Научная статья на тему 'Актуальные проблемы реализации государственной экономической политики на современном этапе: антикризисный аспект'

Актуальные проблемы реализации государственной экономической политики на современном этапе: антикризисный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственная экономическая политика / кризисообразующие факторы / антикризисные меры / финансовый суверенитет / технологический суверенитет / импортозамещение / state economic policy / crisis-forming factors / anti-crisis measures / financial sovereignty / technological sovereignty / import substitution

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонина Николаевна Ряховская

Предмет исследования — приоритеты государственной политики в сфере экономического развития на федеральном и региональном уровнях. Цель работы — установление антикризисных аспектов трансформации экономической политики России в условиях меняющихся геополитических процессов, которые ведут в конечном счете к перестройке мира и устанавливаются на основе использования таких общенаучных методов исследований, как наблюдение, сбор и обработка статистических данных, сравнение информационных источников, критический обзор научных публикаций и др. В статье рассмотрена динамика макроэкономических показателей за 2022 г. и I квартал 2023 г. Выявлены основные проблемы и кризисообразующие факторы функционирования российской экономики. Детерминированы предпосылки трансформации экономической государственной политики. Особое внимание уделено оценке эффективности и результативности предпринимаемых Правительством РФ антикризисных мер. Выделены векторы и драйверы дальнейшего экономического развития и обоснованы перспективные направления антикризисной политики государства. В статье сделан вывод о необходимости перехода от формирования и реализации адаптационной политики в рамках современных реалий функционирования в новых геополитических условиях к политике экономического роста на основе реализации комплекса антикризисных мероприятий по формированию обновленного экономического потенциала страны, обладающего самодостаточностью и полным научным, технологическим, кадровым, производственным, финансовым суверенитетом для радикального изменения и проработки вектора дальнейшего развития внутреннего рынка на основе четкой стратегической программы комплекса антикризисных мер и коренного изменения бюджетной и социальной политик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urgent Problems of the Implementation of State Economic Policy at the Present Stage: Anti-Crisis Aspect

The subject of the study is the priorities of state policy in the field of economic development at the federal and regional levels. The purpose of the work is to establish anti–crisis aspects of the transformation of Russia’s economic policy in the context of the new reality of a changing geopolitical format based on the use of such general scientific methods as observation, collection and processing of statistical data, comparison, study of information sources, critical review of scientific publications, etc. The article examines the dynamics of macroeconomic indicators for 2022 and the first quarter of 2023. The main problems and crisis-forming factors of the functioning of the Russian economy are identified. The prerequisites for the transformation of economic state policy are determined. Special attention is paid to evaluating the effectiveness and efficiency of anti-crisis measures taken by the Government of the Russian Federation. The vectors and drivers of further economic development are highlighted and promising directions of the state’s anti-crisis policy are substantiated. The article concludes that it is necessary to move from the period of formation and implementation of an adaptation policy within the framework of modern realities of functioning in new geopolitical conditions to economic growth based on the implementation of a set of anti-crisis measures to form an updated economic potential of the country with self-sufficiency and full scientific, technological, personnel, production, financial sovereignty for a radical change and elaboration of the vector of further development of the domestic market on the basis of a clear strategic program of a set of anti-crisis measures and a radical change in budgetary and social policy.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы реализации государственной экономической политики на современном этапе: антикризисный аспект»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/1999-849X-2024-17-1-106-118 УДК 338.2(045) JEL E02, H12, O11

(CC) ]

Актуальные проблемы реализации государственной экономической политики на современном этапе: антикризисный аспект

А. Н.Ряховская

Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования — приоритеты государственной политики в сфере экономического развития на федеральном и региональном уровнях.

Цель работы - установление антикризисных аспектов трансформации экономической политики России в условиях меняющихся геополитических процессов, которые ведут в конечном счете к перестройке мира и устанавливаются на основе использования таких общенаучных методов исследований, как наблюдение, сбор и обработка статистических данных, сравнение информационных источников, критический обзор научных публикаций и др. В статье рассмотрена динамика макроэкономических показателей за 2022 г. и I квартал 2023 г. Выявлены основные проблемы и кризи-сообразующие факторы функционирования российской экономики. Детерминированы предпосылки трансформации экономической государственной политики. Особое внимание уделено оценке эффективности и результативности предпринимаемых Правительством РФ антикризисных мер. Выделены векторы и драйверы дальнейшего экономического развития и обоснованы перспективные направления антикризисной политики государства. В статье сделан вывод о необходимости перехода от формирования и реализации адаптационной политики в рамках современных реалий функционирования в новых геополитических условиях к политике экономического роста на основе реализации комплекса антикризисных мероприятий по формированию обновленного экономического потенциала страны, обладающего самодостаточностью и полным научным, технологическим, кадровым, производственным, финансовым суверенитетом для радикального изменения и проработки вектора дальнейшего развития внутреннего рынка на основе четкой стратегической программы комплекса антикризисных мер и коренного изменения бюджетной и социальной политик.

Ключевые слова: государственная экономическая политика; кризисообразующие факторы; антикризисные меры; финансовый суверенитет; технологический суверенитет; импортозамещение

BY 4.0

Для цитирования: Ряховская А. Н. Актуальные проблемы реализации государственной экономической политики на современном этапе: антикризисный аспект. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(1):106-118. DOi: 10.26794/1999-849Х-2024-17-1-106-118

original paper

Urgent Problems of the implementation of State Economic Policy at the Present Stage: Anti-Crisis Aspect

A. N. Ryakhovskaya

Financial University, Moscow, Russia

ABSTRACT

The subject of the study is the priorities of state policy in the field of economic development at the federal and regional levels.

The purpose of the work is to establish anti-crisis aspects of the transformation of Russia's economic policy in the context of the new reality of a changing geopolitical format based on the use of such general scientific methods as observation, collection and processing of statistical data, comparison, study of information sources, critical review of scientific publications, etc. The article examines the dynamics of macroeconomic indicators for 2022 and the first quarter of 2023. The main problems and crisis-forming factors of the functioning of the Russian economy are identified. The prerequisites for the transformation of economic state policy are determined. Special attention is paid to evaluating the effectiveness

© PaxoBCKafl A. H., 2024

and efficiency of anti-crisis measures taken by the Government of the Russian Federation. The vectors and drivers of further economic development are highlighted and promising directions of the state's anti-crisis policy are substantiated. The article concludes that it is necessary to move from the period of formation and implementation of an adaptation policy within the framework of modern realities of functioning in new geopolitical conditions to economic growth based on the implementation of a set of anti-crisis measures to form an updated economic potential of the country with self-sufficiency and full scientific, technological, personnel, production, financial sovereignty for a radical change and elaboration of the vector of further development of the domestic market on the basis of a clear strategic program of a set of anti-crisis measures and a radical change in budgetary and social policy.

