Бутяева Наталия Алексеевна
Актуальные проблемы расследования хищений, совершенных в сфере благотворительной деятельности
На основе эмпирического исследования, включающего в себя изучение приговоров судов, архивных материалов и проведение анкетирования и интервьюирования следователей органов внутренних дел Краснодарского края и Республики Адыгея, разработана классификация проблемных ситуаций в расследовании хищений в сфере благотворительной деятельности. Выявлен ряд проблем расследования, связанных с применением мошенниками информационно-телекоммуникационных технологий при совершении хищений в сфере благотворительной деятельности. Предложены направления работы для их решения.
Ключевые слова: хищение, мошенничество, благотворительная сфера, расследование хищений, информационно-телекоммуникационные технологии, преступления в сфере благотворительной деятельности.
Current problems in investigation of theft committed in the charitable field
On the basis of empirical research, including the study of court verdicts, archival materials and conducting questionnaires and interviewing of investigators of internal affairs bodies of the districts of Krasnodar Territory and the Republic of Adygea the article formulates the classification of problem situations in the investigation of theft in the charitable sphere. It is identified a number of investigation problems associated with the use of information and telecommunication technologies by fraudsters in the commission of theft in the charitable sphere. The author proposes areas of work that will contribute to the solution of the highlighted problems.
Keywords: theft, fraud, charitable sector, theft investigation, information and telecommunication technologies, crimes in the charitable field.
В настоящее время на территории Российской Федерации растет число благотворительных фондов, оказывающих поддержку различным категориям граждан, а также некоммерческих организаций, осуществляющих благотворительную деятельность.
В 1995 г. деятельность благотворительных организаций была закреплена на законодательном уровне [1]. В частности, Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее - Ф3-135) [2] установлены основы правового регулирования благотворительной деятельности, определены допустимые формы ее поддержки органами государственной власти и местного самоуправления, регламентированы особенности создания и функционирования благотворительных организаций в целях развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.
По данным Министерства экономического развития РФ, в 2023 г. в России зарегистрировано свыше 46 тыс. некоммерческих органи-
заций, из которых 7 740 имеют статус благотворительных фондов и благотворительных учреждений. Деятельность данных некоммерческих организаций регламентируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [3], однако субъекты РФ также могут вносить не противоречащие федеральному специальному законодательству изменения в ее регулирование на региональном уровне [4].
С увеличением количества некоммерческих организаций, имеющих учредительные документы благотворительных фондов, происходит и рост преступности в данной сфере. Объектом нашего исследования являются виды хищений в сфере благотворительной деятельности, предусмотренные ч. 3 ст. 158 УК РФ, ч. 2 ст. 159 УК РФ, ч. 3 ст. 159 УК РФ, ч. 3 ст. 160 УК РФ [5]. Данный выбор был обусловлен результатами проведенного статистического анализа количества регистрируемых уголовных дел о хищениях в сфере благотворительной деятельности, по итогам которого были выделены дела о мошенничестве, краже, присвоении и растрате в исследуемой сфере.
76
Согласно данным о состоянии преступности в 2023 г. отмечается рост преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (их использование не исключается и в случае совершения хищений в сфере благотворительной деятельности). За указанный период совершено свыше 670 тыс. преступлений, что превышает показатели 2022 г. на 29,7% [6]. Для сбора денежных средств на благотворительные нужды преступники используют социальные сети «АКонтакте», Telegram, «Одноклассники», Instagram (запрещенная на территории Российской Федерации социальная сеть), фальшивые сайты (сайты-клоны). С учетом того, что на сегодняшний день развивается информационно-телекоммуникационная среда, расширяется и круг способов совершения хищений в сфере благотворительной деятельности.
Например, в 2015 г. в социальных сетях проходил сбор на лечение Даниила Динеева. Родители мальчика подделали медицинские документы сына, придумали ему онкологическое заболевание (рак печени) и собирали денежные средства на лечение. К этой акции подключились волонтеры и некоторые благотворительные фонды. Сбор проходил больше года, мошенникам удалось собрать денежные средства на общую сумму 643 549 руб., которые впоследствии они потратили на бытовые нужды (покупка автомобиля, техники и мобильных телефонов). Мошенническая схема была раскрыта благотворительным фондом «Эра милосердия», который, по словам матери мальчика, участвовал в помощи при сборе денежных средств. Фонд опроверг информацию и подал на родителей Даниила иск. Потерпевшими по делу признаны 40 чел. А 2016 г. суд приговорил Н. Динееву к лишению свободы условно на срок 3,5 года1.
