УДК 340
doi:10.21685/2072-3016-2021-3-7
Актуальные проблемы правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в современной России
А. Ф. Мещерякова
Пензенский государственный университет, Пенза, Россия fuga9@yandex.ru
Аннотация. Актуальность и цели. Рассматривается влияние процессов секуляризации и десекуляризации, происходящих в религиозной сфере современной России, на развитие государственно-конфессиональных отношений в современной России и, соответственно, на правовое регулирование этих отношений. Целью исследования является выявление основных проблем, возникающих в результате такого влияния. Материалы и методы. Цели исследования были достигнуты посредством изучения широкого массива законодательства, мнений специалистов и научных источников по заявленной теме. Методологическую базу исследования составляют такие методы познания, как анализ и синтез, формально-логический и сравнительно-правовой, которые позволили сопоставить положения нормативных правовых актов, в той или иной степени затрагивающих вопросы государственно-конфессиональных отношений, а также проследить влияние процессов секуляризации и десекуляризации на правовое сознание граждан и на законодательство. Результаты. Результаты проведенного исследования позволили сформулировать некоторые предложения по гармонизации государственно-конфессиональных отношений на современном этапе их развития. Выводы. В развитии государственно-конфессиональных отношений имеются как негативные, так и позитивные тенденции. К основным проблемам в этой сфере следует отнести появление юридических предпосылок к клерикализации общества и государства, злоупотреблений правом со стороны церкви и органов власти при решении вопросов, затрагивающих интересы религиозных объединений.
Ключевые слова: государственно-конфессиональные отношения, право, религия, секуляризация, десекуляризация, церковь, религиозные объединения
Для цитирования: Мещерякова А. Ф. Актуальные проблемы правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в современной России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 3. С. 78-86. doi:10.21685/2072-3016-2021-3-7
Current issues of legal regulation of state-confessional relations in modern Russia
A.F. Meshcheryakova
Penza State University, Penza, Russia fuga9@yandex.ru
Abstract. Background. The article is devoted to the processes' influence of secularization and desecularization occurring in the religious sphere of modern Russia on the development of state-confessional relations in modern Russia and, accordingly, on the legal regulation of
© Мещерякова А. Ф., 2021. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
these relations. The purpose of the study is to identify the main issues that arise as a result of such influence. Materials and methods. The objectives of the study were achieved by studying a wide array of legislation, the opinions of experts and scientific sources on the stated topic. The methodological basis of the research consists of such methods of cognition as analysis and synthesis, formal-logical and comparative-legal, which made it possible to compare the provisions of normative legal acts that to some extent affect the issues of state-confessional relations, as well as to trace the influence of the processes of secularization and desecularization on the legal consciousness of citizens and on legislation. Results. The results of the study allowed us to formulate some proposals for the harmonization of state-confessional relations at the present stage of their development. Conclusions. There are both negative and positive trends in the development of state-confessional relations. The main problems in this area include the emergence of legal prerequisites for the clerica-lization of society and the state, in the abuse of law by the church and authorities in resolving issues affecting the interests of religious associations.
Keywords: state-confessional relations, law, religion, secularization, desecularization, Church, religious associations
For citation: Meshcheryakova A.F. Current issues of legal regulation of state-confessional relations in modern Russia. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2021;(3): 78-86. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3016-2021-3-7
На протяжении всей истории России вопрос о взаимоотношениях права и религии решался по-разному. Изначально церковь формировала русскую государственность, была опорой национального самосознания, затем государство дистанцировалось от религиозных объединений. Россия пережила и воинствующий атеизм, и 1942-й г., когда газета «Правда» стала печатать слово «Бог» с большой буквы [1, c. 213].
На современном этапе в Российской Федерации развиваются принципиально иные взаимоотношения между государством и церковью. Становится все более очевидным, что право и религия находятся в сложных диалектических отношениях и взаимозависимости.
Сегодня в нашей стране параллельно протекают два противоположных процесса - секуляризации и десекуляризации, которые оказывают влияние на правовое регулирование различных вопросов, связанных с религией, а также на правосознание граждан.
