Проблемные статьи
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 614.3/7:001.8:34
Зайцева Н.В.1, Попова А.Ю.2, Онищенко Г.Г.3, Май И.В.1
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАДАЧИ
'ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 614045, г. Пермь; 2Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 127994, г. Москва; 'Правительство Российской Федерации, 103274, г. Москва
Показано, что стратегическими задачами государства на современном этапе развития страны являются обеспечение высоких стандартов благосостояния человека, развитие системы обеспечения национальной безопасности, повышение конкурентоспособности товаров на мировом уровне, обеспечение сбалансированного пространственного развития и повышение эффективности государственного контроля и надзора. Методология анализа риска здоровью представляет собой современный инструментарий, позволяющий в сочетании с традиционными методами наиболее эффективно и полно решать поставленные задачи. Интегрирование анализа риска в решение стратегических задач государственного социально-экономического развития заключается в системном применении принципов и подходов методологии в сфере законотворчества; в совершенствовании научно-методической поддержки решений всех уровней, в оценке эффективности мероприятий, в переходе на рискориентированную модель контрольно-надзорной деятельности и мониторинга ситуации. Подходы к оценке эволюции рисков, расчету интегральных рисков, дефрегментации рисков и выявлению критических точек перехода риска на качественно иной уровень существенно расширяют возможности методологии и повышают эффективность ее применения в решении государственных задач по сохранению здоровья и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития; оценка риска здоровью; управление рисками здоровью населения.
Для цитирования: Зайцева Н.В., Попова А.Ю., Онищенко Г.Г., Май И.В. Актуальные проблемы правовой и научно-методической поддержки обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации как стратегической государственной задачи. Гигиена и санитария. 2016; 95(1): 5-9. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-1-5-9.
Zaytseva N.V.1, Popova A.Yu.2, Onishchenko G. G.3, May I.V.1
CURRENT PROBLEMS OF REGULATORY AND SCIENTIFIC-MEDICAL SUPPORT FOR THE ASSURANCE OF THE SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELFARE OF POPULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AS THE STRATEGIC GOVERNMENT TASK
1Federal Scientific Center of Medical-Preventive Health Risk Management Technologies, Perm, Russian Federation, 614045; 2Federal Service for Consumer Rights Protection and Human Welfare, 127994, Moscow; 3The Government of the Russian Federation, 103274, Moscow
Strategic tasks of the State at the modern stage of the country development are demonstrated to include the assurance of high standards of human welfare; development of the system of the National security; the elevation of the competitive ability of goods at the global level; the provision of the balanced space for development and the increase of the efficiency of the state control and supervision. The methodology for the health risk analysis represents the modern tools allowing in combination with traditional methods to solve assigned tasks mostly effectively and completely. The integration of the risk analysis into the solution of strategic tasks of the state social and economic development is in the systemic application of principles and approaches of methodology in the field of lawmaking; improvement of scientific and methodical support for the solutions at all levels, assessment of the efficiency of measures, in the transition to the risk-oriented model of control and supervision activity and monitoring of situation. Approaches to the assessment of the risks evolution, calculation of integral risks, defragmentation of risks and detection of critical points for the transition of risk to the qualitatively new level substantially extend the possibilities of methodology and increase the efficiency of its application in the solution of State tasks on the preservation of health and assurance of the sanitary and epidemiological welfare of population.
Keywords: strategy of social and economic development; health risk assessment; health risks management For citation: Zaytseva N.V., Popova A.Yu., Onishchenko G.N., May I.V. Current problems of regulatory and scientific-medical support for the assurance of the sanitary and epidemiological welfare of population in the Russian Federation as the strategic government task. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(1): 5-9. (In Russ.). DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-1-5-9.
