Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В СЕТИ "ИНТЕРНЕТ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ АГИТАЦИЯ / ОПОВЕЩЕНИЕ / ПУБЛИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / МИТИНГИ И ПИКЕТИРОВАНИЯ / СВОБОДА СОБРАНИЙ / СЕТЬ «ИНТЕРНЕТ» / ОРГАНИЗАТОРЫ И УЧАСТНИКИ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куандыкова К.Р.

В статье рассмотрены сущность конституционных прав о проведении и участии в собраниях, а также получения и распространения информации способами, не запрещенными законом, через призму информационно-технических средств, составляющих основу цифрового пространства. Раскрыты особенности распространения информации о публичных мероприятиях в сети "Интернет", приведены дискуссионные вопросы, возникающие на этой основе, а также предложены меры по нейтрализации приведенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Куандыкова К.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF THE IMPLEMENTATION OF THE RIGHT TO DISSEMINATE INFORMATION ABOUT PUBLIC EVENTS ON THE INTERNET"

The article examines the essence of the constitutional rights to hold and participate in meetings, as well as to receive and disseminate information in ways not prohibited by law, through the prism of information and technical means that form the basis of the digital space. The features of the dissemination of information about public events on the Internet are disclosed, the discussion issues arising on this basis are presented, and measures to neutralize these problems are proposed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"

К.Р. Куандыкова, студент

Научный руководитель: А.Г. Бордакова, старший преподаватель Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-1-167-170

Аннотация. В статье рассмотрены сущность конституционных прав о проведении и участии в собраниях, а также получения и распространения информации способами, не запрещенными законом, через призму информационно-технических средств, составляющих основу цифрового пространства. Раскрыты особенности распространения информации о публичных мероприятиях в сети "Интернет", приведены дискуссионные вопросы, возникающие на этой основе, а также предложены меры по нейтрализации приведенных проблем.

Ключевые слова: предварительная агитация, оповещение, публичные мероприятия, митинги и пикетирования, свобода собраний, сеть «Интернет», организаторы и участники публичных мероприятий.

Современная цифровизация экономико-правового пространства РФ, подразумевающая, с одной стороны, всестороннее применение и внедрение информационно-технических средств в различные сферы жизнедеятельности общества и государства, а с другой, активное использование возможностей информационно-

телекоммуникационной сети «Интернет» подразумевает особые условия реализации конституционного права граждан на свободу собраний. Так, Основной закон государства в ст. 31 декларирует правомочия всех граждан собираться мирно и без оружия с целью проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирований [3]. В этом контексте особое значение приобретают ресурсы сети «Интернет», поскольку именно они позволяют с наименьшими временными и организационными затратами опубликовать сведения о готовящемся и проводимом публичном мероприятий, что в дальнейшем имеет мультипликативный эффект в силу динамичного распространения публикации среди иных граждан за счет последующих репостов.

Вместе с тем компьютеризация большинства реализуемых экономико-правовых процессов, массовый переход граждан российского государства в виртуальное пространство заставляет говорить

об угрозах, которые продуцирует всеобщая информатизация общества. Так, речь идет, с одной стороны, о необоснованных, бесконтрольных и чреватых с точки зрения возникновения опасных последствий призывов к участию в несанкционируемых мероприятиях [8, с. 85]. С другой, стоит понимать разницу между призывами к участию в мероприятиях, проведение которых противоречит нормам законодательства РФ, или выражению отношения к данным собраниям от непосредственного участия в них.

Указанные проблемы способствовали уточнению положений Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ) в части порядка проведения предварительной агитации. Так, в соответствии со ст. 10, она допускается к осуществлению только после согласования с институтами публичной власти места, времени и целей проведения соответствующего мероприятия [5]. Не допускается содержание недостоверных сведений в структуре агитационной публикации, а также сведений, унижающих честь и достоинство личности. В свою очередь СМИ, включая «Интернет», является одной из главных площадок для проведения предварительной агитации. Помимо прочего в компетенцию Роскомнадзора, который яв-

ляется федеральным органом исполнительной власти, входят полномочия по ограничению доступа к публикациям в сети «Интернет» в порядке, определяемом Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ [7], в случае, если они содержат призывы к участию в массовых мероприятиях, которые проводятся с нарушениями норм законодательства РФ в части проведения публичных собраний.

С учетом вышесказанного выделим основные проблемы, возникающие при реализации права на распространение информации о публичных мероприятиях в сети "Интернет". Во-первых, своего разрешения требует вопрос о правовом статусе лиц, распространяющих сведения о публичных мероприятиях в виртуальном пространстве [4, с. 43]. Так, с точки зрения реализуемых правоотношений с опорой на соответствующие нормативно-правовые акты законодателю известны такие статусы граждан, выступающих носителями свободы собраний, как организатор и участник. В связи с этим сложно однозначно интерпретировать статус авторов распространяемых в сети «Интернет» публикаций с коннотацией призыва участия в собраниях.

