Научная статья на тему 'Актуальные проблемы овладения управленческой деятельностью офицера, курсантами учебных заведений ВУЗов МЧС России'

Актуальные проблемы овладения управленческой деятельностью офицера, курсантами учебных заведений ВУЗов МЧС России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
управленческая деятельность / профессиональная деятельность / мотивация / management activities / professional activities / motivation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Буданов Б.В., Арефьева Е.А.

Изученные теории мотивации позволили выяснить и разработать модель, объясняющую то, какие внешние ситуативные факторы и внутренние надситуативные факторы личности составляют мотивационную сферу курсантов учебных заведений МЧС России. При исследовании проблем вузов МЧС России, выпущен из рассмотрения серьезный вопрос, связанный с овладением управленческой деятельностью офицера, курсантами учебных заведений. В настоящее время в содержании мотивации овладения управленческой деятельностью офицера произошли и продолжают происходить динамичные изменения, прежде всего связанные с наличием прагматизма и самостоятельной оценкой явлений, происходящих в системе образования вузов МЧС. Осознание курсантами своей принадлежности к особой социальной группе – «офицеры», повышает значимость овладения управленческой деятельностью и позволяет курсантам воспринимать себя, как профессионалов управленцев. Объектом исследования будет поведение курсантов выпускного курса вуза МЧС г. Екатеринбург. Предметом настоящего исследования является мотивация овладения управленческой деятельностью, сформированная различными внешними и внутренними факторами. Цель работы состоит в создании представления о мотивации курсантов выпускных курсов вуза МЧС в единстве ее предметно содержательных, структурных и функциональных характеристик. Достижение этой цели связано с решением следующих задач исследования: на основе современных подходов и нового социального опыта исследовать сущность, содержание и структуру мотивации овладения управленческой деятельностью; выявление внешних и внутренних факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование мотивации овладения управленческой деятельностью курсантами вуза. дать определенные предложения по улучшению качества подготовки офицеровуправленцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Буданов Б.В., Арефьева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current problems of mastering the managerial activities of an officer, cadets of educational institutions of universities of the Ministry of Emergency Situations of Russia

The studied theories of motivation made it possible to clarify and develop a model that explains what external situational factors and internal supra-situational personality factors constitute the motivational sphere of cadets of educational institutions of the Ministry of Emergency Situations of Russia. When studying the problems of universities of the Ministry of Emergency Situations of Russia, a serious issue related to the mastery of managerial activities by an officer and cadets of educational institutions was removed from consideration. At present, dynamic changes have occurred and continue to occur in the content of motivation for mastering the managerial activities of an officer, primarily related to the presence of pragmatism and independent assessment of the phenomena occurring in the education system of universities of the Ministry of Emergency Situations. The awareness by cadets of their belonging to a special social group “officers”, increases the importance of mastering management activities and allows cadets to perceive themselves as professional managers. The object of the study will be the behavior of final year cadets of the Ministry of Emergency Situations University in Yekaterinburg. The subject of this study is the motivation to master management activities, formed by various external and internal factors. The purpose of the work is to create an idea of the motivation of final year cadets of the Ministry of Emergency Situations university in the unity of its subject-substantive, structural and functional characteristics. Achieving this goal is associated with solving the following research tasks: on the basis of modern approaches and new social experience, explore the essence, content and structure of motivation for mastering management activities; identification of external and internal factors that have a direct impact on the formation of motivation for mastering management activities by university cadets. give certain proposals for improving the quality of training of managerial officers.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы овладения управленческой деятельностью офицера, курсантами учебных заведений ВУЗов МЧС России»

Буданов Б.В.

Доцент кафедры безопасности в чрезвычайных ситуациях, Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России, г. Екатеринбург.

Арефьева Е.А.

Курсант факультета пожарной и техносферной безопасности, Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России, г. Екатеринбург.

Актуальные проблемы овладения управленческой

деятельностью офицера, курсантами учебных заведений ВУЗов МЧС России

Для курсантов старших курсов и молодых офицеров, перемещенных по службе и назначенных на новые должности и во многих других аналогичных ситуациях, становятся актуальной необходимость самостоятельно находить решения новых профессиональных задач, совершенствовать знания и умения, развивать свои способности.

Однако, как показывает практика, ее осуществление затруднено, поскольку существуют расхождения между реальными «образцами профессиональной деятельности и ее идеальными образцами, заданными нормативными документами».

