтад ja ги пьээеэ ние банковскими средства ми н инвестиционных

|ipOI=KI?.H В Сфер« ПО-JМЫ1ЛЕ?чности {субсидирована ЛрП^НГНЫХС|г50Н ПГ>

кредитам)

о ю го зо 40 » да vo %

Pl'c Кэкиф из е>й8р*менньш наг^аалений пйдде-рнкн использовались нэ предприятии за посп^дн^ 2 года*'

♦-

так действует соглашение между правительством СаратовсИйЙ о6лас1И и ФГЛУ «Российский фонд технологического развития» (Фонд развития промышленности) по еопросам поиска, формирования реализации и пред ей же ни я инновационных промышленная проектов направпеннь* н?т разработку и внедрение перспективных технологий; в том числе в рамках им портоэамощанид Фонд оазоития промышленности предоставляет на конкурсной основе за и мь на реализацию проектов, направленных на знедренив передовик технологии создание новых продуктов ипи организацию импортозамещающих произведем ®онд предлагает уникальные для России условия по финансированию на льготных условиях годоаьч >-а срок до 5-? лет, причем сумма Поддержки составляет до 500 млн руб а по одной из программ - до 700 млн руб

Такие предприятия, как АО ЭОКБ «Сигнал* им А.И Глухарева Iпроект по разработке и производству ряда импортозамещающей продукции для нового поколения гражданской авиации}, ЗАО кТРОЛЗД|-(проект по производству универсапьной платформы для городского транспорта), ООО «Саратовский завод тяжелых зуборезных станков» попу чили займы от Фонда развития промышленности для реализаций проектов развития предприятий, а ОАО кЗавад метал-

по конструкций» ОАО «&алэ*овоРезиноТе*никз» субсидии о'1 Фонда развитие промышленности [6].

На площадка ТПП Саратовской обпасти ведется работа по организации Центра поддержки экспорта (АО ^Российский экспортньк1 центр"). активизации торгового сотрудничества со странами СНГ БРИКС, странами Восточной Азии и Ближнего Восгока. В частности. планируется укрслить экспортные отношения с Ираном Для этого & следующем году на территории области будет организовано торгоао-экономическое

-♦

представительство одной из провинций этого государства. Вместе с тем остаются актуальными такие про бломы, стоящие перед предприятиями, занимающимися производством импортозамещающих продукций Технологий, как недостаток оборотных средств бопылие процентные ставки по 4;редитат-'- малая степень информированности по мерам поддержки, недО' статочное продвижение экспорта

Таким образом, мо^но ¡рггметктъ что налаженный постоянный диалог бизнеса и власти позволит выявнть болевые -¡Точки и направления развития мер поддержки. применяемых местной властью, сделать эти меоы и инструменты эффективнее. Это будет способствовав развитию инвестиционного и делового чл^мата и росту объемов инвестиций и темпов инноваций промышленных предприятий Качество " динамика состояния отдельных составляющих предприниматель ского климата, безусловно, требуют отдельного углубленного исследования, выделенного из понте кота аыоорз страт-;;ии и исследование влияния факторов средь- на предприятия при реализаций стратегии

1 Анкегироеа-ние предприятии области LíRL: http г.1

■= я г а 1 □ V gov ги. щГ1»гп1ег&,№Иед|уэ-50-Э^е1?яу-тагтвЬр»к1н

arkeLpr.php щатн обращения: 10.0S.2Ü-6J.

2. Доклад РСП По состоянии делового климата в2СИ 5 гаду URL ^tp Í.1VWW rçpp-vm ru/in_äTB_ html

3. Инзестиционна-я стратегия Саратовской области до 2020 года URL: l'.tlp:■-'■jwiVi.consLiliaflt.ru/Tt-gtjasa-cgi/'oniino.cg 11 re c=d upa hasE=H1Л п=&Q3Dsa(tet^t W4Û1 #0 (дэтэ обращения 09 12.2016 ).

4. Фролов о S.A. Обзор «йтодэв и лодходов к о-цвр1че ин-ВКТИЦИОННОГЧ И Првдприникчтал^крго климат? России Hayna il общество 2013. Na 3 (12). С. 82-30

5 URL. hitp . 'п рИ m/prQ&Kty-i-rayavki.'prc&kty'iregiCri^ coderai"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.