А. Н. РЯХОВСКАЯ
Профессор, д. э. н., ректор Института экономики и антикризисного управления (ИЭАУ), завкафедрой «Экономика и антикризисное управление» Финансового университета при правительстве Российской Федерации.
Сферой научных интересов являются проблемы антикризисного управления организациями, развитие восстановительных процедур банкротства, вопросы экономики жилищно-коммунального хозяйства и предприятий различных видов деятельности. Является членом Экспертного совета по вопросам несостоятельности предприятий при Министерстве экономического развития РФ, членом попечительского совета НП «Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих в Центральном федеральном округе» (ПАУЦФО), членом Совета Ассоциации российских банков, членом экспертной комиссии VI Российского конкурса образовательных программ и методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области муниципального управления при МЭР РФ, членом аккредитационной комиссии Палаты налоговых консультантов, членом научно-технического совета Управления делами мэра и правительства Москвы.
статье анализируются качественные изменения в системе подготовки кадров в области антикризисного и арбитражного управления. Особое внимание уделено проблемам высшего профессионального образования в результате его реформирования. Авторами дана оценка сложившейся системы подготовки арбитражных управляющих и показано ее влияние на обеспечение эффективности института банкротств России. Сформулированы предложения по формированию системы подготовки и повышения квалификации кадров в области антикризисного и арбитражного управления.
антикризисный управляющий, арбитражный управляющий, образовательные стандарты, профессиональный профиль, повышение квалификации, профессиональная некомпетентность.
Н. Г. АКУЛОВА
К.э.н., доцент, завкафедрой «Антикризисное управление» Института экономики и антикризисного управления
E-mail:
Ь)
развития системы
онвоццв
ииа
о
D
по антикризисному и арбитражному управлению
E-mail:
[email protected] [email protected]
Системная модернизация как стратегия развития российской экономики не может осуществляться в отрыве от решения проблем высшего, послевузовского и дополнительного образования. Образовательное сообщество, деловые круги и органы власти понимают, что устойчивая система образования - это не только мощный механизм по минимизации негативных последствий кризиса, но и эффективный инструмент сохранения и накопления интеллектуального потенциала для его преодоления и обеспечения посткризисного раз-
вития страны. Именно так всегда рассматривали потенциал образования в кризисные времена ведущие страны мира - через модернизацию к инновационному обновлению. История неоднократно подтверждала действенность такого механизма, и Россия здесь не является исключением. Когда становится понятно, что делать, важно определить, кто и как это будет реализовывать. И если не будет сформировано кадровое обеспечение процессов модернизации экономики, то самые мудрые и дальновидные планы обречены на провал.
2010 № 2 (61)
Сейчас для российского общества и государства важно смоделировать посткризисную образовательную систему, нацеленную на решение задач опережающего развития, которая явилась бы катализатором стабилизации национальной экономики. Особое место в этой образовательной среде занимает система подготовки профессионалов в области антикризисного и арбитражного управления, которая в настоящее время претерпевает серьезные, противоречивые изменения. Реализация идей многоуровневого непрерывного образования, реальная многолетняя практика подготовки антикризисных и арбитражных управляющих в нашей стране актуализируют нарастающий круг проблем, с решением которых связано дальнейшее совершенствование профессионального образования в этой области.
