Научная статья на тему 'Актуальные проблемы принципов публичного права: рецензия на коллективную монографию под редакцией Е. В. Титовой, Т. П. Подшивалова «Принципы публичного права» (М.: Проспект, 2023. 288 с.)'

Актуальные проблемы принципов публичного права: рецензия на коллективную монографию под редакцией Е. В. Титовой, Т. П. Подшивалова «Принципы публичного права» (М.: Проспект, 2023. 288 с.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы принципов публичного права: рецензия на коллективную монографию под редакцией Е. В. Титовой, Т. П. Подшивалова «Принципы публичного права» (М.: Проспект, 2023. 288 с.)»

РЕЦЕНЗИИ

DOI 10.24412/2227-7315-2024-3-235-241 УДК 659

С.Э. Либанова

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИНЦИПОВ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА: РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ ПОД РЕДАКЦИЕЙ Е.В. ТИТОВОЙ, Т.П. ПОДШИВАЛОВА «ПРИНЦИПЫ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА» СМ.: ПРОСПЕКТ, 2023. 288 С.]

S.E. Libanova

ACTUAL PROBLEMS OF THE PRINCIPLES OF PUBLIC LAW:

REVIEW OF THE COLLECTION MONOGRAPH EDITED BY E.V. TITOVA,

T.P. PODSHIVALOV "PRINCIPLES OF PUBLIC LAW" (M.: PROSPECT, 2023. 288 P.)

Монография «Принципы публичного права» подготовлена авторским коллективом под руководством Е.В. Титовой и Т.П. Подшивалова [1]. В авторский коллектив вошли сотрудники Юридического института Южно-Уральского государственного университета, а также ученые, активно сотрудничающие с ЮУрГУ в реализации исследовательских проектов. Среди авторов необходимо отметить таких известных ученых, как д.ю.н. В.В. Кванина, д.ю.н. И.А. Кравец, д.ю.н. А.В. Минбалеев, д.ю.н. Д.В. Осинцев и других исследователей.

Для характеристики рецензируемой монографии важно отметить, что ее издание стало частью крупного междисциплинарного исследовательского проекта Юридического института ЮУрГУ в рамках темы принципов права и их реализации. Кроме обозначенной книги, по теме исследования издано еще две монографии — «Принципы гражданского права и их реализация» [2], «Принципы частного права» [3]. Такой проектный подход к проведению научного исследования демонстрирует комплексность и основательную фундаментальность при написании монографии.

Книга базируется на значительном объеме научного и практического материала, написана на хорошем профессиональном уровне, отражает базовые характеристики принципов публичного права в целом, его отраслей и прин-

© Либанова Светлана Эдуардовна, 2024

Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права (Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева); e-mail: libany@rambler.ru © Libanova Svetlana Eduardovna, 2024

Doctor of Law, Professor at the Department of Constitutional Law (Yakovlev Ural State University) 235

ципов комплексных отраслей права в частности. На страницах рецензируемой монографии прослеживается ценная научная идея — конвергенция публичного и частного права, взаимодействие их принципов. Развитие этой идеи логично привело к необходимости исследования тенденции цифровизации права как междисциплинарного явления [4].

В монографии в целом выдержана единая и стройная концепция принципов публичного права и их реализации. Хотя при этом авторы иногда придерживаются различных подходов по частным вопросам.

Структура монографии представляется логичной и последовательной. Материал в книге объективно распределен по трем большим разделам — «Консти-туционализация принципов права как основа функционирования принципов публичного права», «Общетеоретическое осмысление принципов публичного права» и «Принципы отраслей публичного права». Каждый из разделов включает главы, сформированные из параграфов, тематически близких по направлению научных исследований.

Первый раздел «Конституционализация принципов права как основа функционирования принципов публичного права» объединяет четыре главы, в рамках которых последовательно рассматриваются прежде всего концептуальные и дискуссионные вопросы соотношения конституционных принципов и консти-туционализации через призму таких аспектов, как понятие и правовая природа конституционных принципов, верховенство права и верность конституции, а также особенности судебной конституционализации и верности конституции. Авторы исходят из тезиса, что политико-правовой режим реального конститу-° ционализма должен основываться на социальной справедливости и ожидании « от власти использования ее ресурсов в интересах общества [5]. Именно социально ™ ориентированный конституционализм способен стать источником возрождения ? доверия во взаимоотношениях между личностью, обществом, властью. | Вторая глава посвящена вопросам систематизации и реализации конститу-

| ционных принципов: рассматривается система конституционных принципов,

0 проблематика конкуренции конституционных принципов и особенности реа-| лизации конституционного принципа соразмерности (пропорциональности).

1 Авторы констатируют, что в правоприменительной судебной практике, особенно >1 при осуществлении нормоконтроля, потенциал принципа соразмерности может | использоваться более широко.