В исследованиях отечественных авторов, например, Афанасьева В.Г. и Филлипова А.В. в качестве субъекта управления рассматривается управленец, который реализует управленческую деятельность, где обязательным элементом выступает согласование действий должностных лиц организационной системы, контактирующих при выполнении служебных обязанностей [5, с. 406].

Главная функция интеллектуальной (когнитивной) деятельности специалиста - управленца состоит в планировании целей, задач и способов их выполнения, однако она может быть затруднена из-за изменения мотивации курсантов выпускных курсов вузов МЧС.

Недостаток сведений о подлинных причинах, влияющих на мотивы овладения управленческой деятельностью во время обучения в вузе, приводит к отрицательным результатам, что в условиях повышенной неопределенности, несоответствия личного опыта и знаний, не эффективности взаимодействия структур управления, затрудняет планирование управленческой деятельности, в свою очередь не-

гативно сказывается на боевой готовности частей и подразделений. Это вызывает необходимость проведения социально - психологических исследований такого рода мотивации.

Потребность включения в социальные связи является коренным свойством человеческой личности, которая вынуждена пассивно или активно самоопределятся в системе многообразных групп и общностей. Степень активности субъекта зависит и от социально культурных норм общества (представлений о свободе, терпимости к индивидуальным позициям и взглядам) [3, с. 75] и от индивидуальных особенностей, т.е. встает вопрос о внутренней и внешней мотивации, которая предопределяет действия в том или ином направлении.

Важное значение для понимания проблемы мотивов имели работы В.М. Боровского [1, с. 7-8].

Он ставил две основные задачи:

1) предсказать поведение человека;

2) направить его в должном направлении [1, с. 7-8].

Д.Н. Узнадзе, определяющего связь мотивов с человеческими потребностями как источниками активности субъекта [5].

С.Л. Рубинштейна, рассматривавшего мотивы в связи с конкретными видами деятельности, что также было шагом в исследовании мотивации [4, с. 342].

В деятельном аспекте мотивация рассматривалась В.Д. Шадри-ковым, который связывал ее с моделью психологической, функциональной системой деятельности, показывая ее роль в профессиональной подготовке.

Анализируя мотивацию творческого труда, Б.А. Фролов выделял «мотивацию внутреннюю и внешнюю, а также мотивацию предметно-содержательную, личностную и социальную как обусловленные соответственно предметным содержанием деятельности, потребностями, стремлениями и интересами личности, социальными факторами, воздействующими на личность и деятельность» [6, с. 139].

В развитии взглядов на мотивацию важным является вопрос об осознанности мотивов изучавшийся А.Н. Леонтьевым и А.В. Петровским. А.Г. Здравомыслов исследовал потребности и интересы. Он относил потребность и интерес к внутренним побудителям деятельности субъекта, но видел между ними и различие. Потребность рассматривалась им как объективно-субъективное явление, как результат взаимодействия объекта и его отражения в субъекте. Потреб-ностно - непосредственное выражение необходимости в структуре субъекта всегда требует своего удовлетворения. Это исходная причина деятельности.

Сложность и многоплановость темы работы обусловили ее некоторые ограничения. В первую очередь речь идет о пространственном ограничении работы. Автор исходил из результатов эмпирических исследований, проведенных в вузе МЧС города Екатеринбурга. Очевидно, что несмотря на всю его типичность, результаты, полученные при проведении подобных исследований скажем на Дальнем Востоке или Санкт - Петербурге, были бы несколько иными. Впрочем, эти различия вряд ли смогли бы существенно повлиять на выявленные автором тенденции и сделанные им выводы.

Основными задачами данного исследования были исследование содержания и структуры мотивации, а также факторов, определяющих ее направленность. Изучение этой проблемы показало, что мотивация овладения управленческой деятельностью сотрудника МЧС России в области защиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций, представлена четырьмя основными мотивами, определяемыми внешними ситуативными факторами и внутренними надситуативными факторами личности, представленными в эмпирических индикаторах.

- Мотив выбора профессии.

- Мотив профессиональной деятельности.

- Мотив профессионального общения.

- Мотив профессионализма и самореализации.

Анализ мотива выбора профессии сотрудника - управленца

При рассмотрении эмпирических индикаторов, представляющих основные факторы, влияющие на мотив выбора профессии, было выявлено следующее: 68% курсантов в своих ответах отмечают, что наибольшее влияние на их желания поступить в ВУЗ и выбрать профессию сотрудника -управленца оказал фактор получения бесплатного

Рисунок 1. Отличительные чер-I ты курсантов, на

решение которых стать офицером повлияла семей-

и Получение бесплатного высшего образования и льготы

ная традиция.

