Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития системы подготовки специалистов по антикризисному и арбитражному управлению'

Актуальные проблемы развития системы подготовки специалистов по антикризисному и арбитражному управлению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
infrastructure / Reorganization / Target functions / Forecast / Sustainable development / Strategic planning / ecology / resource saving / Power / антикризисный управляющий / арбитражный управляющий / образовательные стандарты / профессиональный профиль / повышение квалификации / профессиональная некомпетентность / innovative economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ряховская А. Н., Акулова Н. Г.

В статье анализируются качественные изменения в системе подготовки кадров в области антикризисного и арбитражного управления. Особое внимание уделено проблемам высшего профессионального образования в результате его реформирования. Авторами дана оценка сложившейся системы подготовки арбитражных управляющих и показано ее влияние на обеспечение эффективности института банкротств России. Сформулированы предложения по формированию системы подготовки и повышения квалификации кадров в области антикризисного и арбитражного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses qualitative changes in personnel training system in the field of crisis and insolvency management. Special emphasis is made on problems of higher professional education as a result of its reformation. The authors assess the existing system of insolvency officer training and show its impact on providing the efficiency of Russian insolvency institution. They develop suggestions on organizing the system of training and qualification upgrade for personnel in the field of crisis and insolvency management.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития системы подготовки специалистов по антикризисному и арбитражному управлению»

А. Н. РЯХОВСКАЯ

Профессор, д. э. н., ректор Института экономики и антикризисного управления (ИЭАУ), завкафедрой «Экономика и антикризисное управление» Финансового университета при правительстве Российской Федерации.

Сферой научных интересов являются проблемы антикризисного управления организациями, развитие восстановительных процедур банкротства, вопросы экономики жилищно-коммунального хозяйства и предприятий различных видов деятельности. Является членом Экспертного совета по вопросам несостоятельности предприятий при Министерстве экономического развития РФ, членом попечительского совета НП «Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих в Центральном федеральном округе» (ПАУЦФО), членом Совета Ассоциации российских банков, членом экспертной комиссии VI Российского конкурса образовательных программ и методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области муниципального управления при МЭР РФ, членом аккредитационной комиссии Палаты налоговых консультантов, членом научно-технического совета Управления делами мэра и правительства Москвы.

статье анализируются качественные изменения в системе подготовки кадров в области антикризисного и арбитражного управления. Особое внимание уделено проблемам высшего профессионального образования в результате его реформирования. Авторами дана оценка сложившейся системы подготовки арбитражных управляющих и показано ее влияние на обеспечение эффективности института банкротств России. Сформулированы предложения по формированию системы подготовки и повышения квалификации кадров в области антикризисного и арбитражного управления.

антикризисный управляющий, арбитражный управляющий, образовательные стандарты, профессиональный профиль, повышение квалификации, профессиональная некомпетентность.

Н. Г. АКУЛОВА

К.э.н., доцент, завкафедрой «Антикризисное управление» Института экономики и антикризисного управления

E-mail:

[email protected]

Ь)

развития системы

онвоццв

ииа

о

D

по антикризисному и арбитражному управлению

E-mail:

[email protected] [email protected]

Системная модернизация как стратегия развития российской экономики не может осуществляться в отрыве от решения проблем высшего, послевузовского и дополнительного образования. Образовательное сообщество, деловые круги и органы власти понимают, что устойчивая система образования - это не только мощный механизм по минимизации негативных последствий кризиса, но и эффективный инструмент сохранения и накопления интеллектуального потенциала для его преодоления и обеспечения посткризисного раз-

вития страны. Именно так всегда рассматривали потенциал образования в кризисные времена ведущие страны мира - через модернизацию к инновационному обновлению. История неоднократно подтверждала действенность такого механизма, и Россия здесь не является исключением. Когда становится понятно, что делать, важно определить, кто и как это будет реализовывать. И если не будет сформировано кадровое обеспечение процессов модернизации экономики, то самые мудрые и дальновидные планы обречены на провал.

