Научная статья на тему 'Актуальные проблемы социальных педагогов в образовательном учреждении'

Актуальные проблемы социальных педагогов в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5607
1389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL INSTITUTION / ШКОЛА / SCHOOL / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / SOCIAL TEACHER / СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА / SOCIAL DEVELOPMENT OF A PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Ирина Эдуардовна, Сироткина Екатерина Сергеевна

Анализируется современная ситуация с развитием социальной педагогики в России, функции и роли социального педагога в образовательных учреждениях. Развитие системы обучения социальных педагогов, повышения квалификации, поддержание профессионального роста является одной из важнейших задач институтов развития образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current problems of social teachers in educational institution

Current situation of social pedagogic development in Russia, functions and role of social teacher at educational institutions are being analyzed. The system of social teachers schooling and training, professional development support are one of major tasks of institutes of education development.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы социальных педагогов в образовательном учреждении»

Материалы Международного семинара Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2012, № 4 (28), с. 130-135

УДК 316

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© 2012 г. И.Э. Петрова, Е.С. Сироткина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

irinapetrova@mail. т, siшtkmak@maiL т

Поступила в редакцию 05.04.2012

Анализируется современная ситуация с развитием социальной педагогики в России, функции и роли социального педагога в образовательных учреждениях. Развитие системы обучения социальных педагогов, повышения квалификации, поддержание профессионального роста является одной из важнейших задач институтов развития образования.

Ключевые слова: образовательное учреждение, школа, социальный педагог, социальное становление человека.

В современных условиях образовательное учреждение - это второй по значимости после семьи, а в ряде случаев главный, институт формирования личности человека.

Современная школа представляет собой социально и личностно развивающую, образовательно-воспитательную систему, создающую условия для социального становления человека, развития разносторонней, творческой личности, включенную в систему общественных отношений [1, с. 69].

Помощь социальным аутсайдерам - главное направление социального воспитания. Семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, особенно нужна квалифицированная педагогическая помощь. Педагоги образовательного учреждения также отвечают за процессы формирования системы ценностей детей. Образовательное учреждение приобретает все большее значение в вопросе воспитания по сравнению с семьей.

Проблемы общественного воспитания изучает социальная педагогика. В настоящее время соответствующая функция в школе закреплена за социальным педагогом.

В России профессия «социальный педагог» введена Решением коллегии Госкомитета СССР по народному образованию от 13 июля 1990 года «О введении института социальных педагогов» [2] и Приказом Гособразования СССР от 21.08.1990 № 582 «Об открытии специальности «Социальная педагогика» [3].

В разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» закреплены должностные обязанности и требования к квалификации социального педагога:

- осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности;

- своевременно оказывает социальную поддержку и помощь нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, попавшим в экстремальные ситуации;

- выступает посредником между обучающимися и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб и т.д.;

- участвует в подготовке родительских собраний и консультативной помощи родителям и т.д. [4].

В соответствии со статьёй 55 закона «Об образовании» ставка социального педагога составляет 36 часов педагогической работы в неделю. Отпуск 36 рабочих дней или 42 календарных дня (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052) [5].

Функции и роли социального педагога

Социальный педагог работает с такими категориями населения, как дети, молодежь, взрослые, пожилые люди в разных социокультурных сферах.

По опыту западных стран представители этой профессии работают в различных социальных структурах и оказывают помощь детям, подросткам и их семьям в разрешении проблем взаимоотношений детей и взрослых, личности и социальной среды, личностного развития и самореализации.

Авторы пособий, учебников, справочников по социальной педагогике (Н.Ф. Басов [6], В.И. Загвязинский [1], Л.В. Мардахаев [7], Л.Я. Олиференко [8], И.П. Подласый [9], Т.А. Шишковец [10] и др.) указывают, что за социальным педагогам закреплены следующие функции: аналитико-диагностическая, прогностическая, организационно-коммуникативная, коррекционная, социально-профилактическая и реабилитационная, координационно-организационная, социально-педагогической помощи и поддержки; охранно-защитная, психотерапевтическая, посредническая.

Социальный педагог - это специалист, осуществляющий следующие виды профессиональной деятельности: научно-методическую; социально-педагогическую; культурно-просветительскую; коррекционно-развивающую; управленческую.

Содержание практической деятельности этого специалиста можно представить как реализацию различных социальных ролей: посредника, защитника, наставника, помощника, эксперта, советчика, общественного деятеля, психотерапевта, исследователя.