■ Возможность служить рядом с домом в СемеЙНайАфадиция

высшего образования и различных льгот, предоставляемых сотруднику МЧС согласно существующему законодательству.

Кроме этого, достаточно часто (32%) встречаются ответы, которые также показывают тенденцию, продиктованную сугубо личными, прагматичными интересами, например, возможностью проходить служить рядом с домом.

Семейная традиция при выборе профессии, когда не одно поколение мужчин связывало свою жизнь со служением интересам Родины, всегда играло свою особую роль в качестве положительного примера. Преемственность поколений приводит к появлению династий пожарных, в которых молодое поколение впитывает в себя весь опыт предыдущих, что помогает им в дальнейшей службе. В данном исследовании, влияние этого фактора также не отвергается. И у 1/5 числа от общего массива респондентов он является доминирующим.

Среди данной группы значительно выше, чем по массиву оценка социальной значимости службы в МЧС России и принадлежность к данной социальной группе. Это объясняется высокой референтно-стью для сыновей, внуков, а порой и правнуков нескольких поколений сотрудников МЧС, чьим долгом и честью являлась принадлежность к данной системе. Это связано и с тем, что эта категория курсантов не на словах, не только по книгам и кинофильмам, а по своему реальному опыту жизни знает, что такое служба в пожарных подразделениях МЧС. У данной категории респондентов, под влиянием воспитания, сложился определенный стереотип выбора жизненного пути. Данные курсанты четко понимают роль управленческих функций, стремятся к достижению успеха, осознают важность овладения управленческой деятельностью, что говорит о положительной мотивации, направленной на овладение управленческой деятельностью. У этих курсантов значительно выше процент положительной оценки профессионально-важных качеств управленца, по сравнению с общим массивом. Опрашиваемые достаточно высоко оценивают свои управленческие знания. И считают, что в рамках выбранной профессии у них есть возможность дальнейшего личностного и профессионального роста. Они отмечают, что в наше время престижно обучаться в Уральском институте ГПС МЧС России и, что особенно важно - хотели бы, чтобы в таком же коллективе служили бы их младшие братья или будущие сыновья.

Подводя итог анализу мотива выбора профессии, можно отметить наличие все более рельефной ориентации на прагматичные и индивидуалистские установки, а не осознание социальной значимости, престижности службы. Вместе с тем у продолжателей династий

присутствует именно патриотически осознанная мотивация стать пожарным. Она определяет их понимание управленческих функций в структуре деятельности МЧС и способствует овладению управленческой деятельностью.

Анализ мотива профессиональной деятельности в процессе обучения.

Профессиональная деятельность курсантов, качественное усвоение ими знаний навыков, умений и реализация их на практике, непосредственным образом связаны с овладением управленческой деятельностью сотрудника МЧС. В изучении данного вопроса были выявлены следующие закономерности. Важнейшим условием результативности обучения, фактором формирования познавательной активности и стремления к овладению управленческой деятельностью является привлекательность учебного процесса для курсантов. И как следствие этого нам интересно их мнение об организации процесса обучения, планирования учебных занятий и служебной деятельности в институте. Этот, субъективный по своей природе фактор, оценивается довольно противоречиво: 45% опрошенных, говорит о недостатках в его организации, что свидетельствует о негативных аспектах в организации процесса обучения. На отношение к учебе в ВУЗе влияет и такой индикатор, как наличие достаточного количества времени, предоставляемого командованием для личных нужд курсантов. Среди всех ответов респондентов (45%) в категоричной форме выразились о недостаточности «личного» времени, еще 1/3 опрошенных высказались о том, что им этого времени обычно не хватает. Настораживает тот факт, что только незначительное число курсантов полностью удовлетворены выделяемым количеством «личного» времени в распорядке дня.

Анализируя отношение курсантов к овладению управленческой деятельностью хочется отметить, что 49%, подвергшихся исследованию время от времени имеют возможность принимать самостоятельные управленческие решения. Но наряду с этим 51 % затрудняется ответить или отвечает, что данной возможность не имеет.

На овладение управленческой деятельностью офицера влияет фактор значимости овладения данным видом деятельности.