Исследование различных теоретических и прикладных вопросов криминалистической методики расследования хищений в сфере благотворительной деятельности (изучены 26 приговоров судов, вынесенных в различных регионах Российской Федерации, 32 архивных материала уголовных дел, а также 15 материалов об отказе в возбуждении уголовных дел, проведено анкетирование и интервьюирование следователей органов внутренних дел Краснодарского края и Республики Адыгея) позволило выявить ряд проблем:
1) неполное правовое регулирование благотворительной сферы деятельности;
1 Приговор № 1-185 от 7 окт. 2016 г. по делу № 1-185 URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 10.02.2024).
2) применение преступниками информационно-телекоммуникационных технологий и использование сети Интернет в качестве способа хищений имущества благотворительных фондов и организаций.
При рассмотрении первой группы проблем отметим, что в действующем Ф3-135 закреплены основы правового регулирования благотворительной деятельности, которые включают в себя:
условия и порядок осуществления и организации деятельности благотворительной организации;
условия и порядок осуществления добро-вольческой(волонтерской) деятельности.
Мы выражаем согласие с учеными, указывающими в своих исследованиях на ряд проблем в законодательстве, регулирующем сферу благотворительной деятельности [7, 8]. Так, проведенный нами анализ законодательства позволил сделать вывод о том, что в Ф3-135 закреплен неполный перечень обязательных учредительных документов, необходимых для предоставления с целью регистрации благотворительной организации или фонда; не определен правовой статус и режим эндаумент-фонда в части осуществления благотворительной деятельности; не содержатся нормы о предоставлении отчетной документации об имуществе организации в соответствующие органы [9]. Пункт 2 ст. 13 комментируемого закона (о возможности открытия филиала или представительства благотворительной организации на территории иностранного государства) противоречит ст. 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Переходя к анализу второй группы проблем в расследовании, необходимо отметить, что применение преступниками информационно-телекоммуникационных технологий и использование сети Интернет характерно для многих составов преступлений [10], в том числе и для хищений имущества благотворительных фондов и организаций. Основываясь на эмпирических данных проведенного исследования, мы выделили в выявленных проблемах несколько подгрупп:
1) сложности технического обеспечения отслеживания движения денежных средств (26% респондентов указали на данное обстоятельство);
2) проблемы в установлении 1Р-адресов, используемых преступниками при совершении хищений (41% респондентов сталкивались с данной проблемой);
77
3) системность/несистемность во взаимодействии следователя с органами дознания и иными организациями (государственными и коммерческими) при расследовании уголовных дел (47% респондентов указали на проблему);
4) организационно-правовые проблемы международного сотрудничества в части исполнения поручений и запросов иностранными государствами (28% респондентов сообщили о сложностях в данной сфере).
Рассматривая первую выделенную нами подгруппу проблем, отметим, что сложность в отслеживании личных страниц некоммерческих организаций в социальных сетях, а также сайтов-клонов, которые организуют сборы денежных средств на благотворительные нужды, связана со спецификой работы специалиста в области компьютерных технологий на различных этапах расследования, техническими возможностями установления и идентификации преступника. Способ совершения рассматриваемого хищения связан с созданием преступником сайта-клона либо использованием частично достоверной информации о благотворительном фонде.
Так, в аккаунтах в социальных сетях преступники размещают информацию о нуждающихся людях или о реальных сборах, при этом могут указывать поддельные реквизиты для перевода средств. Чаще всего это личные карты мошенников или лицевые счета, зарегистрированные на третьих лиц. Работа сайтов-клонов предполагает дублирование информации с официальных сайтов с целью завладения денежными средствами граждан, которые не подозревают о мошенничестве. Данные сайты полностью копируют интерфейс и дизайн официальных сайтов, фотографии и личные документы нуждающихся.