Социальный педагог изучает психолого-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьей, средой, органами власти. Немаловажную роль социальный педагог играет в образовательном учреждении при организации социальной защиты воспитанников, способствует реализации прав и свобод обучающихся, обеспечению охраны жизни и здоровья, пропаганде здорового образа жизни.

В январе 2012 г. в ГБОУ ДПО «НИРО» нами было проведено групповое интервью по теме «Родительские собрания в образовательных учреждениях». В нем приняли участие заместители директора по воспитательной работе (всего 18 специалистов). Основные вопросы к педагогам были следующие: темы родительских собраний, роль социального педагога в работе с родителями.

По словам педагогов, темами родительских собраний являются духовно-нравственное воспитание, здоровье учеников, правовое воспитание, профилактика асоциальных проявлений в детской и молодежной среде и др.

«Повестка дня» родительских собраний:

1) успеваемость и поведение;

2) педагогическое консультирование по вопросам обучения и воспитания;

3) информирование родителей об актуальных проблемах в области воспитания (правовая грамотность, профилактика девиантного поведения, семейное воспитание и т.д.);

4) разное (организационные вопросы).

В работе с родителями используются также интерактивные методы: дискуссии, ролевые игры. Социальный педагог, по словам заместителей директора, выступает в роли «помощника», «координатора», «консультанта» в проведении родительских собраний. Как правило, на данном мероприятии родителей консультируют и информируют классный руководитель, социальный педагог, психолог, приглашенные специалисты (врачи, наркологи и др.).

Таким образом, основные направления деятельности социального педагога:

- создание благоприятных условий для развития личности ребенка;

- оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;

- защита ребенка в его жизненном пространстве.

«Портрет» социального педагога

По информации о педагогических кадрах ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития

Таблица 1

Информация о социальных педагогах образовательных учреждений по Нижегородской области

(2006-2010 гг.)

Количество, человек Из них имеют образование (%) Педагогический стаж (%)

в/с проф. с/р проф. нач. проф. общее ср. До 3 лет 3-20 лет 20 и более лет

477 76.10 20.13 1.05 2.73 12.58 52.83 34.59

образования» (ГБОУ ДПО «НИРО»), общее количество данных специалистов - 477 человек. Информация об уровне образования, педагогическом стаже и квалификационной категории специалистов представлена в таблице 1.

С целью выявления основных проблем специалистов в 2010 году кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования была проведена входная диагностика. В анкетировании приняли участие 60 слушателей курсов (социальных педагогов) ГБОУ ДПО «НИРО». Опираясь на эти данные и результаты включенного наблюдения, можно выделить следующие наиболее общие характеристики социальных педагогов.

1. У социального педагога в образовательном учреждении «женское лицо». Мужчины-педагоги работают в основном в кадетских школах и сельских образовательных учреждениях.

2. Социальный педагог - это, как правило, учитель-предметник, совмещающий свою основную работу с данной деятельностью.

3. Средний возраст специалистов - 44 года; молодых специалистов - 15% от общего числа слушателей.

4. Социальный педагог - специалист с высшим образованием, в основном с педагогическим. 80% респондентов имеют высшее образование, 2% - незаконченное высшее, 2% - два высших образования, 16% - среднее профессиональное.

5. У специалистов средний общий трудовой стаж - 23 года, педагогический - 16 лет, в должности социального педагога - 8 лет. Половина от общего числа слушателей имеет стаж в занимаемой должности (!) менее 5 лет. В основном это учителя пенсионного возраста либо выпускники вузов (23-25 лет).

6. 50% респондентов полностью удовлетворены своей работой, 35% «удовлетворены не полностью», «частично», «не всегда», 15% считают, что работа не приносит им удовольствия, она им не нравится.

Основные трудности, с которыми сталкиваются социальные педагоги в своей профессиональной деятельности

В последние годы в связи с экономической политикой государства осложнилось положение социальных педагогов. Во многих регионах профессия социального педагога теряет престиж. Специалисты указывают на большое количество бумажной работы («бумаготворчество»), по этой причине:

- не хватает времени для реальной работы с детьми;

- необходимо подготавливать большое количество отчетов в разные инстанции;

- нет времени заниматься инновационной деятельностью, участвовать в конкурсах.

Проблемы в работе также связаны с ослабленным межведомственным взаимодействием:

- сокращены ставки инспекторов по делам несовершеннолетних в связи с новым законом «О полиции»1;

- в большинстве школ нет психологов;

- сложно найти взаимодействие с организациями других районов.

