Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития туристского кластера на Южно-Казахстанском отрезке Великого шелкового пути'

Актуальные проблемы развития туристского кластера на Южно-Казахстанском отрезке Великого шелкового пути Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
940
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ОТРЕЗОК ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ / TOURISM / TOURIST CLUSTER / THE GREAT SILK WAY / THE SOUTH-KAZAKHSTAN SECTION OF THE GREAT SILK WAY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Жолдасбеков Абдиманат Абдразакович, Конысова Шолпан Махмутовна

Среди наиболее перспективных проектов XXI века международная программа по возрождению Великого шелкового пути (ВШП) по праву занимает особое место по своим историческим и общечеловеческим масштабам. Великий шелковый путь издавна привлекает внимание исследователей: историков, этнографов, археологов и ученых других научных направлений. Современные возможности и тенденции формирования индустрии туризма на территории Южного Казахстана имеют свои особенности в отличие от других регионов страны, а именно: наличие исторически сложившейся основной трассы ВШП и, соответственно, значительный потенциал туристских объектов историко-культурного наследия, высокая степень урбанизации и динамика роста населения как носителя культуры. Они также определяются географическим положением, природно-климатическими условиями, транспортной и гидрографической сетью, близостью к границам соседних государств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Among the most prominent projects of the 21st century, the international programme for restoration of the Great Silk Way (GSW) has by right a special place both in historical and universal scales. The Great Silk Way has long attracted researchers' attention that of historians, ethnographers, archeologists and other scholars. Unlike other regions of Kazakhstan, contemporary opportunities and tendencies of forming tourism industry on the territory of South Kazakhstan have their peculiarities including the historically established basic track of the GSW and a considerable potential of tourist objects of historical and cultural heritage, a high degree of urbanization and dynamics of the population's growth as a bearer of the culture. They are also stipulated by the geographic position, natural and climatic conditions, transport and hydrographic networks and proximity to the neighbouring countries.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития туристского кластера на Южно-Казахстанском отрезке Великого шелкового пути»

УДК 379.83:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА НА ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОМ ОТРЕЗКЕ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ

Жолдасбеков Абдиманат Абдразакович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедры «Международный туризм и сервис»,

Конысова Шолпан Махмутовна, старший преподаватель кафедры «Международный туризм и сервис», [email protected],

Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, г. Шымкент, Казахстан,

Among the most prominent projects of the 21st century, the international programme for restoration of the Great Silk Way (GSW) has by right a special place both in historical and universal scales. The Great Silk Way has long attracted researchers' attention — that of historians, ethnographers, archeologists and other scholars.

Unlike other regions of Kazakhstan, contemporary opportunities and tendencies of forming tourism industry on the territory of South Kazakhstan have their peculiarities including the historically established basic track of the GSW and a considerable potential of tourist objects of historical and cultural heritage, a high degree of urbanization and dynamics of the population's growth as a bearer of the culture. They are also stipulated by the geographic position, natural and climatic conditions, transport and hydrographic networks and proximity to the neighbouring countries.

Среди наиболее перспективных проектов XXI века международная программа по возрождению Великого шелкового пути (ВШП) по праву занимает особое место по своим историческим и общечеловеческим масштабам. Великий шелковый путь издавна привлекает внимание исследователей: историков, этнографов, археологов и ученых других научных направлений. Современные возможности и тенденции формирования индустрии туризма на территории Южного Казахстана имеют свои особенности в отличие от других регионов страны, а именно: наличие исторически сложившейся основной трассы ВШП и, соответственно, значительный потенциал туристских объектов историко-культурного наследия, высокая степень урбанизации и динамика роста населения как носителя культуры. Они также определяются географическим положением, природно-климатическими условиями, транспортной и гидрографической сетью, близостью к границам соседних государств.

Keywords: tourism, tourist cluster, the Great Silk Way, the South-Kazakhstan section of the Great Silk Way

Ключевые слова: туризм, туристский кластер, Великий шелковый путь, Южно-Казахстанский отрезок Великого шелкового пути

В последние годы роль туризма в экономике существенно возросла. Это подтверждается статистическими данными ряда национальных и международных организаций. Сегодня для международного туризма Великий шелковый путь (ВШП) и его трассы, проходящие через Казахстан, — не только уникальный исторический памятник человеческой цивилизации, но и будущий опорный каркас центров и объектов индустрии и инфраструктуры национального туризма, требующий пристального внимания туроператоров, администраций, структур дорожного и коммунального строи-

тельства, специалистов ландшафтного дизайна и др. Превращение казахстанского участка ВШП в аттрактивный туристско-рекреацион-ный комплекс является актуальной проблемой развития туризма в Республике Казахстан.

