Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
302
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хотинец Вера Юрьевна, Кожевникова Оксана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ»

132

2021. Т. 31, вып. 1

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Научная жизнь

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ

Б01: 10.35634/2412-9550-2021-31-1-132-134

30 ноября - 3 декабря 2020 года на базе Удмуртского государственного университета при поддержке Министерства образования и науки Удмуртской Республики и Российского психологического общества состоялась дистанционная международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы практической и прикладной психологии в современной социокультурной ситуации». Цель конференции - интеграция отечественных и зарубежных ученых, психологов-практиков в обсуждении вопросов о социально-психологических эффектах использования цифровых технологий в повседневной жизни человека и возможных онлайн-рисках, касающихся психологического благополучия субъектов деятельности.

Работа конференции, проходившая в формате трех симпозиумов («Роль инновационной среды в развитии конкурентоспособной личности», «Современные цифровые технологии в деятельности практического психолога», «Психическое здоровье и саморегуляция состояний в ограничительных условиях жизнедеятельности») и студенческих секций, освещалась на сайте Удмуртского государственного университета и в группе в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/interconf2020). В мероприятиях приняли участие более 120 исследователей, преподавателей и практикующих психологов из разных стран. С тезисами докладов российских участников можно ознакомиться в электронном издании, включенном в реферативную базу РИНЦ [1]. Аннотации докладов англоязычных участников из Кении, Латвии, Мальты, США, Турции представляем в данном обзоре.

Исследование Дороти Ауте (Кения), основанное на теории социального напряжения Р. Мерто-на и посвященное изучению стиля привязанности в связи с типом занятости родителей, проводилось в округе Хома-Бэй, Кения. К участию было привлечено 512 учащихся школ (с использованием метода стратифицированной случайной выборки из генеральной совокупности 20160 учащихся округа). Использовался конвергентный дизайн исследования: анализировались как количественные, так и качественные данные, полученные с помощью опросников, структурированных и неструктурированных интервью, фокус-групп. Исследовательский инструментарий прошел предварительную апробацию, в ходе которой были доказаны его надежность и валидность. В результате выявлена заметная корреляция между занятостью родителей и стилем родительской привязанности (г = 0,567, р < 0,05), а также сформулированы рекомендации по активизации образования взрослых в округе Хома-Бэй.

Эмра Долгунсёз (Турция) посвятил свой видеодоклад критическому осмыслению вопроса цензуры учебных материалов: некоторое время назад издатели материалов для изучения английского языка, предназначенных для мусульманских и еврейских регионов, таких как Ближний Восток и регион Персидского залива, решили исключить из своих учебников весь визуальный контент, «ассоциирующийся со свиньями», - табуированным для данных культур образом. В ходе исследования фиксировалось выражение лица сорока мусульман, изучающих английский язык как иностранный (ББЬ), в то время как они просматривали короткий видеоролик с субтитрами, содержащий визуальные образы свинины. В завершение они прошли проверочный тест на усвоение лексики. В результате анализа данных установлено, что уровень демонстрируемого студентами-мусульманами отвращения к свинине существенно не повлиял на результаты их лексического теста.

Марина Лалаянтс (США) рассматривала вопрос о взаимосвязи преступного поведения подростков с развитием у них разного рода психических расстройств и аддикций, отмечая, что характер и направление данной связи неоднозначны: с одной стороны, имеются данные о том, что употребление психоактивных веществ в раннем возрасте способствует возникновению делинквентных проявлений, с другой - что именно преступное поведение приводит к расстройствам, связанным с употреблением психоактивных веществ. Кроме того, указывается, что данный вопрос в основном изучался на выборке подростков-преступников мужского пола. Однако в период с 1980 по 2000 год уровень преступности среди подростков-женщин в США существенно повысился: число арестов молодых женщин увеличилось на 35 % по сравнению с 11%-ным приростом у молодых мужчин. В исследовании изучалось, как взаимосвязаны конкретные типы преступного поведения (например, кража, напа-

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_133

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2021. Т. 31, вып. 1

дение) с депрессией и употреблением психоактивных веществ. Данные, содержащиеся в национальном обзоре благополучия детей и подростков (п = 5872), были проанализированы с помощью логистической регрессии. Установлено, что преступное поведение является предиктором депрессии и употребления психоактивных веществ, а употребление психоактивных веществ предсказывает выраженность преступных поведенческих проявлений.

Инга Саитадзе (США) отметила, что негативное воздействие экономического неблагополучия на развитие ребенка рассматривалось во многих исследованиях. Тем не менее данные об опосредующих механизмах, с помощью которых бедность влияет на когнитивное и социально-эмоциональное развитие детей, носят ограниченный характер. Осуществленный автором обзор включает систематический анализ опубликованных и неопубликованных исследований, в которых рассматриваются опосредующие механизмы, демонстрирующие эффективность в снижении последствий бедности в раннем детстве и в улучшении когнитивного и социально-эмоционального развития детей. Результаты этого обзора свидетельствуют о том, что позитивные отношения с родителями и стимулирующее к познанию домашнее окружение могут способствовать улучшению результатов развития детей, живущих в неблагополучных условиях; в частности, огромное значение имеет наличие обучающих материалов, включая книги и компьютеры, а также домашние занятия чтением и счетом.