2010 № 2 (61)

Сейчас для российского общества и государства важно смоделировать посткризисную образовательную систему, нацеленную на решение задач опережающего развития, которая явилась бы катализатором стабилизации национальной экономики. Особое место в этой образовательной среде занимает система подготовки профессионалов в области антикризисного и арбитражного управления, которая в настоящее время претерпевает серьезные, противоречивые изменения. Реализация идей многоуровневого непрерывного образования, реальная многолетняя практика подготовки антикризисных и арбитражных управляющих в нашей стране актуализируют нарастающий круг проблем, с решением которых связано дальнейшее совершенствование профессионального образования в этой области.

Необходимость и возможность совершенствования подготовки специалистов в области антикризисного и арбитражного управления обусловлена следующими основными обстоятельствами:

- в условиях глобального финансового кризиса обострились проблемы многих российских предприятий реального сектора, связанные с нарушением финансового равновесия, что вызывает потребность в профессионалах с особым набором знаний, умений и компетенций по финансовому оздоровлению предприятий

- процессы глобализации хозяйственных отношений привели к изменению характера экономических циклов: продолжительность цикла сократилась с 11-12 лет до 5-7 лет, т. е. кризисы стали наступать чаще; цикл синхронизировался по странам; государства и союзы государств стали осуществлять активную антикризисную политику

- антикризисное управление на микроуровне возникает в рамках традиционного управления в виде антицепативного управления и существенно видоизменяется в зависимости от масштабов и стадии кризиса, постепенно приобретая самостоятельный вид деятельности в виде арбитражного управления

- антикризисное управление имеет ряд принципиальных отличий от традиционного управления по таким основным параметрам: условия деятельности бизнеса (высокий темп изменений, непредсказуемость ситуации, новые управленческие проблемы); цели деятельности; организация ресурсов для достижения цели; характер управленческой информации; стиль руководства

- в период кризиса разрушаются традиционные хозяйственные связи, поэтому необходимо ориентироваться на задачи и условия функ-

ционирования систем более высокого порядка, для которых предприятие выступает в качестве лишь одного из элементов. При таком условии предприятие выступает как открытая бизнес-система, которая ищет свое место в рамках систем более высокого порядка

- в перспективе потребность в специалистах в области антикризисного и арбитражного управления будет возрастать, так как мировой наукой и практикой доказано, что для успешного функционирования института несостоятельности и предотвращения незаконного захвата собственности нужны высококвалифицированные, адекватные потребностям рынка профессионалы, способные предупредить кризис, вывести предприятие из кризиса, цивилизованно и эффективно осуществлять процедуры, применяемые в деле о банкротстве

- наблюдается тенденция совершенствования законодательства о несостоятельности в сторону возрастания роли восстановительных процедур, применяемых в деле о банкротстве должника, что, в свою очередь, повышает требования к арбитражным управляющим в области диагностики, разработки и реализации планов финансового оздоровления и внешнего управления.

Необходимо отметить, что при рассмотрении вопроса о кадровом сопровождении антикризисных программ важно произвести дифференциацию специалистов на два вида - антикризисные управляющие и арбитражные управляющие, что обусловлено существенными различиями выполняемых ими функций.

Основными функциями специалиста по антикризисному управлению являются предвидение, предупреждение кризисов, анализ их симптомов, разработка мер по предотвращению негативных явлений в деятельности компании, мер по ее переводу из неустойчивого состояния в стабильное, использование факторов кризиса для развития, разработка и реализация внесудебных оздоровительных процедур.

Арбитражный управляющий - специалист, назначаемый арбитражным судом для управления несостоятельными организациями. Чтобы получить статус арбитражного управляющего необходимо, кроме высшего образования, еще пройти курс дополнительного обучения и сдать теоретический экзамен по специальной программе подготовки этих специалистов; иметь стаж работы на руководящих должностях не менее одного года и пройти стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве в течение не менее шести месяцев или стажировку в качестве помощника

эффективное /Антикризисное

правление

Наука

Стратегическая базовая модель непрерывной многоуровневой подготовки специалистов в области антикризисного и арбитражного управления

арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее двух лет, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией.

Стратегическая базовая модель непрерывной подготовки специалистов по антикризисному и арбитражному управлению в соответствии с последними изменениями системы высшего профессионального образования показана на рисунке.

