Научная статья на тему 'Актуальные проблемы организации информационного обмена между таможенными органами Таможенного союза и пути их решения'

Актуальные проблемы организации информационного обмена между таможенными органами Таможенного союза и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1406
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубенкова Н.Б.

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы формирования правовой базы, регламентирующей процесс организации информационного обмена между таможенными органами государств-членов Таможенного союза. Особое внимание уделено вопросам организации обмена информацией в целях обеспечения эффективного контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, взимания таможенных платежей, принятия единообразных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL PROBLEMS OF ORGANIZATION OF INFORMATION EXCHANGE BETWEEN CUSTOMS AUTHORITIES OF THE CUSTOMS UNION AND THE WAYS OF THEIR SOLUTION

Actual problems of the legal basis formation, regulated a process of the organization of informational change between Customs bodies of governments members of Customs Alliance are considered in this given article. A special attention was paid to questions on the organization of informational change in the purpose of an ensurance of an effective control of Customs price of goods, transferred through Customs alliance, taking decisions on a classification of goods according to the unique goods nomenclature of foreign economic active by of Customs alliance.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы организации информационного обмена между таможенными органами Таможенного союза и пути их решения»

ЭКОНОМИКА

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА МЕЖДУ ТАМОЖЕННЫМИ

ОРГАНАМИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Рубенкова Н.Б.

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы формирования правовой базы, регламентирующей процесс организации информационного обмена между таможенными органами государств-членов Таможенного союза. Особое внимание уделено вопросам организации обмена информацией в целях обеспечения эффективного контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, взимания таможенных платежей, принятия единообразных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

TOPICAL PROBLEMS OF ORGANIZATION OF INFORMATION

EXCHANGE BETWEEN CUSTOMS AUTHORITIES OF THE CUSTOMS UNION AND THE WAYS OF THEIR SOLUTION

N.B. Rubenkova

Actual problems of the legal basis formation, regulated a process of the organization of informational change between Customs bodies of governments - members of Customs Alliance are considered in this given article. A special attention was paid to questions on the organization of informational change in the purpose of an ensurance of an effective control of Customs price of goods, transferred through Customs alliance, taking decisions on a classification of goods according to the unique goods nomenclature of foreign economic active by of Customs alliance.

Одним из главных достижений Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - Таможенный союз) в рамках Евразийского экономического сообщества (далее -ЕврАзЭС) является формирование единой таможенной территории и, как следствие, создание новых перспектив для развития транзитных перевозок на Евроазиатском пространстве. Как известно, с 1 июля 2010 года отменено таможенное оформление товаров на казахстанско-российской границе. Упразднение таможенных постов на внутренних границах Таможенного союза с 1 июля 2011 года создает благоприятные условия и привлекательность для перемещения товаров перевозчиками по территории Таможенного союза.

Следует отметить, что с 1 июля 2010 года деятельность таможенных органов государств-членов Таможенного союза регламентирует Таможенный кодекс Таможенного союза, разработанный экспертами правительств государств-членов Таможенного союза с учетом положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Таможенный кодекс Таможенного союза унифицирует порядок проведения и формы таможенного контроля, применяемые в том числе при осуществлении таможенного транзита. Не выходя за рамки проблемы, поднятой в настоящей статье, хотелось бы остановиться лишь на одном аспекте таможенного законодательства, регламентирующего процедуру таможенного транзита в Таможенном союзе.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 42 Таможенного кодекса Таможенного союза уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица, могут предоставлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с такой территории, пассажирах, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза или убывающих с такой территории [1]. Другими словами Таможенным кодексом Таможенного союза закреплено право перечисленных выше лиц по предоставлению предварительной информации, то есть юридическая норма не является обязательной. Вместе с тем механизм введения в действие обязательного предварительного информирования предусмотрен Соглашением о предоставлении и об обмене предварительной информацией о товарах, транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 21 мая 2010 года. Данное Соглашение регламентирует порядок обязательного предварительного информирования, обмена полученной информацией между таможенными органами государств-членов Таможенного союза, определен порядок представления участниками внешнеэкономической деятельности такой информации таможенным органам [2].

Кроме очевидных экономических выгод Таможенный союз может спровоцировать рост преступности и формирование транснациональных криминальных структур. В августе 2010 года в городе Астане состоялась встреча глав министерств внутренних дел Беларуси, Казахстана и России, на которой были обсуждены вопросы междуна-

•ва Н.Б.

родного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью. Участники встречи признали необходимость выстраивания новой «архитектуры» безопасности в рамках Таможенного союза. Правоохранительным органам государств-членов Таможенного союза, в том числе таможенным органам, необходимо отработать механизмы конкретного взаимодействия, в том числе обмен информацией, проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий, оказание правовой помощи по пресечению контрабанды и других нарушений таможенного законодательства.