Агостино Сорбара (Мальта) рассматривал связь процесса обучения и эмоций, отмечая, что нейрофизиологические, аффективные, когнитивные и мотивационные аспекты оказывают существенное воздействие на интеллектуальное и культурное развитие личности. Автор отмечает, что эмоции влияют на весь процесс обучения, так как обучающийся воспринимает себя и образовательную среду в контексте своего прошлого опыта. Кроме того, восприятие образовательных отношений выстраивается и модифицируется в соответствии с текущими эмоциональными переживаниями, чувствами и настроением, что в итоге может повлиять как на образ отдельных дисциплин, так и на весь опыт обучения. Важно своевременно выявлять дискомфорт и недовольство студента отдельными дисциплинами, так как эти переживания могут привести к уходу обучающихся из образовательного учреждения. Эффективным решением может стать внедрение стратегий развития эмоционального интеллекта.

В докладе Анны Ставицкой (Латвия) представлены результаты ее исследований в рамках реализации проекта «Мультилингвальный и мультикультурный университет: платформа подготовки будущих обменных студентов». Автор отмечает, что в связи с введением карантинных мер появилась необходимость соблюдения новых правил, в частности так называемое требование социального дистанцирования, являющееся одним из важнейших условий «сглаживания кривой» распространении COVID-19. При этом сам термин «социальное дистанцирование», широко используемый в СМИ, на официальном уровне и в ежедневном общении, порой неверно истолковывается: происходит подмена идеи физического расстояния (так, в Латвии это расстояние на государственном уровне определено двумя метрами) социальным отдалением друг от друга, что может оказывать негативное влияние на психологическое благополучие. В рамках исследования были проведены групповые собеседования с 27 иностранными студентами одного из высших учебных заведений Латвии с целью определения, насколько они различают концепты социального и физического дистанцирования и понимают их использование в средствах массовой информации и в ежедневном общении. Было установлено, что все респонденты используют эти термины в качестве полных синонимов, демонстрируя недостаточное владение государственным языком принимающей страны. Тем не менее, содействие пониманию различий между данными терминами может повысить субъективное благополучие иностранных студентов, повысить их осведомленность о том, как эффективно функционировать в беспрецедентной ситуации.

В докладе Лолиты Шелвахи (Латвия) рассматривались эффекты внедрения в образовательный процесс технологий дизайн-мышления. Проанализированы данные опроса иностранных студентов одного из высших учебных заведений Латвии, принявших решение не возвращаться на родину в период пандемии COVID-19, а также данные собеседований с преподавателями и фокус-групп с экспертами (два психолога, эксперт в области образования, два иностранных студента и два местных студента). Установлено, что карантинные ограничения оказали существенное влияние на иностранных студентов в Латвии, однако большинство респондентов подтвердили эффективность применения определенных стратегий в рамках подхода дизайн-мышления для поддержания их субъективного благополучия.

134_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2021. Т. 31, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

В рамках студенческой секции, организованной в социальной сети ВКонтакте (https://vk.com/interstud2020), было представлено пятнадцать видеодокладов. Рассматривался широкий спектр вопросов: от образа тела в виртуальной реальности (Лашкова Е.Д. и Чаплина К.В., Рязань) до специфики восприятия времени в разных ситуациях (Валиуллина Ю.Р., Ижевск); от методов репрезентации этносоциальной идентичности в Youtube (Егян А.А., Санкт-Петербург) до взаимосвязи культурных ценностей с отношением современных подростков к матери (Кузьмина А.А., Ижевск); от особенностей переживания длительной самоизоляции при наличии и отсутствии домашних животных (Букина Л.И., Ижевск) до специфики совладания со стрессом российских топ-менеджеров и предпринимателей (Кириленко П.Н., Краснодар); от успешности в спортивной деятельности при условии развития навыков саморегуляции (Лунегова В.К., Ижевск) до психологических особенностей студентов с высоким уровнем толерантности к неопределенности (Ошвинцева П.И., Ижевск).

В последний день конференции прошли мастер-классы, организованные психологами-практиками из числа выпускников магистерской программы 37.04.01 «Психологическое сопровождение, коррекция и консультирование», реализуемой в Удмуртском государственном университете. Ав-дышева М.В. представила наиболее эффективные стратегии продвижения психологических услуг в интернете; Гараева Р.И. раскрыла механизмы профессионального развития молодых специалистов в бизнес-среде; Егорова А.В. обозначила причины психосоматических нарушений зрения, участившихся в период перехода на преимущественно дистанционные формы профессионального взаимодействия; Мошкова О.А. описала возможности когнитивно-поведенческой терапии в ситуации неопределенности; Никитина Н.В. осветила вопросы профессионального становления школьного психолога; Чернова А.А. обосновала необходимость психологического сопровождения студентов на этапе вторичной академической адаптации; Шаклеин М.В. сконцентрировался на рассмотрении вопросов об эффективности и конкурентоспособности практикующего психолога; Юшкова А. О. рассказала о собственном опыте социального проектирования в ходе реализации проекта в рамках Года здоровья в Удмуртской Республике. Неподдельный интерес слушателей вызвала возможность пообщаться с режиссером документального фильма «Людно внутри» (Busy Inside) Ольгой Львовой (США) в формате Zoom-конференции.

* * *

1. Актуальные проблемы практической и прикладной психологии в современной социокультурной ситуации [Электронный ресурс]: сборник тезисов (Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы практической и прикладной психологии в современной социокультурной ситуации», 30 ноября - 3 декабря 2020 г., Ижевск) / под ред. В.Ю. Хотинец, О.В. Кожевниковой. Текстовое (символьное) электронное издание (0,69 Мб). Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2020. 1 электрон. опт. диск (CD-R).

Хотинец Вера Юрьевна,

доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей психологии ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск

Кожевникова Оксана Вячеславовна,

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.