Необходимость и возможность совершенствования подготовки специалистов в области антикризисного и арбитражного управления обусловлена следующими основными обстоятельствами:
- в условиях глобального финансового кризиса обострились проблемы многих российских предприятий реального сектора, связанные с нарушением финансового равновесия, что вызывает потребность в профессионалах с особым набором знаний, умений и компетенций по финансовому оздоровлению предприятий
- процессы глобализации хозяйственных отношений привели к изменению характера экономических циклов: продолжительность цикла сократилась с 11-12 лет до 5-7 лет, т. е. кризисы стали наступать чаще; цикл синхронизировался по странам; государства и союзы государств стали осуществлять активную антикризисную политику
- антикризисное управление на микроуровне возникает в рамках традиционного управления в виде антицепативного управления и существенно видоизменяется в зависимости от масштабов и стадии кризиса, постепенно приобретая самостоятельный вид деятельности в виде арбитражного управления
- антикризисное управление имеет ряд принципиальных отличий от традиционного управления по таким основным параметрам: условия деятельности бизнеса (высокий темп изменений, непредсказуемость ситуации, новые управленческие проблемы); цели деятельности; организация ресурсов для достижения цели; характер управленческой информации; стиль руководства
- в период кризиса разрушаются традиционные хозяйственные связи, поэтому необходимо ориентироваться на задачи и условия функ-
ционирования систем более высокого порядка, для которых предприятие выступает в качестве лишь одного из элементов. При таком условии предприятие выступает как открытая бизнес-система, которая ищет свое место в рамках систем более высокого порядка
- в перспективе потребность в специалистах в области антикризисного и арбитражного управления будет возрастать, так как мировой наукой и практикой доказано, что для успешного функционирования института несостоятельности и предотвращения незаконного захвата собственности нужны высококвалифицированные, адекватные потребностям рынка профессионалы, способные предупредить кризис, вывести предприятие из кризиса, цивилизованно и эффективно осуществлять процедуры, применяемые в деле о банкротстве
- наблюдается тенденция совершенствования законодательства о несостоятельности в сторону возрастания роли восстановительных процедур, применяемых в деле о банкротстве должника, что, в свою очередь, повышает требования к арбитражным управляющим в области диагностики, разработки и реализации планов финансового оздоровления и внешнего управления.
Необходимо отметить, что при рассмотрении вопроса о кадровом сопровождении антикризисных программ важно произвести дифференциацию специалистов на два вида - антикризисные управляющие и арбитражные управляющие, что обусловлено существенными различиями выполняемых ими функций.
Основными функциями специалиста по антикризисному управлению являются предвидение, предупреждение кризисов, анализ их симптомов, разработка мер по предотвращению негативных явлений в деятельности компании, мер по ее переводу из неустойчивого состояния в стабильное, использование факторов кризиса для развития, разработка и реализация внесудебных оздоровительных процедур.
Арбитражный управляющий - специалист, назначаемый арбитражным судом для управления несостоятельными организациями. Чтобы получить статус арбитражного управляющего необходимо, кроме высшего образования, еще пройти курс дополнительного обучения и сдать теоретический экзамен по специальной программе подготовки этих специалистов; иметь стаж работы на руководящих должностях не менее одного года и пройти стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве в течение не менее шести месяцев или стажировку в качестве помощника
эффективное /Антикризисное
правление
Наука
Стратегическая базовая модель непрерывной многоуровневой подготовки специалистов в области антикризисного и арбитражного управления
арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее двух лет, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией.
Стратегическая базовая модель непрерывной подготовки специалистов по антикризисному и арбитражному управлению в соответствии с последними изменениями системы высшего профессионального образования показана на рисунке.
Особое значение в этих условиях приобретает развитие образовательных программ высшего экономического образования в разрезе компетенций, направленных на антикризисное управление на макро-, мезо- и микроуровне экономики. Антикризисные программы правительства РФ и задачи модернизации экономики не могут быть эффективно реализованы без подготовки выпускников, способных профессионально принимать и реализовывать как превентивные антикризисные управленческие решения, так и нестандартные антикризисные
управленческие решения в досудебных и судебных процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Однако система подготовки, сложившаяся с начала 90-х годов, сегодня разрушается, что связано с реформированием высшего образования в России. В настоящее время профессиональные профили, предлагаемые в проекте ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров «Менеджмент», не учитывают уникальную экономическую составляющую антикризисного управления, а также многообразную и динамичную нормативно-законодательную составляющую. Среди двенадцати предлагаемых профилей по данному направлению подготовки бакалавров есть такие, как «Логистика», «Информационный менеджмент», «Управление человеческими ресурсами» и пр., а профиля «Антикризисное управление» - нет. Более того, вызывает недоумение отсутствие в базовой части проекта нового стандарта хоть какой-нибудь учебной дисциплины по антикризисному управлению. Можно было бы предположить, что формирование компетенций в такой обширной области, как антикризисное и арбитражное управление, рассредоточено по другим дисциплинам, однако из пятидесяти профессиональных компетенций не предложено ни одной по профилактике и выходу из кризиса.