For correspondence: Irina V. May, E-mail: [email protected] Received 26.06.15
Для корреспонденции: Май Ирина Владиславовна, д-р биол. наук, профессор, заместитель директора по научной работе ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 614045, г. Пермь, E-mail: [email protected]
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1] в качестве стратегической цели определяет достижение «.. .такого уровня экономического и социального развития, который соответствует статусу России как ведущей мировой державы XXI века и надежно обеспечивает национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан». Частью этой цели и далеко не последним условием для ее успешной реализации является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здоровья граждан России. Отечественная гигиеническая наука на протяжении последних веков занимала в мире лидирующие позиции, выдвигая на первый план парадигмы гуманистической направленности, обеспечивающие здоровье человека в настоящем и будущих поколениях [2, 3]. Однако изменение структуры экономики в пользу отраслей, ориентированных на рыночный спрос, рост глобальной конкуренции на рынках товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, в системе национального управления, а также изменение демографических контекстов развития человеческого потенциала ставят задачу разработки и применения в гигиене и профилактической медицине инновационной методологической базы. Требуются подходы, которые, гармонично дополняя традиционные методы и приемы, существенно расширяли бы аналитические и прогностические возможности исследователей, позволили бы применять элементы ситуационного, имитационного моделирования, выполнять анализ на перспективу и т. п. С этих позиций методология анализа риска здоровью представляет собой современный инструментарий, сочетающий все указанные требования. Она позволяет выполнять оценку и прогнозирование негативных изменений состояния здоровья на индивидуальном и популяционном уровнях, устанавливать основные факторы опасности, выбирать приоритетные меры по предупреждению нарушений и созданию условий сохранения здоровья нации [4] и т. п.
В качестве стратегических задач государства, решение которых с применением методологии анализа риска здоровью представляется наиболее эффективным, следует выделить:
- обеспечение высоких стандартов благосостояния человека;
- развитие системы обеспечения национальной безопасности;
- повышение конкурентоспособности товаров на мировом уровне;
- обеспечение сбалансированного пространственного развития;
- повышение эффективности государственного контроля и надзора.
При этом интегрирование анализа риска в решение стратегических задач государственного социально-экономического развития заключается: а) в системном применении принципов и подходов методологии в сфере законотворчества; б) в совершенствовании научно-методической поддержки решений всех уровней, включая формирование планов и программ действий; в) в оценке эффективности мероприятий; г) в переходе на рискориентированную модель контрольно-надзорной деятельности и мониторинга ситуации.
Планомерное закрепление аспектов анализа риска для здоровья в системе санитарного и экологического законодательства Российской Федерации соответствует общемировым тенденциям. Уже на сегодня аспекты анализа рисков для здоровья закреплены в Федеральном законе от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (1996); «Экологической доктрине Российской Федерации» (2002); в Федеральном законе от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (2002); «Основах государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности» (2013) и ряде других. Однако нормативная база недостаточна для широкого применения методологии. В качестве первоочередной можно рассматривать задачу внесения изменений в Федеральный закон 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Требуется внесение в закон определения санитарно-эпидемиологического
благополучия как состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует недопустимый риск вредного воздействия факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Велением времени является законодательное закрепление критериев безопасности и безвредности факторов среды обитания, включая гигиенические и иные нормативы, с учетом допустимых уровней риска жизни или здоровью граждан. Значимым представляется и внесение изменений в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который в настоящее время не ориентирован на обеспечение безопасности окружающей среды для здоровья человека. Эти изменения должны касаться применения критериев риска здоровью при обосновании экологических нормативов, оценке воздействия на окружающую среду, экологической экспертизе. Аналогичные изменения целесообразно внести в Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», «Водный кодекс Российской Федерации», закон «Об отходах производства и потребления». Не теряет актуальности разработка Федерального закона «О химической безопасности».
Важным шагом в правовом обеспечении оценки риска в сфере потребительских товаров могла бы стать разработка технического регламента «Об общей безопасности продукции», гармонизированного с Директивой Европейского парламента и Совета 2001/95/ЕС от 03.12. 2001 и определяющего принципы оценки риска продукции для здоровья.
Крайне своевременным представляется формирование нормативной базы страхования рисков здоровью населения, связанных с нарушениями санитарного законодательства.