Как показывает ретроспективный историко-географический анализ, Шелковый путь оказал огромное влияние на формирование политического, экономического, культурного устройства стран, через которые он проходил. Вдоль всех его маршрутов возникали крупные и малые торговые города и поселения. Наиболее испещренной караванными путями была Центральная Азия

16

научный журнал СЕРВИС PLUS 2012 / № 3

и, в особенности, территория кочевой цивилизации и городской культуры современного Казахстана. Этот регион пересекали десятки торговых маршрутов как по направлению «Юг—Север», так и по направлению «Восток—Запад» [1].

Экономико-географическое изучение каркаса расселения (как линии формирования потенциальных туристских центров), его теория и практика, методология и методика опираются, прежде всего, на имеющиеся научные концепции в этой области знания.

На примере Южно-Казахстанского региона были изучены факторы и возможности формирования современного опорного каркаса туристских центров на исторической модели трасс ВШП [2].

Поскольку туризм и его территориальные системы такого таксона, как Южный Казахстан — сложный с точки зрения методологического обоснования и методического обеспечения объект исследования, необходимо применение комплексного подхода, включающего изучение следующих взаимосвязанных факторов: при-родно-географического; социально-культурного; социально-экономического; демографического; геоэкологического; геополитического.

Анализ картографической модели трасс ВШП на Южно-Казахстанском участке показывает, что они, как и современные пути транспортного сообщения, проходят вдоль аридных зон. В аридных1 условиях Южно-Казахстанского региона основная трасса ВШП, вдоль которой формировались исторические центры городской и кочевой культур, носит водно-бассейновый характер. Причем экономическая и демографическая «емкость» территории определяется географическими факторами: величиной водных ресурсов и гидрографическим режимом рек. Из восьми водохозяйственных бассейнов Казахстана три находятся в Южном Казахстане: Арало-Сырдарьинский, Балхаш-Алакольский, Шу-Таласский. Здесь наиболее густая сеть трасс Шелкового пути.

Густота речной сети отразилась на формировании основных трасс системы ВШП, системы расселения, отразилась на плотности поселений, как развитых, так и потенциальных туристских центров вдоль его участков [3].

Как показывает картографический анализ, основные узловые элементы опорного каркаса

1 Аридный климат (от лат. апёш — сухой) — сухой климат с высокими температурами воздуха, испытывающими большие суточные колебания, и малым количеством атмосферных осадков (100—150 мм/год) или полным их отсутствием.

туризма Южного Казахстана образуют крупные города и городские агломерации — туристские центры.

Одна из особенностей размещения городов Южного Казахстана состоит в том, что из-за природных условий все туристские центры сдвинуты на юг.

Это с точки зрения управления составляет определенные трудности, потому что основная часть территории находится на севере. Поэтому регион необходимо выделить как отдельный туристско-рекреационный комплекс в составе общереспубликанской территориальной рекреационной системы с едиными управленческими полномочиями регионального характера.

Приоритетным представляется дальнейшее развитие крупных региональных туристских центров (подцентров) основной полосы расселения как опорного каркаса развития туристского хозяйства — Алматы, Тараза, Шымкента, Кызылорды.

Представляет также интерес Государственный национальный природный парк «Аксу-Джабаглы», занесенный в список ЮНЕСКО.

Правительством Казахстана было принято решение совместно с американскими партре-рами приступить к созданию 5—7 туристских кластеров. В рамках национального проекта «Казахстанская кластерная инициатива» была разработана концепция формирования туристского кластера, основанная на взвешенном и взаимовыгодном партнерстве государства и частных структур.

