Буданов Б.В.
Доцент кафедры безопасности в чрезвычайных ситуациях, Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России, г. Екатеринбург.
Арефьева Е.А.
Курсант факультета пожарной и техносферной безопасности, Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России, г. Екатеринбург.
Актуальные проблемы овладения управленческой
деятельностью офицера, курсантами учебных заведений ВУЗов МЧС России
Для курсантов старших курсов и молодых офицеров, перемещенных по службе и назначенных на новые должности и во многих других аналогичных ситуациях, становятся актуальной необходимость самостоятельно находить решения новых профессиональных задач, совершенствовать знания и умения, развивать свои способности.
Однако, как показывает практика, ее осуществление затруднено, поскольку существуют расхождения между реальными «образцами профессиональной деятельности и ее идеальными образцами, заданными нормативными документами».
В исследованиях отечественных авторов, например, Афанасьева В.Г. и Филлипова А.В. в качестве субъекта управления рассматривается управленец, который реализует управленческую деятельность, где обязательным элементом выступает согласование действий должностных лиц организационной системы, контактирующих при выполнении служебных обязанностей [5, с. 406].
Главная функция интеллектуальной (когнитивной) деятельности специалиста - управленца состоит в планировании целей, задач и способов их выполнения, однако она может быть затруднена из-за изменения мотивации курсантов выпускных курсов вузов МЧС.
Недостаток сведений о подлинных причинах, влияющих на мотивы овладения управленческой деятельностью во время обучения в вузе, приводит к отрицательным результатам, что в условиях повышенной неопределенности, несоответствия личного опыта и знаний, не эффективности взаимодействия структур управления, затрудняет планирование управленческой деятельности, в свою очередь не-
гативно сказывается на боевой готовности частей и подразделений. Это вызывает необходимость проведения социально - психологических исследований такого рода мотивации.
Потребность включения в социальные связи является коренным свойством человеческой личности, которая вынуждена пассивно или активно самоопределятся в системе многообразных групп и общностей. Степень активности субъекта зависит и от социально культурных норм общества (представлений о свободе, терпимости к индивидуальным позициям и взглядам) [3, с. 75] и от индивидуальных особенностей, т.е. встает вопрос о внутренней и внешней мотивации, которая предопределяет действия в том или ином направлении.
Важное значение для понимания проблемы мотивов имели работы В.М. Боровского [1, с. 7-8].
Он ставил две основные задачи:
1) предсказать поведение человека;
2) направить его в должном направлении [1, с. 7-8].
Д.Н. Узнадзе, определяющего связь мотивов с человеческими потребностями как источниками активности субъекта [5].
С.Л. Рубинштейна, рассматривавшего мотивы в связи с конкретными видами деятельности, что также было шагом в исследовании мотивации [4, с. 342].
В деятельном аспекте мотивация рассматривалась В.Д. Шадри-ковым, который связывал ее с моделью психологической, функциональной системой деятельности, показывая ее роль в профессиональной подготовке.
Анализируя мотивацию творческого труда, Б.А. Фролов выделял «мотивацию внутреннюю и внешнюю, а также мотивацию предметно-содержательную, личностную и социальную как обусловленные соответственно предметным содержанием деятельности, потребностями, стремлениями и интересами личности, социальными факторами, воздействующими на личность и деятельность» [6, с. 139].
В развитии взглядов на мотивацию важным является вопрос об осознанности мотивов изучавшийся А.Н. Леонтьевым и А.В. Петровским. А.Г. Здравомыслов исследовал потребности и интересы. Он относил потребность и интерес к внутренним побудителям деятельности субъекта, но видел между ними и различие. Потребность рассматривалась им как объективно-субъективное явление, как результат взаимодействия объекта и его отражения в субъекте. Потреб-ностно - непосредственное выражение необходимости в структуре субъекта всегда требует своего удовлетворения. Это исходная причина деятельности.
Сложность и многоплановость темы работы обусловили ее некоторые ограничения. В первую очередь речь идет о пространственном ограничении работы. Автор исходил из результатов эмпирических исследований, проведенных в вузе МЧС города Екатеринбурга. Очевидно, что несмотря на всю его типичность, результаты, полученные при проведении подобных исследований скажем на Дальнем Востоке или Санкт - Петербурге, были бы несколько иными. Впрочем, эти различия вряд ли смогли бы существенно повлиять на выявленные автором тенденции и сделанные им выводы.
Основными задачами данного исследования были исследование содержания и структуры мотивации, а также факторов, определяющих ее направленность. Изучение этой проблемы показало, что мотивация овладения управленческой деятельностью сотрудника МЧС России в области защиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций, представлена четырьмя основными мотивами, определяемыми внешними ситуативными факторами и внутренними надситуативными факторами личности, представленными в эмпирических индикаторах.