Keywords: state economic policy; crisis-forming factors; anti-crisis measures; financial sovereignty; technological sovereignty; import substitution

For citation: Ryakhovskaya a. N. urgent problems of the implementation of state economic policy at the present stage: anti-crisis aspect. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2024;17(1):106-118. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2024-17-1-106-118

ВЕДЕНИЕ

Проблемы формирования вектора и приоритетов национальной экономической политики приобрели в последний год особую актуальность и стали одними из наиболее дискуссионных в науке и практике антикризисного управления вследствие динамики и глубины влияющих на национальную экономику кризисообразующих факторов, проявления множества вызовов и угроз ее безопасности и перестройки в этой связи всей системы государственных экономических интересов.

В результате действия этих процессов потребовалось установление сбалансированного соотношения мер государственного регулирования и рыночных механизмов развития национальной экономики.

В условиях воздействия на экономику России нерыночных кризисообразующих факторов возрастает роль государственной экономической политики, особенностью которой является наличие «системы правовых, финансово-экономических, организационных и иных мер, определяющих деятельность органов государственной власти всех уровней, направленных на реализацию процессов предвидения и предотвращения кризисов, организацию их мониторинга и анализа природы происхождения, а также на смягчение последствий кризисов в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики страны»1.

В соответствии с поставленной целью в настоящем исследовании осуществляются:

• анализ современных подходов представителей экономической науки к процессу трансформации

1 Инструменты и методы антикризисного управления. Учебник. Ряховская А. Н. и Волкова Л. В., ред. М.: Магистр: ИНФРА-М. 2021. С. 89. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=46620019.

экономической политики в условиях глобальных вызовов;

• обобщение основных итогов развития экономики в новых геополитических условиях;

• выявление основных проблем и кризисообразующих факторов развития национальной экономики;

• установление предпосылок трансформации экономической государственной политики и оценка эффективности и результативности предпринимаемых Правительством РФ антикризисных мер;

• определение векторов и драйверов дальнейшего экономического развития и перспективных направлений антикризисной политики государства.

ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Разноаспектный характер проводимых исследований в области оценки результатов и трансформации современной государственной экономической политики обусловливает необходимость обновления и расширения концептуальных подходов и методологии научного исследования проблем современного социально-экономического развития России.

Формирование современных подходов к дальнейшему развитию экономики в условиях беспрецедентной антироссийской рестрикционной (санкци-онной) политики служит предметом рассмотрения в работах многих экономистов [1; 2-5]. Основным лейтмотивом данных научных публикаций стало признание учеными факта получения высоких доходов от российского экспорта в 2022 г. Ими констатируются также удорожание логистических схем, адаптация затронутых санкциями отраслей и организаций к новым реалиям санкционного ограничения, расширение поддержки государством инвестиций на внутреннем рынке и др.

Ряд ученых анализирует программы поддержки импортозамещения, способствующие развитию самостоятельной экономики России [6; 7]. При этом обосновывается необходимость перехода от импортозамещения, связанного с реструктуризацией торгово-экономических связей, к обеспечению максимизации технологического суверенитета страны [3; 9].

Экономически обоснованные рекомендации по защите национального финансового суверенитета в сложных условиях санкционного давления предлагаются в работах [10-12]. При этом отмечается отсутствие единого подхода к особенностям обеспечения независимости отечественной финансовой системы из-за сложной комбинации воздействия на нее трудно прогнозируемых деструктивных факторов.

Учеными Финансового университета предложен на основе анализа разработанных Банком России сценариев и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 г. и период 2024 и 2025 гг.2 к рассмотрению еще один альтернативный негативный сценарий «Кризис внутреннего рынка» и даны рекомендации по совершенствованию денежно-кредитной политики в условиях новых вызовов и новых проектов социально-экономического реформирования [13].

Новым форматам международного сотрудничества и внешней торговли посвящены научные труды [14-16] с акцентом на поиск альтернативных рынков реализации продукции отечественных производителей, изменение логистики. Особое значение уделяется перспективам развития российско-китайских экономических отношений, государственной поддержке импорта инвестиционной продукции, а также производства промежуточных товаров, необходимых для функционирования и развития национальной экономики.

Научные исследования приводят ученых к противоположным выводам о результатах реализации государственной экономической политики в условиях СВО 2022 г.: одни авторы считают, что антикризисные меры Правительства РФ позволили сохранить социально-экономическую стабильность [17; 18], другие же авторы заявляют наоборот, что «специальная военная операция и западные экономические санкции ввергли российскую экономику в тяжелый экономический кризис, который обостряется каждый

2 Сайт Банка России. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов. URL: https://cbr.ru/Content/ Document/File/139691/on_2023(2024-2025).pdf.

месяц. Российское руководство неправильно оценило природу кризиса, поэтому методы его преодоления оказываются неэффективными» [19]. Представители данной группы ученых видят истоки сегодняшнего финансового кризиса в сложившихся исторических предпосылках экономического развития страны, утверждая, что российскому обществу «придется преодолевать инерцию происходившей в течение по крайней мере 60 лет почти непрерывной деградации экономического и интеллектуального потенциала страны, ее государственных и общественных институтов» [19]. Однако несмотря на то, что отечественная экономика переживает непростой период развития под влиянием ряда кризисообразующих факторов, она адаптируется к агрессивным внешним условиям лучше ожиданий и, как отмечают многие ученые, «никакого масштабного кризиса не просматривается, за исключением добычи полезных ископаемых» [18].

