118
Прикладная юридическая психология № 1 2014 г.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В декабре 2013 г. в рамках проведения Первого российского международного пенитенциарного форума «Преступление, наказание, исправление» в Академии ФСИН России вышла коллективная монография «Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии» в двух томах [1, 2, 11]. В монографии отражен ряд проблем пенитенциарной науки и практики. Она явилась продолжением ранее проводившихся авторами монографии исследований по этой тематике [3, 5, 6].
В первой главе «Методология пенитенциарной психологии» отражены проблемы методологии юридической, пенитенциарной и социально-пенитенциарной психологии [10, 17, 19]. Показаны междисциплинарные связи пенитенциарной психологии с прикладными отраслями современной науки [8, 21]. В конце главы кратко изложена история развития пенитенциарной психологии.
Вторая глава посвящена вопросам личности осужденного. Рассмотрены проблемы самоидентичности личности осужденных и их деструктивного поведения [7, 9, 13, 20]. Последние параграфы главы отражают вопросы духовно-нравственного развития осужденных [14, 16].
В третьей главе рассмотрены проблемы профессиональной подготовки, организации и оптимизации профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы [4].
Е. А. Щелкушкина
Последняя глава посвящена вопросам совершенствования деятельности психологической службы в уголовно-исполнительной системе [12, 15, 18].
При составлении коллективной монографии «Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии» были максимально соблюдены позиции авторского видения проблем и авторский стиль изложения.
Литература
1. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии: монография: в 2 т. / под науч. ред. Д.В. Сочивко. — Рязань: Академия ФСИН России, 2013. — Т. 1. — 299 с.
2. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии: монография: в 2 т. / под науч. ред. Д.В. Сочивко. — Рязань: Академия ФСИН России, 2013. — Т. 2. — 299 с.
3. Болдырев А.В. Диагностика профессиональных деструкций личности: психосемантический подход // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 3. — С. 75-82.
4. Гаврина ЕЕ. Специфика проявления агрессии в поведении сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 2. — С. 51-59.
5. Датий А.В. Характеристика женщин, осужденных к лишению свободы (по материалам специальной переписи 2009 г.) // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 3. — С. 6875.
6. Датий А.В. Характеристика мужчин, осужденных к лишению свободы (по материалам специальной переписи 2009 г.) // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 4. — С. 126133.
7. Датий А.В, Дикопольцев Д.Е, Федосеев АА. Интернет-конференция «Преобразование воспитательных колоний в учреждения для содержания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте» // Прикладная юридическая психология. — 2011. — № 3. — С. 181-182.
8. Датий А.В., Павленко А.А., Шаталов Ю.Н. Интернет-конференция «Совершенствование
Научная жизнь
119
медико-санитарного обеспечения в уголовно-исполнительной системе» // Прикладная юридическая психология. — 2012. -№ 1. — С. 178-179.
9. Датий А.В., Трубецкой В.Ф., Селиванов Б.С. Интернет-конференция «Профилактика социально значимых заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Прикладная юридическая психология. — 2012. -№ 2. — С. 151-152.
10. Пастушеня А.Н. Антикриминальная устойчивость личности: структурно-содержательный аспект // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 2. — С. 31-40.
11. Первый российский международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 3. — С. 129-130.
12. Пестриков Д.В., Сеник И.В. Возможность применения эмоционально-образной психотерапии в работе с осужденными в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 3. — С. 89-96.
13. Сочивко Д.В. Психодинамика гештальта открытой и скрытой агрессии в структуре личностного роста // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 3. — С. 35-41.
14. Сочивко Д.В. Психодинамика духовности и религиозности осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. -2012. — № 4. — С. 116-126.
15. Сочивко Д.В, Крымова Ю.В. Психодинамика лояльности- толерантности: психодинамическая ди-
агностика и эмпирическая типология // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 2. — С. 28-36.
16. Сочивко Д.В, Полянин Н.А., Голышева Ю.Н. Мужской и женский путь духовности в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 1. — С. 60-75.
17. СочивкоД.В., Савченко Т.Н., БлинниковаИ.В. Журнал «Прикладная юридическая психология»: ответы на вызовы психологической науки и практики // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 4. — С. 8-20.
18. Сочивко Д.В, Чубич В.Э. Психодинамика удовлетворенности жизнью и переживания счастья // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 3. — С. 59-68.
19. Сухов А.Н. Социально-пенитенциарная психология: теоретические и прикладные аспекты // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 1. — С. 8-10.
20. Щелкушкина Е.А. Опыт эмпирического построения психологической типологии личности осужденного за убийство с использованием методов многомерного статистического анализа // Прикладная юридическая психология. — 2009. — № 3. — С. 85-91.
21. Яковлева Н.В. Гендерные особенности индивидуальных моделей здоровья // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 4. — С. 49-61.
ВЫПУСК ЖУРНАЛА «ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА: НАУКА И ПРАКТИКА»
В 2014 г. издательством РИОР начинается выпуск журнала «Пенитенциарная система: наука и практика», включающего следующие рубрики:
1. Современное состояние уголовно-исполнительной системы. Общая характеристика системы, ее учреждений, отдельных категорий осужденных и лиц, содержащихся под стражей [7, 8, 20]. Совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации [16].
Б. С. Селиванов
2. Совершенствование деятельности учреждений, исполняющих наказания. Совершенствование оценки деятельности исправительных учреждений [9, 10, 11].
3. Научное сопровождение деятельности уголовно-исполнительной системы. Использование научного потенциала ведомственных образовательных учреждений [4, 13, 14].
4. Обеспечение режима и безопасности. Оперативно-розыскная де-