В сфере анализа профессионального риска здоровью целесообразно завершить процесс ратификации ряда международных соглашений, в первую очередь Конвенции МОТ 161 «О службах гигиены труда». Это позволит пересмотреть ряд положений законодательства о труде и ориентировать его не только на предотвращение профессиональных заболеваний и травматизма, но и профилактику всех болезней, связанных с работой. Нельзя не согласиться с Н.Ф. Измеровым [5], что для гигиенического обеспечения современных технологий нужна нормативная база оценки и управления профессиональным риском с переносом акцента с безопасности труда на охрану здоровья работников. Создание такой базы будет в полной мере соответствовать положениям Глобального плана действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 гг. [6] и являться одним из условий успешного социально-экономического развития страны на этапе системного перевода российской экономики в режим инновационного развития.
Реализация законодательно закрепленных аспектов оценки риска в ближайшем будущем потребует адекватной научно-методической базы и интенсификации целого блока междисциплинарных фундаментальных и прикладных исследований в области гигиены и профилактической медицины. Последние в свою очередь должны лечь в основу системы принятия важнейших стратегических решений по планам и программам действий по минимизации рисков для здоровья.
Следует отметить, что в России за достаточно короткий период внедрения методологии анализа риска здоровью, даже в условиях ограниченной законодательной поддержки, накоплен научный багаж, позволяющий применять эту методологию на практике. Активно вопросы оценки риска для жизни и здоровья развиваются в нормативно-методических документах Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и т. п. Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за последние годы утверждено и рекомендовано к внедрению порядка 20 документов, ориентированных на оценку риска для здоровья населения при воздействии вредных факторов среды обитания.
Отечественными исследователями в методологию привнесены новые подходы и приемы, которые обеспечивают воз-
можности оценки новых видов рисков, интегральной оценки риска разнородных факторов, расчета эволюции рисков, экономической оценки потерь, связанных с риском для здоровья и т. п. [7 9]. Разработанные научные подходы открыли принципиально новые возможности гигиенических оценок и прогнозирования, поскольку позволяют оценивать динамику нарастания негативного эффекта в результате контакта с опасным фактором на фоне естественных процессов; выделять критические органы и системы, для которых скорость нарастания и тяжесть негативного эффекта максимальны; оценивать скорость нарастания риска для лиц разного возраста, прогнозировать дополнительный риск здоровью в любой временной диапазон с заданным сценарием экспозиции. Подходы позволяют интегрировать и дефрагментировать риски, формируемые разнородными факторами (химическими, физическими, социальными), позволяют классифицировать текущий риск и устанавливать критические временные параметры перехода уровня риска в более высокий класс (утяжеление риска). Кроме того, имеется возможность получения параметров по-пуляционного риска с учетом возрастного распределения нарушений здоровья различной тяжести и прогноза сокращения продолжительности жизни в связи с негативным воздействием фактора. Предложенная методология оценки рисков здоровью населения, адаптированная к задачам установления безопасности продукции (товаров), рассматривается как базовая для стран единого экономического пространства. Это определяется и тем фактом, что корректная оценка риска при обосновании безопасности товара, несомненно, рассматривается как инструмент повышения его конкурентоспособности.
При этом уже на настоящем этапе использование отечественных разработок позволило Российской Федерации отстоять отечественные гигиенические нормативы содержания ветеринарных препаратов (рактопомин, антибиотики тетрациклинового ряда), в пищевых продуктах и т. п. [10]. Обоснование допустимых уровней содержания в продуктах L.monocytogenes обеспечило отсутствие недопустимого для потребителей риска распространения такого серьезного заболевании, как листериоз [11]. Результаты этих исследований показали, что включение этапа оценки риска в систему гигиенического нормирования (risk-based нормирование) носит стратегический характер, поскольку ставят барьер на поступлении на российский рынок заведомо небезопасных продуктов питания, предупреждает формирование негативных стохастических эффектов у наиболее чувствительных групп населения, находящихся под воздействием разных видов опасностей.
Задачи сбалансированного пространственного развития страны требуют иных методических подходов, которые заключаются прежде всего в возможности анализа распределения риска по территории, зонирования критериев риска и ситуационного моделирования. Опыт разработки схем пространственного развития Пермского края, Генеральных планов Москвы, Казани, Перми, Воронежа показал, насколько перспективно и важно на основе анализа риска выделять и/или прогнозировать зоны наибольшей опасности для здоровья и, напротив, выделять участки наибольшего благоприятствования для задач размещения объектов различного назначения. Такие оценки позволяют обеспечить рациональное использование муниципальных и региональных земель и минимизировать текущие и будущие потери человеческого потенциала и бюджетных средств.