Данные обстоятельства предопределяют необходимость разрешения концептуального противоречия в подходах к оценке экономической ситуации в стране и актуализируют тему настоящего исследования, а также его теоретическую и практическую значимость. Кроме того, устойчивость текущего и долгосрочного развития национальной экономики, эффективность мероприятий государственной антикризисной политики будут зависеть от того, насколько успешно разрешаются социально-экономические проблемы. Все это требует выработки обоснованных подходов к купированию кризисных явлений в экономике и определению драйверов экономического развития.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ФОРМАТАХ

Методология настоящего исследования опиралась на общенаучные методы познания: наблюдение, сбор и обработка статистических данных, анализ и синтез, сравнение, изучение информационных источников, критический обзор научных публикаций, экспертный метод и др. Эмпирической основой исследования стали официальные материалы Правительства РФ, Минфина России, Минэкономразвития России, Банка России, отражающие основные подходы к формированию государственной экономической стратегии и тактики в условиях тотальных вызовов.

Результаты анализа эффективности антикризисного управления экономикой Российской Федерации в условиях крайне негативного влиянии на нее кризиса

мировой экономики, пандемии коронавируса и антироссийских санкций, количество которых на момент написания настоящей статьи достигло почти 15 тыс.3, свидетельствуют о том, что по всем макростатисти-ческим признакам в настоящее время Россия переживает кризис в отдельных сферах экономики. При этом в целом реализуемая Правительством РФ политика позволила сохранить оперативную стабильность в стране и сформировать задел для роста экономики (см. таблицу).

Итоги функционирования экономики в новых геополитических условиях продемонстрировали неблагоприятные тенденции по ряду основных экономических показателей: наблюдалось снижение промышленного производства и оборота розничной торговли особенно в секторе непродовольственных товаров; увеличился удельный вес убыточных предприятий в экономике России; отмечался высокий для отечественной экономики уровень индекса потребительский цен, который в 2022 г. составил 111,9% относительно предыдущего года; снизились реальные денежные доходы населения в 2022 г. на 1,4%. Примечательно, что спад величины основных макроэкономических показателей оказался в несколько раз ниже прогнозов российских и зарубежных аналитиков, сделанных в марте-апреле 2022 г. При этом учитывалось, что практически все отрасли экономики подверглись рестрикциям и многие иностранные компании свернули свою деятельность, закрыли производство и продажи в России, лишив себя выручки, прибыли и ушли с отечественного рынка (правда уже в 2023 г. часть из них вернулась на российский рынок со слегка измененными торговыми марками). Дополнительные ограничения и нагрузки российская экономика получила после начала СВО, что вызвано возникшей необходимостью социального обеспечения граждан присоединенных территорий, финансирования работ по восстановлению изношенной или разрушенной инфраструктуры новых территорий, пребывавшей до этого в состоянии простого воспроизводства. Важными задачами экономики России являются расширение масштабов производства и модернизация оборонно-промышленного комплекса как ключевого фактора обеспечения национальной безопасности государства.

Предпосылками трансформации экономической государственной политики с акцентом на усиление антикризисного блока стали события I квартала 2022 г., когда произошло стремительное сокращение экспорта

3 Лавров заявил, что Запад ввел около 15 тыс. санкций против России. 17.06.2023. URL: https://tass.ru/politika/18046449.

и соответственно падение добычи нефти в России. Со стороны враждебно настроенных стран, а именно США, Канады, а затем и Великобритании, было наложено эмбарго на импорт российской нефти, хотя из-за небольших объемов закупок этими странами данные принятые ими ограничительные меры не принесли желаемого результата — падения российской экономики. В попытке энергетической блокады России на международном рынке энергоресурсов следующей мерой в отношении российского нефтяного экспорта стал отказ западных банков и страховых компаний от оказания соответствующих финансовых услуг, а глобальных нефтетрейдеров — от перевозки российского сырья. Однако эти услуги стали оказываться отечественными предприятиями и компаниями дружественных стран. В кратчайшие сроки бьи закуплен танкерный флот, что не позволило изолировать Россию от мирового рынка и углубить кризис в сегменте добычи нефти и газа.

Еще одним кризисообразующим фактором для экономики России стал уход с российского рынка крупных иностранных компаний в сферах автомобилестроения, оказания информационных услуг. Однако указанные действия привели к активному импортозамещению и занятию освободившихся рыночных ниш отечественными производителями и компаниями из дружественных стран.

Антироссийские санкции оказали краткосрочный отрицательный эффект на развитие отечественной экономики. В средне- и долгосрочной перспективе они способствуют быстрой переориентации, суверенизации, диверсификации и оздоровлению национальной экономики, ее избавлению от кабального типа встраивания в международное разделение труда. В то же время они способствовали активизации экономических отношений с дружественными странами и экономико-технологической суверенизации на внутреннем рынке. В частности, развитие взаимовыгодного сотрудничества с Китаем и Турцией позволило российскому рынку закупать высокотехнологичную продукцию, запасные части для техники, лекарства и другие товары.

Учитывая накопленный во время пандемии коронавируса опыт преодоления кризиса, российская экономика продемонстрировала ускоренную адаптацию к первой волне санкционного режима, разработав в марте 2022 г. перечень из 100 поддерживающих бизнес мероприятий, которые в дальнейшем расширялись вплоть до настоящего времени.

При исследовании динамики основных экономических показателей по отраслям национальной эко-

Таблица / Table

Динамика основных относительных показателей по отдельным областям социально-экономического положения Российской Федерации / Dynamics of the main relative indicators for certain areas of the

socio-economic situation of the Russian Federation

Наименование показателя / The name of the indicator Годы / Years

2021 2022 2023 (I квартал)

Индекс промышленного производства, % к предыдущему году / Industrial production index, % compared to the previous year, 106,3 99,4 99,1

в том числе / including: - обрабатывающая промышленность, % / manufacturing industry, % 107,4 98,7 101,1

- добыча полезных ископаемых, % / mining, % 104,2 100,8 96,7

Индекс сельскохозяйственного производства, % / Agricultural production Index, % 99,6 110,2 Х

Индекс по виду деятельности «Строительство», % / Index by type of activity "Construction", % 107,0 105,2 108,8

Оборот розничной торговли, % к предыдущему году / Retail trade turnover, % compared to the previous year, 107,8 93,3 92,7

в том числе / including:: - оборот розничной торговли непродовольственными товарами, % / turnover of retail trade in non-food products, % 112,8 88,9 89,4

Доля убыточных предприятий, % / The share of unprofitable enterprises, % 24,9 27,6 31,5

Индексы цен на товары и услуги, % / Price indices for goods and services, % 108,4 111,9 101,7

Индексы потребительских цен на услуги ЖКХ, % / Consumer price indices for housing and communal services, % 104,1 110,7 101,8

Реальные денежные доходы населения, % / Real monetary incomes of the population, % 103,1 98,6 Х

Источник/Source: URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11109/document/13259.

