Научная статья на тему 'Актуальные проблемы правового регулирования рекламы в сети интернет'

Актуальные проблемы правового регулирования рекламы в сети интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3957
582
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ИНТЕРНЕТ-СЕТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кострикова Алена Сергеевна, Макаревич Марина Леонидовна

В данной работе рассмотрены проблемы правового регулирования рекламы в интернет-сети, такие как :спам-реклама; распространение экстремизма; незаконная реклама психотропных и наркотических средств; незаконное рекламирование порнографиии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы правового регулирования рекламы в сети интернет»

УДК 347

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Кострикова Алена Сергеевна, студент (e-mail: kostrikova-alyona2014@yandex.ru) Макаревич Марина Леонидовна, к.и.н., доцент (e-mail: makarevichm@mail.ru)

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

Санкт - Петербург, Россия

В данной работе рассмотрены проблемы правового регулирования рекламы в интернет-сети, такие как :спам-реклама; распространение экстремизма; незаконная реклама психотропных и наркотических средств; незаконное рекламирование порнографиии.

Также, выделяется ряд причин, которые связаны со сложностью правового регулирования в интернет сети.

Ключевые слова: реклама, правовое регулирование рекламной деятельностью, интернет-сеть.

На сегодняшний день Интернет-сеть все быстрее набирает темпы развития и становится еще более популярной. Также, со стремительной скоростью прогрессирует и интернет-реклама. Она имеет ряд преимуществ : огромный охват аудитории; простота размещения; сравнительно низкая стоимость рекламы, по сравнению с другими методами продвижения; а также неограниченный объем рекламы в рамках бюджета. Но стоит отметить, что если рост интернет- ресурсов значительно высок, то правовое регулирование информации в интернете эволюционирует очень медленно. Это говорит об отсутствии эффективной нормативной базы в данной области. [1]

Учитывая все сказанное, актуальной и необходимой проблемой является рассмотрение вопросов, непосредственно связанных именно с рекламой в интернете.

Согласно ст.3 Федерального Закона от 13.03.2006 №38-ФЗ(ред. От 29.07.2017) «О рекламе»(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под регулирование данного закона попадает и интернет- реклама.

Как правило, реклама в интернете имеет двухступенчатую структуру. Первой ступенью воздействия является внешняя реклама, размещаемая рекламодателем у издателей. Ее видами являются: баннеры, байрики, текстовые блоки, вставки и другие рекламные носители, размещаемые на тематических и популярных сайтах. К этому же можно отнести рекламу в

поисковых системах, каталогах, публикации на новостных сайтах и другое. Внешнюю рекламу можно назвать пассивной рекламой, т.к она не находится под контролем пользователя. Пользователь видит рекламу только как следствие взаимодействия с сайтом. Этим данная ступень очень похожа на типичную рекламу в СМИ. Например, человек покупает газету, чтобы почитать свежие новости, а не ознакомиться с рекламным объявлением. Молодая женщина включает телевизор для просмотра ее любимого сериала, но никак не для воспроизведения рекламных роликов. Второй ступенью является сам веб-сайт, на который попадают пользователи после нажатия на ссылку или баннер. Эту операцию можно назвать активной, т.к пользователь по своей воле и под своим контролем перешел на рекламу.

Согласно ст. 26. 1 «Дистанционный способ продажи товаров» Закона РФ от 07. 02. 1992 №2300- 1(ред. От 01. 05. 2017) «О защите прав потребителей»:

1. Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

2. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Следует отметить ,что в интернет- сети очень часто встречается реклама, в которой отсутствует часть информации о товаре, об условиях его приобретения и использования, не всегда указывается наименование продукции, место нахождения продавца, срок годности и т.п. Помимо этого, не всегда соблюдаются требования законодательства о рекламе в интернет- магазинах. Следовательно, это приводит к нарушению Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» .

Особую актуальность проблемы представляет несанкционированная реклама, иными словами -спам. Спам- массовая рассылка рекламы лицам, не выражавшим желания их получать. Распространение данного вида нарушает ряд положений рекламного законодательства, которая в соответствии со ст. 5 Федерального Закона от 13.03.2006 №38-ФЗ(ред. От 29.07.2017) «О рекламе»(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) не допускается. Нарушение законодательства о рекламе несет за собой граждан-ско- правовую, административную и уголовную ответственность.

Главной проблемой «спамминга» является то, что он приносит имущественных ущерб пользователям Интернета: рекламные сообщения блокируют пользователю доступ к информации и к сайту, в связи с чем пользователь вынужден оплачивать их получение.