Учитывая, что образовательные стандарты нового поколения призваны стать «проводниками» перспективных отечественных, международных и европейских тенденций реформирования и развития высшего образования, исходя из стратегических интересов и культурно-образовательных традиций России, представляется необходимым открыть профессиональный профиль «Антикризисное управление» в рамках направления подготовки бакалавров «Менеджмент». Наличие выпускников высшего образования в любой области управленческой деятельности является важным условием обеспечения
2010 № 2 (61)
ее эффективности, которого может быть лишен институт банкротства России.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров по профессиональному профилю подготовки «Антикризисное управление» могут стать:
• органы государственного и муниципального управления по экономической политике, предпринимательству и собственности
• подразделения стратегического развития организаций всех форм собственности
• аналитические службы
• организации, осуществляющие консалтинговую и экспертную деятельность
• саморегулируемые организации арбитражных управляющих
• команды арбитражных управляющих.
Профессиональные профили должны быть
четко определены в разрабатываемой компетент-ностной модели ФГОС ВПО и одновременно должны сохранять возможность изменений. Открытие такого профессионального профиля, как «Антикризисное управление», будет способствовать удовлетворению требования, предусмотренного «Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации»: «В условиях развития экономики знаний предстоит обеспечить условия для формирования национальной инновационной системы, в рамках которой должна осуществляться интеграция образования, науки и экономики» [1].
Другой важной проблемой является наличие существенных недостатков в дополнительном образовании, которое в данном случае состоит из двух частей: подготовки арбитражных управляющих по программе Министерства экономического развития и повышения их квалификации. При этом если с первой составляющей образовательные учреждения как-то справляются, то повышение квалификации арбитражных управляющих сегодня, по сути, отсутствует. Тем самым игнорируется ст. 22 Закона о банкротстве, в которой закреплено, что СРО обязано «организовывать повышение уровня профессиональной подготовки своих членов» [2]. Однако практически ни одна СРО арбитражных управляющих России даже и не пытается ее выполнять, о чем свидетельствуют результаты анализа их стандартов, в которых указано, что арбитражные управляющие обязаны постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Такая разница в формулировках свидетельствует о пренебрежительном выполнении СРО ее важнейшей функции и самоустранении Управления по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Росреестра от контроля выполнения данной нормы законодательства.
Наряду с этим следует подчеркнуть, что одной из основных обязанностей СРО арбитражных управляющих является контроль профессиональной деятельности ее членов в части соблюдения требований Федерального закона о несостоятельности, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности [2]. А из вышесказанного следует, что налицо ярко выраженное противоречие между обеспечением функции контроля со стороны СРО за соблюдением законодательства ее членами и несоблюдением законодательства самой СРО арбитражных управляющих в плане организации повышения уровня профессиональной подготовки ее членов.
Правда, отдельные СРО проводят тематические семинары, конференции, что является, безусловно, положительным, однако не заменяет полноценного постоянного повышения квалификации.
Существенные недостатки в области повышения квалификации стали одной из причин значительного числа нарушений со стороны арбитражных управляющих. Так, в расчете на одного арбитражного управляющего из семи тысяч состоящих в госреестре приходится 1,5 жалобы, однако если учесть «мертвые души» (например, из числа не назначаемых более трех лет), то картина будет более печальной. Крайне слабый интерес СРО в повышении квалификации своих членов подтверждает следующий факт: в конце прошлого года после внесения в план работы подкомитета по антикризисному управлению и проблемным долгам Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты РФ вопроса о выполнении СРО требований законодательства по организации повышения квалификации ее членов Институт экономики и антикризисного управления провел эксперимент - предложил двенадцати СРО провести на бесплатной основе однодневный семинар по проблемам арбитражного управления с привлечением по их выбору ведущих специалистов России и включением по их желанию вопросов для рассмотрения. Со стороны института было выдвинуто одно требование - должно быть не менее 70 арбитражных управляющих. Вместо двенадцати было проведено два семинара: первый - с НП «Первая саморегулируемая организация арбитражных управляющих», а второй -с НП «РСОПАУ».