Так, в рамках Генерального плана Перми выделено 62 зоны с различными уровнями техногенно обусловленного риска для здоровья жителей, описано 6 зон недопустимого риска, где проживает порядка 512 тыс. человек. Как следствие в проектные решения включены меры по выносу или перепрофилированию 3 промышленных узлов, расположенных в жилой застройке и изменению функционального назначения ряда промышленных территорий. Общая оценка перспектив изменения функционального назначения и статуса ряда терри-
торий города позволила предположить, что в целом примерно на 470 га городских земель будет достигнут уровень допустимого риска для здоровья жителей и станет возможным полноценное муниципальное использование этих участков. Более 500 зданий и сооружений не будет располагаться в зонах, где их размещение не допускается, а граждане имеют право требовать переселения [12].
Еще одним важным направлением применения методологии оценки риска в задачах сохранения здоровья нации и защиты прав граждан на благоприятную среду обитания является ее включение в алгоритм формирования доказательства вреда здоровью человека при воздействии опасных факторов. Оценка риска позволяет в рамках санитарно-гигиенических исследований, расследований, экспертиз оптимизировать дорогостоящие медико-биологические и клинические исследования. Выделение приоритетных факторов риска, путей и меры контакта человека с опасным фактором, выявление наиболее уязвимых половозрастных или территориальных групп населения, критических органов и систем, наиболее вероятных видов нарушений здоровья, маркерных показателей - все это делает этап оценки риска при формировании доказательной базы системообразующим и крайне значимым.
При этом методология дает широкие возможности привлечения к формированию доказательной базы наукоемких данных по биологическим маркерам экспозиции и ответа (эффекта) на воздействие, которые, согласно мнению экспертов ВОЗ, являются важнейшим диагностическим, прогностическим инструментом и средством выбора адекватной стратегии минимизации рисков [13, 14]. К настоящему времени в стране разработано, утверждено и применяется на практике более 50 методик качественного и количественного определения в биологических средах человека химических веществ (техногенных примесей или их метаболитов), которые могут рассматриваться как маркеры внешнесредовой и/или производственной экспозиции. Обосновано и внедрено в практику гигиенических оценок и экспертиз порядка 30 критериев биохимических, иммунных, гематологических и молекулярно-генетических маркеров эффектов, характеризующих полиморфизм генов, нарушение окислительно-антиоксидантных процессов, в том числе на уровне ДНК клетки, протеомного профиля, костного метаболизма, нейроэндокринной регуляции, супрессию процесса кроветворения, развитие специфической сенсибилизации, активацию клеточной гибели, отражающих патоморфоз болезней крови, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, развитие генетической нестабильности, хромосомных нарушений. При этом разработка и внедрение новых высокочувствительных аналитических методов позволяют исследовать механизмы возникновения и развития ответных реакций организма на самых ранних стадиях (клеточно-молекулярный уровень) их формирования на внешнесредовое воздействие, что нельзя не рассматривать как важнейшее стратегическое достижение профилактической медицины. Методические подходы к определению эволюции риска позволяют определить динамику нарастания рисков во времени, установить критические вре-менньге точки перехода риска из одной классификационной категории в другую - более тяжелую.
Логичным продолжением исследований механизмов формирования и развития нарушений здоровья под воздействием факторов среды обитания является разработка медико-профилактических технологий минимизации рисков. При этом принимается во внимание специфика и интенсивности воздействия факторов риска. Так, результаты многолетней работы специалистов Федерального научного центра медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения показывают, что на территориях санитарно-эпидемиологического неблагополучия востребованы разные виды специализированной медико-профилактической помощи: в профилактике риск-ассоциированных транзиторных нарушений функционального состояния систем адаптации нуждается
порядка 35% населения; в профилактики заболеваний, ассоциированных с факторами риска, нуждается порядка 30% населения; в лечении и профилактике риск-ассоциированных хронических соматических заболеваний нуждается около 20% населения; в технологиях лечения и профилактике риск-ассоциированных заболеваний с персистирующей суб- или декомпенсацией функционального состояния критических органов и систем и систем поддержания гомеостаза нуждается до 15% населения [15].