Один из ярких примеров такой деятельности был выявлен в Липецкой области. Мошенник создал сайт-клон официального благотворительного фонда, который находился под патронажем Президента России и осуществлял сбор денежных средств на восстановление Воскресенского Ново-Иерусалимского мужского монастыря [11]. Адрес сайта-клона отличался одним знаком от адреса официального сайта благотворительного фонда, на котором осуществлялись реальные сборы пожертвований. На сайте мошенника были размещены поддельные номера счетов, на которые перечислялись денежные средства. На установление личности преступника следователям потребовалась неделя, дело осложнялось тем, что поддельный сайт был зарегистрирован на несуществующие
паспортные данные. В результате обыска на квартире предполагаемого мошенника были найдены вещественные доказательства, которые позволили его изобличить. Впоследствии преступник сознался в содеянном, доступ к сайту-клону был закрыт.
Следующая подгруппа проблем состоит в определении 1Р-адресов мошенников, которые зачастую используют программные средства для обхода процесса верификации [12]. Кроме того, создание мошенниками сайтов-клонов или страниц в социальных сетях может происходить на территории иностранных государств, что связывает данную подгруппу проблем с последней указанной в представленном перечне (организационно-правовые проблемы международного сотрудничества) [13].
Следователь может получить информацию о сетевых адресах, именах доменов и серверов организаций и пользователей; о содержании протоколов, трейсингов, логических файлов; об электронной информации, заблокированной в порядке оперативного взаимодействия правоохранительных органов при пресечении трансграничных правонарушений; о провайдерах и дистрибьюторах сетевых и телекоммуникационных услуг; о физических и юридических лицах, имеющих отношение к преступлениям в сфере высоких технологий; о специализированном программном обеспечении, методиках и тактике борьбы с телекоммуникационными преступлениями, периодических и специальных изданиях, обзорах статистики, материалах о деятельности специализированных служб различных государств в данной области [14].
Результаты анкетирования и интервьюирования следователей Краснодарского края свидетельствуют о том, что сроки исполнения запросов по каналам Интерпола в правоохранительные органы иностранных государств составляют 3 месяца и более, что негативно отражается на расследовании и раскрытии хищений в сфере благотворительной деятельности. Отмечается и отсутствие необходимой информации в ответах на запросы.
Рассматривая проблему взаимодействия следователя с органами дознания и иными организациями (государственными и коммерческими), отметим, что респонденты-следователи указали на отсутствие должного взаимодействия между ведомствами в расследовании рассматриваемых видов хищений, четкой координации и распределения обязанностей между органами предварительного следствия и органами дознания, возникновение в результате совместной работы дублирующихся задач и
78
результатов. Системные признаки рассмотренных проблем во взаимодействии при расследовании хищений в сфере благотворительной деятельности требуют системного подхода к своему разрешению.
Предлагаем следующие направления разрешения выявленных проблем в расследовании уголовных дел о хищениях в сфере благотворительной деятельности:
внести в п. 2 ст. 13 ФЗ-135 изменения, которые будут коррелировать со ст. 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно: установить запрет на открытие филиала или представительства благотворительной организации на территории иностранного государства;
дополнить ФЗ-135 нормой об отчетности благотворительной организации с регламентацией порядка предоставления необходимых
1. Удалов И.Д., Иванов Р.В. Первые благотворительные общества: история создания // Научные записки молодых исследователей. 2020. № 5.
2. О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве): федер. закон от 11 авг. 1995 г. № 135-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12 янв. 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 29.07.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.
4. Исаева Е.А., Соколов А. В. Правовое регулирование благотворительной деятельности в законодательстве субъектов Российской Федерации: сравнительное исследование // PolitBook. 2021. № 3.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 25.12.2023; с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Состояние преступности в России (за январь - декабрь 2023 года). / МВД России, ФКУ «Главный информационно-аналитический центр». М., 2023.
7. Кожевников О.А. Положительные и отрицательные стороны законодательства о благотворительной деятельности в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2012. № 2.
8. Макарова К. Б. Энтропия законодательства в сфере благотворительности // Право и управление. 2023. № 1.
документов об имуществе организации в контролирующие органы;
разработать организационно-тактические рекомендации для проведения мониторинга социальных страниц и сайтов благотворительных организаций органами дознания (что является вопросом нашего дальнейшего исследования);
подготовить комплексное решение технико-криминалистического обеспечения вопросов определения 1Р-адресов мошенников;
разработать стратегию по обнаружению и предотвращению таких злоупотреблений, например, через установку систем фильтрации и мониторинга трафика, внедрение в систему МВД России новых специализированных инструментов, программного обеспечения для раскрытия данных преступлений и активного противодействия им.
