Научная статья на тему 'Актуальные проблемы современного православного паломничества'

Актуальные проблемы современного православного паломничества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
805
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РИТУАЛ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ И МОТИВЫ ПАЛОМНИКОВ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ РОССИЯН / ОРГАНИЗАЦИЯ ПАЛОМНИЧЕСТВА / RELIGION / RITUAL / PILGRIMAGE / MOTIVES OF PILGRIMAGE / ORGANIZATION OF PILGRIMAGE / SOCIAL STAFF / RELIGIOUS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зеленова Елена Викторовна

В статье анализируется роль паломничества в духовном формировании личности. В ней представлен генезис социального состава и мотивов совершения паломничества, а также определены организационные основы современного паломничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Burning problems of modern orthodox pilgrimage

In this article we analyses the role of pilgrimage in spiritual formation. We presented the gist of the staff and motives of pilgrimage, we determined the organization of modern pilgrimage.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы современного православного паломничества»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА

Е.В. Зеленова

Религия является одним из древних социальных институтов любого общества, так как у каждого человека есть потребность в защите, потребность в вере. Это достаточно сложное многоуровневое социальное образование, специфика и смысл существования которого определяется потребностью общества в священном, то есть в тех аспектах социальной реальности, которые отделены от обыденной сферы. В частности, Э. Дюркгейм определял любую религию как «постоянно повторяющиеся ритуалы и обряды»1 для подкрепления чувства групповой солидарности у верующих. Одним из таких ритуалов является паломничество. Оно присутствует практически во всех известных религиях, но отличается по форме и содержанию. Например, у мусульман паломничество является обязательной составляющей религии и каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить хадж в Мекку, священный мусульманский город. У католиков паломничество носит довольно вольный характер. Называя паломников пилигримами, они подчеркивают свободу данного путешествия. Так как в католичестве иконы являются не святым образом, а иллюстрациями к Священной истории, то в паломнические путешествия к святым местам они совершают не с целью поклонения, а как посещение мест священных воспоминаний. Но православная церковь воспринимает паломничество как один из религиозных ритуалов, выраженном в поклонении святым местам, иконам, мощам святых угодников. В связи с этим в XIX - начале XX веков было принято паломников называть поклонниками.

Исследования Назаренко А. В.2 свидетельствуют о том, что социальный состав паломников на Руси в основном был представлен в большей степени монашеством и знатью, по крайней мере, в исто-

рических документах редко встречаются описания паломничества простолюдинов. К первым относятся, например, известное историкам паломничество игумена Данила (начало XII века), до него - Печерского игумена преподобного Варлаама (1060-е гг.), святителя Антония, архиепископа Новгородского и др. Ко вторым - паломничество полоцкой княжны, преподобной Евфросинии, жены князя Владимира Всеволодовича Мономаха (приблизительно 1097 г.).

Говоря о социальном различии паломников на Руси, следует также сказать о половых и возрастных категориях паломников. Женское паломничество в сравнении с мужским меньше по численности, но не уступает по «качеству». Самостоятельные женские паломничества без мужского сопровождения были не частным явлением. Возраст также не препятствовал совершению такого рода путешествий. Уже во второй половине XI века отмечены случаи паломничества к святыням с грудными детьми. Не препятствовала этому и старость. Нередко были случаи, когда отправлялись в паломническое путешествие накануне смерти. Так, описаны поездки в «святые русские места» перед смертью князем Владимиром Мономахом и Всеволодом Олеговичем.

До Великой октябрьской революции паломничество было одним из естественных ритуалов богослужения, но и после революции, не меняя формы, изменилось лишь содержание и объекты. Сегодня некоторые ученые это явление называют «светским паломничеством», которое было представлено различными группами населения, но в большинстве школьниками, рабочим классом и интеллигенцией. Возникновение и развитие светского паломничества в XX веке обусловлено рядом причин: с одной стороны, произошло уничтожение прежних рели-

1 ГидденсЭ. Социология http://www.gumer.info/liibliotek Buks/Sociolog/vebizbr/index.php (дата обращения 12.10.2010).