номики обращает на себя внимание незначительное снижение оборота розничной торговли ввиду колебаний предложения из-за первоначальных сложностей с переориентацией логистики по отдельным группам импортных товаров и выстраиванием цепочек «параллельного» импорта.

Наукой доказано, а практикой подтверждено, что активизация потребительского спроса по праву считается драйвером восстановления экономики, так как растущий спрос генерирует активизацию инвестици-

онной деятельности, расширение производства, рост экономики, увеличение доходов населения.

Таким образом, стимулирование потребительского спроса представляется крайне необходимым в кризисные периоды, что является традиционным антикризисным механизмом восстановления экономики и обеспечения роста внутреннего валового продукта государства.

При этом наибольшие проблемы испытывают, с одной стороны, субъекты экономики, эффективность де-

ятельности которых в значительной степени зависит от внешних факторов: авиаперевозок, туризма. С другой стороны, происходит избавление от токсичнык инвесторов из враждебный стран (Fortum, Uniper, Shell, IKEA) и экспоненциальный рост отечественный отраслей экономики: станкостроения, металлообработки, металлургии, оборонной промышленности, химической промышленности, швейного производства, строительства, связи, оптики, электроники, материаловедения, приборостроения и др.

Анализ эффективности антикризисные мер, принимаемые Правительством РФ в топливно-энергетическом комплексе в краткосрочном периоде, демонстрирует их высокую эффективность вследствие смены вектора товарного нефтяного рышка в сторону Востока, в результате чего не произошло масштабирования кризиса нефтегазовой отрасли.

Введение запретов на импорт российской нефти по морю и объявление ценового потолка в 60 долл. США за баррель нефти привели к кратному росту цен в Европе на энергоносители, усложнению логистики у европейских компаний из-за создания сети перекупщиков и посредников и перегрузки нефти на греческие танкеры.

При анализе последствий жестких ограничений со стороны враждебных государств в отношении России ученые приходят к выводу, что ожидание падения доходов от экспорта энергоресурсов обусловит рост внутренних инвестиций [20]. Это также будет способствовать переориентации логистических цепочек на Восток (что уже и произошло), в частности к созданию сети российских спотовык хабов, включая спотовый хаб в Арктике с целью индикации цен на отечественную нефть на базе проекта «Восток ойл» и запуск фьючерсного контракта Vostok oil [21].

Многократное увеличение объемов продаж нефти и газа на экспорт, продажа российской нефти Китаю, Индии, Пакистану, Турции и ряду других стран позволили стабилизировать доходы госбюджета, тогда как ранее предлагалось компенсировать их величину в основном из Фонда национального благосостояния (далее — ФНБ), важной задачей создания которого являлось финансирование экономики государства. Однако неприкосновенность его финансов на протяжении многих лет при значительном росте его величины (см. рисунок) справедливо критиковалось представителями научного сообщества [22]. Отмечались также проблемы современной конструкции формирования и расходования ФНБ на фоне возникновения новый геополитических рисков [15].

В настоящее время, с учетом современного уровня уязвимости российской экономики, финансовые ресурсы из указанного источника расходуются достаточно активно с целью частичного финансирования дефицита бюджета, что обеспечивает возможность отказа от бюджетного правила и политики изымания издержек из экономики.

Таким образом, разработка и реализация независимой финансово-экономической политики с целью обретения финансово-экономического суверенитета являются сложной и многогранной задачей, ориентированной на направление доходов бюджета в развитие экономики, что предполагает реализацию принципа целевой денежной эмиссии как важного источника финансирования модернизации национальной экономики, развития инфраструктуры, стимулирования внутреннего спроса. Крайне негативные последствия деятельности Правительства РФ в 1990 гг. по причине принятия недальновидных решений испытывает российская экономика до настоящего времени из-за фактического уничтожения производства собственных самолетов, кораблей, станков, экскаваторов, промышленных кранов, комплектующих, необходимого технологического оборудования.

Большинство испыпывающих значительные трудности субъектов экономики вынуждены также перестраивать логистические схемы, финансовые, производственные, импортные и экспортные цепочки, несмотря на значительное уменьшение грузооборота и снижение объемов применения услуг транспортных компаний.

Следует отметить, что наряду с указанными проблемами имеются положительные примеры эффективного функционирования некоторых отраслей хозяйствования в современных непростых геополитических и геоэкономических условиях. Так, имеет место прирост продукции в аграрном секторе, одной из причин которого являются отказ российского рынка от импорта продовольствия, которое может производиться в условиях нашей страны, активная деятельность по льготному кредитованию сельхозпроизводителей и производителей сельхозтехники, технологизация аграрного сектора, а также обретение нашей страной продовольственной безопасности. Именно сельское хозяйство, наряду со строительством, туризмом и 1Т-сфе-рой, Минэкономразвития России называет драйверами дальнейшего развития экономики4. Так, строительный

4 URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/maksim reshetnikov_nazval_otrasli_kotorye_stanut_drayverami rossiyskoy_ekonomiki.html.

13,4 13,8

4,7 4,6 4 5

3 Q ' 3 Q '

J,у J,У

" Q

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Рис. / Fig. Изменение объема ФНБ за последние 10 лет, трлн руб. / Change in the volume of the NWF over the past 10 years, trillion rubles

Источник/Source: URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/statistics?id_57=27068-obem_fonda_natsionalnogo_ blagosostoyaniya.

комплекс, функционируя исключительно на внутреннем рынке, демонстрирует значительный рост объемов строительно-монтажных работ: объем строительных работ в сопоставимых ценах, несмотря на финансовые трудности из-за нехватки рабочей силы, стройматериалов и их подорожания, резкого снижения спроса на жилье и строительство производственных объектов, роста числа банкротств предприятий-застройщиков, возрос на 5,2% относительно 2021 г.5 При этом перед отраслью поставлены следующие стратегические задачи: сократить продолжительность инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 30%; обеспечить максимальную прозрачность процедур строительства за счет цифровизации; исключить избыточные ограничения по использованию земельных участков для целей строительства; установить целевые ориентиры для совершенствования правил допуска на рынок строительных услуг новых организаций; повышать производительность труда6.