Особое значение в этих условиях приобретает развитие образовательных программ высшего экономического образования в разрезе компетенций, направленных на антикризисное управление на макро-, мезо- и микроуровне экономики. Антикризисные программы правительства РФ и задачи модернизации экономики не могут быть эффективно реализованы без подготовки выпускников, способных профессионально принимать и реализовывать как превентивные антикризисные управленческие решения, так и нестандартные антикризисные

управленческие решения в досудебных и судебных процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Однако система подготовки, сложившаяся с начала 90-х годов, сегодня разрушается, что связано с реформированием высшего образования в России. В настоящее время профессиональные профили, предлагаемые в проекте ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров «Менеджмент», не учитывают уникальную экономическую составляющую антикризисного управления, а также многообразную и динамичную нормативно-законодательную составляющую. Среди двенадцати предлагаемых профилей по данному направлению подготовки бакалавров есть такие, как «Логистика», «Информационный менеджмент», «Управление человеческими ресурсами» и пр., а профиля «Антикризисное управление» - нет. Более того, вызывает недоумение отсутствие в базовой части проекта нового стандарта хоть какой-нибудь учебной дисциплины по антикризисному управлению. Можно было бы предположить, что формирование компетенций в такой обширной области, как антикризисное и арбитражное управление, рассредоточено по другим дисциплинам, однако из пятидесяти профессиональных компетенций не предложено ни одной по профилактике и выходу из кризиса.

Учитывая, что образовательные стандарты нового поколения призваны стать «проводниками» перспективных отечественных, международных и европейских тенденций реформирования и развития высшего образования, исходя из стратегических интересов и культурно-образовательных традиций России, представляется необходимым открыть профессиональный профиль «Антикризисное управление» в рамках направления подготовки бакалавров «Менеджмент». Наличие выпускников высшего образования в любой области управленческой деятельности является важным условием обеспечения

2010 № 2 (61)

ее эффективности, которого может быть лишен институт банкротства России.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров по профессиональному профилю подготовки «Антикризисное управление» могут стать:

• органы государственного и муниципального управления по экономической политике, предпринимательству и собственности

• подразделения стратегического развития организаций всех форм собственности

• аналитические службы

• организации, осуществляющие консалтинговую и экспертную деятельность

• саморегулируемые организации арбитражных управляющих

• команды арбитражных управляющих.

Профессиональные профили должны быть

четко определены в разрабатываемой компетент-ностной модели ФГОС ВПО и одновременно должны сохранять возможность изменений. Открытие такого профессионального профиля, как «Антикризисное управление», будет способствовать удовлетворению требования, предусмотренного «Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации»: «В условиях развития экономики знаний предстоит обеспечить условия для формирования национальной инновационной системы, в рамках которой должна осуществляться интеграция образования, науки и экономики» [1].

Другой важной проблемой является наличие существенных недостатков в дополнительном образовании, которое в данном случае состоит из двух частей: подготовки арбитражных управляющих по программе Министерства экономического развития и повышения их квалификации. При этом если с первой составляющей образовательные учреждения как-то справляются, то повышение квалификации арбитражных управляющих сегодня, по сути, отсутствует. Тем самым игнорируется ст. 22 Закона о банкротстве, в которой закреплено, что СРО обязано «организовывать повышение уровня профессиональной подготовки своих членов» [2]. Однако практически ни одна СРО арбитражных управляющих России даже и не пытается ее выполнять, о чем свидетельствуют результаты анализа их стандартов, в которых указано, что арбитражные управляющие обязаны постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Такая разница в формулировках свидетельствует о пренебрежительном выполнении СРО ее важнейшей функции и самоустранении Управления по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Росреестра от контроля выполнения данной нормы законодательства.

Наряду с этим следует подчеркнуть, что одной из основных обязанностей СРО арбитражных управляющих является контроль профессиональной деятельности ее членов в части соблюдения требований Федерального закона о несостоятельности, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности [2]. А из вышесказанного следует, что налицо ярко выраженное противоречие между обеспечением функции контроля со стороны СРО за соблюдением законодательства ее членами и несоблюдением законодательства самой СРО арбитражных управляющих в плане организации повышения уровня профессиональной подготовки ее членов.

Правда, отдельные СРО проводят тематические семинары, конференции, что является, безусловно, положительным, однако не заменяет полноценного постоянного повышения квалификации.