Кластер — это сконцентрированные по географическому принципу группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, компаний в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций. Иначе говоря, кластер — это группа близкорасположенных и связанных между собой предприятий и сопутствующих им организаций, работающих в определенной отрасли, объединенных и дополняющих друг друга. Кластер может охватывать район, регион или даже один город с захватом близлежащего города или соседних стран. Среди требуемых условий развития кластера следует выделить науку, предпринимательство в молодых и малых фирмах, открытость по отношению к новым идеям со стороны менеджмента организации, интеллектуальный потенциал или нематериальные активы компаний. Сегодня организационную структуру кластера можно представить как вза-

имодействие компаний, правительственных структур, исследовательских институтов, которые создают рабочие группы с соответствующей стратегической инициативой [4].

Как показал анализ положения по реализации кластерных инициатив, наиболее сложным моментом на этом пути для регионов и для Казахстана в ближайшее время станет проблема перераспределения ролей бизнеса и правительства. На данном этапе необходимо равноправное сотрудничество между бизнесом и правительством. Новая роль правительства должна заключаться в обеспечении условий для развития туризма, оказании помощи бизнесу в выявлении проблем, инвестиционных возможностей, получении правильных навыков, квалификаций, технологий, инфраструктуры, регулирования и корректировки промышленной и формирования инновационной туристской политики и мн. др.

При этом государство должно всячески поощрять инициативу предприятий, входящих в кластер через налоговую, финансово-кредитную и кадровую политику.

Одним из этапов реализации кластерного подхода в Южно-Казахстанской области, исходя из географического принципа его формирования, является разработка наглядной картографической модели районирования региона для определения внутренних районных и межрегиональных, международных (с Киргизией, Узбекистаном) кластеров.

Необходимо выделить опорные для развития кластера туристские территории, способные генерировать развитие внутреннего туризма и реализовывать инициативы развития въездного. И здесь в первую очередь необходимо вернуть в коммунальное хозяйство ЮжноКазахстанской области турбазу «Кырык-Кыз» (Толебийский р-н), которая была центром развития активных видов туризма в области.

Горные системы хребтов Майдантал, Кар-жантау, Угам, отчасти Пскем удобны и привлекательны для круглогодичного оздоровительного отдыха всех возрастов, спортивно-оздоровительных походов и путешествий, горнолыжного отдыха в зимний сезон, развития санаторно-курортного комплекса и лечения легочных и других заболеваний, оздоровления детей. Турбаза и сегодня может стать опорной географической точкой развития туристского кластера ЮКО [5].

Минеральные воды области далеко известны за пределами республики и представлены

Сарыагашским, Темирлановским и Манкент-ским месторождениями.

Исходя из известных нам исследований и наличия на территории области более 807 памятников истории и культуры, имеющих познавательную ценность, туристскую привлекательность и экзотичность, а некоторые, по оценке ЮНЕСКО, и мировую ценность: Мавзолей Хаджи Ясауи, Сайрамский комплекс древнего Испиджаба, археологических, архитектурных комплексов и древних коммуникаций ВШП, можно говорить о возрождении архитектурно-пространственной и этнокультурной среды кочевой и оседло-земледельческой культуры средневековья, ремесел, создании ритуально-обрядовых центров паломничества, театрализованных музеев под открытым небом и на этой основе развивать экскурсионно-по-знавательный и научно-исследовательский туризм, в особенности, археологический [6].

Опыт многих стран и регионов свидетельствует о том, что кластеры действительно способствуют высокой эффективности и, таким образом, повышают благосостояние нации. Роль исполнительной власти местных администраций в кластерном развитии экономики туризма заключается в создании благоприятного делового климата для частных предпринимателей как оси участников проекта и экономики в целом, которые обеспечат более высокую производительность и эффективность в данном секторе.

Для этого необходимо сформировать структуру полноценного штатного расписания отдела туризма по функциональному признаку выполняемых работ и выделить максимум штатных единиц, как в других регионах

Исходя из данных посылов, можно наметить конкретно-практические задачи реализации туристского кластера в ЮКО.

Разработка наглядной картографической модели районирования региона для определения внутренних районных и межрегиональных, международных (с Киргизией, Узбекистаном) кластеров.

На основе картографического анализа и информации, полученной в процессе полевых исследований по оценке туристско-рекреаци-онных ресурсов для целей туризма, необходимо создать кадастр аттрактивных для туристов природных зон и объектов для прогноза развития экологического, оздоровительно-спортивного, лечебно-оздоровительного видов туризма.