Разработка специализированных медико-профилактических технологий, организация адресной помощи населению, выявление стажа работников, при котором риски нарушения здоровья, связанные с профессией, становятся высокими, прочие практические выходы оценки риска позволяют решать важнейшие задачи государства по сохранению здоровья нации и усилению профилактического характера системы здравоохранения.
Безусловно, методическая база оценки риска здоровью требует совершенствования. Это касается развития надежных инструментальных и расчетных и сопряженных методов оценки экспозиции, установления зависимостей доза-эффект для широкого круга вновь появляющихся факторов опасности и адаптации уже известных и доказанных моделей к конкретным условиям экспозиции и контингентам риска; отработка подходов к получению интегральных оценок в условиях воздействия факторов разнородных по природе, длительности и периодичности. В качестве ключевого направления следует рассматривать научно-методическое обоснование маркеров ответа на воздействие на базе исследования процессов репарации ДНК, апоптоза и новообразования, нарушения клеточных сигнальных путей. Важнейшей задачей остается научное обоснование критериев допустимости рисков нарушения здоровья различной тяжести. Однако потребности в совершенствовании методической базы не снижают ценности и практической значимости уже существующих научных наработок.
Так, к примеру, в задачах выбора приоритетов, выполнения оценок по обоснованию наиболее эффективных планов и программ мероприятий методология оценки риска практически не имеет аналогов и применяется во многих отраслях государственного управления в сочетании с методом затраты-выгоды. Примером федеральной целевой программы, где в качестве критерия оценки эффективности рассматриваются показатели риска для здоровья, является «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации» (2009-2014 годы)». Программа декларирует в качестве основной цели последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных факторов на население, экологические системы и техносферу включает в себя систему взаимоувязанных мер по минимизации рисков здоровью. Программа предусматривает создание инновационных технологий предупреждения рисков и ущербов, формируемых опасными объектами, разработку принципов, юридической и экономической ответственности за недопустимые уровни риска и страхования этой ответственности, мониторинг рисков здоровью. Поставлена задача категорирования объектов по риску причинения вреда здоровью населения для организации оптимальной системы контроля, надзора и планирования мер по минимизации опасности и риска.
Следует отметить, что предусмотренные программой меры по характеристике объектов хозяйственной деятельности по риску причинения вреда здоровью полностью укладываются в приоритетное стратегическое направления совершенствования контрольно-надзорной деятельности, определенное Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека одной из первых среди федеральных органов исполнительной власти разработала под-
ходы к рискориентированному надзору. Классификации поднадзорных объектов в зависимости от степени угрозы и риска причинения вреда жизни и здоровью граждан учитывает эпидемиологическое состояние объекта, вероятность возникновения нарушений законодательства, масштабность и тяжесть последствий для здоровья и позволяют выделять:
- объекты чрезвычайно высокого риска (опасности) для здоровья, требующие постоянного контроля;
- объекты высокого риска (опасности), контроль которых должен осуществляться с периодичностью не реже 1 раза в год;
- объекты умеренного (среднего) риска (средней опасности), контроль которых должен осуществляться с периодичностью в три года;
- объекты низкого риска, контроль которых должен осуществляться с периодичностью в пять лет и более.
Объекты низкого риска вообще могут быть освобождены от плановых контрольных мероприятий со стороны надзорных органов при демонстрации высокой социальной ответственности и отсутствии жалоб со стороны населения, других юридических лиц или органов власти. Дифференцированный подход к проведению плановых контрольно-надзорных мероприятий позволяет концентрировать усилия контролирующих организаций на объектах, формирующих недопустимый риск для здоровья.
Жалобы населения на нарушение здоровья, неудовлетворительные условия проживания или иные проявления несоответствия государственным требованиям и стандартам в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются основанием для внеплановых надзорных действий в отношении объектов любых категорий опасности. Ориентированная на оценку риска здоровья классификация решает задачи снижения общей административной нагрузки на хозяйствующие субъекты прежде всего за счет сокращения объемов надзорных мероприятий на объектах низкой и/или умеренной опасности и концентрации усилий контролирующих органов на объектах высокого риска (опасности). Такая постановка существенно повышает защищенность населения страны, что является основной конечной целью деятельности Роспотреб-надзора.
