Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
860
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ»

Актуальные проблемы радиоэлектронной борьбы

Генерал-лейтенант в отставке В.И. КУЗНЕЦОВ, доктор технических наук, профессор

Полковник в запасе В.Н. ПОВЕТКО, доктор технических наук, профессор

ОПЫТ Второй мировой войны и последующего развития теории и практики вооруженной борьбы свидетельствует о том, что с течением времени непрерывно возрастают роль и влияние на ход и исход операций (боевых действий) радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Под РЭБ в настоящее время подразумевается «комплекс согласованных по цели, задачам, месту и времени мероприятий и действий войск (сил) по выявлению систем и средств управления войсками и оружием противника, их радиоэлектронному подавлению, противодействию техническим средствам разведки противника, а также радиоэлектронной защите своих систем и средств управления войсками и оружием»1.

Проблемы развития РЭБ в последнее время оживленно обсуждаются в научной литературе с разных точек зрения. При этом имеют место отдельные работы2, в которых само понятие РЭБ объявляется «глубоким заблуждением».

Анализ содержания этих публикаций позволяет сделать вывод, что на самом деле никто из их авторов не отрицает актуальности РЭБ в приведенном выше определении. Поскольку оснащенность вооруженных сил радиоэлектронными средствами постоянно возрастает, не учитывать и не использовать их воздействия на радиосвязь, радиолокацию, радионавигацию, оптико-электронную, гидроакустическую и другую радиоэлектронную технику в вооруженной борьбе невозможно. Разнообразие же мнений относительно сущности РЭБ связано, на наш взгляд, со сложностью проблемы, обусловленной происходящими в последнее десятилетие коренными изменениями в облике радиоэлектронных средств и систем управления войсками и оружием.

Эти изменения таковы, что техника и тактика РЭБ прошлого века оказываются малоэффективными. Естественно, что это инициирует предложения по соответствующим изменениям системы вооружений РЭБ, включая в нее и такие составляющие, как средства поражения радиоэлектронных средств (РЭС) мощными электромагнитными излучениями и самонаводящееся на излучения РЭС высокоточное оружие. Как следствие появляются рекомендации «изыскивать оперативные и технические пути надежного завоевания господства в эфире, разрабатывать тактику ведения электронных боев и операций в сочетании с применением других родов войск и видов вооруженных сил»3.

Однако введение в качестве самостоятельных таких категорий, как «радиоэлектронные бои и операции» достаточно сомнительно. Вряд ли имеет смысл рассматривать их без связи с мерой (требуемой или заданной) и формой превосходства над противником в качестве управления войсками и оружием. Более продуктивным представляется связывать новые задачи тактики и техники ведения РЭБ с изменениями в структуре, устройс-

1 Военная Энциклопедия. 2003. Т. 7. С. 133.

2 Тасбулатов А.Б., Орлянский В.И. Разработка современной классификации видов и средств поражения — неотложная задача военной науки//Военная Мысль. 2007. № 4. С. 56—62.

3 Воробьев И.Н. Тактика общевойскового боя// Военная Мысль. Специальный выпуск.

тве и функционировании противостоящих систем управления войсками и оружием. Это тем более целесообразно в связи с тем, что в настоящее время наблюдается серьезный скачок в развитии автоматизированных систем управления войсками и оружием в виде разработки и опытной эксплуатации их принципиально новых видов, а именно: интегрированных информационно-управляющих систем (ИИУС). Скорее всего, многоэтапный процесс полного внедрения в ходе опытной эксплуатации экспериментальных образцов ИИУС современных компьютерных технологий займет не менее 10 лет, но параллельно с этим процессом должны совершенствоваться и развиваться методы и техника РЭБ.

В конечном варианте система управления тактического воинского формирования (ТВФ) будет представлять собой сеть интегрального обслуживания (СИО), которая связывает между собою широкополосными каналами передачи информации все ее источники, органы управления и исполнительные элементы ТВФ. В такой СИО маршруты соединения между собой абонентов, нуждающихся в обмене информацией, а также очередность и порядок передачи информации определяются автоматически самой сетью, которая имеет собственный орган управления этими процессами. Основные органы управления командиров, начальников штабов, начальников родов войск и служб дивизии и полков в качестве средств поддержки принятия решений будут иметь собственные экспертные системы, взаимодействующие между собой. Для каждой конкретной ситуации, складывающейся в ходе боевых действий, экспертная система вырабатывает и выдает соответствующему начальнику органа управления несколько вариантов возможных решений с оценкой ожидаемых результатов их выполнения. Использование командирами экспертных систем обеспечит широкие возможности реализации методов ситуационного управления, при котором каждая вероятная складывающаяся ситуация заблаговременно выявляется, описывается, оценивается, и для каждой такой ситуации заблаговременно формируется оптимальное решение. В динамике боевых действий задача соответствующего органа управления сводится к надежному распознаванию ситуации и реализации заранее подготовленного и оцененного решения. Подготовительная работа по описанию возможных ситуаций и их оценке должна выполняться применительно к конкретному району сосредоточения дивизии и конкретному противнику в период планирования и подготовки войск к ведению боевых действий.