О необходимости организации постоянного повышения квалификации арбитражных управ-
эффективное /Антикризисное
правление
Наука
ляющих свидетельствует также рост количества нарушений в ходе проведения дел о банкротстве. Так, в 2009 г. в Росреестр поступило более 10 тысяч обращений на их ненадлежащие действия (бездействие). Судами вынесены решения о привлечении почти 2300 арбитражных управляющих к административной ответственности, дисквалифицированы 38 челеловек Значительная часть нарушений связана с недостаточным уровнем профессиональных знаний и умений. Об этом свидетельствуют и результаты сдачи экзаменов в Институте экономики и антикризисного управления за последние три года по программам Банка России и Минэнерго, когда многие практикующие арбитражные управляющие не в состоянии ответить на вопрос об основных положениях, закрепленных Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Это говорит о том, что после получения свидетельства арбитражного управляющего основной закон ими забыт, а систематические поправки и дополнения к законодательству о банкротстве не изучаются.
Отсюда возникает вопрос: как будет выполняться поручение президента РФ о замене ликвидационной направленности института банкротства на реабилитационную? Сложность планирования и организации оздоровительных процедур (формирование плана финансового оздоровления и внешнего управления, выбор эффективных форм и видов бизнеса на инновационной рисковой основе, организация взаимодействия бизнеса с государством и общественностью, обеспечение конкурентной стратегии бизнеса) не способствует заинтересованности арбитражных управляющих, большинство из которых имеют техническое образование, в проведении реабилитационных процедур, применяемых в деле о банкротстве должника. Для распродажи предприятий, а это происходит в большинстве случаев, уже выработан определенный алгоритм действий, в то время как для вывода предприятий из кризиса, их финансового оздоровления необходима совокупность знаний и уникальных компетенций в области экономики, менеджмента, финансов, психологии, различных отраслей права (конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового, налогового, трудового). Но сегодня лишь незначительная часть арбитражных управляющих владеет этими знаниями, практическими навыками и технологиями антикризисного управления, т. е. вопрос об организации постоянного повышения квалификации более чем своевремен. Нерешенность этого вопроса провоцирует функциональную неграмотность
и профессиональную некомпетентность арбитражных управляющих.
Формирование системы повышения квалификации арбитражных управляющих сопряжено с необходимостью решения ряда вопросов:
1. Какова должна быть продолжительность обучения?
2. Каково содержание программы, кто ее разрабатывает и утверждает?
3. Как часто она изменяется?
4. Какова периодичность прохождения курсов повышения квалификации - конкретным арбитражным управляющим?
5. Какой характер должна носить программа повышения квалификации - универсальный или индивидуальный для каждой СРО?
Что касается продолжительности обучения, то в соответствии с действующим законодательством об образовании повышением квалификации считается обучение не менее 72 часов в образовательном учреждении [3].
Представляется, что программа должна разрабатываться обучающими организациями, СРО, с участием национального объединения, Росреестра и Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России. Важнейшим вопросом является содержание программы, при решении которого можно использовать опыт оценщиков, программа повышения квалификации которых включает следующие компоненты:
• обязательные дисциплины
• дисциплины по выбору или вариативную часть
• итоговую аттестацию.
При повышении квалификации арбитражных управляющих обязательные дисциплины должны предусматривать изучение отдельных положений дисциплин Единой программы подготовки арбитражных управляющих, утвержденной приказом МЭР России 10.12.2009 г. № 517, актуализированных с учетом прошедших изменений, а их доля не должна превышать 70% учебного времени.
Дисциплины по выбору предназначены для углубленного изучения отдельных проблем с учетом специализации данной группы слушателей.
