Ван Цишэнь
Магистр, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Актуальные проблемы психологии искусства*
Аннотация. статья посвящена актуальным проблемам психологии искусства. Проведен анализ психологических аспектов искусства как вида человеческой деятельности в новых социокультурных условиях современного общества. Раскрыты психологические механизмы и закономерности художественного восприятия как традиционных, так и современных произведений искусства. Показано влияние личностных черт на восприятие различных направлений искусства. Понимание психологических механизмов создания и восприятия произведений искусства позволяет использовать их воспитательный ресурс в образовательном процессе.
Ключевые слова: искусство, художественное восприятие, художественный замысел, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод побуждения к соавторству.
Wang Qishen
Lomonosov Moscow State University.
Actual problems of the psychology of art
Abstract. The article is devoted to the actual problems of psychology of art. The analysis of the psychological aspects of art as a type of human activity in the new socio-cultural conditions of modern society is carried out. Psychological mechanisms and patterns of artistic perception of both traditional and modern works of art are revealed. The influence of personality traits on the perception of various art trends is shown. Understanding the psychological mechanisms of creation and perception of works of art allows using their educational resource in the educational process.
Key words: art, artistic perception, artistic conception, method of modeling the artistic and creative process, method of encouraging co-authorship.
Влияние искусства на сознание как отдельного человека, так и общества в целом огромно. Искусство как вид человеческой деятельности обладает значительным эстетическим, воспитательным и развивающим потенциа-
лом, определяя культурные ценности и нормы общества. Искусство имеет длительную историю развития от традиционного к современному. Современное искусство, определяемое как актуальное искусство (contemporary art,
* © Ван Цишэнь, 2023.
Актуальные проблемы психологии искусства
post-contemporart art), направлено не на отражение прекрасного в мире, а на осмысление внутренних противоречий мира, что требует при его восприятии значительные интеллектуальные усилия, определенный культурный либо образовательный уровень. В связи с этим актуальным становится анализ психологических аспектов искусства как вида человеческой деятельности в новых социокультурных условиях современного общества.
Проблемы научного познания психологии искусства на современном этапе не теряют своей значимости. Психологический анализ искусства с объективной позиции, по мнению Л.с. Выготского, состоит в том, «чтобы, анализируя особенности структуры художественного произведения, воссоздать структуру той реакции, той внутренней деятельности, которую оно вызывает» [3, с. 6]. Психология искусства позволяет изучить с научной точки зрения психологические механизмы и закономерности создания и восприятия произведений искусства, обнаружить связи особенностей восприятия искусства с психологическими чертами и свойствами человека.
Актуальной проблемой психологии искусства сегодня являются вопросы о психологических закономерностях восприятия произведений как традиционного, так и современного искусства. Рассматривая особенности художественного восприятия произведений искусства, н.В. Мороз отмечает, что, в отличие от обычного чувственного восприятия, художественное восприятие обладает рядом специфических особенностей:
- является эмоционально окрашенным восприятием произведений искусства, необходимым элементом которого является эстетическая оценка;
- требует сознательной психологической активности и усилий со стороны субъекта восприятия;
- отражает единство субъективного и объективного, так как при восприятии объективно существующего содержания художественного произведения у субъекта восприятия возникает его собственный, субъективный образ;
- является многослойным феноменом, отражающим множество идей, явлений, событий, предметов окружающего мира;
- зависит от художественного опыта, эстетической культуры, потребностей, эмоциональной отзывчивости, открытости новому опыту, интеллекта и других качеств личности субъекта восприятия;
- дифференцированно и в то же время целостно, то есть воспринимая произведение искусства, субъект восприятия отражает его разные грани в целостном образе [3].
современная картина мира связана с постмодернистскими тенденциями в искусстве, в которой идеи ниспровергают сами себя, а важное место занимает ирония, скептицизм, имитация, дупликация, игра, стирание различий между высоким и низким искусством [1]. Постмодернистская картина мира в современном искусстве имеет свою специфику, которая отражается в психологических закономерностях создания и восприятия современных произведений искусства. современное искусство характеризуется множеством модальностей, что приводит и к множественности модальностей его восприятия. современное искусство предоставляет возможность виртуального восприятия большего числа видов искусства с помощью современных технологий. Восприятие современного искусства связано с пониманием за-
мысла и смыслов художественного произведения, поскольку в процессе его восприятии субъект восприятия может извлекать из искусства субъективные смыслы, которые могут отличаться от замысла автора художественного произведения [1].