Существенные недостатки в области повышения квалификации стали одной из причин значительного числа нарушений со стороны арбитражных управляющих. Так, в расчете на одного арбитражного управляющего из семи тысяч состоящих в госреестре приходится 1,5 жалобы, однако если учесть «мертвые души» (например, из числа не назначаемых более трех лет), то картина будет более печальной. Крайне слабый интерес СРО в повышении квалификации своих членов подтверждает следующий факт: в конце прошлого года после внесения в план работы подкомитета по антикризисному управлению и проблемным долгам Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты РФ вопроса о выполнении СРО требований законодательства по организации повышения квалификации ее членов Институт экономики и антикризисного управления провел эксперимент - предложил двенадцати СРО провести на бесплатной основе однодневный семинар по проблемам арбитражного управления с привлечением по их выбору ведущих специалистов России и включением по их желанию вопросов для рассмотрения. Со стороны института было выдвинуто одно требование - должно быть не менее 70 арбитражных управляющих. Вместо двенадцати было проведено два семинара: первый - с НП «Первая саморегулируемая организация арбитражных управляющих», а второй -с НП «РСОПАУ».

О необходимости организации постоянного повышения квалификации арбитражных управ-

эффективное /Антикризисное

правление

Наука

ляющих свидетельствует также рост количества нарушений в ходе проведения дел о банкротстве. Так, в 2009 г. в Росреестр поступило более 10 тысяч обращений на их ненадлежащие действия (бездействие). Судами вынесены решения о привлечении почти 2300 арбитражных управляющих к административной ответственности, дисквалифицированы 38 челеловек Значительная часть нарушений связана с недостаточным уровнем профессиональных знаний и умений. Об этом свидетельствуют и результаты сдачи экзаменов в Институте экономики и антикризисного управления за последние три года по программам Банка России и Минэнерго, когда многие практикующие арбитражные управляющие не в состоянии ответить на вопрос об основных положениях, закрепленных Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Это говорит о том, что после получения свидетельства арбитражного управляющего основной закон ими забыт, а систематические поправки и дополнения к законодательству о банкротстве не изучаются.

Отсюда возникает вопрос: как будет выполняться поручение президента РФ о замене ликвидационной направленности института банкротства на реабилитационную? Сложность планирования и организации оздоровительных процедур (формирование плана финансового оздоровления и внешнего управления, выбор эффективных форм и видов бизнеса на инновационной рисковой основе, организация взаимодействия бизнеса с государством и общественностью, обеспечение конкурентной стратегии бизнеса) не способствует заинтересованности арбитражных управляющих, большинство из которых имеют техническое образование, в проведении реабилитационных процедур, применяемых в деле о банкротстве должника. Для распродажи предприятий, а это происходит в большинстве случаев, уже выработан определенный алгоритм действий, в то время как для вывода предприятий из кризиса, их финансового оздоровления необходима совокупность знаний и уникальных компетенций в области экономики, менеджмента, финансов, психологии, различных отраслей права (конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового, налогового, трудового). Но сегодня лишь незначительная часть арбитражных управляющих владеет этими знаниями, практическими навыками и технологиями антикризисного управления, т. е. вопрос об организации постоянного повышения квалификации более чем своевремен. Нерешенность этого вопроса провоцирует функциональную неграмотность

и профессиональную некомпетентность арбитражных управляющих.

Формирование системы повышения квалификации арбитражных управляющих сопряжено с необходимостью решения ряда вопросов:

1. Какова должна быть продолжительность обучения?

2. Каково содержание программы, кто ее разрабатывает и утверждает?

3. Как часто она изменяется?

4. Какова периодичность прохождения курсов повышения квалификации - конкретным арбитражным управляющим?

5. Какой характер должна носить программа повышения квалификации - универсальный или индивидуальный для каждой СРО?

Что касается продолжительности обучения, то в соответствии с действующим законодательством об образовании повышением квалификации считается обучение не менее 72 часов в образовательном учреждении [3].

Представляется, что программа должна разрабатываться обучающими организациями, СРО, с участием национального объединения, Росреестра и Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России. Важнейшим вопросом является содержание программы, при решении которого можно использовать опыт оценщиков, программа повышения квалификации которых включает следующие компоненты:

• обязательные дисциплины

• дисциплины по выбору или вариативную часть

• итоговую аттестацию.

При повышении квалификации арбитражных управляющих обязательные дисциплины должны предусматривать изучение отдельных положений дисциплин Единой программы подготовки арбитражных управляющих, утвержденной приказом МЭР России 10.12.2009 г. № 517, актуализированных с учетом прошедших изменений, а их доля не должна превышать 70% учебного времени.