Приведенные примеры свидетельствуют о наличии положительных параметров в деятельности субъектов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-12-2022. pdf.

6 Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 № 3268-р «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до

2030 г. с прогнозом до 2035 г.». URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/405560559.

экономики, несмотря на санкционную политику враждебных к России стран.

Однако в некоторых отраслях российской экономики наблюдаются негативные результаты ведения частного бизнеса, что требует возобновления и активизации инвестиционного процесса, реализации комплекса мер по снижению инфляции с соответствующим снижением ключевой ставки, удешевлением кредитов и повышением их доступности.

АНТИКРИЗИСНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В целях искусственного создания экономического кризиса российской экономики и дестабилизации социальной обстановки в стране коллективный Запад и его марионетки, используя принудительные нерыночные меры экономического давления, вводили пакетами беспрецедентные по своему масштабу и размеру санкции, что стало причинами возникновения, с одной стороны, множества социально-экономических проблем, а с другой стороны, стало мощным стимулом для поиска новых резервов по обеспечению экономической безопасности и экономической суверенизации российского государства. В этой связи ученые-экономисты справедливо утверждают, что «брошенный коллективным Западом вызов может быть успешно отражен только при консолидации

всего российского общества и совместной работе государственных органов и предпринимательского сообщества по построению «новой экономики» [3].

Первоначальным ответом на антироссийские санкции стали антикризисные меры, предпринятые Правительством РФ, из которых следует выделить:

1) поднятие ключевой ставки в марте 2022 г. с дальнейшим постепенным снижением;

2) усиление мер валютного контроля;

3) установление порога на снятие наличной валюты;

4) введение обязанности экспортеров продавать 80% валютной выручки;

5) приостановка торгов на российских биржах;

6) введение временных запретов на экспорт зерна, сахара и удобрений;

7) осуществление перевода оплаты поставок газа на российские рубли [24].

Кроме этого, в целях стабилизации финансового рынка Банком России разрешено российским кредитным организациям начиная с февраля 2022 г. не публиковать индивидуальную и консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность по российским стандартам7.

Реализация данных антикризисных мер, наряду с налаживанием параллельного импорта и пере-ориетацией вектора экспорта на новые рынки сбыта с дружественными странами, позволили стабилизировать экономическую ситуацию.

Для дальнейшего развития российской экономики в рамках главной идеи — «переходу от стабилизации к развитию» [17] необходимы разработка и четкая реализация комплекса антикризисных мер по обеспечению финансового и технологического суверенитета, предусматривающего коренное изменение бюджетной политики, модернизацию ее механизма в виде целевой эмиссии, инвестиционной политики и проектного финансирования.

В рамках совершенствования налоговой системы Российской Федерации целесообразным представляется дифференциация налоговой нагрузки с ее переносом с внутреннего производства на акцизы экспортируемого сырья и часть внешней торговли, т.е. импорт, подавляющий российское производство.

Обеспечение импортной независимости и технологического суверенитета как ключевых составных частей экономической антикризисной политики России на современном этапе обусловлено действием

7 Сайт Банка России. 06.03.2023. URL: https://cbr.ru/press/ event/?id=12737.

кризисообразующего фактора санкционной агрессии со стороны коллективного Запада, приведшей к критическому сокращению поставок в Россию машин, оборудования, запасных частей. При этом следует учитывать, что эксплуатируемое в России зарубежное оборудование относительно стабильно функционирует в рамках его нормативного срока эксплуатации, который наступил или истекает в ближайшее время, предупреждая о том, что негативный характер антироссийских санкций в технологической сфере усиливается во времени. С учетом того, что импор-тозависимость российской экономики от зарубежных поставок еще остается в некоторых отраслях, ее влияние в ближайшей перспективе не будет критическим, хотя возможны сбои компьютерных систем, различных производственных процессов, а также возникновение проблем с обслуживанием бытовой и автомобильной техники. Кроме этого, могут встречаться трудности с заменой комплектующих изделий, обеспечением привычной логистики. Однако этот комплекс проблем открывает новые перспективы к формированию экономического потенциала достижения полного суверенитета России: научного, технологического, кадрового и производственного.

Для обеспечения технологического суверенитета и опережающего роста промышленности «важно не просто замещать товарные позиции, а добиваться лидерства в сфере искусственного интеллекта, вычислении и передаче данных, новых промышленных технологиях, наращивать мощности, создавать новые производственные линии с обеспечением указанных процессов сырьем, кадрами и другими составляющими»8.

Серьезные проблемы надо решить на пути обеспечения комфортного функционирования российской экономики в шестом технологическом укладе, так как необходимо обеспечить стабильную работу не только автономных технических устройств, в т.ч. беспилотни-ков, робототехники, но и искусственного интеллекта, блокчейна больших данных.

Важное место в экономике России занимают финансовые активы, значительная часть которых в период турбулентности и действия антироссийских санкций была заблокирована странами Запада. Но сегодня платежный баланс государства достаточно крепок, что позволяет Правительству РФ финансировать важные

8 Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/statements%20/70086http.

производственные и промышленные проекты, а также быстрорастущий бизнес, в т.ч. связанный с развитием портовой и трубопроводной инфраструктуры, созданием газового хаба, развитием собственных цифровых платежных инструментов.

При разработке системы антикризисных мер Правительством РФ учитываются изменение центра экономической активности и его перемещение в центр евразийского континента и Юго-Восточную Азию ввиду того, что в глобальной экономике основное производство передислоцировалось из евроатлан-тической зоны в активно развивающиеся экономики Евразии — Китай, Индию, Россию, Индонезию и др.

При установлении степени эффективности социальной политики России российские ученые подчеркивают, что «у нас в ряде отраслей порядка 25% людей работают практически за социальное пособие. В новых условиях предприятия будут вынуждены пойти на оптимизацию занятости, что вытолкнет этих людей за грань социальной жизни» [17]. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что бедность в России принимает хронический и затяжной характер. При этом снижение уровня бедности является одной из важнейших задач органов власти [25], постоянно находится в фокусе ее внимания с постановкой в этой связи комплекса задач по:

• повышению МРОТ темпами выше инфляции и обеспечению его величины выше прожиточного минимума;

• увеличению материнского капитала и расширению направлений его использования;

• разработке нового подхода к выплате пособий на детей.