Отметим, что принятое командиром решение не обязательно будет совпадать с вариантами, предложенными экспертной системой. Вся ответственность за принятое решение всегда будет лежать на командире (начальнике). Поэтому, чем опытнее командир (начальник рода войск или службы), тем вероятнее, что принимаемое им решение не обязательно полностью совпадет с предложенным экспертной системой. Однако наличие таких предложений представляется актуальным в условиях присущего боевым действиям напряжения физических и моральных сил их участников.

Таково в очень кратком изложении толкование существа понятия «автоматизированная информационно-управляющая система». Однако разрабатываемые в настоящее время у нас и в других странах системы управления войсками и оружием обладают принципиально новым качеством, которое определяется термином «интегрированные». Этот термин обозначает реализацию хорошо изученных и проверенных практикой правил согласования решений разных должностных лиц органов управления дивизией (например, согласование по месту и времени нанесения огневого удара и действий войск или согласование по месту и времени так называемого огневого вала, упреждающего движение войск в глубину обороны противника и т. п.). Такое согласование решений — это хорошо

знакомая командирам организация взаимодействия сил и средств. В настоящее время появляется новая техническая и технологическая база для организации должного взаимодействия сил и средств ТВФ.

Кроме того, ИИУС отличаются от давно известных разведывательно-ударных комплексов тем, что во всех их структурных и функциональных подсистемах интегрируются возможности всех их элементов.

Так, в подсистеме разведки собираются и в автоматизированном режиме комплексно обрабатываются сведения и данные из всех возможных источников. При этом если какое-то из средств разведки окажется подавленным, то оперативно могут быть использованы другие средства разведки, устойчивые к применяемой помехе. Более того, факт создания помех может быть использован подсистемой разведки как демаскирующий признак защищаемых от разведки объектов.

Телекоммуникационные подсистемы ИИУС тоже организуются и функционируют так, чтобы обеспечить связь и передачу данных при выходе из строя по любой причине отдельных элементов подсистемы.

Как следствие, ИИУС оказываются устойчивыми к использовавшимся ранее видам помех и способам их создания. Однако это не значит, что специальная радиоэлектронная техника подавления средств и систем управления войсками и оружием противника исчерпала свои возможности. Тысячелетний опыт свидетельствует, что появление новых средств и способов нападения всегда приводило к созданию новых средств и способов защиты — и наоборот. Технологический прогресс в области радиоэлектроники и информатики, позволивший создавать ИИУС, не является исключением. Техническим специалистам в области РЭБ достаточно хорошо известны не только достоинства, но и слабые стороны технологий, используемых при их создании. Но детальное обсуждение этих вопросов не является предметом настоящей статьи. Более важным для понимания новых задач тактики и техники ведения РЭБ в части воздействия на средства и системы управления войсками и оружием противника является то, что создание и применение ИИУС требует адекватного изменения видов, форм и способов этих воздействий.

Так, описанные выше системы интегрального обслуживания действуют нормально только при условии полной автоматизации и «механизации»* взаимодействия входящих в нее элементов. Но любая такая автоматизация и «механизация» процессов и процедур в системах управления связана с опасностью воздействия со стороны противника в виде так называемого в литературе «рефлексивного управления работами». В едином информационном пространстве ИИУС циркулирует как отображающая информация, описывающая складывающуюся обстановку, так и управляющая информация, связанная с алгоритмами и критериями принятия решений по управлению подчиненными силами и средствами. Воздействуя на циркулирующую в ИИУС информацию, прежде всего управляющую, противник получает возможность заставить действовать автоматы в своих интересах. Но воздействие на управляющую информацию ИИУС обычными подавляющими (маскирующими) помехами малоэффективно — необходимо применение дезинформирующих или диверсионных воздействий**. Из этого следует не только необходимость тщательной разработки методов и техники создания дезинформирующих и диверсионных воздействий, оценки их эффективности, но и иное, чем прежде, отношение штабов и войск к оперативной маскировке с

* Под «механизацией» здесь и далее понимается внедрение компьютерных алгоритмов, заменяющих интеллектуальную работу человека

** В связи с этим в некоторых работах предлагается создавать так называемые «радиоэлектронные информационно-поражающие комплексы», изменяющие алгоритмы функционирования автоматизированных систем.