Дисциплины по выбору предназначены для углубленного изучения отдельных проблем с учетом специализации данной группы слушателей.

Под специализацией понимается формирование специальных групп слушателей, например для финансового оздоровления ЖКХ, сельскохозяйственных, градообразующих организаций, предприятий ВПК и т. д.

Целесообразно предварительно провести анкетирование арбитражных управляющих на предмет выявления их пожеланий и предпочтений по ее содержанию.

2010 № 2 (61)

Важно решить вопрос о периодичности изменения программы (1 раз в год, 1 раз в 2 года). При решении этой части задачи следует учитывать постоянное изменение нормативно-законодательной базы, тенденцию к усложнению задач, решаемых арбитражными управляющими, а также изменение вектора развития института банкротства с ликвидационного на реабилитационный.

После решения вопросов «чему учить?», «как часто учить?» необходимо ответить на вопрос «как учить?», чтобы достичь максимального результата.

Ключевой вопрос тут - количество часов аудиторной работы.

В соответствии с действующим законодательством 100%-ная аудиторная подготовка обязательна только при профессиональной переподготовке, т. е. при первичном обучении арбитражных управляющих. При повышении квалификации возможно использование:

1) модульно-блочной системы с возможностью изучения всей программы с разбивкой на блоки;

2) дистанционных и информационных технологий, с организацией учебного процесса в режиме онлайн;

3) экстерната, т. е. самостоятельного изучения всего материала программы. Все это позволит арбитражным управляющим обновить свои знания без отрыва или с частичным отрывом от работы;

4) различных методов и форм обучения: лекций и практических занятий, моделирования компонентов профессиональной деятельности антикризисного и арбитражного управляющего, деловых игр, разборов кейс-стади, мастер-классов.

Важно продумать форму итогового контроля знаний (тестирование, устный, письменный, устно-письменный экзамен).

Для обеспечения качественного повышения квалификации арбитражных управляющих не менее важно отработать систему отбора вузов.

В этой связи необходимо напомнить, что в период функционирования ФСФО России подготовку арбитражных управляющих осуществляли 113 вузов с получением необходи-

мой аккредитации. В 2009 г. таких вузов было 51, они подготовили более 1700 арбитражных управляющих. Сегодня соглашение о сотрудничестве с Росреестром заключили 40 вузов, 8 из них находятся в Москве. В данном случае речь идет о подготовке арбитражных управляющих по программе Росреестра. При этом вузовское сообщество и СРО знают о качестве подготовки в каждой обучающей организации.

Рособрнадзор, проверяя качественные показатели вузов, оценивает процентное соотношение отличных, хороших и неудовлетворительных оценок, периодичность проведения групп в системе дополнительного образования, обеспеченность учебного процесса учебно-методической литературой, наличие современных технических средств обучения и т. д. Это в конечном итоге подтверждается или не подтверждается свидетельством о госаккредитации.

Следовательно, современный вуз, имеющий государственную аккредитацию, применяющий прогрессивные педагогические технологии и обладающий опытом профессионального партнерства с сообществами арбитражных управляющих, должен быть кластером антикризисного и арбитражного обучения - только при этом сохраняется и активная обратная связь и происходит реальная коррекция подготовки качества специалистов и их специализации.

Весь комплекс перечисленных проблем и перспективы развития системы подготовки специалистов по антикризисному и арбитражному управлению обсуждались в апреле 2010 г. на заседании подкомитета по антикризисному управлению и проблемным долгам Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты РФ. В результате была создана рабочая группа по разработке механизма повышения квалификации арбитражных управляющих с включением в ее состав представителей всех заинтересованных организаций, которой поручено обобщить и систематизировать многочисленные предложения, с реализацией которых связано дальнейшее развитие непрерывного многоуровневого профессионального образования в сфере антикризисного и арбитражного управления.

Эффективное /Антикризисное " гправление

1. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации // Журнал «Экономика России: XXI век». 2006. №19.

2. Федеральный закон РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 22, п. 2.

3. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (в ред. постановлений правительства РФ от 10.03.2000 № 213, от 23.12.2002 № 919, от 31.03.2003 № 175), ст. 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.