Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ '

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воздушные перевозки / правовое регулирование / пандемия / международные перевозки / воздушный кодекс / air transportation / legal regulation / pandemic / international transportation / air code

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.А. Бабаева

На сегодняшний момент, в связи с введением ВОЗ пандемии вируса COVID-19, остро стоят вопросы с воздушными перевозками, как международном уровне, так и в пределах Российской Федерации. Проблема субъектов, участвующих в воздушных перевозках очевидна и требует оперативно решения. Российская Федерация, в лице государственных и региональных органов власти, издает достаточное количество правовых актов с рекомендациями, однако, существуют очевидные проблемы и их последствия для многих сфер жизнедеятельности общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF AIR TRANSPORTATION IN THE PANDEMIC PERIOD

To date, in connection with the introduction of the WHO pandemic of the COVID-19 virus, there are acute issues with air transportation, both internationally and within the Russian Federation. The problem of entities involved in air transportation is obvious and requires prompt solutions. The Russian Federation, represented by state and regional authorities, issues a sufficient number of legal acts with recommendations, however, there are obvious problems and their consequences for many areas of the life of society and the state.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ »

УДК 656.7

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ

ПЕРЕВОЗОК В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

А. А. Бабаева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: tigashova01@mail.ru

На сегодняшний момент, в связи с введением ВОЗ пандемии вируса COVID-19, остро стоят вопросы с воздушными перевозками, как международном уровне, так и в пределах Российской Федерации. Проблема субъектов, участвующих в воздушных перевозках очевидна и требует оперативно решения. Российская Федерация, в лице государственных и региональных органов власти, издает достаточное количество правовых актов с рекомендациями, однако, существуют очевидные проблемы и их последствия для многих сфер жизнедеятельности общества и государства.

Ключевые слова: воздушные перевозки, правовое регулирование, пандемия, международные перевозки, воздушный кодекс.

ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF AIR TRANSPORTATION

IN THE PANDEMIC PERIOD

A. A. Babaeva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: tigashova01@mail.ru

To date, in connection with the introduction of the WHO pandemic of the COVID-19 virus, there are acute issues with air transportation, both internationally and within the Russian Federation. The problem of entities involved in air transportation is obvious and requires prompt solutions. The Russian Federation, represented by state and regional authorities, issues a sufficient number of legal acts with recommendations, however, there are obvious problems and their consequences for many areas of the life of society and the state.

Keywords: air transportation, legal regulation, pandemic, international transportation, air code.

В настоящее время, все мировое сообщество погрузилось в нестандартную ситуацию-пандемию вируса COVID-19. И если для большинства отраслей не существует точных планов действий и регулирования, то в сфере воздушных перевозок имеется широкий массив нормативно-правовых актов, в который, на настоящий момент лишь вносятся рекомендации. Однако, они имеют существенное влияние не только на отрасль воздушных перевозок, но многие другие сферы жизнедеятельности общества и государства.

В первую очередь стоит отметить, что вопросы регулирования воздушных перевозок-непосредственный интерес и предмет регулирования государства. И на первый план, в период пандемии, вышли ограничения по использованию воздушного пространства как на международном уровне, так и внутри стран.

В соответствии со ст.17 Воздушного кодекса РФ, использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке,

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

установленном Правительством Российской Федерации [1]. Таким образом, если в период пандемии невозможно применить общие (стандартные) правила регулирования, то Правительством РФ должны быть установлены дополнительные или новые правила регулирования. Так, 25 марта 2020 года Михаил Мишустин провёл заседание президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. По итогам принято, в частности, следующее решение и дано поручение: Росавиации обеспечить прекращение с 00 ч. 00 мин. 27 марта 2020 года регулярного и чартерного авиасообщения, осуществляемого из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении, за исключением полётов, связанных с вывозом российских граждан на территорию Российской Федерации из иностранных государств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (в соответствии со списками граждан, сформированными МИД России), а также полётов, осуществляемых по отдельным решениям Правительства Российской Федерации [2].

В рамках своих текущих усилий по глобальному реагированию на пандемию COVID-19 ИКАО принимает меры по оказанию помощи Службе гуманитарных воздушных перевозок Организации Объединенных Наций (СГВПООН), функционирующей под руководством Всемирной продовольственной программы (ВПП), которая продолжает прилагать усилия для обеспечения надежных и эффективных пассажирских перевозок, а также перевозок легких грузов во время пандемии COVID-19 в поддержку широких гуманитарных целей.

