Научная статья на тему 'Актуальные проблемы региональной политики на современном этапе'

Актуальные проблемы региональной политики на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1069
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН / РЕЙТИНГ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адилова Умрайхан Шамильевна

В статье рассмотренытеоретические аспекты государственного регулирования регионального развития,проанализировано социально-экономическое развитие и проблемы регионов Российской Федерации, республики Дагестан, показаны стратегические цели региональной политики на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы региональной политики на современном этапе»

Актуальные проблемы региональной политики на современном

этапе

Actual problems of regional policy at the present stage

Адилова Умрайхан Шамильевна доцент кафедры политической экономии экономического факультета ДГУ rayhan66@yandex.ru

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические аспекты государственного регулирования регионального развития, проанализировано социально-экономическое развитие и проблемы регионов Российской Федерации, республики Дагестан, показаны стратегические цели региональной политики на современном этапе.

Ключевые слова: валовой региональный продукт, региональная политика, регион, рейтинг, социально-экономическое положение, стратегия.

Abstract

The article deals with the theoretical aspects of state regulation of regional development, analyzed the socio-economic development and the problems of regions of the Russian Federation, the Republic of Dagestan, shows the strategic objectives of regional policy at the present stage.

Keywords: gross regional product, regional policy, region, rating, socio-economic status, strategy.

Региональная (социально-экономическая) политика государства - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой [2, c.425]..

Как известно, социально-экономическое пространство России отличается неоднородностью. Данный фактор оказывает значительное влияние на процесс функционирования государства, на эффективность экономической политики, ее

структурную составляющую, на механизмы и стратегию институциональных реформ и социально-экономическую политику. Неоднородность регионального развития особенно усилилась в условиях кризисных явлений в экономике и в переходный период в истории нашего государства. Дифференциация в уровне развития различных регионов просто огромная.

Так, по площади территории разрыв достигает 100 раз, по численности населения- 15 раз, по числу районов - 4 раз, по продукции промышленности -20 раз, сельского хозяйства - 20 раз (без субъектов, где оно отсутствует). Существенны различия и в уровне социально-экономического развития.

По величине среднедушевого производства валового регионального продукта и среднедушевым реальным доходам населения субъекты Российской Федерации различаются более чем в 20 раз. В расчете на душу населения обеспеченность жильем различается в 1,8 раза, объем товарооборота - в 2,5 раза, уровень зарплаты - в 3 раза, объем сбережений - в 4 раза, бюджетные расходы в расчете на душу населения различаются в 2 раза [5, ^9].

Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ, построенный экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» на основе агрегирования ключевых показателей регионального развития, позволяет дать ответ на вопрос о позициях того или иного региона на экономической карте России. Столичные регионы и нефтегазодобывающие провинции по-прежнему опережают остальную Россию по социально-экономическому развитию, однако за последний год к ним заметно подтянулись крупные промышленные центры, следует из результатов исследования российского рейтингового агентства "РИА Рейтинг".

Тройка лидеров рейтинга за год не изменилась: на первом и втором местах обе столицы — Москва и Петербург, на третьем — нефтеносный Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

В этих субъектах РФ объем производства товаров и услуг превышает 2 трлн руб., и суммарно они обеспечивают более 30% общероссийского объема. При этом на долю Москвы приходится 12.1%.

Среди регионов с высоким объемом производства товаров и услуг (более 1 трлн. руб.) преобладают промышленно- ориентированные субъекты РФ.

В Из 36-ти регионов, объединенных в эту группу, в 10-ти объем производства товаров и услуг выше 1 трлн. руб., а всего таких регионов 17,а число регионов с низким объемом производства товаров и услуг (менее 100 млрд руб. за год) сократилось до 11-ти. В 2012 году таких регионов было 16 и 12 соответственно [5,с.32].

По итогам 2013 года также прослеживается заметное влияние природного фактора на социально-экономическое положение российской провинции. В частности, улучшились показатели у ряда регионов-середняков, расположенных к югу от Москвы в климатически благоприятной южной половине европейской части России.

Причем эти регионы не являются политическими, финансово-экономическими или промышленными центрами.

Среди аутсайдеров регионы, также объединенные сходными природными зонами: это в основном горы на сибирском и кавказском участках южной границы России, степные регионы, не имеющие полезных ископаемых и советского наследия в виде конкурентоспособных производств, а также заметно ухудшившие свой рейтинг холодные северные провинции.

Самый низкий объем производства товаров и услуг (менее 50млрд руб.),как и в предыдущем году зафиксирован в Чукотском автономном округе, Республике Калмыкия, Еврейской автономной области, Республике Алтай, Республике Ингушетия и Республике Тыва. Еще у пяти субъектов РФ объем производства товаров и услуг в 2013 году составил от 50 до 100млрд рублей.

Среди субъектов РФ с низкими объемами производства преобладают регионы с довольно высокой долей аграрного сектора, объединенных в группу аграрно-промышленных регионов.

И только один аграрно-промышленный субъект РФ - Краснодарский край - входит в лидирующую группу по объемам производства товаров и услуг (более1.6трл.руб.). Таким образом, в экономике РФ не наблюдается

существенных структурных изменений. Наибольший вклад в суммарное производство по-прежнему вносят финансово-экономические центры и регионы со значительным объемом добычи нефти и газа.