I Значительный интерес представляет глава третья, посвященная феномену

| правомерного поведения, рассматривающая особенности реализации конститу->1 ционных принципов в правомерном поведении субъектов права. В главе затрону-| ты такие аспекты, как соотношение конституционных принципов и правомерного Л поведения, конституционные принципы как нормативно-ценностные критерии ц правомерного поведения, а также принципы, определяющие взаимодействие § государства и личности.

со

Важно указать, что проблемные аспекты правомерного поведения с позиции конституционного права достаточно подробно и обстоятельно исследуются редактором монографии Е.В. Титовой [6] на протяжении длительного времени.

Четвертая глава посвящена особенностям проявления конституционных принципов в процессуальных отраслях права — проблемам применимости кон-236 ституционных принципов при привлечении к административной ответствен-

ности, принципам административного процесса, конституционным принципам правосудия и деятельности третейских судов.

Второй раздел «Общетеоретическое осмысление принципов публичного права» представлен двумя главами. В первой из них рассматриваются такие вопросы, как понятие и сущность публичного права; понимание принципов публичного права и их систематизация. В следующей главе описываются универсальные принципы права, которые имеют влияние и в публичном праве, и в частных отраслях права — добросовестность, справедливость, разумность и гуманизм.

Третий раздел «Принципы отраслей публичного права» представлен шестью главами. Глава седьмая посвящена принципам отдельных отраслей публичного права и включает четыре параграфа. В рамках первого параграфа последовательно рассматриваются принципы административного права, выступающие как ряд последовательных идеологем для формирования правовой основы и последующей практической реализации норм административного права. Второй параграф посвящен основным принципам местного самоуправления, которые разделены в зависимости от содержания на две основные группы: на принципы организации местного самоуправления как положения, закрепляющие организационные моменты современной системы местного самоуправления, и принципы осуществления местного самоуправления как положения, закрепляющие основы непосредственного и опосредованного осуществления населением местного самоуправления. В третьем параграфе исследована система принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, которая может рассматриваться в качестве отраслевых принципов информационного права. н

В рамках четвертого параграфа рассмотрены принципы, формирующие отрасль С миграционного права. На первое место авторы ставят принципы миграционного т права, касающиеся прав человека как основного субъекта миграционного права к (недопустимость дискриминации мигрантов), затем принципы свободы и личной неприкосновенности мигрантов; государственной защиты мигрантов от насилия д и эксплуатации, предоставления мигрантам прав и свобод, которыми пользуются Ц граждане России, гарантии судебной защиты мигрантов; свободы передвижения н и свободы выбора места жительства; запрета высылки или депортации. И лишь | затем указывают на принципы, касающиеся интересов государства. д

Восьмая глава третьего раздела включает три параграфа. В первом параграфе с данной главы рассмотрены принципы финансового права. При этом справедливо I отмечается, что «принципы финансового права» и «принципы финансовой дея- д тельности государства» нередко дополняют и заменяют друг друга. и

Во втором параграфе восьмой главы рассматриваются принципы налогово- № го права. В параграфе представлена история становления и развития данных 1 принципов; осуществлено разграничение принципов налогового права на общие, ^ специальные (отраслевые), принципы институтов налогового права. К принци- 4 пам налогового права отнесены в том числе следующие принципы: законность налогообложения, гласность, справедливость налогообложения, соблюдение баланса частных и публичных интересов, стабильность налоговых отношений, единство налоговой политики на территории РФ, единство системы налогов и сборов, всеобщность налогообложения, экономическое основание налогов (сборов), налоговое планирование. 237

В третьем параграфе рассматриваемой главы, посвященном принципам валютного права, подчеркнуто, что данные принципы нашли свое полное отражение в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле»: предпочтение экономических мер перед административными, запрет на произвольное участие государства в лице органов и агентов валютного контроля в валютных операциях резидентов и нерезидентов, единство внешней и внутренней валютной политики, единство системы валютного регулирования и валютного контроля, обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Девятая глава «Принципы регулирования международных отношений» включает три параграфа. Первый посвящен рассмотрению проблематики принципов международного публичного права, являющихся своеобразной «квазиконституцией» международной правовой системы. Во втором параграфе принципы права рассматриваются как основа оговорки о публичном порядке. Третий параграф посвящен исследованию особенностей принципа суверенного равенства в сфере природных ресурсов.

Десятая глава третьего раздела содержит принципы регулирования природоохранных отношений. Первый параграф данной главы посвящен принципам земельного права. В монографии отмечается, что в научной литературе отсутствует единство взглядов на классификацию принципов земельного права. В рамках каждой классификации представлены положения законодательства, через которые раскрываются эти принципы.

