УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10494
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Андрей Юрьевич КЛИМОВ, главный Виктория Олеговна КЛИМОВА, инспектор
научный сотрудник НИЦ Академии управления ОВР УРЛС Академии управления МВД России МВД России, доктор исторических наук, доцент E-mail: klimvik94@mail.ru
E-mail: klimovandrey2008@rambler.ru
Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
Аннотация. В статье рассматривается положение института наставничества в современном законодательстве. Разбираются проблемы, которые возникают при реализации данного института, и пути их решения.
Ключевые слова: наставник, наставничество, опят, стажер, органы внутренних дел.
Annotation. The article discusses the position of the institution of mentoring in modern legislation. Understand the problems that arise during the implementation of this institution and their solutions. Keywords: mentor, mentoring, honey agaric, intern, law enforcement bodies.
Поступая на работу (службу), молодой сотрудник достаточно энергично включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений определенной трудовой организации, постигает новые для него социальные положения, ценности, нормы поведения. Для новоиспеченного сотрудника «вхождение» в новую деятельность сопровождается большим эмоциональным напряжением, требующим от него мобилизации всех внутренних ресурсов. Адаптироваться к новым условиям помогает гибкая и мобильная система наставничества.
Во многие адаптационные схемы организации входит система наставничества, данная система не только помогает молодым сотрудникам быстро и легко приспособиться к новым условиям, но и позволяет их наиболее опытным коллегам освоить опыт руководства, что является для них мотивирующим фактором.
Словарь Ожегова дает следующее определение наставничества: «Это форма воспитания и
профессиональной подготовки молодых рабочих, специалистов опытными наставниками» [3].
Организованный и целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Цель, задачи и порядок реализации института наставничества в системе подготовки кадров для Министерства внутренних дел Российской Федерации определяет приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской федерации», а именно, глава № 3 — «Организация индивидуального обучения стажера, изучения его личных и деловых качеств и оценка результатов индивидуального обучения стажера» и глава № 7 — «Организация индивидуального обучения сотрудника, переведенного на вышестоящую, рав-
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
нозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, соответствующую иному функциональному предназначению либо направлению деятельности» [1].
При реализации на практике вышеуказанного приказа выявляется ряд организационно-методических пробелов.
Например, понятия «наставник» и «наставничество» никак не раскрываются в приказе. Необходимо дать толкование данным понятиям в рамках именно приказа.
Что касается определения наставника, то в приказе отсутствуют конкретные требования к наставникам, сказано лишь, что «...наставник назначается из числа опытных сотрудников», любые другие характеристики наставника отсутствуют. На наш взгляд, необходимо дать четкие критерии отбора наставников, например, такие, как: отсутствие взыскания за последний год, нахождение в должности более трех лет.
Вместе с тем важную роль играет личный положительный пример наставника в выработке у подшефного высоких нравственных и моральных качеств. Наставник подчеркивает, что в своей деятельности сотрудник органов внутренних дел не только борется с правонарушениями, но и выполняет воспитательные функции, а потому он должен быть сам образцом нравственности, иметь моральное право воспитывать.
Немаловажное значение имеет организация обучения наставников.
Нередко наставники не считают целесообразным проходить обучение. Чаще всего к причинам отказа относится непонимание необходимости обучения («я и так все знаю, уже не одного стажера успешно обучил»), а также нежелание проходить обучение в свое свободное время.
Однако, учитывая важность и значение задач наставничества в деятельности органов внутренних дел, мы считаем, что централизованное обучение с выдачей соответствующего свидетельства (диплома) о квалификации является обязательным условием допуска наставника к работе с подшефным.
Во-первых, это позволит исключить допуск «случайных» людей к работе с молодежью.
Во-вторых, наличие соответствующего «допуска к работе» юридически обоснует степень ответственности наставников.
Наиболее целесообразным было бы организовать обучение наставников на базах вузов системы МВД России. Однако выбор форм подготовки наставников может быть различным ис-
ходя из профессиональных и учебных потребностей наставников. Например, можно организовать дистанционное обучение.
Немаловажным условием работы наставника является правильная мотивация его работы.
Наставничество — затратный по времени и усилиям процесс для наставника. Следует учесть, что наставничество — это дополнительная нагрузка на сотрудника, отвлекается на которую он порой в ущерб своим основным должностным обязанностям.
Возможна ситуация, когда один сотрудник активно осуществляет наставничество, другой — нет. Как (кроме финансового поощрения) отметить вклад каждого? Усилия по развитию людей трудно поддаются учету и контролю. Высок риск не заметить вклад лучших и тем самым демоти-вировать их.
Необходимо разработать систему фиксированных поощрений наставников за успехи, как в период непосредственного процесса наставничества, так и по результатам дальнейшей работы его подопечного (подопечных). Причем не обязательно платить всем наставникам дополнительно, но целесообразно ввести специальные премии и номинации для наставников, чьи «подопечные» первого года работы показали наивысший суммарный прогресс в результатах служебной деятельности.
Вопрос оформления отчетных документов также не до конца проработан. В пункте 60 главы 3 сказано: «.план индивидуального обучения стажера и отчет наставника хранятся в органе, организации, подразделении МВД России, в котором проводилось индивидуальное обучение стажера». Сразу же возникает недопонимание, что имеет в виду законодатель. Необходимо прописать четкие указания о месте хранения таких документов, например, отчет наставника о прохождении индивидуально обучения стажера хранится в личном деле.
В качестве вывода в целях повышения качества организации наставнической деятельности предлагается разработать методические рекомендации к главе VII Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50, по организации индивидуального обучения сотрудника, переведенного на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, соответствующую иному функциональному предназначению либо направлению деятельности.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019
С нашей точки зрения, требуется предусмотреть разъяснение понятия должности, соответствующей иному функциональному предназначению. Определить сроки утверждения планов индивидуального обучения руководителем организации. Обозначить необходимость назначения наставника сотрудникам, имеющим квалификационные звания специалиста первого класса и мастера.
Предлагаем также дополнить главу VII Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50, статьей следующего содержания:
«Индивидуальное обучение сотрудника, назначенного из кадрового резерва, осуществляется самостоятельно без составления плана индивидуального обучения».
На сегодняшний день, в условиях реформирования системы ОВД, необходимо применение новых требований к морально-психологическим качествам сотрудников органов внутренних дел, качественному уровню их профессиональной подготовки; необходимо поставить задачи повышения эффективности воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел, ко-
торые обусловят формирование достойного нравственного облика сотрудников органов внутренних дел.
Библиографический список
1. Приказ МВД России от 01.02.2018 г. № 50 «Об утверждении порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской федерации» // https://base.garant.ru/ 71905114/
2. Балкаров А.Я. Правовое и организационное обеспечение работы с кадровым резервом в ОВД РФ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М.: Высш. шк., 1993.
4. Теоретические основы и практика работы кадровых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам прохождения службы: Учеб.-практ. пособие. М.: Академия управления МВД России, 2017.
5. Филиппова Э.М. Правовые и организационные основы государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2005.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019