Важнейшей задачей в настоящее время является обеспечение роста реальной зарплаты работающих, что будет способствовать увеличению внутреннего спроса, а значит производства, а также налоговых отчислений в бюджет от заработной платы.

Практика показала, что реализуемые меры социальной направленности являются точечными, в лучшем случае сдерживающими рост. Правительством РФ принимаются и реализуются решения, в значительной степени ухудшающие материальное положение бедного населения и способствующие росту его численности. Так, крайне негативное влияние на материальное состояние населения оказала проведенная двойная индексация тарифов на услуги ЖКХ, что объяснялось необходимостью капитального ремонта его инфраструктуры несмотря на то, что указанные расходы на протяжении многих лет предусмотрены

в платежных документах на услуги ЖКХ. Необходимо также учитывать, что значительная часть населения не могла оплачивать услуги ЖКХ даже по ранее установленным тарифам и накапливала значительную задолженность.

В этой связи важным представляется устранение одной из важных причин закредитованности населения, роста числа бедного населения, инфляции — произвола монополий, которые считают, что рост цен на мировых рынках позволяет им повышать цены на внутреннем рынке без учета покупательной способности населения.

К числу недопустимых мер социального характера следует отнести отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам, величина которой для неработающих пенсионеров составляет всего несколько сотен рублей в месяц, в то время как из зарплаты работающих удерживаются 13% НДФЛ, уплата предприятием за каждого из них 30,2%, в т.ч.: в Пенсионный фонд — 22%; в Фонд медицинского страхования — 5,1%; в Фонд социального страхования — 2,9%; ФСС — 0,2%.

Приведенные примеры крайне неэффективных попыток обеспечения дополнительных источников госдоходов и снижения расходов свидетельствуют об их негативном влиянии на экономику государства, социальный климат, в то время как самая главная задача в настоящее время заключается в том, чтобы в минимальные сроки создать стабильные источники экономического развития с изменением промышленной основы экономики на основе современных технологий, внутренних источников развития при наличии множества угроз.

В этой связи для стимулирования производства добавленной стоимости необходимо сокращение издержек, что возможно делать посредством снижения цен на продукцию базовых отраслей промышленности и стимулирования технологического прогресса, что потребует проведения соответствующей мягкой национализации с последующим направлением капитала на развитие российской экономики. При этом необходимо признать предприятия, приватизированные посредством проведения залоговых аукционов и преобразованные в акционерные общества, объектами открытых инвестиционных конкурсов, на основе которых реализовываются технологические и экономические проекты.

Таким образом, с позиции синтеза научных подходов и практики воплощения антикризисных мероприятий при реализации адаптационной государственной экономической политики в 2022 г. стратегическая

программа экономического роста должна включать комплекс мер, среди которых следует выделить следующие основные антикризисные аспекты государственной экономической политики:

• укрепление кооперации с дружескими государствами, в том числе выход российских экономических субъектов на рынки стран ЕАЭС и ШОС;

• рост доли инвестиций в основной капитал в ВВП на 50% с увеличением удельного веса экономики знаний в общем объеме ВВП;

• создание экономических центров развития импортной независимости в ведущих отраслях промышленного производства в рамках шестого технологического уклада как нового этапа индустриального развития;

• государственная поддержка стратегического развития инфраструктуры, 1Т-отрасли, жилищного строительства;

• формирование благоприятного социального климата как важного фактора установления доверия между населением и властью, в том числе путем повышения благосостояния граждан, включая увеличение минимального размера оплаты труда, материнского капитала; совершенствование подходов к выплате пособий на детей и проведение реальной пенсионной реформы, предусматривающей справедливое повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста;

• дифференциация налоговой нагрузки с ее переносом с внутреннего производства на акцизы экспортируемого сырья и часть внешней торговли, т.е. импорт, подавляющий российское производство;

• мягкая национализация социально-значимых, стратегических, системообразующих организаций с последующим направлением капитала на развитие российской экономики;

• корректировка правового регулирования феномена конфликта интересов в системе государственного управления, усиление антикоррупционного контроля, аудита, мер профилактики и противодействия.

ВЫВОДЫ

Анализ современной экономической ситуации в России показывает, что кризисные явления проявляются под превалирующим воздействием внешних факторов нерыночного характера. Масштабы и глубина экономического кризиса не оправдали надежды западных политиков на разрушение российской экономики. В результате реализации ряда антикризисных мер адаптационного характера Правительству РФ удалось стабилизировать экономическую ситуацию. Формирование обновленного экономического потенциала требует радикального изменения вектора дальнейшего развития российской экономики в сторону активизации отношений с дружественными странами и развития внутреннего рынка.

К настоящему времени у российской экономики имеются внутренние резервы, чтобы не только успешно противостоять беспрецедентному санкционному давлению со стороны враждебных стран, но достигать ежегодных темпов прироста внутреннего валового продукта в пределах 4-5%.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ершов М. В. Российская экономика в условиях новых санкционных вызовов. Вопросы экономики. 2022;(12);5-23. DOI: 10.32609/0042-8736-2022-12-5-23

2. Сафиуллин М. Р., Ельшин Л. А. Санкционное давление на экономику России: пути преодоления издержек и выгоды конфронтации в рамках импортозамещения. Финансы: теория и практика. 2023;27(1):150-161. DOI: 10.26794/2587-5671-2023-27-1-150-161

3. Шлычков В. В. Экономика России 2023 г.— смена парадигмы развития и структурная трансформация. Вестник экономики, права и социологии. 2023;(1):51-57. URL: https://www.vestnykeps.ru/0123/11.pdf.