Второй параграф десятой главы посвящен классификации принципов экологического права, вопрос о которой в доктрине является неоднозначным. В работе ° предложен комплексный критерий, на основе которого представлена система « данных принципов: конституционные принципы, международно-правовые ™ принципы, межотраслевые принципы, специальные принципы, регулирующие от? дельные виды экологических правоотношений (водные, лесные, земельные и др.). | Третий параграф десятой главы раскрывает конституционный принцип —

Ц принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

0 Данный принцип находит свое отражение как в Конституции РФ (ст. 42), так | и в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11). Его содержание

1 заключается в необходимости определения на государственном уровне системы >1 мер, позволяющих поддерживать природную среду в благоприятном состоянии. | Одиннадцатая глава третьего раздела посвящена публичным основам прин-I ципов правового регулирования в сфере экономической деятельности. Первый | параграф представлен системой принципов публичных закупок, которая закре->1 плена в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, | работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. 6). Л Данная система охватывает следующие принципы публичных закупок: откры-! тость и прозрачность, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчика, § стимулирование инноваций, единство контрактной системы в сфере закупок,

со

ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Обращено внимание на нечеткость формулировок указанных принципов, что нередко приводит к их игнорированию на практике.

Во втором параграфе этой же главы раскрываются принципы антимонополь-238 ного регулирования. Отмечается отсутствие единообразного подхода к формули-

рованию и обоснованию данных принципов. В то же время подчеркивается, что антимонопольное регулирование в первую очередь основывается на целом ряде конституционных принципов, закрепленных в ст. 8, 15, 19, 34 Конституции РФ: запрете на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; законности; равенстве субъектов товарного рынка перед требованиями антимонопольного законодательства. Помимо базовых конституционных принципов отдельным направлениям антимонопольного регулирования присущи и специальные принципы, например состязательности, предотвращения нарушений антимонопольного законодательства, недопустимости необоснованного вмешательства государственных органов в условиях конкуренции на рынке, открытости антимонопольной политики и деятельности государственных органов, направленности на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства, эффективности антимонопольного регулирования.

Третий параграф одиннадцатой главы посвящен принципам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Данные принципы закреплены в ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: заявительный порядок обращения субъектов предпринимательства за оказанием поддержки, доступность инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства для всех субъектов, равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в государственных программах и муниципальных программах, оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом «О защите конкуренции», открытость процедур оказания государственной поддержки субъектов малого н и среднего предпринимательства. Отмечается, что в судебной практике данные С принципы недостаточно востребованы, что объясняется в том числе недостаточ- т ной проработанностью данного вопроса на теоретическом уровне. к

В четвертом параграфе этой же главы освещаются принципы технического ре- г гулирования. Институт технического регулирования является межотраслевым, д в связи с чем для него характерны как общеправовые принципы, так и принци- т пы, присущие отдельным отраслям права. Кроме того, специальные принципы н данного института закреплены в ст. 3 и 19 Федерального закона «О техническом | регулировании»: единство правил установления требований к продукции и свя- д занным с требованиями к продукции процессам проектирования; соответствие с технического регулирования уровню развития национальной экономики; не- а зависимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготови- д телей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей; I недопустимость совмещения одним органом полномочий по государственному № контролю (надзору) за исключением осуществления контроля за деятельностью 1 аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации; ^ доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответ- 4 ствия заинтересованным лицам и др. Заслуживает внимания вывод о том, что содержание и значение принципов института технического регулирования развивают только идеи свободы и поддержки предпринимательства, но совершенно не затрагивают интересы потребителей. Для достижения баланса интересов предлагается закрепить в Федеральном законе «О техническом регулировании» следующие принципы: приоритет обеспечения безопасности жизни и здоровья 239

потребителей при производстве и реализации товаров, работ, услуг; приоритет благоприятной окружающей среды при производстве и реализации товаров, работ, услуг; недопустимость совершения хозяйствующим субъектом действий, вводящих в заблуждение потребителей при приобретении товаров, работ, услуг.

Четвертый параграф одиннадцатой главы посвящен принципам создания территорий с особым режимом экономической деятельности. На основе системного анализа законодательства, а также материалов юридической практики предложены следующие принципы создания территорий с особым режимом экономической деятельности: единство экономического пространства, обеспечение добросовестной конкуренции, установление особого режима экономической деятельности, взаимодействие уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам создания таких территорий, финансирование создаваемых территорий с применением механизмов государственно-частного партнерства.

Двенадцатая глава монографии посвящена принципам публичного права в регулировании отдельных видов правоотношений. В первом параграфе рассматриваются административные принципы и модернизация органов публичного управления миграционными процессами. Отмечено, что в России реализуются меры по модернизации органов публичного управления, цель которой состоит в создании оптимальной системы органов исполнительной власти, соответствующей требованиям и условиям развития современного государства. Более того, агументированно подчеркивается необходимость создания законодательного основания построения системы миграционных органов путем принятия феде° рального миграционного кодекса, так как на законодательном уровне отсут-« ствует как организационно-правовая форма центрального федерального органа ™ исполнительной власти, призванного обеспечивать поддержание публичного ? порядка в сфере миграции, так и единое его общее наименование. Представляет | научный и практический интерес вывод авторов о необходимости приведения Ц действующего миграционного законодательства к логически выверенному до-

0 кументу прямого действия, устанавливающему систему органов РФ, принципы | и задачи их деятельности.