В связи с тем, что ВПП сталкивается с трудностями, связанными с необходимостью отслеживать закрытие аэропортов во всем мире, что создает риски для надежной перевозки персонала по оказанию чрезвычайной помощи и предметов снабжения, ИКАО оказала содействие в создании нового приложения, которое она уже разрабатывала, для мониторинга предоставляемой правительствами аэронавигационной информации для получения самых последних обновленных данных о закрытии аэропортов.

Региональные бюро ИКАО активно координируют свою деятельность с партнерами из ВПП и оказывают содействие в их усилиях по расширению глобальных возможностей программ медицинской эвакуации (MEDEVACS) и организации работы семи надежных узловых аэропортов для поддержки международных полетов в гуманитарных целях, организованных ВПП во всем мире[3]. На этом фоне в России введены масштабные ограничения на полеты. Но при этом у авиакомпаний остаются возможности на выполнение полетов на те рейсы, которые хоть как-то их поддерживают- гуманитарные и рейсы по вывозу граждан России из-за границы. Это туристические направления в Юго-Восточной Азии, ну и главное — никаких появились ограничения на полеты по внутрироссийским линиям, в частности ограничения введены популярными туристическими местами отдыха граждан как Сочи и республика Алтай.

Специалисты уже заявляют, что происходящее — это худший кризис в мировой гражданской авиации за все годы как минимум после войны. Происходят события, которых не отмечали ранее, а именно — закрытие международных границ, то есть принудительное ограничение авиасообщения.

Раньше были подобные только локальные ограничения, например в Ираке на использование воздушного пространства. Такого, чтобы европейские страны, тем более США, вводили запрет на международные полеты, не было. Ключевые рынки для авиакомпаний разных регионов практически сворачиваются. Часть европейских авиакомпаний уже сейчас вынуждены припарковать свои самолеты. Такие компании, как, например, Lufthansa, останавливают как минимум 80 % своих самолетов. Четыре из пяти самолетов встают к забору, возникает проблема даже с тем, где парковать их, аэропортов недостаточно.

Из-за распространения коронавируса 2019-nCoV, которое Всемирная организация здравоохранения признала пандемией, десятки популярных у россиян туристических

направлений оказались под запретом. Авиакомпании отменили основную часть рейсов в Италию, Испанию, Францию, Германию, Израиль. По-прежнему ограничено авиасообщение с Китаем, Южной Кореей и Ираном. Глава Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Зарина Догузова в четверг, 12 марта, назвала ситуацию с коронавирусом «беспрецедентной», отметив, что «мировая и российская туриндустрия с подобным еще не сталкивалась». Она привела данные: поток выездного туризма упал на 60%, въездного — на 30%. «Единственное направление, где мы существенного спада не видим, — это внутренний туризм», — заявила она [4].

На сегодняшний момент, остро стоит вопрос о координации правового регулирования на международном уровне. Необходимо рассчитать возможные риски и отдельные вопросы воздушных перевозок, таким образом, чтоб они сочетались и действовали сообща по направлениям гуманитарного сотрудничества, обеспечения прав граждан за границей и учитывать интересы многих отраслей, на которые повлияли ограничения использования воздушного пространства. Видятся целесообразными меры принимаемые уполномоченными органами РФ в области воздушного пространства и воздушных перевозок, учитывающие в первую очередь интересы граждан по охране жизни и здоровья и безопасности. Однако стоит отметить и тот факт, что подобные ограничения воздушных перевозок существенно подрывают экономику стран и всех участников туристической отрасли непосредственно.

Библиографические ссылки

1. Федеральный Закон "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 01.04.2020).

2. Поручение Правительства РФ [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ info/39427/ (дата обращения: 15.04.2020).

3. ИКАО [Электронный ресурс]. URL: https://www.icao.int/Newsroom/Pages/RU/ICAO-assisting-with-humanitarian-flight-operations-during-COVID19.aspx (дата обращения: 15.04.2020).

4. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/12/03/2020/ (дата обращения: 15.04.2020).

© Бабаева А. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.