Традиционно секуляризацией принято называть ослабление влияния религии на общественное и индивидуальное сознание, переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного и государственного устройства. В употребление термин ввел австрийский социолог П. Л. Бергер, который понимал под секуляризацией «процесс освобождения определенных сфер общества и культуры от господства религиозных институтов и символов» [2, c. 106]. Процесс десекуляриза-ции, напротив, характеризуется духовным возрождением страны, связан с постепенным восстановлением религией утраченных позиций и влияния на индивидуальное и общественное сознание.
По Конституции Российской Федерации наше государство носит светский характер, религиозные объединения отделены от государства (ст. 14), но в то же время в законодательстве и на практике отчетливо прослеживается тенденция к сближению государства и церкви. Хотя светское государство
отказалось от использования религиозных предписаний и норм в качестве источников права, религия продолжает оказывать влияние на правовую жизнь современной России.
И сегодня религиозный фактор продолжает определять мотивы поведения человека как субъекта права. С одной стороны, он формирует законопослушное поведение у граждан. Примером этого являются призывы традиционных конфессий к верующим воздерживаться от посещения храмов во время пандемии и соблюдать режим самоизоляции [3]. С другой стороны, есть негативные примеры антиобщественного поведения в церкви (например, недавний инцидент в Екатеринбурге, где схиигумен Сергий предстал перед церковным судом и был лишен духовного сана) [4] или даже совершения преступлений священнослужителями [5].
Религиозные организации всегда настойчиво отстаивают право на достоинство личности, выступают в защиту традиционных общественных устоев, морали, нравственности, институтов семьи и брака. В настоящее время исторически сложившиеся в российской действительности конфессии восстановили свой ранее утраченный морально-нравственный авторитет [6, с. 136]. Не случайно в Конституцию Российской Федерации внесена поправка, защищающая материнство и детство, а также закреплено понятие брака как союза мужчины и женщины.
Сегодня религия для многих является своего рода способом солидарности, связывающим людей с определенными традициями, и церковь больше не рассматривается только как религиозный институт. Скорее, он становится неким символом идентичности, что, безусловно, важно для сохранения культурных традиций нескольких поколений людей. И даже люди, которые не придерживаются религиозных взглядов, понимают, что в наше время именно религия во многом обеспечивает стабильность общества и защищает его от культурной и моральной деградации.
При этом в последнее время в нашей стране заметна тенденция, когда представители Русской православной церкви (РПЦ) все чаще пытаются влиять на светскую жизнь. В качестве иллюстрации приведем протест РПЦ против определенных статей закона о культуре, концепция которого была в прошлом году представлена в нижнюю палату парламента Российской Федерации [7]. В частности, предлагалось ввести особые условия для искусства и исключить пьесы, фильмы, картины и скульптуры из действия ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей наказание за действия, направленные на оскорбление религиозных чувств верующих.
Глава юридического департамента Московской патриархии К. Чернега выразила мнение, что объекты культуры и искусства, упомянутые в законопроекте, являются «публичными акциями, предназначенными для публичного просмотра», и что они «явно относятся к тем общественным действиям, которые могут оскорбить религиозные чувства верующих». Она также упомянула, что представители церкви будут «работать над тем, чтобы исключить такие нормы из законопроекта» [7].
Критерии восприятия науки, политики, медицины, искусства, светского государства не должны определяться мнением религиозных организаций. Если сегодня мы начнем искать оскорбление чувств верующих в объектах культуры и искусства, то завтра есть риск запретить демонстрацию любых
представлений и фильмов, поэтому попытки РПЦ диктовать властям необходимость принятия карательных мер против проявлений искусства и культуры являются неприемлемыми.
В то же время следует согласиться с мнением, что для профессионального сообщества, работников культуры и искусства важно очень осторожно вторгаться в моральные устои верующих, применяя идеи, сюжеты и художественные средства их деятельности, поскольку иногда весьма сложно найти грань между законной реализацией свободы совести, свободы творчества и оскорблением религиозных чувств верующих [8, с. 140].
