Научная статья УДК 159.9
https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-4-126-129 NIION: 2018-0077-4/21-063 MOSURED: 77/27-024-2021-04-262
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности - 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности
Актуальные проблемы психологического обеспечения служебной
деятельности в ОВД
Артем Валерьевич Моисеев
ОРЛС УМВД России по г. Калуге, Калуга, Россия, sudebnij.expert.kaluga@gmail.com
Аннотация. В статье поднимается вопрос процессуальной основы деятельности психологической службы в ОВД. Выделяются две основные проблемы практического характера деятельности психолога при обеспечении служебной деятельности. Одной из них выступает методологическая неопределенность, а второй - универсализм требований к личным и деловым качествам кандидатов при приеме на службу. Автором предлагаются решения данных проблем, которые требуют законодательного и научного вмешательства.
Ключевые слова: психологическое обеспечение служебной деятельности, психодиагностическая методика, профессионально-психологический отбор, психограмма
Для цитирования: Моисеев А. В. Актуальные проблемы психологического обеспечения служебной деятельности в ОВД // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 126-129. https://doi. org/10.24412/2658-63 8Х-2021-4-126-129.
Original article
Actual problems of psychological support of official activity in the Department of Internal Affairs
Artem V. Moiseev
Senior psychologist of OMPO ORLS of The Ministry of Internal Affairs of Russia in the city of Kaluga, Kaluga,
Russia, sudebnij.expert.kaluga@gmail.com
Abstract. The article raises the issue of the procedural basis of the psychological service in the Department of Internal Affairs. There are two main problems of the practical nature of the psychologist's activity. One of them is methodological uncertainty, and the second is the universalism of the requirements for personal and business qualities of candidates when applying for service. The author suggests solutions to these problems that require legislative and scientific intervention.
Keywords: psychological support of service activity, psychodiagnostic methodology, professional psychological selection, psychogram
For citation: Moiseev A. V. Actual problems of psychological support of official activity in the Department of Internal Affairs // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4):126-129. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-4-126-129.
Значимость психологических знаний для эффективного функционирования органов внутренних дел была определена с 70-х годов прошлого столетия, когда роль психологов, входящих в состав ВВК, определялась, главным образов, отбором кандидатов на службу. В 90-х
© Моисеев А. В., 2021
годах возникает потребность уже в психологическом обеспечении служебной деятельности, что выразилось во введение штатных должностей психолога в подразделения МВД России и появлению соответствующих ведомственных приказов [3, с. 5-8; 5, с. 124-128].
Психологическое обеспечение служебной деятельности (психологическая работа) как вид морально-психологического обеспечения на данный момент регламентируется двумя основными приказами МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 и от 25 декабря 2020 г. № 900. Несмотря на то, что в последние 10 лет процессуальная основа деятельности психолога в ОВД менялась (приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», отмененный приказом МВД России от 5 июля 2018 г. № 428; приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», отмененный приказом МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900), значительного содержательного развития правового обеспечения психологической работы не наблюдается, о чем свидетельствует наличие действующего приказа МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении положения об основах организациипсихологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации», который базируется на руководстве по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного уже отмененным приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80.
В настоящее время можно выделить две основные проблемы психологического обеспечения служебной деятельности в ОВД практического характера.
1. «Неопределенная ограниченность» допустимых к использованию методов и методик психологической работы.
Во-первых, согласно п. 87 порядка организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 (далее - Порядок), для тестирования применяются тесты, включенные в реестр методик и программ психологической работы, который в установленном порядке ведется ДГСК МВД России. Из контекста нормативной базы, а именно постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 и приказа МВД России от 1 октября 2014 г. № 840дсп, становится ясно, что термин «тест» используется не в узком значении (тесты интеллекта, тесты способностей), а в широком, и, соответственно, под тестами понимаются психодиагностические методики. В тоже время одной из задач психологической работы с личным составом п. 84.6. Порядка определено внедрение современных психологических технологий и положительного
опыта психологической работы. Из этого можно сделать вывод, что ограничения относятся только к диагностическому направлению деятельности. Однако любая психокоррекционная работа предполагает психодиагностический этап, следовательно, ограничения также накладываются и на психологическую коррекцию, что явно затрудняет внедрение в практику психолога современных психотехник.