4. Аганбегян А. Г. О мерах по смягчению социально-экономических последствий от санкций, принятых «недружественными» странами против России в 2022 г. Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР им. С.Ю. Витте. 2022;1(2):36-56. DOI: 10.37930/2782-618X-2022-1-2-36-56

5. Гафурова Г. Т., Бондаренко И. Н. Уроки санкций для устойчивого экономического будущего России. Russian Journal of Economics and Law. 2022;16(3): 503-524. DOI: 10.21202/2782-2923.2022.3.503-534

6. Лясковская Е. А., Антипин М. В. Процессы импортозамещения в управлении устойчивым развитием. Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2022;16(3):101-106. DOI: 10.14529/em220311

7. Баранов А., Музыко Е., Павлов В. Венчурное финансирование проектов импортозамещения в России: проблемы и перспективы. ЭКО. 2022;53(1):118-132. DOI: 10.30680/EC00131-7652-2023-1-118-132

8. Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Проблема технологического суверенитета и новая миссия центрального научного ведомства России. Экономика. Налоги. Право. 2023;16(2):28-36. DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-2-28-36

9. Никулин Р. А., Демьянова О. В. Принципы обеспечения формирования и развития технологического суверенитета макроэкономических систем. Экономика и предпринимательство. 2023;153(2):159-161. URL: http://www.intereconom.com/component/content/ar'ticle/470.html.

10. Дудин М. Н., Шкодинский С. В., Иванов М. О. Актуальные проблемы обеспечения финансового суверенитета России в условиях международных санкций. Финансы: теория и практика. 2023;27(1):185-194. DOI: 10.26794/2587-5671-2023-27-1-185-194

11. Анишенко А. В., Файбусович К. Б. Финансовый суверенитет и финансовая безопасность России в современном мире: уроки истории. Вопросы истории. 2023;(1-2):118-127. URL: https://istina.msu.ru/publications/ article/542678866.

12. Алиев О. М. Проблемы финансового суверенитета России и вопросы его достижения. Финансы и кредит. 2023;29(3):527-555. DOI: 10.24891/fc.29.3.527

13. Абрамова М. А., Дубова С. Е., Ершов М. В., Захарова О. В., Зеленева Е. С., Ларионова И. В., Пищик В. Я. Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов: мнение экспертов Финансового университета. Экономика. Налоги. Право. 2023;16(1):6-21. DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-1-6-21

14. Ушакова Д. И. Внешняя торговля России в условиях санкционного давления. Журнал Новой экономической ассоциации. 2022;55(3):218-226. DOI: 10.31737/2221-2264-2022-55-3-14

15. Амирханова Ф. С., Теняков И. М. Вопросы импортозамещения в контексте российско-китайского экономического сотрудничества. Российский экономический журнал. 2023;(2):24-39. DOI: 10.52210/0130-9757_2023_2_24

16. Глазьев С. Ю. Проблемы развития евразийской экономической интеграции: как их разрешить? Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022;16(3):11-23. DOI: 10.22394/2073-2929-2022-03-11-23

17. Белоусов Д. Р. Неочевидные факторы неопределенности развития в долгосрочном периоде и способы адаптации к новым вызовам. Экономическое возрождение России. 2022;73(3):61-70. DOI: 10.37930/1990-97802022-3-73-61-70

18. Швецов А. В., Швецова Н. К. Отечественная экономика и финансы в период СВО. Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2022;8(3):349-355. DOI: 10.30914/2411-9687-20

19. Ханин Г. И. Экономические последствия СВО и западных экономических санкций. Идеи и идеалы. 2022;14(4):259-282. DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.4.2-259-282

20. Андреев М. Ю., Полбин А. В. Оценка макроэкономических эффектов от ожидаемого сокращения нефтегазовых доходов. Вопросы экономики. 2023;(4):5-28. DOI: 10.32609/0042-8736-2023-4-5-28

21. Катюха П. Б. Запуск проекта «Восток ойл» как драйвер России в освоении Северного морского пути и создании нового мирового хаба энергоресурсов. Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2022;206(2):5-12. DOI: 10.33285/1999-6942-2022-2(206)-5-12

22. Дорофеев М. Л. Актуальные проблемы управления средствами фонда национального благосостояния РФ и пути их решения. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2019;46(4):652-668. DOI: 10.18413/2411-3808-2019-46-4-652-668

23. Шмиголь Н. С. Инвестиционная стратегия Фонда национального благосостояния: оценка и перспективы. Самоуправление. 2023;134(1):140-144. URL: https://samupr.ru/wp-content/uploads/2023/03/Samouprav-№ 1-133-20231.pdf.

24. Зимовец А. В., Климачев Т. Д. Анализ и оценка сценариев социально-экономического развития России в условиях санкционной блокады и непредсказуемости глобальных трендов мировой экономики. Экономические отношения. 2023;13(1):181-202. DOI: 10.18334/eo.13.1.117207

25. Чередниченко Л. Г., Губарев Р. В., Дзюба Е. И., Файзуллин Ф. С. Эффективная система государственного управления — основной фактор в борьбе с бедностью населения России. Российский экономический журнал. 2023:(2):4-23. DOI: 10.52210/0130-9757_2023_2_4

À.Н. PaxoecKaa

117

REFERENCES

1. Ershov M. V. Russian economy in the face of new sanctions challenges. Voprosy Ekonomiki = Economic issues. 2022;(12);5-23. (In Russ.). DOI: 10.32609/0042-8736-2022-12-5-232022;(12):5-23

2. Safiullin M. R., Elshin L. A. Sanctions pressure on the russian economy: ways to overcome the costs and benefits of confrontation within the framework of import substitution. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice. 2023;27(1):150-161. (In Russ.). DOI: 10.26794/2587-5671-2023-27-1-150-1612023;27(1):150-161

3. Shlychkov V. V. The Russian economy in 2023: a change of the development paradigm and structural transformation. Vestnik ehkonomiki, prava i sociologii = Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2023;(1):51-57. URL: https://www. vestnykeps.ru/0123/11.pdf. 2023;(1):51-57. (In Russ.).

