Научная статья на тему 'Актуальные проблемы соблюдения прав человека в информационном обществе'

Актуальные проблемы соблюдения прав человека в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
590
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА / СОЛИДАРНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВИТЕЛЬСТВО / INFORMATION SOCIETY / MAINTENANCE OF HUMAN RIGHTS / RULE OF LAW / SOLIDARITY / COLLABORATION / GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Земсков Максим Дмитриевич

В статье рассматривается ряд актуальных проблем информационного общества, связанных с соблюдением прав человека и верховенством права, требующих разработки новых регулирующих моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses a number of topical issues of the information society related to human rights maintenance and to the rule of law that requires development of new regulatory models.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы соблюдения прав человека в информационном обществе»

Максим ЗЕМСКОВ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье рассматривается ряд актуальных проблем информационного общества, связанных с соблюдением прав человека и верховенством права, требующих разработки новых регулирующих моделей.

The article discusses a number of topical issues of the information society related to human rights maintenance and to the rule of law that requires development of new regulatory models,

Ключевые слова:

информационное общество, соблюдение прав человека, верховенство права, солидарность, сотрудничество, правительство, гражданское общество, частный сектор, граждане; information society, maintenance of human rights, rule of law, solidarity, collaboration, government, civil society, private sector, citizens,

Сегодня стало очевидно, что информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) являются движущей силой при построении информационного общества и способствуют адаптации к новым условиям различных средств коммуникации. Применение ИКТ вносит позитивный вклад в экономический рост и рост благосостояния населения. Вместе с тем общество все больше задумывается над тем, насколько существенно влияние ИКТ, как положительное, так и отрицательное, на различные аспекты соблюдения прав человека. Данный вопрос возникает, поскольку ИКТ вызывают значительные изменения в сформировавшейся в прежние столетия социально-политической, правовой и технологической среде.

В наши дни ИКТ все в большей степени становятся неотъемлемой частью демократического процесса, предлагая широкие возможности для более полной реализации прав человека. Ограничение доступа к ИКТ несет угрозу частичной или полной утраты возможности реализации законных гражданских прав. Именно поэтому международное сообщество пришло к единому мнению, что права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, должны быть реализованы в информационную эпоху, находиться под защитой государства и общества вне зависимости от развития и внедрения новых технологических достижений1.

Это принципиальное положение нашло закрепление в материалах Всемирного саммита по информационному обществу (WSIS), проходившего в Женеве 10—12 декабря 2003 г., где отмечено: «Органы государственного управления и другие заинтересованные стороны должны активно поощрять обучение пользователей и повышать их осведомленность относительно неприкосновенности частной жизни при работе в онлайновом режиме и способов ее защиты».

В целях более эффективного реагирования на новые вызовы правам человека в быстро развивающемся информационном обществе политикам, законодателям и ученым необходимо осуществлять постоянный мониторинг реализации механизмов обеспечения прав человека. В современных условиях существует не только высокая вероятность возникновения новых форм нарушений в этой сфере, связанных с использованием ИКТ Информационно-

1 UN General Assembly Resolution (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН) 217 A (III) от 10 декабря 1948 г. // Материалы ЮНЕСКО об информационном обществе. ЮНЕСКО, 2003.

ЗЕМСКОВ Максим Дмитриевич — аспирант кафедры философии и политологии Саратовского государственного социальноэкономического университета v.i.p.64@mail.ru

коммуникационные технологии могут значительно усиливать эффект от подобных нарушений, что требует корректировки законотворческой и законоприме-нительной практики. Это особенно актуально при развертывании электронного государственного управления с огромной концентрацией социально значимой конфиденциальной информации, включающей в себя персональные данные граждан. Данную проблему актуализирует и то, что сегодня имеется огромный массив законов, постановлений правительства и иных документов, касающихся регулирования информационной сферы, многие из которых непосредственно затрагивают права граждан. Так, только в 2011—2012 гг Председатель Правительства РФ подписал более 30 документов, часть которых регулирует вопросы взаимодействия граждан с электронным правительством. Необходимо, чтобы их содержание было доведено до граждан, было понятно им для организации эффективного интерактивного взаимодействия с органами власти, а также для осуществления эффективного общественного контроля за соблюдением прав человека.

Несомненно, что в условиях, когда обострились проблемы киберпреступности, экстремизма, ксенофобии, защиты интеллектуальной собственности, снижения избыточности информации в Интернете и т.п., возникает потребность в принятии мер, ограничивающих возможности реализации прав человека в информационном обществе, т.к. они объективно необходимы для обеспечения правопорядка и борьбы с терроризмом. Тем не менее следует использовать лишь такие механизмы, которые бы отвечали международным нормам в области прав человека, носили правовой характер, содержали понятные формулировки, отвечали принципам объективной необходимости и соразмерности поставленной цели, предусматривали формы и методы эффективного общественного и государственного контроля, распространялись на все технические средства.