Таким образом, методология оценки риска для здоровья востребована и эффективна при решении комплекса стратегических задач государства по сохранению и преумножению человеческого потенциала, гармоничному пространственному развитию территорий, повышению безопасности и конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, совершенствованию системы контрольно-надзорных мероприятий и т. п.
Вместе с тем актуальными задачами продолжают оставаться:
- совершенствование законодательной базы Российской Федерации, в том числе в части нормативного закрепления анализа риска здоровью как инструмента государственного управления;
- развитие системы гигиенического нормирования в направлении учета показателей риска для здоровья при обосновании стандартов качества объектов среды обитания и продукции;
- расширение отечественных исследований в области изучения механизмов реализации рисков для здоровья человека под воздействием факторов внешней и производственной среды, товаров и услуг, условий обучения, воспитания и т. п.;
- совершенствование научно-методической базы проведения санитарно-эпидемиологических исследований, расследований, экспертиз, включая развитие клеточных и субклеточных технологий диагностики нарушений здоровья под воздействием факторов внешней, производственной среды, условий обучения, воспитания и т.п.;
- включение показателей санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе рисков для здоровья населения, в систему показателей эффективности деятельности органов власти на уровне федерации, субъектов федерации и местного
самоуправления и/или в расчет индекса социально-экономического развития территорий;
- дифференциация на основе рискориентированного подхода мер правового регулирования деятельности опасных объектов с обоснованным выделением региональных, территориальных, локальных приоритетов.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование. Иссследование не имело спонсорской поддержки.
Литература (п.п. 13-14 см. References)
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Available at: http://base.garant. ru/194365/
2. Рязанов В.А. Два направления в современной гигиенической науке. Советское здравоохранение. 1979; 4: 17.
3. Саноцкий И.В., Уланова И.П. Критерии вредности в гигиене и токсикологии при оценке опасности химических веществ. М.: Центр международных проектов ГКНТ; 1983.
4. Онищенко Г.Г. Оценка и управление рисками для здоровья как эффективный инструмент решения задач обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. Анализ риска здоровью. 2013; 1: 4-11.
5. Измеров Н.Ф., Денисов Э.И., Морозова Т.В. Охрана здоровья работников: гармонизация терминологии, законодательства и практики с международными стандартами. Медицина труда и промышленная экология. 2012; 8: 1-7.
6. Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 гг. ВОЗ; 2007. Available at: http://www.zdrav.ru/ articles/practice/detail.php?ID=76173
7. Рахманин Ю.А., Стехин А.А., Яковлева Г.В. Электронный дефицит как возможный фактор риска здоровью. Гигиена и санитария. 2014;. Т. 93: 1: 5-8.
8. Зайцева Н.В., Трусов П.В., Шур П.З., Кирьянов Д.А., Чиг-винцев В.М., Цинкер М.Ю. Методические подходы к оценке риска воздействия разнородных факторов среды обитания на здоровье населения на основе эволюционных моделей. Ана-лизриска здоровью. 2013; 1: 15-2
9. Кузьмина Е.А., Винокурова М.В., Газимова В.Г., Бусырев С.А., Гурвич В.Б., Малых О.Л. и др. Практика и перспективы применения экономических инструментов обоснования и оценки эффективности мер по управлению риском и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (на примере Свердловской области). Здоровье населения и среда обитания. 2010; 1: 20-5.
10. Онищенко Г.Г., Попова А.Ю., Тутельян В.А., Зайцева Н.В., Шур П.З., Хотимченко С.А., Гмошинский И.В. Шевелева С.А., Ракитский В.Н., Лисицын А.Б., Кирьянов Д.А. К оценке безопасности для здоровья населения рактопамина при его поступлении с пищевыми продуктами. Вестник РАМН. 2013; 6: С. 4-8.
11. Зайцева Н.В., Шур П.З., Атискова Н.Г., Кирьянов Д.А., Ка-малтдинов М.Р. Оценка безопасности допустимых уровней содержания L. monocytogenes в пищевых продуктах по критериям риска здоровью населения . Анализ риска здоровью. 2013; 2: 4-13.