1 Во втором параграфе двенадцатой главы исследуются принципы технико-пра->1 вового регулирования. Они подразделяются на технико-обусловленные и соци-| ально-обусловленные принципы.

I Третий параграф данной главы посвящен публично-правовым началам

| арбитражного процесса. Авторы исходят из тезиса, что любой судебный про->§ цесс (уголовный, арбитражный, административный, гражданский) является | публичным, а не частноправовым. Разрешая конкретный гражданский или Л административный спор, суд прежде всего восстанавливает нарушенное право I не только конкретного субъекта, но и общества в целом, поскольку нарушение § прав субъекта может повлиять на социально-экономические отношения группы субъектов либо общества. Закрепление большинства принципов арбитражного процесса в Конституции РФ свидетельствует об их значимости, направленности на обеспечение конституционности правопорядка, его соответствия целям Основного Закона Российского государства. В следующем параграфе исследуются закономерности формирования идеи гражданского общества на основе консти-240 туционных принципов, отмечается роль конституционных начал в процессе ста-

новления идеи гражданского общества, использования конституционных основ для изучения законодательных ресурсов обеспечения современного процесса формирования гражданского общества.

Материал данного раздела монографии свидетельствует о том, что выбранная тема для преподавателей юридического института ЮУрГУ является не проходящей, а находится в центре их постоянного внимания, свидетельством чему выступают их многочисленные работы [7; 8].

В заключение отметим, что в книге обстоятельно и высокопрофессионально освещены крупные догматические вопросы и научные проблемы, существующие в рамках заявленной тематики, поэтому монография заслуживает высокой оценки.

Библиографический список

1. Принципы публичного права: монография / под ред. Е.В. Титовой, Т.П. Подшивалова. М.: Проспект, 2023. 288 с.

2. Принципы гражданского права и их реализация: монография / под ред. Т.П. Подшивалова, Г.С. Демидовой. М.: Проспект, 2017. 352 с.

3. Принципы частного права: монография / под ред. Т. П. Подшивалова, В. В. Кваниной, М.С. Сагандыкова. М: Проспект, 2018. 400 с.

4. Право цифровой среды / под ред. Т.П. Подшивалова, Е.В. Титовой, Е.А. Громовой. М.: Проспект, 2022. 896 с.

5. Конева Н.С. Трансформация модели взаимодействия гражданского общества и власти в условиях цифрового государства // Проблемы права. 2019. № 5. С. 36-40.

6. Титова Е.В. Конституционно-правомерное поведение как объект научного исследования // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 1. С. 9-16.

7. Кванина В.В., Громова Е.А., Спиридонова А.В. К вопросу о системе принципов предпринимательского права // Бизнес, менеджмент и право. 2018. № 4. С. 18-21.

8. Спиридонова А.В. Принцип взаимодействия антимонопольных органов и бизнес-сообщества в обеспечении добросовестной конкуренции в Российской Федерации // Конкурентное право. 2019. № 4. С. 12-15.

References

1. Principles of Public Law: monograph / ed. by E.V. Titova, T.P. Podshivalova. M.: Prospekt, 2023. 288 p.

2. Principles of Civil Law and Their Implementation: monograph / ed. by T.P. Podshivalova, G.S. Demidova. M.: Prospect, 2017. 352 p.

3. Principles of Private Law: monograph / ed. by T.P. Podshivalova, V.V. Kvanina, M.S. Sagan-dykova. M.: Prospect, 2018. 400 p

4. The Law of the Digital Environment / ed. by T.P. Podshivalova, E.V. Titova, E.A. Gromova. M.: Prospect, 2022. 896 p.

5. Koneva N.S. Transformation of the Model of Interaction Between Civil Society and Government in a Digital State // Problems of Law. 2019. No. 5. Р. 36-40.

6. Titova E.V. Constitutional and Lawful Behavior as an Object of Scientific Research // Constitutional and Municipal Law. 2018. No. 1. Р. 9-16.

7. Kvanina V.V., Gromova E.A., Spiridonova A.V. On the Question of the System of Principles of Entrepreneurial Law // Business, management and law. 2018. No. 4. Р. 18-21.

8. Spiridonova A.V. The Principle of Interaction Between Antimonopoly Authorities and the Business Community in Ensuring Fair Competition in the Russian Federation // Competition Law. 2019. No. 4. Р. 12-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.