Под специализацией понимается формирование специальных групп слушателей, например для финансового оздоровления ЖКХ, сельскохозяйственных, градообразующих организаций, предприятий ВПК и т. д.
Целесообразно предварительно провести анкетирование арбитражных управляющих на предмет выявления их пожеланий и предпочтений по ее содержанию.
2010 № 2 (61)
Важно решить вопрос о периодичности изменения программы (1 раз в год, 1 раз в 2 года). При решении этой части задачи следует учитывать постоянное изменение нормативно-законодательной базы, тенденцию к усложнению задач, решаемых арбитражными управляющими, а также изменение вектора развития института банкротства с ликвидационного на реабилитационный.
После решения вопросов «чему учить?», «как часто учить?» необходимо ответить на вопрос «как учить?», чтобы достичь максимального результата.
Ключевой вопрос тут - количество часов аудиторной работы.
В соответствии с действующим законодательством 100%-ная аудиторная подготовка обязательна только при профессиональной переподготовке, т. е. при первичном обучении арбитражных управляющих. При повышении квалификации возможно использование:
1) модульно-блочной системы с возможностью изучения всей программы с разбивкой на блоки;
2) дистанционных и информационных технологий, с организацией учебного процесса в режиме онлайн;
3) экстерната, т. е. самостоятельного изучения всего материала программы. Все это позволит арбитражным управляющим обновить свои знания без отрыва или с частичным отрывом от работы;
4) различных методов и форм обучения: лекций и практических занятий, моделирования компонентов профессиональной деятельности антикризисного и арбитражного управляющего, деловых игр, разборов кейс-стади, мастер-классов.
Важно продумать форму итогового контроля знаний (тестирование, устный, письменный, устно-письменный экзамен).
Для обеспечения качественного повышения квалификации арбитражных управляющих не менее важно отработать систему отбора вузов.
В этой связи необходимо напомнить, что в период функционирования ФСФО России подготовку арбитражных управляющих осуществляли 113 вузов с получением необходи-
мой аккредитации. В 2009 г. таких вузов было 51, они подготовили более 1700 арбитражных управляющих. Сегодня соглашение о сотрудничестве с Росреестром заключили 40 вузов, 8 из них находятся в Москве. В данном случае речь идет о подготовке арбитражных управляющих по программе Росреестра. При этом вузовское сообщество и СРО знают о качестве подготовки в каждой обучающей организации.
Рособрнадзор, проверяя качественные показатели вузов, оценивает процентное соотношение отличных, хороших и неудовлетворительных оценок, периодичность проведения групп в системе дополнительного образования, обеспеченность учебного процесса учебно-методической литературой, наличие современных технических средств обучения и т. д. Это в конечном итоге подтверждается или не подтверждается свидетельством о госаккредитации.
Следовательно, современный вуз, имеющий государственную аккредитацию, применяющий прогрессивные педагогические технологии и обладающий опытом профессионального партнерства с сообществами арбитражных управляющих, должен быть кластером антикризисного и арбитражного обучения - только при этом сохраняется и активная обратная связь и происходит реальная коррекция подготовки качества специалистов и их специализации.
Весь комплекс перечисленных проблем и перспективы развития системы подготовки специалистов по антикризисному и арбитражному управлению обсуждались в апреле 2010 г. на заседании подкомитета по антикризисному управлению и проблемным долгам Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты РФ. В результате была создана рабочая группа по разработке механизма повышения квалификации арбитражных управляющих с включением в ее состав представителей всех заинтересованных организаций, которой поручено обобщить и систематизировать многочисленные предложения, с реализацией которых связано дальнейшее развитие непрерывного многоуровневого профессионального образования в сфере антикризисного и арбитражного управления.
Эффективное /Антикризисное " гправление
1. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации // Журнал «Экономика России: XXI век». 2006. №19.
2. Федеральный закон РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 22, п. 2.
3. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (в ред. постановлений правительства РФ от 10.03.2000 № 213, от 23.12.2002 № 919, от 31.03.2003 № 175), ст. 7.