12. Материалы по обоснованию проекта Генерального плана г. Перми. Available at: www.gorodperm.ru/economic/building-up/ genplan/
15. Устинова О.Ю. Организация лечебно-диагностической помощи в условиях санитарно-гигиенического неблагополучия среды обитания и производственной деятельности для задач
снижения рисков здоровью населения. Здоровье населения и среда обитания. 2010; 11: 36-8.
References
1. The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period to 2020. Approved by the resolution of the Government of the Russian Federation dd. November 17, 2008 N 1662-r. Available at: http://base.garant. ru/194365/ (in Russian)
2. Ryazanov V.A. Two directions in the modern hygienic science. Sovetskoe zdravookhranenie. 1979; 4: 17. (in Russian)
3. Sanotskiy I.V., Ulanova I.P. The Criteria of Hharmfulness in Hygiene and Toxicology During the Chemical Substances Hazard Assessment [Kriterii vrednosti v gigiene i toksikologiipri otsenke opasnosti khimicheskikh veshchestv]. Moscow: Tsentr mezhdun-arodnykh proektov GKNT; 1983. (in Russian)
4. Onishchenko G.G. Assessment and management of health risks as the effective tool for solving the tasks on ensuring the sanitary and epidemiological welfare of population in the Russian Federation. Analiz riska zdorov'yu. 2013; 1: 4-11. (in Russian)
5. Izmerov N.F., Denisov E.I., Morozova T.V. Protection of health for workers: harmonization of terminology, legislation and practice with international standards. Meditsina truda i promyshlen-naya ekologiya. 2012; 8: 1-7. (in Russian)
6. Global plan of actions on the protection of health for workers for 2008-2017. WHO; 2007. Available at: http://www.zdrav.ru/ articles/practice/detail.php?ID=76173 (in Russian)
7. Rakhmanin Yu., Stekhin A.A., Yakovleva G.V Electronic deficit as a possible health risk factor Gigiena i sanitariia. 2014; Т. 93: 1: 5-8. (in Russian)
8. Zaytseva N.V., Trusov P.V., Shur P.Z., Kir'yanov D.A., Chigvintsev V.M., Tsinker M.Yu. Methodical approaches to the assessment of risk of impact of the different living environment factors on the health of population based on the evolution models. Analiz riska zdorov'yu. 2013; 1: 15-23. (in Russian)/
9. Kuz'mina E.A., Vinokurova M.V., Gazimova V.G., Busyrev S.A., Gurvich V.B., Malykh O.L. et al. Practice and prospects of applying the economic tools for justification and assessment of the efficiency of measures on the management of risk and ensuring the sanitary and epidemiological welfare of population (by the example of Sverdlovsk region). Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2010; 1: 20-5. (in Russian)
10. Onishchenko G.G., Novikov S.M., Rakhmanin Yu.A., Avaliani S.L., Bushtueva K.A. Osnovy otsenki riska dlya zdorov'ya naseleniya pri vozdeystvii khimicheskikh veshchestv, zagryaznyayushchikh okruzhayushchuyu sredu / pod red. Rakhmanina Yu.A., Onishchenko G.G. M.: NII ECh i GOS.; 2002.
11. Zaytseva N.V., Shur P.Z., Atiskova N.G., Kir'yanov D.A., Kamaltdinov M.R. .Safety Assessment of L.Monocytogenes maximum concentration levels in food using health risk criteria. Analiz riska zdorov'yu. 2013; 2: 4-13. (in Russian)
12. Materials on justifying the draft of the General plan of Perm. Available at: www.gorodperm.ru/economic/building-up/genplan/ (in Russian)
13. Centers for disease Control and Prevention National Biomonitoring. Program CDC 2011. Available at: www.cdc.gov. biomonitoring/
14. Sexton K., Needman L.L., Pirkle J.L. Human Biomonitoring of Environmental Chemicals. American Scientist. 2004; 92(1): 38-45.
15. Ustinova O.Yu. Organizing the therapeutic and diagnostic assistance in the conditions of sanitary and hygienic ill-being of living environment and production activity for the tasks on the public health risks mitigation. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2010; 11: 36-8. (in Russian)
Поступила 26.06.15