научный журнал
П. М. Федоров
Поволжский институт управления имени П.А.Столыпина — филиал РАНХиГС, г.
Саратов, Россия
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация: в статье исследуются актуальные проблемы профориентации студентов высших учебных заведений и анализируются задачи, стоящие перед системой профориентации - необходимость обеспечения соответствия потребности рынка труда и запросов субъектов принятия решений по выбору профессионального пути (молодых людей, их родителей, родственников). Обосновывается положение о том, что решение этой проблемы в условиях современной рыночной экономики должно базироваться на повышении информированности субъектов принятия решений по выбору профессионального пути о ситуации на рынке труда и перспективах его развития.
Ключевые слова: профориентация, рынок труда, высшее образование
Индивидуальные аспекты профессионального самоопределения и проблемы личностного профессионального развития рассматриваются в работах таких представителей отечественной социологии и психологии труда, как Е.А. Климова [Климов, 2010], А.К. Марковой, Р.С. Немова, Е.Ю. Пряжниковой, Н.С.Пряжникова [Пряжникова, Пряжников, 2010], Э.Ф. Зеера [Зеер, 2006], Е.И. Гарбера [Гарбер, 1992]. В этих работах профориентация рассматривается, в том числе и как важнейший элемент государственной кадровой политики, обосновывается необходимость государственной финансовой и организационной поддержки профориентации.
В целом соглашаясь с этим тезисом, необходимо отметить, что, подходя к анализу актуальных проблем профессиональной ориентации российской молодежи, стоит учесть и множественность социальных функций, выполняемых современной системой высшего образования, среди которых функция профессиональной подготовки - не единственная. Помимо этой основной, «формальной» функции, система профессионального образования выполняет и функцию воспроизводства социальных различий, адаптационную функцию, функцию социальной мобильности. Эта «полифункциональность» формирует «полимотивацию» в принятии решения о получении высшего образования. Помимо цели получения знаний, необходимых для будущей профессиональной самореализации, не менее актуальными являются и цель сохранения или повышения позиции в стратификационной структуре общества через формирования сети социальных связей и получение формального
научный журнал
социального статуса, а также цель адаптации молодого человека к свободным и ответственным действиям, необходимости самостоятельного принятия решений в сложнопрогнозируемых условиях современной жизни.
Другим фактором, оказывающим значимое влияние на профессиональную ориентацию российской молодежи, выступает стагнация отечественной экономики и обусловленная этим повышенная конкуренция работников на рынке труда. Так, по данным Росстата РФ Валовой внутренний продукт в постоянных ценах сократился с 64071,8 млрд.руб. в 2014 году до 62119,6 в 2016 [5]. Эти факторы обостряют проблему профессиональной ориентации студентов ВУЗов. При этом унаследованные российской системой высшего образования методы «трудового воспитания» и формирования социально-экономического поведения, в которых студент участвует в качестве объекта «воспитания» и «формирования» оказываются неэффективны в условиях современной рыночной экономики, как вследствие неадекватности этих методов потребностям осуществляющего выбор профессионального пути свободного гражданина, так и вследствие хронического отставания институционализированной системы профориентации от динамичного рынка труда. Подтверждением этого могут служить данные опроса ВЦИОМ, проведенного 20-22 января 2017 г. (выборка объемом 1800 респондентов). Почти половина респондентов (47%) считает, что ухудшается ситуация с трудоустройством выпускников по полученной специальности (об улучшении говорят 13%), еще 40% полагают, что вчерашним студентам все сложнее найти высокооплачиваемое место работы. При этом все более привычной становится в нашем обществе такая форма адаптации студента на рынке труда и профессиональной ориентации, как совмещение учебы с работой: так, если в 2006 г. положительно относились к этому 67%, то в 2017 г. - уже 79%. Неодобрение высказывают сегодня 18% (против 24% ранее) [6].