2 Назаренко A3. К истории православного паломничества // Православный паломник, №4, 2006.

гиозных идеалов и возведение в ранг священного

- науки, философии, поэзии; с другой стороны - у людей осталась потребность в вере, в сакральном, в желании прикоснуться к Великому. В первой трети XX века в словаре Д.Н. Ушакова в статье «паломник» упоминаются места, связанные с именами таких личностей, как Л.Н. Толстой «Ясная поляна», М.Ю. Лермонтов «Кавказ».

В начале XX века в СССР начало складываться политическое паломничество к мавзолею Ленина, которое предварялось агитационными митингами и разъяснительными лекциями, а также в культовые места официального политического значения, посвященные канонизированным персоналиям советского времени. Это ленинские места, связанные с жизнью, деятельностью и смертью вождей, места боевой и революционной славы.

В 90-е годы XX века в России началось возрождение православного паломничества. Архиепископ Егорьевский Марк, являющийся сегодня руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям (Головков Сергей Анатольевич) считает, что в это время социальный состав паломников в большей мере был представлен бедным и средним социальным слоем населения, в меньшей мере - представителями богатого социального слоя. Возрастные группы в основным представлены средним и пожилым возрастом, а в меньшей степени - молодежью.

Сегодня Русская Православная Церковь - это одна из самых крупных общественных организаций в России и странах СНГ. В частности, количество православных верующих преобладает в России, Беларуси, Украине и Молдавии. Немалое количество их насчитывается в иноверных странах, таких как Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Латвия, Литва, Эстония. Приходы РПЦ существуют еще более чем в 50 странах мира1.

При этом нет данных о точном количестве верующих. Подобная информация отсутствует также и во внутренних документах Церкви. Епархиальные отчеты нередко содержат данные о состоянии храмов, но отсутствуют данные, на какое количество прихожан они рассчитаны, или сколько прихожан их посещает.

Всероссийский центр изучения общественного мнения приводит следующие данные по исследова-

нию российской религиозности в 2008 г. Чаще всего религия выступает для россиян в качестве национальной традиции, веры предков (39%, два года назад было 43%). Почти каждый четвертый (26%) считает религию следованием моральным и нравственным нормам (в 2006 году об этом заявляли 23-28% россиян). Для каждого пятого (21%) - это часть мировой культуры и истории - (с ноября 2006 года количество таких респондентов выросло с 16%). Считают религию личным спасением 17%, общением с Богом (в феврале 2006 года к такому мнению склонялись 22%). Каждый десятый (10%) приравнивает религию к соблюдению религиозных обрядов и участию в церковной жизни, 7% - к предрассудку2. Однако оценка численности представителей какой-либо религии не отражает истинного положения вещей. Нельзя отождествлять православных и верующих. Из опрошенных 73% россиян относят себя к православным, из них верующими считают себя 27 %, но лишь 10% соблюдают религиозные каноны, предписанные религиозными догмами. Таким образом, христианство сегодня не играет существенной роли в государственной политике, в формировании сознания граждан, не выступает в качестве регулятора отношений, поэтому этический потенциал христианской веры остается невостребованным.

Тем не менее, все больше людей интересуется своей историей, историей религии. С этой целью осуществляются поездки познавательного характера как в пределах России, так и за рубеж. При этом 90% объектов туристского интереса составляют религиозные объекты, поэтому часто предпосылками паломнических поездок является познавательный и религиозный туризм.

Сегодня паломничество имеет большое значение в жизни общества. Во-первых, оно играет духовнопросветительскую роль. В поездках паломники знакомятся с географией и историей посещаемого места, с наследием святых, старцев, с особенностями проведения богослужения. Они могут пообщаться с насельниками монастырей, найти себе духовника. Но особенно интересно не просто познакомиться с монашеским образом жизни, а окунуться в нее. Некоторые монастыри практикуют проведение духовных спектаклей для паломников и экскурсантов (Александровский женский монастырь, Московская обл.), организуют детские клубы любителей

1 Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. Монофафия. 2-е изд., испр., доп. М., 2006.