- Мотив выбора профессии.
- Мотив профессиональной деятельности.
- Мотив профессионального общения.
- Мотив профессионализма и самореализации.
Анализ мотива выбора профессии сотрудника - управленца
При рассмотрении эмпирических индикаторов, представляющих основные факторы, влияющие на мотив выбора профессии, было выявлено следующее: 68% курсантов в своих ответах отмечают, что наибольшее влияние на их желания поступить в ВУЗ и выбрать профессию сотрудника -управленца оказал фактор получения бесплатного
Рисунок 1. Отличительные чер-I ты курсантов, на
решение которых стать офицером повлияла семей-
и Получение бесплатного высшего образования и льготы
ная традиция.
■ Возможность служить рядом с домом в СемеЙНайАфадиция
высшего образования и различных льгот, предоставляемых сотруднику МЧС согласно существующему законодательству.
Кроме этого, достаточно часто (32%) встречаются ответы, которые также показывают тенденцию, продиктованную сугубо личными, прагматичными интересами, например, возможностью проходить служить рядом с домом.
Семейная традиция при выборе профессии, когда не одно поколение мужчин связывало свою жизнь со служением интересам Родины, всегда играло свою особую роль в качестве положительного примера. Преемственность поколений приводит к появлению династий пожарных, в которых молодое поколение впитывает в себя весь опыт предыдущих, что помогает им в дальнейшей службе. В данном исследовании, влияние этого фактора также не отвергается. И у 1/5 числа от общего массива респондентов он является доминирующим.
Среди данной группы значительно выше, чем по массиву оценка социальной значимости службы в МЧС России и принадлежность к данной социальной группе. Это объясняется высокой референтно-стью для сыновей, внуков, а порой и правнуков нескольких поколений сотрудников МЧС, чьим долгом и честью являлась принадлежность к данной системе. Это связано и с тем, что эта категория курсантов не на словах, не только по книгам и кинофильмам, а по своему реальному опыту жизни знает, что такое служба в пожарных подразделениях МЧС. У данной категории респондентов, под влиянием воспитания, сложился определенный стереотип выбора жизненного пути. Данные курсанты четко понимают роль управленческих функций, стремятся к достижению успеха, осознают важность овладения управленческой деятельностью, что говорит о положительной мотивации, направленной на овладение управленческой деятельностью. У этих курсантов значительно выше процент положительной оценки профессионально-важных качеств управленца, по сравнению с общим массивом. Опрашиваемые достаточно высоко оценивают свои управленческие знания. И считают, что в рамках выбранной профессии у них есть возможность дальнейшего личностного и профессионального роста. Они отмечают, что в наше время престижно обучаться в Уральском институте ГПС МЧС России и, что особенно важно - хотели бы, чтобы в таком же коллективе служили бы их младшие братья или будущие сыновья.
Подводя итог анализу мотива выбора профессии, можно отметить наличие все более рельефной ориентации на прагматичные и индивидуалистские установки, а не осознание социальной значимости, престижности службы. Вместе с тем у продолжателей династий
присутствует именно патриотически осознанная мотивация стать пожарным. Она определяет их понимание управленческих функций в структуре деятельности МЧС и способствует овладению управленческой деятельностью.
Анализ мотива профессиональной деятельности в процессе обучения.
Профессиональная деятельность курсантов, качественное усвоение ими знаний навыков, умений и реализация их на практике, непосредственным образом связаны с овладением управленческой деятельностью сотрудника МЧС. В изучении данного вопроса были выявлены следующие закономерности. Важнейшим условием результативности обучения, фактором формирования познавательной активности и стремления к овладению управленческой деятельностью является привлекательность учебного процесса для курсантов. И как следствие этого нам интересно их мнение об организации процесса обучения, планирования учебных занятий и служебной деятельности в институте. Этот, субъективный по своей природе фактор, оценивается довольно противоречиво: 45% опрошенных, говорит о недостатках в его организации, что свидетельствует о негативных аспектах в организации процесса обучения. На отношение к учебе в ВУЗе влияет и такой индикатор, как наличие достаточного количества времени, предоставляемого командованием для личных нужд курсантов. Среди всех ответов респондентов (45%) в категоричной форме выразились о недостаточности «личного» времени, еще 1/3 опрошенных высказались о том, что им этого времени обычно не хватает. Настораживает тот факт, что только незначительное число курсантов полностью удовлетворены выделяемым количеством «личного» времени в распорядке дня.