использованием средств и способов РЭБ. Важно не только надежно замаскировать структуру, свойства и способы функционирования наших ИИУС, но и предотвратить проникновение дезинформирующих или диверсионных воздействий противника в ее каналы управления и центры обработки информации. Особенно важно предотвратить проникновение дезинформирующих или диверсионных воздействий в экспертные системы родов войск и служб дивизии. Естественно, что такое воздействие с нашей стороны на ИИУС противника в целях искажения и поражения циркулирующей в ней информации крайне желательно, так как открывает возможности ассиметричного ответа на действия противника.

В части традиционного для практики РЭБ воздействия на средства и системы радиосвязи существенной особенностью современных технологий является применение (и у противника, и у нас) систем радиосвязи с так называемой программной и псевдослучайной перестройкой рабочей частоты. При этом средства связи (и наши, и противника) работают примерно в одном и том же частотном диапазоне. Поэтому по-новому должны ставиться и решаться задачи радиоразведки, подавления систем радиосвязи противника и обеспечения собственной радиосвязи. Вполне вероятно появление в недалеком будущем для применения в ИИУС интегрированных разведывательно-помехово-связных комплексов. В таких комплексах должны быть полностью автоматизированы и согласованы процессы радиоразведки, передачи информации и подавления радиосвязи противника. Важной отличительной особенностью подобных комплексов является то, что они должны обеспечивать в автоматизированном режиме взаимосогласование решений начальников разведки, радиоэлектронной борьбы и связи тактического воинского формирования.

С разработкой и внедрением ИИУС многократно усложняется и организация взаимодействия сил и средств РЭБ при решении задач радиоэлектронной защиты своих средств и систем управления войсками и оружием.

В современной дивизии насчитывается более пяти тысяч различных РЭС и примерно таким же количеством РЭС обладает противостоящая дивизия противника. Кроме того, свои сотни и тысячи РЭС имеют соседи справа и слева и у нас, и у противника. Получается, что в ограниченном по пространству районе одновременно действуют десятки тысяч излучений различных РЭС. Грубо говоря, половиной из них управляет противник, а другой половиной — мы. Знакомые командирам прообразы таблиц взаимодействия применительно к задаче обеспечения электромагнитной совместимости всех действующих в указанном континууме своих РЭС в виде назначения рабочих и запасных частот, назначения разрешенных и запрещенных частот, худо-бедно спасавших положение при функционировании в боевых порядках войск десятков и сотен РЭС, в условиях конфликтного взаимодействия противостоящих ИИУС ТВФ с тысячами РЭС не оправдают надежд. С первых же минут начала боевых действий под воздействием излучений противника эти распределения частот будут существенно нарушаться. Это порождает новую, необычайно трудную для организационного и технического воплощения задачу РЭБ — осуществить оперативное управление в реальном масштабе времени радиоэлектронной обстановкой в полосе боевых действий нашей дивизии. Известный негативный опыт создания и функционирования центров оценки радиоэлектронной обстановки в условиях явно недостаточной степени автоматизации и «механизации» процессов и процедур обмена информацией между органами управления родов войск и служб дивизии должен быть правильно оценен и использован при решении этой новой проблемы РЭБ уже на базе достигнутого уровня автоматизации и механизации процессов сбора, обработки и передачи информации в ИИУС.

Квинтэссенция решения этой проблемы сводится к тому, что под воздействием излучений РЭС противника нарушаются распределения частот между нашими РЭС и возникают так называемые взаимные помехи РЭС, которые должны устраняться в считанные минуты, а иногда и секунды (например, когда зафиксирован ориентированный на наш командный пункт подлет ракеты противника, а сопровождающий полет этой ракеты наш радиолокатор внезапно поражен помехами). Современные радиоэлектронные технологии позволяют практически любой РЭС определить направление на источник помех. Однако они далеко не всегда могут обеспечить определение его координат со среднеквадратической ошибкой, не превышающей 100—200 м, что необходимо для селектирования излучающего объекта при средней плотности размещения на квадратном километре площади четырех — шести таких объектов. Поэтому единственной технически реализуемой в настоящее время возможностью определения местоположения создающего непреднамеренные помехи РЭС представляется фиксация совпадения по времени моментов включения этого РЭС и моментов появления взаимных помех у другого (других) РЭС. Организационно и технически это реализуемо в таком варианте, когда каждый момент включения РЭС и каждый момент появления взаимных помех на другом РЭС в считанные секунды передается в единый центр (назовем его центром управления радиоэлектронной обстановки — ЦУРО), в котором с геодезической точностью зафиксированы координаты всех РЭС нашей ИИУС. Центр должен иметь в своем распоряжении достаточный вычислительный ресурс, обеспечивающий практически мгновенный поиск каждого назвавшего себя РЭС и выработку варианта решения по устранению взаимных помех. ЦУРО должен иметь не только достаточно большой объем памяти для хранения имен и координат всех без исключения РЭС нашей ИИУС, но и достаточный вычислительный ресурс для практически мгновенного распознавания пар (групп) РЭС, находящихся в данный момент времени в непреднамеренном электромагнитном взаимодействии.