На вопрос «Какие трудности испытываете в работе?» большинство специалистов ответили следующее:

- у руководителей образовательных учреждений нет четкого представления о деятельности социальных педагогов, «размыты» функциональные обязанности (курьер, медицинский работник и др.);

- отсутствует оборудованное рабочее место, во многих случаях - канцтовары, компьютеры, доступ к Интернету;

- недостаточное методическое обеспечение;

- отсутствуют реальные возможности помочь семьям в трудной жизненной ситуации (нет действенных методов воздействия на семью, нормативно-правовых механизмов; собственная безопасность и безопасность семьи под угрозой при работе с такими клиентами).

В целом проблемы социальных педагогов схожи с трудностями всех специалистов сферы воспитания. Негативные факторы, «тормозящие» достижение воспитательных эффектов, следующие:

- многое декларируется, но не осуществляется на практике;

- отсутствует единообразие в понимании результативности работы на разных административных уровнях;

- доминируют формальные мероприятия с участием как детей, так и педагогов;

- ведется «борьба» за рейтинг образовательного учреждения и др.

Информация о состоянии института социальных педагогов и тенденциях развития

За 20 лет учеными и практиками в области социальной педагогики накоплена и систематизирована информация о работе с различными категориями населения. Однако необходим поиск новых технологий и методов, адаптация зарубежного опыта к российским условиям.

Социальные педагоги особенно востребованы в образовательной и социальной практике: работа с дошкольниками, со школьниками в учреждениях образования, социальной защиты, правоохранительных органах и т.д.

С 2010 года введена должность данного специалиста в дошкольных образовательных учреждениях.

В настоящее время в России педагогические институты и университеты ведут подготовку студентов по направлению «Психология и социальная педагогика» (бакалавр, 2010 г.). Например, готовят специалистов по социальной педагогике на кафедре общей и социальной педагогики Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета (г. Красноярск); на факультете социальной педагогики Московского городского психолого-педагогического университеа; на факультете психологии и социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова и др. [11-13]. В Нижнем Новгороде до 2011 года осуществлялась подготовка данных специалистов в Нижегородском государственном педагогическом университете (НГПУ).

Исследованиями в области социальной педагогики занимаются в Институте социальной педагогики Российской академии образования. В настоящее время специалисты института проводят пилотный социально-педагогический эксперимент на базе 12 регионов РФ по Проекту «Профессиональная Школа родителей» (480 семей, 1118 детей) [14].

В журнале «Социальная педагогика в России» (входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий) представлены результаты опытно-экспериментальной работы

образовательных учреждений и теоретические аспекты социальной педагогики.

В России существует несколько интернет-сообществ социальных педагогов (методическое объединение «Социальные педагоги» -http://www.uchmet.ru/, сетевое сообщество «Открытый класс» - http://www.openclass.ru/ и др.) На данных интернет-ресурсах специалисты обмениваются мнениями, информацией, проводят мастер-классы, публикуют свои методические разработки (интересные программы, социальные проекты, разработки школьных мероприятий).

Ежегодно проводятся всероссийские, региональные конкурсы педагогического мастерства «Воспитать человека», «Инновации в профилактике» и др.

Актуальные направления в работе социальных педагогов - профилактика асоциального поведения, работа с семьей и детьми «группы риска».

В настоящее время специалисты кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО «НИРО» проводят исследование «Актуальные проблемы социальной педагогики в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения».

Повышение квалификации социальных педагогов в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

На кафедре теории и практики воспитания и дополнительного образования ежегодно проходят курсовую подготовку (объемом 108 ч.) более 60 социальных педагогов г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Педагоги обязаны один раз в пять лет повышать свою

Таблица 2

Данные о повышении квалификации социальными педагогами образовательных учреждений

Нижегородской области (2007-2011 гг.)

Район Социальные педагоги

Всего Прошли курсы повышения квалификации в период с 20.09.2010 г. по 20.09.2011 г. объемом 108 часов и более Прошли курсы повышения квалификации в 2007-2011 гг. объемом 108 часов и более

Чел. Чел. % Чел. %

Нижний Новгород 118 20 16.9 58 49.2

Нижегородская область 329 62 18.9 196 43.8

Всего 447 82 18.3 254 56.8

квалификацию, проходить аттестацию. В настоящее время у социальных педагогов высокий уровень участия в курсовой подготовке (составляет 66%) (см. таблицу 2).

