Список литературы:
1. Ануфриев А.Ф., Барабанщикова Т.А., Рыжкова А.Н. Психологические методики изучения личности. - М.: «Ось-89», 2008.
2. Вейнингер О. Пол и характер. Принципиальное исследование. - Набережные Челны: «Латард», 1997.
3. Горбунова М.В., Кирилюк Е.В. 333 современные профессии и специальности. - Ростов-н/Д.: «Феникс», 2010.
4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2003.
5. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ В АСПЕКТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ
© Морозова Е.В.*
Детский дом г. Балашова, г. Балашов
В данной статье рассматриваются вопросы обеспечения психологической безопасности приемных детей в замещающих семьях, а также анализируются актуальные проблемы осуществления подготовки кандидатов в замещающие родители. Ключевые слова: приемные семьи, приемные родители, подготовка замещающих семей, приемный ребенок, психологическая безопасность.
В настоящее время проблема подготовки кандидатов в замещающие родители особенно актуальна. Это обусловлено приоритетами государства на сокращение численности детских учреждений и устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей в новую семью.
Проживание в условиях нормально функционирующей семьи позволяет ребенку освоить продуктивные модели поведения, освоить социальные роли, почувствовать заботу и поддержку транслируемые членами семьи [3]. Опыт построения ребенком взаимоотношений в замещающей семье будет способствовать повышению его компетентности в разрешении конфликтных ситуаций в своей будущей семье, осознать права и обязанности всех членов семейной системы [2].
Однако не каждый родитель, воспитывающий своих родных детей, может являться компетентным приемным родителем. Между воспитанием
* Педагог-психолог, кандидат психологических наук.
90
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
кровных и приемных детей есть различия, как бы нам не хотелось считать роли родителей приемных и родных детей полностью идентичными.
Проблемы могут заключаться в непринятии кандидатом того факта, что даже успешно воспитав своих детей, можно оказаться некомпетентным в воспитании некровных, проявляя к ним весь спектр недопустимых форм и методов воспитания и допуская в некоторых случаях даже насилие.
Отвержение ребенка может проявляться в различных формах, его симптомами могут являться: неприятие запаха ребенка, его внешности, манеры говорить и т.д.; часто возникающие негативные эмоции по поводу нарушения ребенком любого предписания; состояние, при котором раздражает сам факт присутствия ребенка в доме; периодически возникающие мысли о том, что решение о принятии ребенка в семью было ошибочным и т.д.
Отвержение ребенка на любом уровне (физическом, эмоциональном) влечет за собой проблемы психологической безопасности ребенка. Психологическая безопасность ребенка в замещающей семье - это защищенность ребенка от негативных воздействий средовых условий, препятствующих сохранению его психологического здоровья и полноценному развитию.
Очевидно, что обеспечение психологической безопасности ребенка в замещающей семье должно являться критерием оценки компетентности приемной семьи. Также не вызывает сомнений то, что необходимо проводить специальную подготовку кандидатов в приемные родители для овладения ими приемов создания атмосферы защищенности в своей будущей приемной семье.
Анализ научной литературы и собственный практический опыт консультирования замещающих семей позволяют выделить следующие проблемы в подготовке приемных родителей, которые могут провоцировать различные кризисные ситуации, потенциально несущие угрозу психологической безопасности детей:
- низкая степень общей информированности кандидатов об особенностях детей, оставшихся без попечения родителей и информированности об особенностях воспитания конкретного ребенка;
- низкий уровень осознанности приемным родителем собственной мотивации, возможностях, стрессоустойчивости;
- недостаточное владение приемными родителями методами организации деятельности ребенка (игры, учебы, досуга);
- некомпетентность в воспитании детей с различными эмоциональными и поведенческими нарушениями;
- низкий уровень самоконтроля, саморегуляции кандидатов, эмоциональные проблемы (агрессивность и т.д.);
- игнорирование помощи специалистов на ранних стадиях развития конфликта между воспитанником и приемным родителем;
- недостаточная доступность помощи специалистов, сопровождающих семью;
- неготовность родителей к изменению структуры семьи, ролевых функций;
- незнание способов взаимодействия / дистанцирования с родственниками ребенка;
- проблемы у родителей со структурированием времени, самоорганизацией.