Во-вторых, перечень методик, рекомендуемых для применения в психологической работе с личным составом психологами подразделений морально-психологического обеспечения, одобренный Координационно-методическим советом по психологическому обеспечению органов, подразделений, учреждений системы МВД России 26 октября 2011 г., является устаревшим и противоречит действующему законодательству. Так, согласно данному перечню для проведения психологической диагностики кандидатов на службу в органах внутренних дел психолог ОВД может выбрать из 58 психологических методик, а для психологической диагностики кандидатов на поступление в образовательные учреждения системы МВД России - из 31. Однако согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 и приказа МВД России от 1 октября 2014 г. № 840дсп, тестовая батарея строго регламентирована декятью психодиагностическими методиками, направленными на изучение личных и деловых качеств кандидата. При этом данная тестовая батарея предназначена и для диагностики кандидатов на службу в ОВД, и для диагностики кандидатов на поступление в образовательные учреждения системы МВД России.
Кроме того, перечень методик, рекомендуемых для применения в психологической работе, содержит крайне мало проективных методик. С учетом автоматизации процесса обработки и интерпретации данных, в соответствии с п. 23.1 положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660, именно использование проективных методик при индивидуальной работе позволит получить более достоверную информацию и избежать социальной желательности сотрудников полиции.
Также следует отметить, что в соответствии с приказом МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 одним из направлений психологической работы является психологическая помощь сотрудникам и членам их семей. Однако перечень методик психологической работы, утвержденный ДГСК МВД России, ограничивает психолога при психологическом консультировании сотрудников по вопросам внутрисемейных отношений, так как содержит всего лишь
четыре опросника. При этом нет ни одной проективной методики (например, «Рисунок семьи животных», «Рисунок семьи», «Родительское сочинение» и т. п.), а наиболее подходящими для диагностики детей дошкольного и младшего школьного возрастного периода являются именно проективные методики [1].
Возможные пути решения:
1) Расширить перечень (реестр) методик психологической работы. Данный вариант не является лучшим решением, так как, во-первых, сложно учесть все подходящие методики, а во-вторых, через определенное время снова потребуется дополнение данного перечня.
2) Внести рекомендательный характер указанных методик и допустить возможность использования иных психодиагностических средств для решения определенных задач, а также изменить имеющийся перечень в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами МВД России.
2. «Необоснованный универсализм» требований к личным и деловым качествам кандидатов при приеме на службу на разные должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава.
Профессионально-психологический отбор граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, осуществляется психологами ОВД в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259, приказом МВД России от 1 октября 2014 г. № 840дсп, методическими рекомендациями «Психодиагностические методики и алгоритм вынесения итоговой оценки по тестовой батареи «ППО ОВД», предназначенной для обследования граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (в соответствии с постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 6 декабря 2012 г. № 1259), входящие в состав методического аппарата УПС «Мультипсихометр» (версия для МВД)» от 2015 г. В методических рекомендациях отражены алгоритмы проведения обследования кандидатов, соотношения личностных и деловых качеств со шкалами психодиагностических методик, вынесения заключения об уровне развития качеств, а также отображены нормы к психодиагностическим методикам. Однако данные нормы учитывают только половые различия без дифференциации возраста, и самое главное, психограммы той должности, на которую поступает кандидат.
В психологической науке изучены и разработаны психограммы сотрудников основных подразделений ОВД: сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних [9, с. 61-67], участковых уполномоченных полиции [7], сотрудников спецподразделений
[10], оперативных подразделений [8, с. 197-204], психологов [6, с. 22-26] и т. д. Является очевидным, что для выполнения служебных задач требования к уровню интеллектуального развития сотрудников следственных подразделений предъявляются выше, чем к полицейскому патрульно-постовой службы полиции. Схожие суждения сделал и коллектив авторов, который по результатам своего эмпирического исследования пришел к выводу «о необходимости отбора кандидатов на службу в ОВД по конкретным моделям, отражающим основные виды оперативно-служебной деятельности» [4, с. 106-133]. На данный момент требования к личностным и деловым качествам разных должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава одинаковы, что не отражает реальные требования настоящей действительности.
Основным путем решения данной проблемы является определение статистических норм для батареи тестов при проведении профессионально-психологического отбора кандидатов на службу для каждого подразделения (категорий или групп должностей) ОВД.
Таким образом, в настоящее время практические проблемы психологического обеспечения служебной деятельности в органах внутренних дел требуют процессуального и методологического решения. Развитие психологической службы посредством повышения качества профессионально-психологического отбора, расширения диагностического направления, совершенствования психокоррекционной работы, позволит повысить эффективность работы всех подразделений ОВД.