1. Udalov I.D., Ivanov R.V. The first charitable societies: history of creation // Scientific notes of young researchers. 2020. No. 5.
2. On charitable activities and volunteering (volunteering): fed. law d.d. Aug. 11, 1995 No. 135-FZ. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
3. On non-profit organizations: fed. law d.d. Jan. 12, 1996 No. 7-FZ (as amended on 29.07.2018) // Coll. legislation of the Russian Federation. 1996. No. 3. Art. 145.
4. Isaeva E.A., Sokolov A.V. Legal regulation of charitable activities in the legislation of the subjects of the Russian Federation: a comparative study // PolitBook. 2021. No. 3.
5. The Criminal Code of the Russian Federation d.d. June 13, 1996 No. 63-FZ (as amended on 25.12.2023; with amendments and additions from 30.12.2023). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
6. The state of crime in Russia (for January -December, 2023). / Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Federal Governmental Institution "Main Information And Analytical Center". Moscow, 2023.
7. Kozhevnikov O.A. Positive and negative sides of the legislation on charitable activities in the Russian Federation // Social and pension law. 2012. No. 2.
8. Makarova K.B. Entropy of legislation in the field of charity // Law and management. 2023. No. 1.
9. Stepanov M.V. Issues of qualification of fraud in receiving payments (art. 159.2 of the Criminal Code of the Russian Federation) // Juridical science and practice: Bulletin of the Nizhny
79
9. Степанов М.В. Вопросы квалификации мошенничества при получении выплат (ст. 159.2 УК РФ) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 3(27). С. 168-172.
10. Осипенко А.Л. Организованная преступность в сети Интернет // Вестник Воронежского института МВД России. 2012. № 3. С. 10-16.
11. Кривовяз М. Житель Липецка обманывал интернет-пользователей, создав «клон» благотворительного сайта // Рос. газ. 2010. 18 мая. URL: http://www.rg.ru/2010/05/18/reg-roscentr/moshennik-anons (дата обращения: 30.01.2024).
12. Науменко О. А. Проблемы в расследовании уголовных дел о мошенничестве, совершенном с использованием информационно-телекоммуникационной среды // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2019. № 3(45). С. 60-64.
13. Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола [Электронный ресурс]: приказ МВД России № 786, Минюста России № 310, ФСБ России № 470, ФСО России № 454, ФСКН России № 333, ФТС России № 971 от 6 окт. 2006 г. (с изм. и доп.). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_63834/(дата обращения 12.01.2024).
14. Мещеряков В.А., Осипенко А.Л. Перспективы использования электронных цифровых объектов в уголовном процессе // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 2(21). С. 141-148.
Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 3(27). P. 168-172.
10. Osipenko A.L. Organized crime on the Internet // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. No. 3. P. 10-16.
11. Krivovyaz M. Lipetsk resident deceived Internet users, by creating a "clone" of a charity website // Rossiyskaya Gazeta. 2010. May 18. URL: http://www.rg.ru/2010/05/18/reg-roscentr/ moshennik-anons (date of access: 30.01.2024).
12. Naumenko O.A. Problems in the investigation of criminal cases of fraud committed using information and telecommunications environment // Bulletin of the Krasnodar University of Russian MIA. 2019. No. 3(45). P. 60-64.
13. On Approval of the Instruction on Organization of Information Support of Cooperation through Interpol [Web resource]: order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 786, Ministry of Justice of the Russian Federation No. 310, Federal Security Service of the Russian Federation No. 470, FSO of the Russian Federation No. 454, Federal Drug Control Service of the Russian Federation No. 333, Federal Customs Service of the Russian Federation No. 971 d.d. Oct. 6, 2006 (with amendments and additions). URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LA W_ 63834/ (date of access: 12.01.2024).
14. Meshcheryakov V.A., Osipenko A.L. Prospects for the use of electronic digital objects in criminal proceedings // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. No. 2(21). P. 141-148.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Бутяева Наталия Алексеевна, адъюнкт кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России; тел.: +79886043157.
INFORMATION ABOUT AUTHOR
N.A. Butyaeva, Adjunct of the Department of Forensic Science, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +79886043157.
80