Анализируя отношение курсантов к овладению управленческой деятельностью хочется отметить, что 49%, подвергшихся исследованию время от времени имеют возможность принимать самостоятельные управленческие решения. Но наряду с этим 51 % затрудняется ответить или отвечает, что данной возможность не имеет.
На овладение управленческой деятельностью офицера влияет фактор значимости овладения данным видом деятельности.
Прежде всего их отличает стремление к достижению успеха в овладении управленческой деятельностью.
Четкое понимание взаимосвязи между значимостью овладения управленческой деятельностью и стремлением к достижению успеха. А также понимание важности управленческих функций в структуре профессиональной деятельности офицера.
Для этой группы важна принадлежность к офицерскому корпусу сотрудников МЧС, стремление перенимать знания, навыки и опыт от преподавателей - профессионалов своего дела. Более других они осознают специфику управленческой деятельности, а также ее основные принципы, методы управления и необходимость их реализации на практике.
Среди всех курсантов, для которых овладение управленческой
33%
Рисунок 2.
Отличительные черты курсантов, для которых овладение управленческой деятельностью офицера является важным.
45%
Щ Нехватка времени М Недостаточность 'личного" времени
Н Удовлетворены выделяемым количеством 'личного ' времени И Полностью удовлетворены
Управленческая деятельность
0% 10% 20% i0% 40Я 50% 60% 70* Явпяется важным аспектом Явпяется не важным аспектом
Рисунок 3. Отличительные черты курсантов, для которых овладение управленческой деятельностью офицера является не важным.
деятельностью является не важным - 3/4 не видят возможности профессионального роста в рамках профессии офицера. Хотя среди всего массива респондентов, опрошенные, обладающие этим свойством составляют всего 2%.
Кроме этого, абсолютно такие же результаты проявляются при оценке своего стремления к достижению успеха в овладении профессиональной деятельностью.
Практически по всем основным предметам обучения половина курсантов оценивает свои знания высоко или как достаточно высокие, однако наряду с этим вторая часть говорит о недостаточности своих знаний, а где-то 8-10% опрошенных считает свои знания низкими. Вызывает интерес серьезное несоответствие между значимостью овладения управленческой деятельностью (где утвердительно отвечают 90% исследуемого массива) и оценкой курсантами своих знаний.
Это можно объяснить разрывом между желанием и пониманием необходимости овладения управленческой деятельностью и реальными шагами предпринимаемыми курсантами для этого.
Следует поддерживать высокий уровень значимости овладения управленческой деятельностью.
Анализ мотива профессиональной деятельности в процессе обучения
Мотивы профессионального общения ярче всего отражают индикаторы социально психологического климата, совместной деятельности, социального статуса и ролей, принадлежности к социальной группе «офицеры».
Социально-психологический климат, является качественной стороной межличностных отношений и определенной проекцией социально-экономической обстановки в стране и структурах МЧС России, а также общей атмосферы общественных отношений в институте.
Основная масса опрошенных (48%) положительно или нейтрально (39%) оценивает коллектив своей группы.
Это характеризует высокую референтность подразделения, самоидентификацию респондентов с группой, наличие корпоративного духа.
Все выше названное подтверждается и уверенностью курсантов в том, что в конфликтных ситуациях, они могут рассчитывать на помощь сослуживцев (90% опрошенных). Но то, что чуть менее 1/5 заявляют, что затрудняются с ответом, говорит о том, что межличностные и служебные отношения далеки от нормативно - правовых и моральных стандартов.
На характер взаимодействия в курсантских подразделениях, несомненно, ведущее влияние оказывают нормативно - правовые нор-
мы, фактор руководства со стороны командиров и распределение обязанностей, о чем свидетельствует 1/2 опрошенных.
Стоит отметить, что на эффективность совместной деятельности в процессе обучения влияет и характер информационных потоков. То, что 47% считают, что в группе есть обмен информацией и дей-
Рисунок 4. Отличительные черты курсантов, для которых обучение в институте является престижным.
40%
48%
Рисунок 5. Отличительные черты , курсантов, которые имеют возможность принимать управленческие решения.
и Имеютвозможность принимать управленческие решения Я Важность принадлежности к социальной группе 'офицеры м Не важна принадлежность и социальной группе 'офицеры-Н Затрудняются ответить
ствием, говорит о достаточно высокой открытости и доступности информации для курсантов и их включенности в процессы, происходящие в коллективе.
Они находят в своем обучении положительные моменты и испытывают определенную гордость от осознания своей принадлежности к профессии -офицер МЧС.