4. Aganbegyan A. G. On mitigation measures of the social and economic consequences following sanctions imposed by «unfriendly countries on Russia in 2022. Noonomika i nooobshchestvo. Al'manakh trudov INIR im. S.YU. Vitte = Almanac of Scientific Works of the S. Y. Witte INID. 2022;1(2):36-56. (In Russ.). DOI: 10.37930/2782-618X-2022-1-2-36-56

5. Gafurova G. T., Bondarenko I. N. Lessons of sanctions for sustainable economic future of Russia. Russian Journal of Economics and Law. 2022;16(3):503-524. (In Russ.). DOI: 10.21202/2782-2923.2022.3.503-534

6. Lyaskovskaya E. A., Antipin M. V. Import substitution processes in the sustainable development management. Vestnik YUURGU. Seriya "Ehkonomika i menedzhment" = Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management. 2022;16(3):101-106. (In Russ.). DOI: 10.14529/em220311

7. Baranov A., Muzyko E., Pavlov V. Venture financing of import substitution projects in Russia: problems and prospects. EKO = ECO. 2022;53(1):118-132. (In Russ.). DOI: 10.30680/Eœ0131-7652-2023-1-118-132

8. Balatsky E. V., Ekimova N. A. The problem of technological sovereignty and the new mission of the central scientific department of Russia. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2023;16(2):28-36. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-2-28-36

9. Nikulin R. A., Demyanova O. V. Principles for ensuring the formation and development of technological sovereignty of macroeconomic systems. Ehkonomika i predprinimatel'stvo = Economy and entrepreneurship. 2023;153(2):159-161. URL: http://www.intereconom.com/component/content/article/470.html. (In Russ.).

10. Dudin M. N., Shkodinsky S. V., Ivanov M. O. Current problems of ensuring the financial sovereignty of russia in the context of international sanctions. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice. 2023;27(1):185-194. (In Russ.). DOI: 10.26794/2587-5671-2023-27-1-185-1942023;27(1):185-194

11. Anishenko A. V., Faibusovich K. B. Financial sovereignty and financial security of Russia in the modern world: the lessons of history. Voprosy Istorii = History issues. 2023;(1-2):118-127. URL: https://istina.msu.ru/publications/ article/542678866. (In Russ.).

12. Aliyev O. M. Problematic aspects of achieving Russia's financial sovereignty. Finansy i kredit = Finance and credit. 2023;29(3):527-555. (In Russ.). DOI: 10.24891/fc.29.3.5272023;29(3):527-555

13. Abramova M. A., Dubova S. E., Ershov M. V., Zakharova O. V., Zeleneva E. S., Larionova I. V., Pishchik V. Ya. On the main directions of the unified state monetary policy for 2023 and the period of 2024 and 2025: the opinion of experts from the Financial University. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2023;16(1):6-21. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-1-6-21

14. Ushkalova D. I. Russia's foreign trade under sanctions pressure. ZhurnalNovoj ehkonomicheskoj associacii = Journal of the New Economic Association. 2022;55(3):218-226. (In Russ.). DOI: 10.31737/2221-2264-2022-55-3-14

15. Amirkhanova F. S., Tenyakov I. M. The spatial development of the Russian Federation: past and future. Rossijskij ehkonomicheskij zhurnal = Russian Economic Journal. 2023;(2):24-39. (In Russ.). DOI: 10.52210/0130-9757_2023_2_24

16. Glazyev S. Yu. Problems of the development of the eurasian economic integration: how to resolve them? Evrazijskaya integraciya: ehkonomika, pravo, politika = Eurasian integration: economics, law, politics. 2022;16(3):11-23. (In Russ.). DOI: 10.22394/2073-2929-2022-03-11-23

17. Belousov D. R. Non-obvious factors of development uncertainty in the long run and ways to adapt to new challenges. Ehkonomicheskoe vozrozhdenieRossii = Economic revival of Russia. 2022;73(3):61-70. (In Russ.). DOI: 10.37930/19909780-2022-3-73-61-70

118

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.Н. Ряховская

18. Shvetsov A. V., Shvetsova N. K. Domestic economy and finance during a special military operation. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Sel'skokhozyajstvennye nauki. Ehkonomicheskie naukI" = Bulletin of the Mari State University. Chapter Agriculture. Economics. 2022;8(3):349-355. (In Russ.). DOI: 10.30914/2411-9687-202022;8(3):349-355

19. Khanin G. I. Economic consequences of the Special Military Operation and Western economic sanctions. Idei i idealy = Ideas and ideals. 2022;14(4):259-282. (In Russ.). DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.4.2-259-282

20. Andreyev M. Y., Polbin A. V. Macroeconomic effects of the expected future decline in oil revenues for the Russian economy under capital control. Voprosy Ekonomiki = Economic issues. 2023;(4):5-28. (In Russ.). DOI: 10.32609/00428736-2023-4-5-28

21. Katyukha P. B. Launch of the vostok oil project as russia's driver in the development of the northern sea route and the creation of a new global energy hub. Problemy ehkonomiki i upravleniya neftegazovym kompleksom = Problems of economics and management of the oil and gas complex. 2022;206(2):5-12. (In Russ). DOI: 10.33285/1999-6942-2022-2(206)-5-12 (In Russ.).

22. Dorofeev M. L. Actual financial strategies for management of Russian national welfare fund. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ehkonomika. Informatika = Belgorod State University Scientific Bulletin. Economics. Information technologies. 2019;46(4):652-668. (In Russ.). DOI: 10.18413/2411-3808-2019-464-652-668

23. Shmigol N. S. Investment strategy of the national wealth fund: assessment and prospects. Samoupravlenie. 2023;134(1): 140-144. URL: https://samupr.ru/wp-content/uploads/2023/03/Samouprav-№ 1-133-20231.pdf. (In Russ.).

24. Zimovets A. V., Klimachev T. D. Analysis and evaluation of scenarios for the socio-economic development of Russia in the context of the sanctions blockade and the unpredictability of global trends in the world economy. Ehkonomicheskie otnosheniya = Economic relations. 2023;13(1):181-202. (In Russ.). DOI: 10.18334/eo.13.1.117207

25. Cherednichenko L. G., Gubarev R. V., Dzyuba E. I., Fayzullin F. S. An effective public administration system is the main factor in the fight against poverty in Russia. Rossijskij ehkonomicheskij zhurnal = Russian Economic Journal. 2023:(2):4-23. (In Russ.). DOI: 10.52210/0130-9757_2023_2_4

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Антонина Николаевна Ряховская — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента, руководитель научной школы «Антикризисное управление», Финансовый университет, Москва, Россия Antonina N. Ryakhovskaya — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Prof. of the Department of Management, Head of the Scientific School "Crisis Management", Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-9731-4759 rectorat_ieay@mail.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 05.11.2023; принята к публикации 12.01.2024. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 05.11.2023; accepted for publication 12.01.2024. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.