2 Религия в жизни Россиян. УКЬ: http://www.wciom.ru (дата обращения: 01.03.2010).

животных (Свято-Троицкий Ново-Голутвиный женский монастырь, Московская обл.), фермы по разведению различных видов животных.

Во-вторых, паломничество играет общеобразовательную роль. Монастыри являлись и являются не только духовными, но и культурными, и историческими центрами. В некоторых из них находятся музеи (Свято-Данилов мужской монастырь и Новодевичий женский монастырь, г. Москва), экспозиции которых знакомят с изобразительными и архитектурными формами, жизнью и бытом монахов, мирян в разные исторические эпохи. А также библиотеки духовной литературы (Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь, Свердловская обл.), учебные заведения, такие как православные гимназии (Спасо-Преображенский мужской монастырь, г. Муром, Владимирской обл.), университеты (Свято-Духовный мужской монастырь, г. Воронеж), духовные (Спасо-Преображенский мужской монастырь, г. Муром, Владимирской обл.) и епархиальные училища (Казанский Девичий женский монастырь, г. Калуга), духовные академии (Трои-це-Сергиевая лавра, г. Сергиев Посад Московской обл.), общеобразовательные (Приволжский Свято-Никольский женский монастырь, Ивановская обл.) и воскресные школы, которые сегодня открываются в большинстве приходских храмах и монастырях.

В-третьих, паломничество играет миссионерскую роль. Поездки по святым местам способствуют углублению и осмыслению веры, поиску смысла жизни.

В-четвертых, оно способствует развитию благотворительности. На территории некоторых монастырей находятся богадельни, приюты для детей-сирот (Свято-Успенский женский монастырь, Ивановская обл.; Свято-Троицкий женский монастырь, г. Муром Владимирской обл.), приюты для детей из неблагополучных или асоциальных семей (Приволжский Свято-Никольский женский монастырь, Ивановская обл., Свято-Николаевский монастырь открыл православный приют «Отрада» для детей, родители которых страдают алкоголизмом или наркоманией), благотворительные медицинские центры (Свято-Троицкий Ново-Голутвиный женский монастырь, Московская обл.). Зачастую организуются паломнические поездки для оказания какой-либо помощи нуждающемуся в ней монастырю или храму. Паломники привозят вещи, продукты, деньги, или участвуют в работах по возрождению святыни. В ряде регионов появляются новые формы

работы с верующими. В Нижнем Новгороде православная община во имя святого Николая организует регулярные бесплатные паломнические поездки для инвалидов, среди которых не только колясочники и больные ДЦП, но и лежачие больные.

Объект, предмет и методика исследования.

Объектом исследования является паломничество как социальный институт, предметом - уровень вовлеченности в него православных верующих.

Основными методами исследования выступают следующие:

- сравнительно - исторический был применен для изучения развития феномена паломничества;

- логическая реконструкция была применена с целью анализа проблемы формирования социального института паломничества;

- эмпирический метод был использован для проведения социологического исследования, инструментарием которого является анкетирование, экспертный опрос и контент-анализ.

Результаты и их обсуждение

Результаты исследования были представлены и опубликованы в материатах следующих конференциях:

- VIII Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти святых Кирилла и Ме-фодия 15-16 мая 2008 г., г. Владивосток;

- II Международная научная конференция, посвященная памяти православных просветителей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «Церковь, государство и общество в истории России и православных стран». 24-25 мая 2010 г., г. Владимир;

- I Всероссийские научные Зворыкинские чтения, 5 февраля 2010 г., г. Муром;

- II Всероссийские научные Зворыкинские чтения, 4 февраля 2011 г., г. Муром;

- III Международная научная конференция, посвященная памяти православных просветителей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «Церковь, государство и общество в истории России и православных стран: религия, наука, образование», 24-25 мая 2011 г., г. Владимир;

- Научно-практическая конференция «Современные формы и методы духовно-просветительского и патриотического воспитания молодежи», 25 мая 2011 г., г. Муром.

