Научная статья на тему 'Актуальные проблемы профориентации студенческой молодежи'

Актуальные проблемы профориентации студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
563
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / VOCATIONAL GUIDANCE / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федоров П.М.

В статье исследуются актуальные проблемы профориентации студентов высших учебных заведений и анализируются задачи, стоящие перед системой профориентации необходимость обеспечения соответствия потребности рынка труда и запросов субъектов принятия решений по выбору профессионального пути (молодых людей, их родителей, родственников). Обосновывается положение о том, что решение этой проблемы в условиях современной рыночной экономики должно базироваться на повышении информированности субъектов принятия решений по выбору профессионального пути о ситуации на рынке труда и перспективах его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual issues of vocational guidance for students

The article examines the actual issues of vocational guidance for students of higher education and analyzes the tasks facing the career guidance system the need to ensure that the requests of decision makers for choosing a professional path (young people themselves, their parents, relatives) correspond the labor market requirements. The author substantiates the thesis that the solution of this problem for modern market economy should be based on increasing the awareness of professional path decision-makers about the situation in the labor market and the prospects for its development.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы профориентации студенческой молодежи»

научный журнал

П. М. Федоров

Поволжский институт управления имени П.А.Столыпина — филиал РАНХиГС, г.

Саратов, Россия

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация: в статье исследуются актуальные проблемы профориентации студентов высших учебных заведений и анализируются задачи, стоящие перед системой профориентации - необходимость обеспечения соответствия потребности рынка труда и запросов субъектов принятия решений по выбору профессионального пути (молодых людей, их родителей, родственников). Обосновывается положение о том, что решение этой проблемы в условиях современной рыночной экономики должно базироваться на повышении информированности субъектов принятия решений по выбору профессионального пути о ситуации на рынке труда и перспективах его развития.

Ключевые слова: профориентация, рынок труда, высшее образование

Индивидуальные аспекты профессионального самоопределения и проблемы личностного профессионального развития рассматриваются в работах таких представителей отечественной социологии и психологии труда, как Е.А. Климова [Климов, 2010], А.К. Марковой, Р.С. Немова, Е.Ю. Пряжниковой, Н.С.Пряжникова [Пряжникова, Пряжников, 2010], Э.Ф. Зеера [Зеер, 2006], Е.И. Гарбера [Гарбер, 1992]. В этих работах профориентация рассматривается, в том числе и как важнейший элемент государственной кадровой политики, обосновывается необходимость государственной финансовой и организационной поддержки профориентации.

В целом соглашаясь с этим тезисом, необходимо отметить, что, подходя к анализу актуальных проблем профессиональной ориентации российской молодежи, стоит учесть и множественность социальных функций, выполняемых современной системой высшего образования, среди которых функция профессиональной подготовки - не единственная. Помимо этой основной, «формальной» функции, система профессионального образования выполняет и функцию воспроизводства социальных различий, адаптационную функцию, функцию социальной мобильности. Эта «полифункциональность» формирует «полимотивацию» в принятии решения о получении высшего образования. Помимо цели получения знаний, необходимых для будущей профессиональной самореализации, не менее актуальными являются и цель сохранения или повышения позиции в стратификационной структуре общества через формирования сети социальных связей и получение формального

научный журнал

социального статуса, а также цель адаптации молодого человека к свободным и ответственным действиям, необходимости самостоятельного принятия решений в сложнопрогнозируемых условиях современной жизни.

Другим фактором, оказывающим значимое влияние на профессиональную ориентацию российской молодежи, выступает стагнация отечественной экономики и обусловленная этим повышенная конкуренция работников на рынке труда. Так, по данным Росстата РФ Валовой внутренний продукт в постоянных ценах сократился с 64071,8 млрд.руб. в 2014 году до 62119,6 в 2016 [5]. Эти факторы обостряют проблему профессиональной ориентации студентов ВУЗов. При этом унаследованные российской системой высшего образования методы «трудового воспитания» и формирования социально-экономического поведения, в которых студент участвует в качестве объекта «воспитания» и «формирования» оказываются неэффективны в условиях современной рыночной экономики, как вследствие неадекватности этих методов потребностям осуществляющего выбор профессионального пути свободного гражданина, так и вследствие хронического отставания институционализированной системы профориентации от динамичного рынка труда. Подтверждением этого могут служить данные опроса ВЦИОМ, проведенного 20-22 января 2017 г. (выборка объемом 1800 респондентов). Почти половина респондентов (47%) считает, что ухудшается ситуация с трудоустройством выпускников по полученной специальности (об улучшении говорят 13%), еще 40% полагают, что вчерашним студентам все сложнее найти высокооплачиваемое место работы. При этом все более привычной становится в нашем обществе такая форма адаптации студента на рынке труда и профессиональной ориентации, как совмещение учебы с работой: так, если в 2006 г. положительно относились к этому 67%, то в 2017 г. - уже 79%. Неодобрение высказывают сегодня 18% (против 24% ранее) [6].