ИКТ открывают для всех беспрецедентные возможности по реализации права на свободу выражения, получения и распространения информации, свободного общения и использования свободы слова. Наряду с этим они несут много существенных вызовов в этой области со сто-

роны государственных органов и частных структур в виде цензуры информации.

Многие международные документы свидетельствуют о стремлении стран — участников WSIS, среди которых находится и Россия, уважительно относиться к свободе слова, информации и общения в виртуальном пространстве, не подвергая их незаконным ограничениям из-за того, что общение осуществляется в цифровой форме. Вместе с тем любое государство, гарантируя свободу слова, призвано обеспечить применение национального законодательства, направленного против распространения по сети негативной информации, в т.ч. связанной с детской порнографией, экстремизмом, расизмом и другими установленными нарушениями.

Несомненно, широкомасштабное использование персональных данных, включающее их электронную обработку, сбор, запись, хранение, обработку, поиск, раскрытие посредством передачи или иным способом, преследует цель повышения эффективности деятельности электронного правительства и качества услуг, оказываемых гражданам в электронном виде. Однако применяемые в этих случаях технические средства представляют реальную угрозу для защиты права на частную жизнь и личную переписку, поскольку здесь происходит огромная концентрация приватной информации, что наиболее полно проявляется при интенсивном внедрении так называемых облачных технологий1.

Операции по автоматической обработке персональных данных должны полностью отвечать национальному законодательству (федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных») и соответствовать положениям международной Конвенции о защите граждан в связи с автоматической обработкой персональных данных. При этом следует обращать внимание на соблюдение этих требований и частным сектором, где подобные сведения ныне концентрируются и обрабатываются в значительных объемах.

В документах WSIS и в последующих международно-признанных документах, определяющих пути построения информационного общества, которые

1 Овчинников С.А., Коробов А.А. Облачные технологии как фактор политического риска электронного государственного управления // Вестник СГСЭУ, 2012, № 4(43).

нашли отражение в отечественной законодательной и нормативной базе (например, в Государственной программе построения информационного общества в Российской Федерации на период до 2020 года), отмечается, что новые формы доступа к информации стимулируют свободный доступ и широкое распространение информации, относящейся к социально-политическим, экономическим и культурным аспектам. Они могут привести к преодолению дискриминации, устранению цифрового неравенства граждан. Компьютерная грамотность в них обозначена в качестве фундаментальной предпосылки для обеспечения свободного доступа к информации, реализации культурных прав и права на образование с помощью ИКТ, что полностью соответствует положениям ст. 26 Всеобщей декларации прав человека.

Сегодня много говорится о том, что ИКТ способны сделать государственные органы более эффективными, отзывчивыми, прозрачными и подотчетными гражданам. Однако допущенные ошибки при внедрении и использовании ИКТ способны нарушить принципы всеобщих, равных, свободных и тайных выборов, равно как и породить вопросы в отношении надежности и достоверности систем электронного голосования. У общественности должны быть реальные механизмы контроля за тем, чтобы электронное голосование соответствовало принципам демократических выборов и референдумов, позволяло получить достоверные и надежные результаты, не отличающиеся от тех выборов и референдумов, при проведении которых электронные средства не использовались.

Представляется, что с точки зрения соблюдения прав человека необходимо внимательно исследовать вопросы применения ИКТ для стимулирования демократических процессов в целях роста участия, инициативности, осведомленности и вовлеченности граждан, повышения прозрачности демократического принятия решений, подотчетности и отзывчивости гражданской власти и поощрения общественных дискуссий и надзора в процессе выработки политических решений1.

Таким образом, построение информационного общества, основанного на уважении прав человека и верховенстве права, нуждается в новых формах солидарности, сотрудничества и взаимодействия между правительством, гражданским обществом, частным сектором и гражданами. Реализация прав человека в этих условиях не должна подлежать иным ограничениям, кроме предусмотренных законом и международными требованиями. Должны быть приняты эффективные меры для защиты граждан от новых, набирающих силу видов нарушения прав человека с использованием ИКТ. Формирующееся гражданское общество в партнерстве с правительством и бизнесом должно приумножить свою роль в привлечении внимания и борьбе со злоупотреблениями в сфере ИКТ, приносящими вред гражданам и демократическому обществу в целом.

1 Овчинников С.А., Коробов А.А. Информационно-политические риски и устойчивость политической системы в условиях демократического транзита // Научно-практический журнал СГСЭУ. Информационная безопасность регионов, 2012, № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.