Библиографический список
1. Бернс, Р. С. Кинестетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинестетические рисунки / Р. С. Бернс, С. Х. Кауфман ; пер. с англ. М. : Смысл, 2000. 146 с.
2. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / сост. С. В. Велиева. СПб. : Речь, 2005. 240 с.
3. Ефимкин, С. В. Становление и развитие психологической службы в ОВД / С. В. Ефимкин // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 2 (20). С. 5-8.
4. Караваев, А. Ф. Проблемы личностно-профес-сиональной диагностики в профотборе кандидатов на службу в органах внутренних дел и оценки надежности / А. Ф. Караваев, В. М. Крук, И. Н. Носс, М. В. Виноградов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3 (62). С. 106-133.
5. Рыбников, В. Ю. Психологическая служба МВД России: история, состояние, перспективы /
В. Ю. Рыбников, М. И. Марьин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2002. № 1 (13). С. 124-128.
6. Цветков, В. Л. Профиль профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел /
B. Л. Цветков, Т. А. Хрусталева // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2 (61).
C. 22-26.
7. Цильмак, А. Н. Психограмма участкового инспектора милиции через призму функциональных компонентов административной деятельности [Электронный ресурс] / А. Н. Цильмак // Психология и право. 2013. Т. 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/ psyandlaw/2013/n2/61010.shtml.
8. Човдырова, Г. С. Психологические профессионально важные качества оперативных сотрудников различных направлений деятельности системы МВД России / Г. С. Човдырова // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 6. С. 197-204.
9. Човдырова, Г. С. Психодиагностическая модель психограммы успешного сотрудника подразделений по делам несовершеннолетних по делам ОВД / Г. С. Човдырова, Н. А. Кузьмичева // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3 (70). С. 61-67.
10. Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А. М. Столяренко. М. : ЮНИТИ-ДА-НА, 2003. 607 с.
Bibliographic list
1. Burns, R. S. Kinesthetic drawing of the family: an introduction to understanding children through kinesthetic drawings / R. S. Burns, S. H. Kaufman ; translated from English M. : Sense, 2000. 146 p.
2. Diagnostics of mental states of preschool children : an educational and methodological manual / comp. S. V. Velieva. St. Petersburg : Speech, 2005. 240 p.
3. Efimkin, S. V. Formation and development of psychological service in the Department of Internal Affairs /
S. V. Efimkin // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2003. No. 2 (20). pp. 5-8.
4. Karavaev, A. F. Problems of personal and professional diagnostics in the professional selection of candidates for service in the internal affairs bodies and reliability assessment / A. F. Karavaev, V. M. Kruk, I. N. Noss, M. V. Vinogradov // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2015. No. 3 (62). pp. 106133.
5. Rybnikov, V. Y. Psychological Service of the Ministry of Internal Affairs of Russia: history, state, prospects / V. Y. Rybnikov, M. I. Maryin // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2002. No. 1 (13). pp. 124-128.
6. Tsvetkov, V. L. Profile of professional competencies of a psychologist of internal affairs bodies / V. L. Ts-vetkov, T. A. Khrustaleva // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2015. No. 2 (61). pp. 22-26.
7. Tsilmak, A. N. Psychogram of a district police inspector through the prism of functional components of administrative activity [Electronic resource] / A. N. Tsilmak // Psychology and Law. 2013. Vol. 3. No. 2. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/ n2/61010.shtml.
8. Chovdyrova, G. S. Psychological professionally important qualities of operational staff of various activities of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia / G. S. Chovdyrova // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 6. pp. 197-204.
9. Chovdyrova, G. S. Psychodiagnostic model of the psychogram of a successful employee of the juvenile affairs units in the affairs of the Department of Internal Affairs / G. S. Chovdyrova, N. A. Kuzmicheva // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2017. No. 3 (70). pp. 61-67.
1 0. Encyclopedia of Legal psychology / under the general editorship of A. M. Stolyarenko. M. : UNITY-DANA, 2003. 607 p.
Информация об авторе А. В. Моисеев - старший психолог ОМПО.
Information about the author
A. V. Moiseev - senior psychologist of the department of moral and psychological support.
Статья поступила в редакцию 10.12.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.
The article was submitted 10.12.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.