Другим актуальным направлением психологии искусства является использование его воспитательного потенциала в образовательном процессе [2; 4]. В настоящее время реализуются педагогические технологии на основе развивающего потенциала произведений искусства. Так, в исследовании Н.В. Боос представлены методы развития художественных способностей подрастающего поколения средствами искусства:
- метод моделирования художественно-творческого процесса, который основан на проживании жизни в искусстве, что способствует развитию способности к индивидуальному слышанию, видению искусства и его творческой интерпретации;
- метод побуждения к соавторству, «вчувствованию» в произведения искусства и сопереживанию при его восприятии [2].
Актуальна в настоящее время в психологии искусства и проблема индивидуальных различий в восприятии и понимании искусства, что привело к росту числа исследований, посвященных вопросам влияния индивидуальных различий на восприятие искусства, в частности, на восприятие современного искусства. Установлено, что установка на новый опыт и открытость опыту связаны с положительным отношением к искусству вообще, и к современному искусству в частности [6]. Исследование связи личностных черт и их влияния на восприятие различных направлений искусства - ренессанса, импрессионизма, кубизма и традиционного японско-
го искусства, так же показало, что открытость новому опыту как личностная черта оказывает влияние на отношение к искусству, в частности связано с положительным отношением к японской живописи, живописи эпохи Ренессанса и кубизму [7].
Таким образом, искусство выступает как средство эстетического освоения действительности и удовлетворение эстетических потребностей людей, оказывает значительное влияние на общественное сознание и культуру общества. Актуальные проблемы психологии искусства находят свое выражение в исследовании психологических механизмов создания и восприятия произведений искусства, в использовании их воспитательного потенциала в образовательном процессе.
References
[1] Andreeva E.Yu. Postmodernism: art of the second
half of the 20th - early 21st century. St. Petersburg: Azbuka-classika, 2007. 484 p.
[2] Boos N.V. Pedagogical conditions for the development of younger schoolchildren in a cultural and educational environment: an axiological approach: dissertation ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01. - Khimki, 2016. 198 p.
[3] Vygotsky L.S. Psychology of art. - St. Petersburg:
Azbuka-klassika, 2016. 413 p.
[4] Markov A.V. Psychology of art as an art history discipline // Artikult. 2022. № 4 (48). P. 80-101.
[5] Moroz N.V. The perception of art as the basis for the formation of the artistic culture of the individual // URL: http://academicon.ru/publ/ psihologic/moroz_n_v_vosprijatie_iskusst-va_kak_osnova_formirovanija_khudozhestven-noj_kultury_lichnosti/1-1-0-371
[6] Shchebetenko S.A., Tyutikova E.A. Psychology. "A painting is good because openness to experience is good": the mediating role of attitudes towards personality traits in individual differences in attitudes towards painting // Journal of Higher School of Economics. 2015. V. 12. № 4. P. 122-141.
[7] Chamorro-Premuzic T., Reimers S., Hsu A., Ahmetoglu G.. Who art thou? Personality predictors of artistic preferences in a large UK sample: The importance of openness // British Journal of Psychology. 2009. № 100 (3). P. 501-516.
Список литературы
[1] Андреева Е.Ю. Постмодернизм: искусство вто-
рой половины XX - начала XXI века. - СПб.: Азбука-классика, 2007. 484 с.
[2] Боос Н.В. Педагогические условия развития младших школьников в культурно-воспитывающей среде: аксиологический подход: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Химки, 2016. 198 с.
[3] Выготский Л.С. Психология искусства. - СПб.:
Азбука-классика, 2016. 413 с.
[4] Марков А.В. Психология искусства как искусствоведческая дисциплина // Артикульт. 2022. № 4 (48). С. 80-101.
[5] Мороз Н.В. Восприятие искусства как основа формирования художественной культуры личности // URL: http://academicon.ru/publ/ psihologic/moroz_n_v_vosprijatie_iskusst-va_kak_osnova_formirovanija_khudozhestven-noj_kultury_lichnosti/1-1-0-371
[6] Щебетенко С.А., Тютикова Е.А. Психология. «Картина хороша, потому что хороша открытость опыту»: опосредующая роль установок на черты личности в индивидуальных различиях отношения к живописи // Журнал высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 4. С. 122-141.
[7] Chamorro-Premuzic T., Reimers S., Hsu A., Ahmetoglu G.. Who art thou? Personality predictors of artistic preferences in a large UK sample: The importance of openness // British Journal of Psychology. 2009. № 100 (3). P. 501-516.