Исходя из того, что в области более 35% населения составляют дети до 14 лет, необходимо

18

научный журнал СЕРВИС РШв 2012 / № 3

выделить территории для развития детского оздоровительного отдыха, учебно-образовательного и учебно-просветительного видов туризма.

Выделить опорные для развития кластера туристские территории, способные генерировать развитие внутреннего туризма и реализовать инициативы развития въездного.

Инициировать на трассах Шымкент-Тур-кестан, Шымкент-Сары-Агаш и др. строительство транзитных пунктов-кемпингов для кратковременного отдыха туристов [7].

В Южно-Казахстанской области полюсами активного роста, по-видимому, будут Туркестан и Кентау, а в рамках Шымкентской агломерации перспективным являются города Сайрам, Тюлькубас, Арысь, Ленгер.

Что касается регионального развития туризма, то, возможно, линия опорного каркаса расселения в перспективе претерпит изменения, главная ось разовьется от Байконы-ра на западе, Туркестана — на северо-западе и до Талдыкоргана — на востоке. Об этом свидетельствуют растущие экономическая значимость и инвестиционная привлекательность вышеназванных городов, рост численности населения в них и в сельских пунктах, находящихся в зоне их влияния. Естественно, будет увеличиваться значимость линии Алматы— Астана, здесь появятся небольшие населенные пункты — локальные пункты туристского обслуживания на данной трассе. Все это указывает на то, что и в дальнейшем туристскими объектами будет уплотняться южная часть региона, где наиболее интенсивным «коридором роста», по всей вероятности, останется ось Ал-маты—Тараз—Шымкент [8].

С учетом геополитического положения региона, целесообразным является также создание новых элементов опорного каркаса развития туризма на основе тенденций расселения на внешних транспортных выходах за границы Казахстана, прежде всего, транспортно-тех-

нических и таможенных комплексов. Развитие внешних транспортно-торговых выходов необходимо совмещать с формированием свободных экономических зон (Достык, Хоргос, Жибек Жолы, Акжол).

В заключение можно выделить следующие факторы, существенно влияющие на формирование опорного каркаса туристских центров данного отрезка ВШП и реализацию потенциальных возможностей туризма или тесно связанные с ним: усиление интеграционных тенденций в развитии и формировании территориально-рекреационных систем и туристско-рекреационных комплексов; ориентация на конечные социальные цели экономического развития туризма, последовательное преодоление социально-территориальных различий между территориально-рекреационными системами региона; экологизация развития и рационального размещения производительных сил, ориентированных на альтернативные виды деятельности туристско-рекреационного направления в противовес традиционным (натуральное хозяйство, скотоводство и др.); повышение действенности региональной туристской политики, роли местных структур управления в решении проблем комплексного экономического и социального развития туристской отрасли.

Выделенные особенности тесно связаны между собой и взаимообусловлены изменениями в формах туристского хозяйства и структуре рационального регионального развития. Причем туристское хозяйство региона как сложная территориальная социально-экономическая система выступает одновременно и результатом, и фактором дальнейшего развития производительных сил. То есть как составная часть территориальной организации общества оно неразрывно связано с социально-экономическими и социально-культурными преобразованиями всех сфер будущего туристского хозяйственного комплекса.

Литература

1. Ердавлетов С.Р. География туризма: история. Теория, методы, практика. Алматы, 2000.

2. Александрова А.Ю. Международный туризм. М., 2002.

3. Тынчырева З. Ф., Ягофаров Г. Ф. Основы планирования и организации туристской деятельности. Алматы, 2003.

4. Жолдасбеков А.А. Планирование и организация туристского бизнеса. Алматы, 2010.

5. Байпаков К.М. Средневековые города Казахстана на Великом Шелковом пути. Алматы: Гылым, 1998.

6. Лубо-Лесниченко Е.И. Великий шелковый путь // Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. М., 1988.

7. АкишевК.А. Семиречье и Южный Казахстан: История Казахской ССР: с древнейших времен до наших дней. В 5 т. Алма-Ата, 1977.

8. Байпаков К.М. Средневековые города Казахстана на Великом шелковом пути. Алматы: Гылым, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.