Достаточно вспомнить скандал 2016-2017 гг. вокруг художественного фильма «Матильда», разгоревшийся еще до момента его выхода на экран. Помимо отсутствия исторической правды картину обвинили в оскорблении религиозных чувств и пропаганде пошлости. Одним из критиков стала депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации и бывший прокурор республики Крым Н. В. Поклонская, известная своим особым отношением к личности Николая II [9, 10].
Кроме того, этот случай демонстрирует, что чрезмерная приверженность религиозным ценностям, религиозный фанатизм могут привести к деформации правового профессионального сознания. Или другой пример. Недавно Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А. Ю. Кузнецова, в жизни и общественной деятельности которой православные взгляды играют важную роль, выступила с инициативой запретить финансирование медицинских учреждений, практикующих аборты [11].
Церковь, как известно, против абортов. Тем не менее это достаточно деликатная тема, которая требует крайне взвешенных, осторожных решений. В каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход. Кроме того, решение проблемы рождаемости сопряжено с другими острыми вопросами, например с повышением уровня социальной защиты населения. Запреты совершать аборты могут лишь усугубить ситуацию, способствовать учащению случаев совершения преступлений в отношении самых уязвимых членов общества, только появившихся на свет, развитию деятельности подпольных абортариев и родильных домов, специализирующихся на торговле новорожденных детей. Одна из таких преступных организаций недавно была раскрыта в Москве [12].
Интересно, что под влиянием РПЦ или при ее непосредственном участии в последнее десятилетие были приняты законы, касающиеся различных аспектов религиозной сферы. Среди них поправки в Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федера-ции»1, Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»2, поправка в Уголовный кодекс Российской Федера-ции3 об оскорблении чувств верующих и др.
1 Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
2 О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности : федер. закон от 30 ноября 2010 г. № 327-Ф3 (ред. от 23.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 49. Ст. 6423.
3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 08.06.2020) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Среди поправок к проекту об изменении Конституции Российской Федерации было положение о Боге. С таким предложением выступил патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Если гимном может быть "сохраненная Богом родина", почему этого нельзя сказать в нашей Конституции?». Патриарх отметил, что большинство в России верит в Бога - будь то христиане, мусульмане или последователи иных конфессий [13]. Таким образом, ст. 67 Основного закона теперь дополнена словами: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняющая память предков, которые передавали нам идеалы и веру в Бога,... признает исторически сложившееся государственное единство».
Ранее глава комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А. А. Клишас заявлял, что вера в Бога и сохранение единства страны должны быть отражены в Конституции Российской Федерации, но принцип светского государства останется непоколебимым [14].
Но, по мнению П. В. Крашенинникова, сопредседателя рабочей группы по подготовкам предложений о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации, неуместно упоминать Бога в Основном законе. Он отметил, что «у нас светское государство, есть свобода совести, и человек сам может выбирать» [15].
Соседство норм о Боге и о светскости государства в главном документе страны представляется нам по меньшей мере странным, если принять во внимание терминологическую неопределенность понятия «светское государство», которое в настоящее время носит декларативный характер и не раскрывается в законодательстве. Кроме того, в недавнем прошлом депутаты от Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) высказывали идею убрать слово «Бог» из гимна России [16].
В 2010 г. был принят Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», который вызвал много дискуссий о клерикализации общества и государства. Хотя в законе речь идет обо всех религиозных объединениях, существующих в России, его принятие в первую очередь выгодно РПЦ, которая в имущественном отношении более остальных конфессий пострадала от секулярной политики советского атеистического государства. Но иногда церковь злоупотребляет этим правом, провоцирует сопротивление со стороны общества [17] .