Спецкурсы разработаны по модульной системе: инвариантный модуль (обязательный) и спецкурсы по выбору.

Программа «Актуальные проблемы социальной педагогики в современных условиях» включает в себя спецкурсы по выбору:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «Гендерные проблемы воспитания детей и молодежи» (36 ч.);

- «Профилактика асоциального поведения детей и молодежи» (36 ч.);

- «Специфика работы с семьями детей "группы риска"» (36 ч.);

- «Технологии поэтапной образовательной поддержки детей группы риска» (36 ч.);

- «Современные воспитательные технологии» (36 ч.);

- «Формирование духовно-нравственных ценностей» (36 ч.) и др.

Обучение слушателей по предлагаемой программе носит интерактивный характер, включает разнообразные формы работы: лекции, семинары, практические занятия, тренинги, решение проблемных ситуаций, «круглые столы», лекции с использованием видеоматериалов, работу в интернет-классах, выездные семинары в образовательных учреждениях.

В ГБОУ ДПО НИРО созданы все условия для получения новой информации, обмена опытом, самообразования. Ежегодно разрабатываются новые образовательные модули и спецкурсы (в том числе дистанционные).

В настоящее время педагогами кафедры ведется работа над созданием электронного «Банка специалистов», виртуальной службы методической поддержки социальных педагогов, базы данных методических материалов в сетевых сообществах и в библиотеке Института.

Социальные педагоги - неравнодушные, способные к саморазвитию специалисты. Среди них встречаются настоящие мастера своего дела. После прохождения курсовой подготовки они признаются, что у них меняется представление о роли социального педагога в школе, что данный специалист не только «бумаготворец», а педагог, работающий с детьми, семьями, социумом.

Безусловно, проблемы социальных педагогов в образовательных учреждениях обусловлены тем, что на уровне руководства образовательных учреждений, управления народного образования (УНО), Министерства образования

нет четкого представления о работе данных специалистов, нет понимания важности социального благополучия детей и семей, а не только формальных «отчетных», «бумажных», «статистических» показателей, рейтингов.

Примечание

1. Главной задачей ПДН (подразделений полиции по делам несовершеннолетних) является предупреждение правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Круг обязанностей инспектора обширен: это прежде всего защита прав несовершеннолетних, социальная реабилитация подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Инспектор ПДН тесно сотрудничает с образовательным учреждением и социальным педагогом: участвует в мероприятиях по профилактике правонарушений, совместных рейдах в семью, в места скопления подростков, принимает участие в советах по профилактике нарушений.

Список литературы

1. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидка-систого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. 120 с.

2. Решение Госкомитета СССР по народному образованию № 14/4 от 13 июля 1990 года «О введении института социальных педагогов». - URL: http:// www.libussr.ru/doc_ussr/ usr_16832.htm (дата обращения 03.04.2012).

3. Приказ Гособразования СССР от 21.08.1990 № 582 «Об открытии специальности «Социальная педагогика». - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base (дата обращения 03.04.2012).

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 № 18638).

5. ФЗ «Об образовании» 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 28.02.2012). - URL: mon.gov.ru/ dok/fz/obr/3986 (дата обращения 03.04.2012).

6. Басов Н.В. Социальная педагогика: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. М.: Академия, 2006. 256 с.

7. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. М.: Гардарики, 2008. 269 с.

8. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Изд. 3-е, испр., доп. М.: Академия, 2008. 256 с.

9. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Владос, 2001. 256 с.

10. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: 5-11 классы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ВАКО, 2009. 336 с.

11. http://ipps.sfu-kras.ru/node/8 (дата обращения 03.04.2012).

12. http://www.mgppu.ru/ (дата обращения 03.04.2012).

13. http://www.tgpi.ru/ (дата обращения 03.04.2012).

14. Официальный сайт Учреждения Российской академии образования «Институт социальной педагогики». - URL: http://www.isprao.ru/ISP.swf (дата обращения 03.04.2012).

CURRENT PROBLEMS OF SOCIAL TEACHERS IN EDUCATIONAL INSTITUTION

I.E. Petrova, E.S. Sirotkina

Current situation of social pedagogic development in Russia, functions and role of social teacher at educational institutions are being analyzed. The system of social teachers schooling and training, professional development support are one of major tasks of institutes of education development.

Keywords: educational institution, school, social teacher, social development of a person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.