Важной проблемой, которая нуждается в скорейшем нормативно-правовом урегулировании, является пропаганда экстремистских материалов, терроризма и насилия. Сеть Интернет дает большие возможности рекламировать свою идеологию группам экстремистских и террористических объединений, т.к охват аудитории в виртуальном пространстве огромен. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изм., и доп.) устанавливает недопущение использования сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности (ст. 12), ответственность за распространение экстремистских материалов (ст. 13) Кроме этого, борьба с экстремизмом в сети Интернет ведется и на основе норм уголовного права (ст. 280, 280.1, 282 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13. 06. 1996 № 63- ФЗ(ред. от 29. 07. 2017)(с изм., и доп., вступ. в силу с 26. 08. 2017)), а также используются нормы административного права. Для решения данного вопроса необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу, ужесточить меры наказания за рекламу подобного характера, разграничить сферы влияния правоохранительных органов в области борьбы с терроризмом и экстремизмом в сети Интернет.

Одной из самых важных проблем на сегодня является злоупотребление наркотических средств и их продажа. Растет динамика наркозависимых и их смертности. Увеличивается число отравившихся психотропными препаратами. Реклама и распространение этой информации в сети- интернет только увеличит цифры. Борьба с пропагандой наркотических и психотропных веществ осуществляется при помощи норм административного права-ст. 6.13 «Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях» от 30.12. 2001. № 195-ФЗ(ред. От 29. 07. 2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10. 2017). А также, в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации от 13. 06. 1996 № 63- ФЗ(ред. от 29. 07. 2017)(с изм., и доп., вступ. в силу с 26. 08. 2017п. «б» ч.2 ст. 228.1- Сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенный с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет") [2]

Незаконное распространение порнографических материалов в сети интернет оказывает травмирующее воздействие на психику детей и подрост-ков-ст. 5 Федерального Закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Можно отметить, что реклама такого рода очень слабо контролируется государством, т.к по своим масштабам она огромна и по статистике большинство запросов в Интернете связаны именно с этой тематикой.

Также, очень сложно соблюсти норму Закона «О средствах массовой информации» в виртуальном пространстве, в котором поясняется, что распространение выпусков эротического характера на теле- и радио- программах производится с 23:00 до 4:00, если иное не предусмотрено местной администрацией- ст. 37. УК РФ п. «б» ч. 3 ст. 242, п. «г» ч. 2. ст. 242.1, п. «г» ч. 2 ст. 242.2. [3]

Таким образом, проблема правового регулирования рекламы в интернете на сегодняшней день является актуальной и требует незамедлительного разрешения на нормативно-правовом уровне. Действующее законодательство имеет ряд пробелов в решении данного вопроса. Очень быстрое развитие Интернет сети в скором времени потребует глобальных изменений в законодательстве. Это заставит задуматься о новой отрасли права, которая будет регулировать отношения в виртуальном пространстве, определять ее правовой статус субъектов, а также определять виды ответственности за правонарушения и преступления, совершаемые в Интернете. Список литературы

1. Макаревич М. Л, Кирикова Ю. Н. Экономические и правовые аспекта проблем защиты прав потребителей// Международный научный журнал . 2017. №2. С. 17-24 (дата обращения: 05.12.2017)

2. Микаева А. С., Тараненко Л. И. Правовые аспекты борьбы с правонарушениями в сети Интернет //Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики. Социально-экономические науки. 2014. № 58. С. 78-83 (дата обращения: 05.12.2017)

3. Микаева А.С. Проблемы правового регулирования в сети интернет и их причины. {Электронный ресурс}-режим доступа: кйр://отрасли-права.рф/агйс1е/23462 (дата обращения: 06.12.2017)

4. Мохоров Д.А., Макаревич М.Л. Коррупция как одна из проблем социального управления//Пробелы в российском законодательстве. 2014. №6. С. 27-32 (дата обращения: 06.12.2017)

Kostrikova Alena Sergeevna, student (e-mail: kostrikova-alyona2014@yandex.ru)

Russia, Saint-Petersburg, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University Makarevich Marina Leonidovna, Associate Professor (e-mail: makarevichm@mail.ru)

Russia, Saint-Petersburg, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF ADVERTISING IN THE INTERNET NETWORK

Abstract. This article discribes the problems of legal regulation of advertising in the Internet, such as spam Also, there are several reasons associated with the slit-legal regulation in the Internet, illegal advertising of pornography. Also, there are a number of reasons that are associated with the complexity of legal regulation in the Internet network. Keywords: advertising, legal regulation of advertising activities, the Internet network.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.