Прежде всего их отличает стремление к достижению успеха в овладении управленческой деятельностью.

Четкое понимание взаимосвязи между значимостью овладения управленческой деятельностью и стремлением к достижению успеха. А также понимание важности управленческих функций в структуре профессиональной деятельности офицера.

Для этой группы важна принадлежность к офицерскому корпусу сотрудников МЧС, стремление перенимать знания, навыки и опыт от преподавателей - профессионалов своего дела. Более других они осознают специфику управленческой деятельности, а также ее основные принципы, методы управления и необходимость их реализации на практике.

Среди всех курсантов, для которых овладение управленческой

33%

Рисунок 2.

Отличительные черты курсантов, для которых овладение управленческой деятельностью офицера является важным.

45%

Щ Нехватка времени М Недостаточность 'личного" времени

Н Удовлетворены выделяемым количеством 'личного ' времени И Полностью удовлетворены

Управленческая деятельность

0% 10% 20% i0% 40Я 50% 60% 70* Явпяется важным аспектом Явпяется не важным аспектом

Рисунок 3. Отличительные черты курсантов, для которых овладение управленческой деятельностью офицера является не важным.

деятельностью является не важным - 3/4 не видят возможности профессионального роста в рамках профессии офицера. Хотя среди всего массива респондентов, опрошенные, обладающие этим свойством составляют всего 2%.

Кроме этого, абсолютно такие же результаты проявляются при оценке своего стремления к достижению успеха в овладении профессиональной деятельностью.

Практически по всем основным предметам обучения половина курсантов оценивает свои знания высоко или как достаточно высокие, однако наряду с этим вторая часть говорит о недостаточности своих знаний, а где-то 8-10% опрошенных считает свои знания низкими. Вызывает интерес серьезное несоответствие между значимостью овладения управленческой деятельностью (где утвердительно отвечают 90% исследуемого массива) и оценкой курсантами своих знаний.

Это можно объяснить разрывом между желанием и пониманием необходимости овладения управленческой деятельностью и реальными шагами предпринимаемыми курсантами для этого.

Следует поддерживать высокий уровень значимости овладения управленческой деятельностью.

Анализ мотива профессиональной деятельности в процессе обучения

Мотивы профессионального общения ярче всего отражают индикаторы социально психологического климата, совместной деятельности, социального статуса и ролей, принадлежности к социальной группе «офицеры».

Социально-психологический климат, является качественной стороной межличностных отношений и определенной проекцией социально-экономической обстановки в стране и структурах МЧС России, а также общей атмосферы общественных отношений в институте.

Основная масса опрошенных (48%) положительно или нейтрально (39%) оценивает коллектив своей группы.

Это характеризует высокую референтность подразделения, самоидентификацию респондентов с группой, наличие корпоративного духа.

Все выше названное подтверждается и уверенностью курсантов в том, что в конфликтных ситуациях, они могут рассчитывать на помощь сослуживцев (90% опрошенных). Но то, что чуть менее 1/5 заявляют, что затрудняются с ответом, говорит о том, что межличностные и служебные отношения далеки от нормативно - правовых и моральных стандартов.

На характер взаимодействия в курсантских подразделениях, несомненно, ведущее влияние оказывают нормативно - правовые нор-

мы, фактор руководства со стороны командиров и распределение обязанностей, о чем свидетельствует 1/2 опрошенных.

Стоит отметить, что на эффективность совместной деятельности в процессе обучения влияет и характер информационных потоков. То, что 47% считают, что в группе есть обмен информацией и дей-

Рисунок 4. Отличительные черты курсантов, для которых обучение в институте является престижным.

40%

48%

Рисунок 5. Отличительные черты , курсантов, которые имеют возможность принимать управленческие решения.

и Имеютвозможность принимать управленческие решения Я Важность принадлежности к социальной группе 'офицеры м Не важна принадлежность и социальной группе 'офицеры-Н Затрудняются ответить

ствием, говорит о достаточно высокой открытости и доступности информации для курсантов и их включенности в процессы, происходящие в коллективе.

Они находят в своем обучении положительные моменты и испытывают определенную гордость от осознания своей принадлежности к профессии -офицер МЧС.

Курсанты, для которых обучение в институте является престижным отмечают, что они полностью адаптировались к условиям обучения. Все они стремятся к овладению управленческой деятельностью офицера МЧС, уверены в том, что, став им смогут правильно организовать работу подчиненных и управлять ими, а также видят дальнейшую возможность профессионального и личностного ро-

ста в рамках выбранной профессии в структурных подразделениях МЧС России.