Стоит отметить, что активизации роли студента в профориентации, превращению его в подлинного субъекта планирования и принятия решений препятствуют неадекватные актуальным потребностями ранка труда и развития общества субъективные предпочтения молодежи в профессиональной сфере. Тем не менее тенденции изменения предпочтений россиян свидетельствуют о повышении роли рациональных факторов в выборе профессии. Так, по данным опроса «ВЦИОМ-Спутник», проведенного 21-23 марта 2017 г. (выборка объемом 1800 респондентов) среди россиян, имеющих подрастающих детей или внуков и давших содержательные ответы на вопрос (без подсказок) о выборе профессии для ребенка, каждый третий (35% в 2017 г. - с 12% в 2005 г.) называет профессии врача/медработника, на втором месте в списке,
научный журнал
составленном по оценкам родителей, профессия военнослужащего: в последние годы она стала считаться более привлекательной (с 6% в 2012 г. до 13% в 2017 г.). В ТОП-5 «народного» рейтинга также вошли юриспруденция (11%), педагогика (10% - с 4% в 2012 г.), рабочие профессии (10%). Более привлекательными в 2017 году в сравнении с 2005 годом кажутся профессии инженера (9% против 4%), спортсмена (7% против 1%), полицейского (5% против 0%), строителя (5% против 0%). В то же время финансовое дело уже не считается столь актуальной сферой деятельности: если в 2009 г. профессию финансиста/бухгалтера выбрали бы для ребенка 17% родителей, то сегодня - только 9%. Частными предпринимателями (бизнесменами) в 2005 г. хотели бы видеть своих детей 7%, в 2017 г. - 2%.
При этом представления о доходности отраслей экономической деятельности ощущения россиян в целом совпадают с реальным положением дел. Так, из предложенного списка, 81% опрошенных назвал добычу нефти и природного газа сферой с самыми высокими заработными платами (по данным Росстата за март 2017 года среднемесячные зарплаты в ней составили 106.245 руб.), также в ряду самых высокодоходных отраслей респонденты указали финансовую и страховую деятельность (ее назвали 37%), производство кокса и нефтепродуктов (32%), что также сопоставимо с данными статистики по уровню зарплат [7].
Таким образом, осознанный выбор профессии, основанный на понимании ситуации на рынке труда, все в большей степени служит основой принятия решения по выбору профессионального пути молодым человеком. Примеры такой динамики можно обнаружит и в исследованиях на уровне региона. Так, по результатам опроса абитуриентов Поволжского института управления имени П.А. Столыпина в 2017 году основными критериями при выборе ВУЗа были:
- интересующее направление подготовки - 60,5% (в 2016 г. -58,4%);
- престиж ВУЗа - 55,8% (в 2016 г. - 47,5%);
- перспективы работать на государственной службе - 36% (в 2016 г. - 40,5%);
- возможность проявить себя помимо учебы - 17% (в 2016 г. -18,9%).
В заключении стоит отметить, что актуальность проблемы профориентации студентов высших учебных заведений обусловлена необходимостью обеспечения соответствия потребности рынка труда, развития общества и запросов субъектов принятия решений по выбору профессионального пути (молодых людей, их родителей, родственников). Решение этой проблемы в условиях современной рыночной экономики должно базироваться на повышении информированности субъектов
«Профессиональная ориентация» ^^^ Электронный
2017, №2 Hf ЙДЦШ научный журнал
принятия решений по выбору профессионального пути о ситуации на рынке труда и перспективах его развития.
Библиографический список
1. Психология профессионального самоопределения: учеб пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Е.А.Климов. - 4-е изд.,стер. - М.:Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с.
2. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. 5-е изд.,испр. и доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 496 с.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для ВУЗов / Э.Ф. Зеер.-М., Академический проект, 2006. — 336 с.
4. Гарбер Е.И. Методика профессиографии /Е.И. Гарбер, В.В. Козача// Методика профессиографии. — Саратов, Издательство Саратовского университета, 1992. - 196 с.
5. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab2.htm
6. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116138
7. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116258
PetrFedorov
< Actual issues of vocational guidance for students
;: Abstract: The article examines the actual issues of vocational guidance for ^ students of higher education and analyzes the tasks facing the career guidance ;> system - the need to ensure that the requests of decision makers for choosing a
< professional path (young people themselves, their parents, relatives) correspond i- the labor market requirements. The author substantiates the thesis that the solution
of this problem for modern market economy should be based on increasing the ^ awareness of professional path decision-makers about the situation in the labor ;; market and the prospects for its development. \ Keywords: vocational guidance, labor market, higher education