В связи с тем, что религиозные каноны долгое время не были востребованы обществом, сущностное содержание паломничества было утеряно. Мно-

гие верующие не рассматривают его как обязательный обряд веры, поэтому редко совершают поездки такого рода или не совершают их вовсе. Другие верующие, которые находятся в начале своего пути к Богу, или, как называют их священнослужители -неофиты, рассматривают паломничество как средство исцеления от болезней или как средство помощи в бытовых проблемах. Как показало наблюдение и контент-анализ различных источников информации, многие не знают, кого можно называть паломником. Как показало наше исследование, во Владимирской и Нижегородской областях, из 62% опрошенных респондентов, регулярно совершающих путешествия в свободное от работы время, святые места посещают 19%, из них лишь 5% идентифицируют себя как паломники, то есть они понимают паломничество в канонической форме и связывают его с осуществлением обрядовых действий, таких как: получение благословения священника своего прихода на поездку, пост, соответствующая молитва. И лишь 12% иногда считают себя паломниками, при этом они могут участвовать в богослужении в посещаемом месте, прикладываться к мощам, совершать омовения в источниках; 23% никогда не считают себя паломниками при посещении святых мест.

Почему же люди, посещающие святые места, не всегда идентифицируют себя как паломники? Как показал экспертный опрос священнослужителей, действия, а соответственно и самоидентификация паломников, зависит от их духовного уровня. Сами же священнослужители по-разному относятся к данной проблеме. Некоторые считают, что современный ритм жизни не позволяет верующим соблюдать ортодоксальные правила, связанные с церковными ритуалами, следовательно, и к соблюдению требований паломничества человеку нужно относиться по его силам. Другие, напротив, считают, что религия наша потому и называется православной, что «правильно славит Бога», значит, и к церковным канонам нужно относиться без изменений.

Вместе с тем меняется и социальный состав паломников. Опять же, по данным нашего исследования, в этих поездках все более заметно участие молодежи - 30%. Если в древности женское паломничество встречалось крайне редко, то сегодня среди опрошенных - 87% женщин и 13% мужчин. Примечателен тот факт, что среди паломников повышается доля людей с высшим или средне-специальным

образованием, что составляет 95% опрошенных, притом, что 76% из них - в возрасте до 50 лет. Это опровергает мнение о том, что церковь, в основном, представлена бабушками. Или, как их иногда называют с некоторой долей иронии, - «белые платочки». Основную долю паломников представляют жители больших и малых городов, что, возможно, связано с большими материальными и организационными возможностями совершать путешествия.

Мотивация совершения паломнического путешествия может быть совершенно различной. Как показало наше исследование, а так же контент-анализ Интернет-ресурсов, среди паломников наиболее часто встречающаяся мотивация - это желание исцелиться (33%); участие в церковном празднике (15%); желание помолиться в богоданном месте (10%). Изучая мотивы совершения паломнических поездок, можно видеть совершенно различные подходы как со стороны организаторов, так и со стороны путешественников.

Из этого можно сделать вывод, что интерес к религии и паломничеству возрастает, что свидетельствует о возрастании потребности в духовном совершенствовании и возрождении религиозных ценностей в обществе.

Но вместе с тем возникает другая проблема - кто должен заниматься организацией паломничества? В 2007 г. вступил в силу ФЗ № 12 «О туристской деятельности», который отменяет лицензирование всех предприятий, занимающихся организацией путешествий, в число которых входили и паломнические организации и заменяет его на финансовое обеспечение своей деятельности (равное 500 тыс. для путешествий по своей стране, и 10 млн. руб. для выездного туризма). В рамках данного закона паломничество определяется как разновидность туризма и соответственно должно иметь финансовое обеспечение, что оказалась не под силу подавляющему большинству паломнических организаций.