На 47% чаще чем в целом по массиву, они считают, что уже сейчас имеют возможность принимать управленческие решения.

40% от всех участников опроса выражают твердую уверенность в важности принадлежности для них к социальной группе «офицеры». Однако настораживает тот факт, что для 12% такая принадлежность не важна, а 1% затрудняются с ответом.

В качестве положительного фактора овладения управленческой деятельностью можно отметить также желание абсолютного большинства (88%) курсантов обучаться у преподавателей - профессионалов своего дела.

Таким образом, мотивы профессионального общения, характеризующиеся степенью удовлетворенности курсантов взаимодействием с сослуживцами, сбалансированностью профессионального и личностного бытия будущих офицеров МЧС выражены в достаточно высокой референтности участников опроса. Но эта значимость не свидетельствует о высоком качестве межличностных отношений и здоровом социально-психологическом климате в подразделениях, что вызывает необходимость улучшения воспитательной и профилактической работы с курсантами со стороны командования подразделений.

Стремление перенимать опыт у преподавателей - профессионалов своего дела, характеризует положительную мотивацию у курсантов.

Анализ мотива профессионализма и самореализации личности в рамках профессии офицера - управленца.

При рассмотрении этого мотива можно отметить следующее. Практически все опрошенные (94%) отмечают важность умения для офицера управлять подчиненными ему людьми и абсолютно уверены в том, что, став офицером смогут правильно организовать работу своих подчиненных и управлять ими. Прежде всего их отличает положительный взгляд на возможность дальнейшего профессионального и личностного роста в рамках профессии офицера - каждый второй курсант.

В рефлексивном аспекте следует рассмотреть оценку курсантами своих профессионально - важных управленческих качеств. Большинство из них, по сравнению со всем массивом, выделяют присутствие у себя умения руководить и разделять обязанности. Кроме того, на 12% чаще по сравнению с остальными курсантами данная группа отмечает развитие у себя такого качества, необходимого командиру и руководителю, как стремление к лидерству, и наличие воли

Заключение. Автор полагает, что в ходе настоящей работы, задачи последней удалось решить: Определено содержание мотивации овладения управленческой деятельностью офицера курсантами института ГПС МЧС России. Выявлено наличие влияния на содержание мотивации различных внешних ситуативных факторов и внутренних надситуативных факторов личности.

Выявленные закономерности и тенденции позволяют сделать ряд обобщающих выводов:

В настоящее время в содержании мотивации овладения управленческой деятельностью офицера продолжают происходить динамичные изменения, прежде всего связанные с наличием прагматизма и самостоятельной оценкой явлений, происходящих в системе образования и МЧС России в целом.

Наблюдается не восприятие организации учебного процесса со стороны курсантов, неравномерность нагрузок, недостаток времени для личных нужд, а также не полное использование командным составом механизмов поощрения, что приводит к снижению мотива профессиональной деятельности. Однако наряду с этим сохраняется важность овладения управленческой деятельностью для курсантов и их стремление к успеху.

Список литературы

1. Боровский В.М. Введение в сравнительную психологию. - М.: 1927. С. 7-8.

2. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. -М.: Просвещение,1969. 8 с.

3. Дьяченко М.И. Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности: БГУ. 1976. 173 с.

4. Афанасьев В.Г. Програмно-целевое планирование и управление. - М.: 1980. 75 с.

5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: Изд-во АН СССР. 1980. 342 с.

6. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: 1976. 406 с.

7. Фролов Б.А. Мотивация творческой деятельности. - М.: Наука, 1971. 139 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Borovsky V.M. Introduction to comparative psychology. - M.: 1927. P. 7-8.

2. Bozhovich L.I. Schoolchildren's attitude to learning as a psychological problem. - M.: Education, 1969. 8 p.

3. Dyachenko M.I. Kandybovich L.A. Psychological problems of readiness for activity: BSU. 1976. 173 p.

4. Afanasyev V.G. Program-target planning and management. - M.: 1980. 75 p.

5. Rubinshtein S.L. Being and consciousness. - M.: Publishing House of the USSR Academy of Sciences. 1980. 342 p.

6. Uznadze D.N. Psychological research. - M.: 1976. 406 p.

7. Frolov B.A. Motivation for creative activity. - M.: Nauka, 1971. 139 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.