Например, в 2017 г. общественный резонанс вызвало заявление губернатора г. Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко о передаче в пользование РПЦ Исаакиевского собора с сохранением за зданием одновременно функции музея. В 2009 г. предложение Саратовской епархии вернуть ей спортивный стадион «Динамо» [18], на котором до революции располагался кафедральный Александро-Невский собор, вызвало протест региональных и муниципальных властей. Этот стадион единственный в центре города, и неизвестно, куда деваться людям, желающим заниматься спортом.
1 Впрочем, данная проблема актуальна не только для России. Весь христианский мир всколыхнуло известие о превращении в мечеть одной из главных православных святынь в Турции, которая, кстати, является светским государством.
Отсюда можно заключить, что реализация положений названного закона нарушает баланс интересов в обществе. Общественные интересы уступают место церковным интересам. Социальная справедливость, которая возглавляет список ценностей гражданского общества [19], подменяется исторической справедливостью.
Существует и положительная тенденция к тому, чтобы интересы религии и государства совпадали, чтобы совместно решать проблемы, стоящие перед российским обществом. Одной из таких проблем является формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.
В 2013 г. с участием религиозных организаций был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который предоставил школьникам возможность получать знания о религии и светской этике, что можно объяснить положительными аспектами влияния религиозных объединений. Изучение «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России» в школах способствует духовно-нравственному развитию ребенка, устойчивому развитию общества и защищает его от участия в сектах. Большим плюсом является придание религиоведческого, культурологического характера изучаемым дисциплинам, т.е. они дают общую информацию о религии как социальном явлении, не касаясь религиозных догм и канонов.
Другой не менее острой проблемой, решаемой совместными усилиями государства и религиозных объединений, является предупреждение и пресечение совершения преступлений, имеющих религиозную основу.
В наше время множество опасных преступлений в религиозной сфере совершаются хорошо организованными и объединенными идеологически религиозными группами либо людьми, которые считают себя Мессией и пытаются исправить «греховный» мир. Появляется большое количество сект, которые негативно влияют на здоровье и нормальную жизнь их последователей.
Однако данный вопрос слабо урегулирован законодательством. В этом отношении полезным является опыт Франции, которая первой из европейских стран провозгласила себя светским государством. Здесь почти двадцать лет действует противосектантсткий закон [20]1, относящий деятельность незаконных деструктивных религиозных образований к уголовно-наказуемым деяниям.
Мы не предполагаем, что все религиозные учения противоречат светским законам (за исключением определенных культов или сект, которые явно сосредоточены на незаконных действиях). Однако мы допускаем, что любая религия в определенных обстоятельствах, а также любое поклонение «сверхъестественному», «высшему идеалу» или «высшей цели», стояще-му(ей) над человеческим разумом, могут создать предпосылки для незаконных действий.
Преступления, совершенные на религиозной почве, характеризуются высоким процентом неразглашения, поскольку вовлеченный в секту человек
1 Имеется в виду Закон Франции № 2001-504 от 12 июня 2001 г. Окончательный вариант принятого законопроекта представлен на официальном сайте Национального собрания Франции (Assemblée nationale).
превращается в безвольный инструмент. Происходит полное подавление личности, изоляция, разрушение социальных связей, возникает негативное, враждебное отношение ко всему обществу вне группы. Его действия не логичны и потому непредсказуемы и опасны для окружающих людей.
Причины преступлений скрыты не в индивидуальных убеждениях человека, который нарушил закон. Основой, как правило, является деятельность религиозного сообщества, организации, проповедников, гуру, которые сознательно пропагандируют вероучения, оправдывающие обиды и культивирующие ритуалы или другие действия, направленные на изменения мировоззрения человека, подавление его воли и, как следствие, на создание предпосылок для совершения преступлений на религиозной почве. И, конечно, традиционные конфессии могут оказать неоценимую помощь в выявлении таких псевдорелигиозных организаций и лжепроповедников.