Стоит отметить, что активизации роли студента в профориентации, превращению его в подлинного субъекта планирования и принятия решений препятствуют неадекватные актуальным потребностями ранка труда и развития общества субъективные предпочтения молодежи в профессиональной сфере. Тем не менее тенденции изменения предпочтений россиян свидетельствуют о повышении роли рациональных факторов в выборе профессии. Так, по данным опроса «ВЦИОМ-Спутник», проведенного 21-23 марта 2017 г. (выборка объемом 1800 респондентов) среди россиян, имеющих подрастающих детей или внуков и давших содержательные ответы на вопрос (без подсказок) о выборе профессии для ребенка, каждый третий (35% в 2017 г. - с 12% в 2005 г.) называет профессии врача/медработника, на втором месте в списке,

научный журнал

составленном по оценкам родителей, профессия военнослужащего: в последние годы она стала считаться более привлекательной (с 6% в 2012 г. до 13% в 2017 г.). В ТОП-5 «народного» рейтинга также вошли юриспруденция (11%), педагогика (10% - с 4% в 2012 г.), рабочие профессии (10%). Более привлекательными в 2017 году в сравнении с 2005 годом кажутся профессии инженера (9% против 4%), спортсмена (7% против 1%), полицейского (5% против 0%), строителя (5% против 0%). В то же время финансовое дело уже не считается столь актуальной сферой деятельности: если в 2009 г. профессию финансиста/бухгалтера выбрали бы для ребенка 17% родителей, то сегодня - только 9%. Частными предпринимателями (бизнесменами) в 2005 г. хотели бы видеть своих детей 7%, в 2017 г. - 2%.

При этом представления о доходности отраслей экономической деятельности ощущения россиян в целом совпадают с реальным положением дел. Так, из предложенного списка, 81% опрошенных назвал добычу нефти и природного газа сферой с самыми высокими заработными платами (по данным Росстата за март 2017 года среднемесячные зарплаты в ней составили 106.245 руб.), также в ряду самых высокодоходных отраслей респонденты указали финансовую и страховую деятельность (ее назвали 37%), производство кокса и нефтепродуктов (32%), что также сопоставимо с данными статистики по уровню зарплат [7].

Таким образом, осознанный выбор профессии, основанный на понимании ситуации на рынке труда, все в большей степени служит основой принятия решения по выбору профессионального пути молодым человеком. Примеры такой динамики можно обнаружит и в исследованиях на уровне региона. Так, по результатам опроса абитуриентов Поволжского института управления имени П.А. Столыпина в 2017 году основными критериями при выборе ВУЗа были:

- интересующее направление подготовки - 60,5% (в 2016 г. -58,4%);

- престиж ВУЗа - 55,8% (в 2016 г. - 47,5%);

- перспективы работать на государственной службе - 36% (в 2016 г. - 40,5%);

- возможность проявить себя помимо учебы - 17% (в 2016 г. -18,9%).

В заключении стоит отметить, что актуальность проблемы профориентации студентов высших учебных заведений обусловлена необходимостью обеспечения соответствия потребности рынка труда, развития общества и запросов субъектов принятия решений по выбору профессионального пути (молодых людей, их родителей, родственников). Решение этой проблемы в условиях современной рыночной экономики должно базироваться на повышении информированности субъектов

«Профессиональная ориентация» ^^^ Электронный

2017, №2 Hf ЙДЦШ научный журнал

принятия решений по выбору профессионального пути о ситуации на рынке труда и перспективах его развития.

Библиографический список

1. Психология профессионального самоопределения: учеб пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Е.А.Климов. - 4-е изд.,стер. - М.:Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с.

2. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. 5-е изд.,испр. и доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 496 с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для ВУЗов / Э.Ф. Зеер.-М., Академический проект, 2006. — 336 с.

4. Гарбер Е.И. Методика профессиографии /Е.И. Гарбер, В.В. Козача// Методика профессиографии. — Саратов, Издательство Саратовского университета, 1992. - 196 с.

5. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab2.htm

6. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116138

7. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116258

PetrFedorov

< Actual issues of vocational guidance for students

;: Abstract: The article examines the actual issues of vocational guidance for ^ students of higher education and analyzes the tasks facing the career guidance ;> system - the need to ensure that the requests of decision makers for choosing a

< professional path (young people themselves, their parents, relatives) correspond i- the labor market requirements. The author substantiates the thesis that the solution

of this problem for modern market economy should be based on increasing the ^ awareness of professional path decision-makers about the situation in the labor ;; market and the prospects for its development. \ Keywords: vocational guidance, labor market, higher education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.