Одним из направлений работы по обеспечению психологической приемных детей в семье является создание системы подготовки будущих замещающих родителей. Данная работа проводится во взаимодействии с юристом и социальным педагогом поэтапно.
На первом этапе подготовки замещающего родителя осуществляется психологическая диагностика кандидата, результатом которой является осознание кандидатами собственных личностных особенностей, стилей воспитания, ресурсов и возможностей, мотивации, а также оценка возможности кандидата стать замещающим родителем со стороны специалиста [1].
На втором этапе подготовки к принятию ребенка нами предлагается использование такого вида психологической помощи как психологическое консультирование кандидата. В ходе психологического консультирования прорабатываются личностные проблемы, возможно трансформация отношения к принятию ребенка в семью, принятие решения, осознание проблем и т.д.
На третьем этапе возможно приобретение кандидатами умений взаимодействовать с ребенком в ходе тренинга. Для обеспечения психологической безопасности детей в будущей замещающей семье необходимо разработать алгоритм действий родителей в наиболее типичных сложных ситуациях, которые могут спровоцировать кризис. По-нашему мнению, существование алгоритма действий может не рассматриваться как единственный вариант совладания с проблемой, но способно значительно расширить поведенческий репертуар родителя, предлагая альтернативное видение и решение проблемы. Мы считаем, что у кандидата в замещающие родители должны быть алгоритмы действий при проявлении различных поведенческих нарушений: воровства, побегов и т.д., а также необходимая информированность о возможных причинах подобного поведения.
На четвертом, заключительном этапе совместно с юристом и социальным педагогом проводится тестирование кандидата, позволяющее определить знаниевую составляющую его готовности стать замещающим родителем. На этом этапе также осуществляется обратная связь с клиентом, позволяющая установить его удовлетворенность подготовкой и наличие запросов на дальнейшую работу.
Особое внимание при организации подготовки кандидата в замещающие родители следует обратить на ее доступность для каждой семьи и каждого члена семьи, желающей принять приемного ребенка в семью. Доступность нами подразумевается как физическая (доступность транспортная,
92
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
доступность связи со специалистами в различные временные интервалы) и информационная (наличие у кандидата информации о графике приема специалистов, учреждениях, где могут оказать помощь по проблеме, изменениях в законодательстве и т.д.).
Таким образом, обеспечение психологической безопасности детей в замещающей семье - это сложная, поэтапно построенная деятельность, первым шагом к реализации которой является осуществление подготовки кандидатов в замещающие родители к принятию приемного ребенка в семью и предполагающая высокий уровень профессионализма специалистов, рефлексии психологического состояния приемных детей и результативности подготовки кандидатов.
Список литературы:
1. Бобкин А.Е. Приемная семья: Психологическая диагностика кандидатов в родители / А.Е. Бобкин // Семья в России. - 1998. - № 3, 4. - С. 6-10.
2. Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я. Приемная семья - институт защиты детства: Методические рекомендации / И.Ф. Дементьева, Л.Я. Олиференко. - М., 2000. - 55 с.
3. Чуев А. Укрепление семьи возможно только на основе возрождения традиционных ценностей / А. Чуев // Социальная педагогика. - 2003. - № 4. -С. 6-8.
ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА
© Раздобарова О.А.*, Фоменко Н.А.*
Кущевский медицинский колледж, Краснодарский край, ст. Кущевская
В данной статье авторами в полном объеме раскрыто понятие синдрома эмоционального выгорания педагога, этапы его изучения, и специфика проявления, рассмотрено влияние факторов, определяющих уровень здоровья.
Далее раскрыт комплекс мер администрации учебного заведения в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания с целью оптимизации учебного процесса.
Ключевые слова профилактика, эмоциональное выгорание, педагог, учебный процесс.
* Клинический медицинский психолог.
* Преподаватель.