В заключение отметим, что религиозная жизнь современной России чрезвычайно насыщена и затрагивает правовую жизнь, влияя на формирование правового сознания, на правоприменительную деятельность и развитие законодательства о государственно-конфессиональных отношениях. Это влияние, несомненно, имеет свои сильные и слабые стороны и подлежит дальнейшему осмыслению не только юридической наукой, но и специалистами в других областях знания. Религия существует по времени столько же, сколько человечество, каждый раз проявляя себя с разных сторон в различных сферах человеческого бытия. Ее потенциал в правовой жизни еще не исчерпан до конца, и с течением времени он будет только развиваться.
Список литературы
1. Уткин А. И. Русские во Второй мировой войне. М. : Алгоритм, 2017. 1232 с.
2. Berger P. The Sacred Canopy. Elements of Sociological Theory of Religion. New York : Anchor Books, 1967. 229 p.
3. Религиозные организации России вводят особый порядок богослужений из-за ко-ронавируса. URL: https://tass.ru/obschestvo/8005489 (дата обращения: 21.05.2021).
4. Лункин Р. Пример схиигумена Сергия вовсе не заразителен // Независимая газета. 2020. 30 июня.
5. Караваев А. Священник-лихач доедет до колонии своим ходом. URL: https://www. gazeta.ru/auto/2016/06/15_a_8309033.shtml (дата обращения: 22.05.2021).
6. Ахмедов Р. М. Парадигма государственно-конфессиональных отношений. Теоретико-правовое исследование : монография. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 183 c.
7. Коробов П., Тяжлов И. «Это отборное иезуитство» // Коммерсантъ. 2019. 26 марта.
8. Долейко А. А. Проблемы реализации конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания в российском обществе // Молодой ученый. 2018. № 46 (232). С. 139-141.
9. Поклонская попросила Генпрокуратуру проверить новый фильм Учителя «Матильда» // Ведомости. 2016. 2 ноября.
10. Сидорчик А. Жизнь за царя. Наталья Поклонская снова жалуется на фильм про Николая II // Аргументы и факты. 2017. 31 января.
11. Детский омбудсмен предложила сократить финансирование клиникам, проводящим аборты // Коммерсантъ. 2020. 29 мая.
12. Детей распродавали, как щенят: арестована группа врачей. URL: https://www.vesti. ru/article/2430542 (дата обращения: 10.06.2021).
13. Патриарх Кирилл предложил упомянуть Бога в Конституции. URL: https://ria.ru/ 20200202/1564152511 .html (дата обращения: 21.05.2021).
14. Клишас: единство страны и вера в Бога должны найти отражение в Конституции. URL: https://tass.ru/politika/7863419 (дата обращения: 28.05.2021).
15. Белоконова Е. Крашенинников об упоминании Бога в Конституции: «На мой взгляд, было бы неправильно» // Комсомольская правда. 2020. 7 февраля.
16. «Мы» вместо «Бога». URL: https://ria.ru/20091118/194362885.html (дата обращения: 09.06.2021).
17. Асламова Д. Святая София разрушит новую турецкую империю Эрдогана // Комсомольская правда. 2020. 10 июля.
18. Стадион божий. Саратовская епархия требует вернуть ей спортсооружение // Коммерсантъ (Саратов). 2009. 2 июля.
19. Шкуренко О. В поисках социальной справедливости // Коммерсантъ. 2020. 22 февраля.
20. Proposition de loi tendant à renforcer la prévention et la répression des mouvements sectaires portant atteinte aux droits de l'homme et aux libertés fondamentales. URL: http://www.assemblee-nationale.fr/11/ta/ta0676.asp (дата обращения: 28.05.2021).
References
1. Utkin A.I. Russkie vo Vtoroy mirovoy voyne = Russians in World War II. Moscow: Algoritm, 2017:1232. (In Russ.)
2. Berger P. The Sacred Canopy. Elements of Sociological Theory of Religion. New York: Anchor Books, 1967:229.
3. Religioznye organizatsii Rossii vvodyat osobyy poryadok bogosluzheniy iz-za koronavirusa = Religious organizations in Russia introduce a special order of divine services due to coronavirus. (In Russ.). Available at: https://tass.ru/obschestvo/8005489 (accessed 21.05.2021).