Курсанты, для которых обучение в институте является престижным отмечают, что они полностью адаптировались к условиям обучения. Все они стремятся к овладению управленческой деятельностью офицера МЧС, уверены в том, что, став им смогут правильно организовать работу подчиненных и управлять ими, а также видят дальнейшую возможность профессионального и личностного ро-
ста в рамках выбранной профессии в структурных подразделениях МЧС России.
На 47% чаще чем в целом по массиву, они считают, что уже сейчас имеют возможность принимать управленческие решения.
40% от всех участников опроса выражают твердую уверенность в важности принадлежности для них к социальной группе «офицеры». Однако настораживает тот факт, что для 12% такая принадлежность не важна, а 1% затрудняются с ответом.
В качестве положительного фактора овладения управленческой деятельностью можно отметить также желание абсолютного большинства (88%) курсантов обучаться у преподавателей - профессионалов своего дела.
Таким образом, мотивы профессионального общения, характеризующиеся степенью удовлетворенности курсантов взаимодействием с сослуживцами, сбалансированностью профессионального и личностного бытия будущих офицеров МЧС выражены в достаточно высокой референтности участников опроса. Но эта значимость не свидетельствует о высоком качестве межличностных отношений и здоровом социально-психологическом климате в подразделениях, что вызывает необходимость улучшения воспитательной и профилактической работы с курсантами со стороны командования подразделений.
Стремление перенимать опыт у преподавателей - профессионалов своего дела, характеризует положительную мотивацию у курсантов.
Анализ мотива профессионализма и самореализации личности в рамках профессии офицера - управленца.
При рассмотрении этого мотива можно отметить следующее. Практически все опрошенные (94%) отмечают важность умения для офицера управлять подчиненными ему людьми и абсолютно уверены в том, что, став офицером смогут правильно организовать работу своих подчиненных и управлять ими. Прежде всего их отличает положительный взгляд на возможность дальнейшего профессионального и личностного роста в рамках профессии офицера - каждый второй курсант.
В рефлексивном аспекте следует рассмотреть оценку курсантами своих профессионально - важных управленческих качеств. Большинство из них, по сравнению со всем массивом, выделяют присутствие у себя умения руководить и разделять обязанности. Кроме того, на 12% чаще по сравнению с остальными курсантами данная группа отмечает развитие у себя такого качества, необходимого командиру и руководителю, как стремление к лидерству, и наличие воли
Заключение. Автор полагает, что в ходе настоящей работы, задачи последней удалось решить: Определено содержание мотивации овладения управленческой деятельностью офицера курсантами института ГПС МЧС России. Выявлено наличие влияния на содержание мотивации различных внешних ситуативных факторов и внутренних надситуативных факторов личности.
Выявленные закономерности и тенденции позволяют сделать ряд обобщающих выводов:
В настоящее время в содержании мотивации овладения управленческой деятельностью офицера продолжают происходить динамичные изменения, прежде всего связанные с наличием прагматизма и самостоятельной оценкой явлений, происходящих в системе образования и МЧС России в целом.
Наблюдается не восприятие организации учебного процесса со стороны курсантов, неравномерность нагрузок, недостаток времени для личных нужд, а также не полное использование командным составом механизмов поощрения, что приводит к снижению мотива профессиональной деятельности. Однако наряду с этим сохраняется важность овладения управленческой деятельностью для курсантов и их стремление к успеху.
Список литературы
1. Боровский В.М. Введение в сравнительную психологию. - М.: 1927. С. 7-8.
2. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. -М.: Просвещение,1969. 8 с.
3. Дьяченко М.И. Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности: БГУ. 1976. 173 с.
4. Афанасьев В.Г. Програмно-целевое планирование и управление. - М.: 1980. 75 с.
5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: Изд-во АН СССР. 1980. 342 с.
6. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: 1976. 406 с.
7. Фролов Б.А. Мотивация творческой деятельности. - М.: Наука, 1971. 139 с.
References
1. Borovsky V.M. Introduction to comparative psychology. - M.: 1927. P. 7-8.
2. Bozhovich L.I. Schoolchildren's attitude to learning as a psychological problem. - M.: Education, 1969. 8 p.
3. Dyachenko M.I. Kandybovich L.A. Psychological problems of readiness for activity: BSU. 1976. 173 p.
4. Afanasyev V.G. Program-target planning and management. - M.: 1980. 75 p.
5. Rubinshtein S.L. Being and consciousness. - M.: Publishing House of the USSR Academy of Sciences. 1980. 342 p.
6. Uznadze D.N. Psychological research. - M.: 1976. 406 p.
7. Frolov B.A. Motivation for creative activity. - M.: Nauka, 1971. 139 p.