Во-вторых, возникает проблема при юридизации действий как при размещении призывов к участию в публичных мероприятиях, так и при осуществлении последующих репостов. К примеру, в действующей редакции Закона N 54-ФЗ не содержится четкого отграничения между такими категориями как информирование потенциальных участников собрания, агитация к участию в указанном мероприятии и выражения отношения к нему [5]. Вместе с тем требуется разрешение указанной проблемы, поскольку, с одной стороны, предварительное информирование и агитация рассматриваются как самостоятельные этапы при призывах участия в публичных мероприятиях, а с другой - содержание предварительной агитации, упомянутой в ст. 10 Закона N 54-ФЗ, главным образом раскрывается через призму оповещения потенциальных участников о ходе мероприятия, что не дает четко разделить понятия агитации и оповещение.

В-третьих, особые споры возникают при определении качественных характеристик информации, содержащей призывы к участию в публичных мероприятиях. Так, ст. 29 Конституции РФ устанавливает право каждого гражданина на получение, передачу и распространение информации [3], однако не уточняет параметры, на основании которых можно судить о достоверности получаемых сведений [2, с. 13]. Вместе с тем, критерий достоверности является одним из ключевых для сведений, представляющих общественный интерес, о чем прямо говорится в Стратегии развития информационного общества в РФ на 20172030 годы [6]. В этом смысле размещаемая и в дальнейшем получаемая информация о публичных мероприятиях и участие в них является одной из форм народовластия в российском государстве и представляется важным, чтобы публикация была точной и не допускала использования необоснованных, непроверенных данных.

С учетом вышесказанного, целесообразным является уточнение и модификация законодательства РФ в части следующих положений:

- переосмысление правового статуса лиц, интерпретируемых как организаторы и участники публичных мероприятий и в этом контексте определение статуса лиц, размещающих в сети «Интернет» призывы к участию в собраниях;

- разработка, систематизация и внедрение в правоприменительную практику критериев, позволяющих разграничить понятия агитация, оповещение и выражение мнение на предмет проводимого публичного мероприятия;

- определение параметров достоверной информации в части размещаемых призывов участия в публичных мероприятиях [1, с. 178-179].

Таким образом, бесспорным становится факт того, что современные процессы, происходящие в рамках экономико-правового пространства РФ, переходят в сеть «Интернет», что диктует свои требования к их реализации. Это связано с тем, что правоотношения, складывающиеся в «онлайн»-и «оффлайн» режиме, как и порядок их регулирования будет различен и

требует разработки и применения соответ- вующие пробелы в законодательстве и ствующих правил. Особенно это касается уточнить действующие нормативно - пра-правил распространения информации о вовые акты, регулирующие порядок рас-публичных мероприятиях в сети «Интер- пространения информации о публичных нет», поскольку право на получение и рас- мероприятиях в сети "Итернет", с тем, пространение информации, а также прове- чтобы на практике данный процесс был дение и участия в собраниях является кон- максимально регламентирован и легитим-ституционно гарантированным. В итоге ным. представляется важным устранить сущест-

Библиографический список

1. Антопольский А.А. Права человека и Интернет: практика Европейского суда по правам человека // Труды Института государства и права РАН. - 2019. - №2. - С. 159-185.

2. Колобаева Н.Е. Особенности реализации права на распространение информации при использовании сети Интернет // Российское право: образование, практика, наука. - 2019. -№4 (112). - С. 12-19.

3. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // СПС «Консультант Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 05.03.2021)

4. Нардина О.В. Ограничение конституционного права на доступ к получению и распространению информации в сети "интернет" в связи с противодействием экстремизму и терроризму // Наука. Общество. Государство. - 2017. - №4 (20). - С. 31-45.

5. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // СПС «Консультант Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48103/ (дата обращения 05.03.2021)

6. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 // Президент России: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения 05.03.2021)

7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // СПС «Консультант Плюс». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения 05.03.2021)

8. Симонова С.В. Актуальные проблемы реализации права на распространение информации о публичных мероприятиях в сети "Интернет" // Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества. - 2019. - №18 (18). - С. 84-95.

ACTUAL PROBLEMS OF THE IMPLEMENTATION OF THE RIGHT TO DISSEMINATE INFORMATION ABOUT PUBLIC EVENTS ON THE INTERNET"

K.R. Kuandykova, Student Supervisor: A.G. Bordakova, Senior Lecturer Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. The article examines the essence of the constitutional rights to hold and participate in meetings, as well as to receive and disseminate information in ways not prohibited by law, through the prism of information and technical means that form the basis of the digital space. The features of the dissemination of information about public events on the Internet are disclosed, the discussion issues arising on this basis are presented, and measures to neutralize these problems are proposed.

Keywords: preliminary agitation, notification, public events, rallies and picketing, freedom of assembly, the Internet, organizers and participants of public events.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.