Таким образом, уже на примерах кратко рассмотренных новых проблем РЭБ очевидно, какой смысл вкладывается в термин «интегрированная информационно-управляющая система». В ИИУС организация взаимодействия родов войск и служб не ограничивается составлением таблиц взаимодействия, а расширяется в форме динамичного согласования действий войск и оружия в реальном масштабе времени развития каждой складывающейся в операции (боевых действиях) ситуаций. Это означает, что решения должностных лиц по управлению войсками и оружием регулярно корректируются и взаимосогласуются в соответствии с изменениями складывающихся ситуаций. Интеграция (координация) решений и действий по их исполнению составляет сущность динамичного управления войсками и оружием в ИИУС в реальном масштабе времени.

Вызванные разработкой и применением ИИУС новые проблемы РЭБ, а именно: необходимость динамичного управления радиоэлектронной обстановкой в реальном масштабе времени, создания и применения дезинформирующих и диверсионных помех для ИИУС противника, а также защиты от таких помех своей ИИУС, разработка и включение в состав ИИУС разведывательно-помехово-связных комплексов и другой перспективной многофункциональной техники — ставят не только сложнейшие научно-технические и технологические задачи создания новой техники РЭБ для ИИУС, но и достаточно серьезные новые задачи для военной науки.

Первая и, скорее всего, наиболее сложная и важная такая задача связана с вероятностью появления в ИИУС разведывательно-помехово-связ-ных комплексов (многофункциональной радиоэлектронной техники) и

ЦУРО, так как именно они нарушают традиционное распределение зон ответственности органов управления разведкой, связью, РЭБ, частями и подразделениями других родов войск и служб, использующих при решении своих задач радиоэлектронные средства и системы. Возможно, что рациональным окажется решение в виде введения должности заместителя начальника штаба дивизии, который будет курировать связь, разведку и РЭБ и которому в оперативном отношении в ходе боевых действий будет подчиняться ЦУРО, являющийся подразделением батальона РЭБ дивизии. Это целесообразно потому, что львиная доля всех РЭС дивизии сосредоточена в органах и частях связи, РЭБ и разведки.

Вторая задача связана с тем, что существующая организационно -штатная структура батальонов РЭБ не приспособлена для включения их в состав дивизии, на вооружении которой состоит ИИУС.

Третья задача связана с тем, что из-за возрастающей роли РЭБ дивизия, оснащенная ИИУС, будет просто небоеспособна, если в ее состав не будет входить больше, чем в настоящее время, сил и средств РЭБ (например, полк РЭБ новой организационно-штатной структуры с хорошо развитым ЦУРО).

И наконец, конечным по счету, но не по важности, является круг вопросов, связанных с новыми принципами и методами обеспечения оперативной маскировки дивизии, обладающей ИИУС.

Вполне очевидно, что по мере развития и совершенствования ИИУС будут по-разному решаться перечисленные выше новые задачи и проблемы РЭБ.

На первых этапах создания ИИУС в них, как правило, нет экспертных систем законченной сети интегрального обслуживания. Ее место занимают две сети, использующие каналы связи с достаточно низкой пропускной способностью передачи информации: сеть обмена данными в цифровой форме между электронно-вычислительными машинами разных органов управления дивизии и действующая параллельно с ней сеть обмена речевой информацией между должностными лицами органов управления дивизии. На этом этапе не может быть и речи о создании ЦУРО и динамичном управлении радиоэлектронной обстановкой описанным выше способом в реальном масштабе времени. На этом этапе развития ИИУС должны быть разработаны и внедрены в интегрированную систему управления полиатив-ные способы решения задачи оперативного управления радиоэлектронной обстановкой в полосе действия дивизии. Например, путем определения и выключения подозреваемого в создании непреднамеренных помех РЭС на основе данных о координатах РЭС и используемых ими частотах. Так как подозреваемые в создании взаимных помех радиоэлектронные средства могут принадлежать любому из одиннадцати органов управления дивизии, одно из должностных лиц штаба дивизии должно быть наделено правом и ответственностью за принятие решения об устранении взаимных помех, например, выключением «подозреваемого РЭС».

По мере совершенствования ИИУС и включения в их состав экспертных систем (а затем ЦУРО) должны реализовываться возможности интеграции (взаимосогласования, координации) решений должностных лиц разных родов войск и служб по управлению подчиненными силами и средствами, по оперативному управлению радиоэлектронной обстановкой в реальном масштабе времени. При этом должны развиваться и совершенствоваться организационные формы и тактика применения РЭС разных родов войск и служб в бою по перераспределению задач и ответственности должностных лиц органов управления за принятие и взаимосогласование (координацию) принимаемых решений по управлению подчиненными силами и оружием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.