4. Lunkin R. The example of the Father-Superior Sergius is not contagious at all. Nezavi-simaya gazeta = Independent newspaper. 2020, Jun. 30. (In Russ.)
5. Karavaev A. Svyashchennik-likhach doedet do kolonii svoim khodom = The reckless priest will reach the colony on his own. (In Russ.). Available at: https://www.gazeta.ru/ auto/2016/06/15_a_8309033.shtml (accessed 22.05.2021).
6. Akhmedov R.M. Paradigma gosudarstvenno-konfessional'nykh otnosheniy. Teoretiko-pravovoe issledovanie: monografiya = The paradigm of state-confessional relations. Theoretical and legal research: monograph. Moscow: YuNITI-DANA, 2020:183. (In Russ.)
7. Korobov P., Tyazhlov I. "This is selective Jesuitism". Kommersant. 2019, Mar. 26. (In Russ.)
8. Doleyko A.A. Issues of the implementation of the constitutional right to freedom of conscience and freedom of religion in Russian society. Molodoy uchenyy = Young scientist. 2018;(46):139-141. (In Russ.)
9. Poklonskaya asked the Prosecutor General's Office to check the new film "Matilda" by Uchitel. Vedomosti = Vedomosti. 2016, Nov. 2. (In Russ.)
10. Sidorchik A. A life for the king. Natalia Poklonskaya again complains about the film about the Nikolai II. Argumenty i fakty = Argumenty and Fakty. 2017, Jan. 31. (In Russ.)
11. Children's Ombudsman proposed to cut funding for abortion clinics. Kommersant = Kommersant. 2020, May 29. (In Russ.)
12. Detey rasprodavali, kak shchenyat: arestovana gruppa vrachey = Children were sold like puppies: a group of doctors arrested. (In Russ.). Available at: https://www.vesti.ru/ article/2430542 (accessed 10.06.2021).
13. Patriarkh Kirillpredlozhil upomyanut' Boga v Konstitutsii = Patriarch Kirill proposed to mention God in the Constitution. (In Russ.). Available at: https://ria.ru/20200202/ 1564152511.html (accessed 21.05.2021).
14. Klishas: edinstvo strany i vera v Boga dolzhny nayti otrazhenie v Konstitutsii = Klishas: the unity of the country and faith in God must be reflected in the Constitution. (In Russ.). Available at: https://tass.ru/politika/7863419 (accessed 28.05.2021).
15. Belokonova E. Krasheninnikov on the mention of God in the Constitution: "In my opinion, it would be wrong". Komsomol'skaya Pravda = Komsomolskaya Pravda. 2020, Febr. 7. (In Russ.)
16. «My» vmesto «Boga» = "We" instead of "God". (In Russ.). Available at: https://ria.ru/ 20091118/194362885.html (accessed 09.06.2021).
17. Aslamova D. Hagia Sophia destroy Erdogan's new Turkish empire. Komsomol'skaya pravda = Komsomolskaya pravda. 2020, Jul. 10. (In Russ.)
18. God's stadium. Saratov diocese demands to return the sports facility to it. Kommersant (Saratov). 2009, Jul. 2. (In Russ.)
19. Shkurenko O. In search of social justice. Kommersant. 2020, Febr. 22. (In Russ.)
20. Proposition de loi tendant à renforcer la prévention et la répression des mouvements sectaires portant atteinte aux droits de l'homme et aux libertés fondamentales. Available at: http://www.assemblee-nationale.fr/11/ta/ta0676.asp (accessed 28.05.2021).
E-mail: fuga9@yandex.ru
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию / Received 15.06.2021
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 20.07.2021 Принята к публикации / Accepted 15.08.2021
Информация об авторах / Information about the authors
Анна Федоровна Мещерякова
кандидат юридических наук, доцент,
Anna F. Meshcheryakova Candidate of juridical sciences, associate professor, associate professor of the sub-department of justice, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
доцент кафедры правосудия, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)