В связи с этим организаций данных поездок сегодня занимаются туристские фирмы, зачастую не имея никакого представления об истинном смысле паломничества. Как правило, в религиозно-туристических поездках распространяются нелепые байки на околодуховные темы, ведется торговля «чудесными» предметами, совершаются языческие практики. Например, как пишет священник Виктор Праздничный, в автобусах Воронежа можно встретить рекламное объявление такого содержания: «Поездка в Муром к святым Петру и Февронии

(для тех, кто хочет выйти замуж)», - далее следует список поездок «для лечения глазных болезней», «от бесплодия», «от беснования»1. В результате всего этого у туристов создаются карикатурные представления о Православии, что не способствует духовному росту личности.

Кроме того, организацией паломнических поездок занимаются и непосредственно паломнические службы, находящиеся, как правило, при монастырях, приходских церквях, зачастую небогатых, которые также как и коммерческие туристские фирмы не имеют квалифицированных кадров. Там организацией паломнических поездок занимаются прихожане по послушанию священников. Поэтому эта работа имеет также множество недостатков, а именно, паломников отправляют в поездки на старых автобусах, без организации питания и ночлега, считая, что паломничество - это подвиг, который не нуждается даже в минимальном комфорте, не говоря уже о страховке паломников от несчастных случаев в пути и месте пребывания. Зачастую паломнические службы не согласуют свою деятельность друг с другом, не кооперируются в организации дальних или зарубежных поездок, что также приводит к снижению качества путешествий.

Выводы

Подводя итог, можно сказать, что в эпоху нравственного становления общества, которую сейчас переживает Россия, роль религиозных институтов особенно велика. В религии можно найти утешение, обрести смысл жизни, то есть, она способствует преодолению отрицательных эмоций и выступает своеобразным инструментом психотерапии. Институт религии устанавливает и поддерживает моральные ценности и нормы общества, тем самым, обеспечивая его стабильность. Таким образом, приход человека в церковь может осуществляться разными путями. Один из них - это паломничество. Для реализации этого необходимо соблюдения следующих условий.

1) Так как в силу исторического развития нашего общества был утрачен смысл православного палом-

ничества, в церковных проповедях нужно уделять больше внимания разъяснению канонов паломничества, говорить о том, что это один из духовных подвигов, необходимых для верующего человека.

2) Паломники, как правило, люди с небольшим достатком, поэтому они не могут позволить себе пользоваться туристской инфраструктурой, рассчитанной на путешественников с достатком выше среднего. Поэтому, для удовлетворения их потребностей, кроме духовного интереса, необходимо развитие особой инфраструктуры паломничества: средств размещения, питания, доставки. Здесь целью должно являться не получение прибыли, а духовные интересы путешественников.

3) В силу недостатка квалифицированных кадров для организации паломничества необходимо осуществлять их подготовку как в светском образовании (в рамках вузовской подготовки направления «Туризм»), так и в религиозном (в духовных училищах, семинариях и т. д.). Тем не менее, учебным планом подготовки специалистов по туризму не предусмотрено отдельного предмета по организации религиозного туризма. Следовательно, можно рекомендовать вузам при переходе на ФГОСы нового поколения учесть эту потребность рынка труда.

Но для того, чтобы развивать паломничество и религиозный туризм, нужны не только менеджеры-организаторы, нужны, прежде всего, специалисты-организаторы духовно-просветительного туризма, которые должны знать не только основы организации туристской деятельности, но и основы религиозного учения, понимать духовный смысл паломничества и его отличие от познавательного туризма религиозной тематики. Организатор паломнических поездок, кроме всего прочего, должен быть миссионером, так как для многих с подобных поездок начинается путь к воцерквлению, что также сегодня немаловажно. Этого можно достичь только благодаря сотрудничеству светских образовательных учреждений соответствующего профиля сРПЦ.

© Зеленова Е.В., 2011

1 О влиянии «медицинских» стереотипов массового сознания мотивацию паломников. иЯЬ: http://www.vob.ru/eparchia/otdel/ ра1от/Ы_ра1от.Мга (дата обращения 23.04.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.