Большинство субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в социально-экономическом плане уже с начала 1990-х годов в силу ряда причин объективного характера оказались в числе субъектов Российской Федерации, наиболее подверженных кризису. Объемы промышленного производства в Северо-Кавказском федеральном округе сократились до 17- 24 процентов (по сравнению с уровнем 1990 года) при общероссийском сокращении значения этого показателя в среднем до 48 процентов [6, ^3].

Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции.

Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными, поскольку Северо-Кавказский федеральный округ по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки.

Все субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо -Кавказского федерального округа, имеют низкие показатели качества жизни населения.

В рейтинге субъектов Российской Федерации Республика Дагестан занимает:

- 30 - по доле прибыльных предприятий;

- 49 - по объему производства товаров и услуг;

-79 - по поступлению налогов и сборов в бюджетную систему;

- 47 - по инвестициям в основной капитал на одного жителя;

- 69 - по объему иностранных инвестиций на душу населения;

- 79 - по доле налоговых и неналоговых доходов в структуре доходов консолидированных бюджетов;

- 83 - по доходам консолидированных бюджетов на одного жителя;

-79 - по уровню общей безработицы [5, с.63].

При этом по многим макроэкономическим показателям, формирующим ВРП, Республика Дагестан в 2013 году занимала лидирующие позиции (1-2 места) среди регионов СКФО, в том числе:

- объему продукции сельского хозяйства - 2 место после Ставропольского

края;

- объему инвестиций в основной капитал - 1 место;

- объему выполненных строительных работ - 1 место;

- обороту розничной торговли - 1 место;

- объему платных услуг населению - 2 место после Ставропольского края[3, с.16]. .

Кроме того Республика Дагестан стала лидером по росту позиций в рейтинге социально-экономического положения регионов РФ в 2013 году поднявшись по сравнению с 2012 годом на 7 мест с 63-го на 56-е.

Позиции Республики Дагестан укрепились, во многом, благодаря улучшению ключевых макропоказателей. По оценке регионального правительства ВРП в 2013 году увеличился на 10.9%.

Республика стала лидером среди регионов РФ по темпам роста промышленного производства. В 2013 году индекс промышленного производства в республике Дагестан, согласно данным Росстата, составил 150.6%. Промышленный рост был обусловлен увеличением объемов производства по всем видам экономической деятельности, при этом наибольший рост наблюдался в обрабатывающем секторе и производстве электроэнергии, газа и воды.

Рост обрабатывающих производств в Дагестане, в свою очередь, обеспечен, в основном, увеличением объемов «производства машин и оборудования» и выполнением заводом «Дагдизель» государственного

оборонного заказа. Помимо роста промышленного производства, в 2013 году в Республике Дагестан улучшились и другие экономические показатели: повысились доходы консолидированного бюджета, выросла доля прибыльных предприятий, инвестиции в основной капитал увеличились на 9.2%, а также значительно выросли иностранные инвестиции.

Следует отметить, что с учетом выполнения мероприятий по реализации приоритетных проектов Президента РД и основных направлений бюджетной и налоговой политики прогнозируется положительная тенденция социально-экономического развития РД на 2014-2016 годы.

Прогнозируемые высокие темпы развития отдельных секторов экономики в 2014-2016 годах приведут к изменению структуры ВРП. Прогнозом СЭР РД на 2014-2016 годы к 2016 году планируется увеличение доли объемов промышленного производства и строительства. [3, ^17].

%

12016г 2015г ■ 2014г B2Q13

Оптовая и розничная торговля; оказание бытовых услуг

Ст роит ель» ство

Сельское хозяйство, охота и лесное хо зяйст во

Транспорт н связь. Гостиницы и рестораны

Обр а зов а ние

Госуправление и обеспечение военной бе зоп а сност и; соц .стра хов а ние

Здравоохранение и предоставление соц .услуг Обр а б а т ыв а ющ ие ироизво д ст в а Операции с недвижимым имуществом Прочие виды деятельности

5.00 10,00 15,ОО 20,00 25,ОО 30,00

Рис 1.Структура ВРП за 2013 год и прогноз на 2014-2016 годы

В настоящее время Россия сталкивается с рядом новых препятствий на пути регионального экономического развития:

необходимость продолжения экономического роста на новой качественной ступени;

включение регионов России в мировые хозяйственные связи, следствием чего является усиливающаяся зависимость российских регионов от состояния мировой экономики;

процесс перехода к постиндустриальному и информационному обществу, в котором каждый регион реализует свои функции;

изменения образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы;

ужесточение экологических требований в связи с переходом мирового сообщества на парадигму устойчивого развития.

Новые реалии будут создавать для экономического пространства Российской Федерации как новые сложные проблемы, так и новые возможности.

Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание чрезмерной дифференциации в уровнях социально-экономического развития.

Стратегическими целями региональной политики Российской Федерации на данном этапе развития страны являются:

1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов.

2. Стимулирование процесса новой «регионализации» - консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики.

3. Развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения.

4. Улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.

5. Повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне.

Литература:

1. Ассоциация инновационных регионов России.- http://www.i-regions.org

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики / Учебник для студ. вузов / - 3-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2003

3. Заключение Счетной палаты РД на проект закона РД «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»- http:// www.spdag.ru.

4. Информация об итогах социально-экономического развития Республики Дагестан за 2013 год (по состоянию на 27.02 2014 г.)./Министерство экономического развития РД.

5. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ: итоги 2013 года/ Риа рейтинг- http://www.riarating.ru.

6.Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского Федерального округа до 2025 года. / Правительство РФ, распоряжение от 6 сентября 2010 г. N 1485-р

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.