С учетом мировой практики уязвимыми являются такие институты таможенных правоотношений, как страна происхождения товаров, таможенная стоимость перемещаемых товаров, классификация товара в таможенных целях (присвоение товару кода в соответствии с применяемой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности). Именно манипуляции со страной происхождения товаров, кодом товара и его таможенной стоимостью позволяют недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности уклоняться от уплаты таможенных платежей и налогов.

Один из факторов риска в данной области заключается в декларировании неверной страны происхождения импортируемых товаров с целью получения тарифных преференций (преимуществ во внешнеэкономической деятельности) или уклонения от антидемпинговых пошлин или иных запретов и ограничений.

Особое внимание таможенных органов должно быть обращено:

1) на товары, для которых страна происхождения, указываемая в декларации на товары, менялась в течение нескольких последних лет;

2) на случаи, когда заявленная страна происхождения находится рядом со странами, в отношении которых были введены

антидемпинговые пошлины на аналогичные товары;

3) на товары, ввозимые из географических регионов, в которых существуют риски, связанные со страной происхождения.

В этой связи в рамках технологического взаимодействия таможенных органов считаем необходимым введение единой базы сертификатов происхождения товаров форм «Ст-1» и «А».

В целях обеспечения высокой степени достоверности и объективности результатов, получаемых по итогам данных таможенных органов государств-членов Таможенного союза, на наш взгляд, необходимо применение единых классификаторов, нормативно-справочной информации, необходимой для формирования таможенной статистики.

Как было отмечено выше, одним из факторов риска является занижение стоимости импортируемых товаров, что приводит к занижению суммы таможенных платежей, надлежащих уплате в бюджет. При этом следует обратить внимание на то, что и завышение стоимости может также представлять собой определенный риск (отмывание денег).

В рамках взаимодействия необходимо утверждение соответствующих целевых программ по разработке и внедрению единой автоматизированной системы и баз данных об участниках внешнеэкономической деятельности и перемещаемых экспортно-импортных грузопотоках, пассажиропотоках (всеми видами транспорта). При этом для организации информационного обмена данными необходимо обеспечить высокоскоростной канал связи, определиться с форматами электронных копий таможенных документов.

В этой связи для обеспечения эффективного контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, взимания таможенных платежей, принятия единообразных решений по классификации товаров по

единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза особую актуальность приобретают вопросы разработки правовой основы организации информационного обмена между таможенными органами государств-участниц Таможенного союза.

8 декабря 2010 года на заседании Комиссии таможенного союза (далее - КТС) был рассмотрен вопрос о ходе выполнения Решения Межгосударственного Совета ЕврА-зЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 19 ноября

2010 года № 61 «О срочных мерах информационного обмена между таможенными органами Таможенного союза» [3]. На за-седаниеи КТС была представлена информация о состоявшейся безвозмездной передаче казахстанской Стороне прикладного программного обеспечения автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом, используемой таможенной службой Российской Федерации, и о готовности российской Стороны к дальнейшей безвозмездной передаче прикладного программного обеспечения систем автоматизации таможенной деятельности, применяемых таможенной службой Российской Федерации. При этом российская и казахстанская Стороны пришли к единому мнению о необходимости использования с 1 января

2011 года национальных систем контроля за таможенным транзитом [4].

В целях эффективного взаимодействия и координации деятельности таможенных органов государств-членов Таможенного союза в обеспечении таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза, организации обмена информацией и сведениями, необходимыми для проведения таможенных проверок, был одобрен представленный на заседании КТС проект Соглашения «Об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств-чле-

нов Таможенного союза» (далее - Соглашение) [5].

Таможенным службам государств-членов Таможенного союза было поручено в срок до 25 декабря 2010 года в соответствии с представленным проектом Соглашения разработать проект Технических условий обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств-членов Таможенного союза (далее - Технические условия обмена информацией). Руководителям таможенных служб государств-членов Таможенного союза было поручено в срок до 1 февраля 2011 года рассмотреть вопрос о целесообразности использования решений по информационному взаимодействию, применяемых в системе ASYCUDA Word, для информационного взаимодействия таможенных органов Сторон.

Соглашение определяет, что центральные таможенные органы государств-членов Таможенного союза: Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, Федеральная таможенная служба Российской Федерации (далее - Центральные таможенные органы государств-членов Таможенного союза) - предоставляют друг другу на регулярной основе в сроки, установленные Техническими условиями, следующую информацию, не относящуюся к сведениям, составляющим государственную тайну:

- информацию из баз данных таможенных деклараций, оформленных таможенными органами государств-членов Таможенного союза по согласованным позициям (Приложение 1 Соглашения);

- информацию из баз данных таможенных приходных ордеров, оформленных таможенными органами государств-членов Таможенного союза по согласованным позициям (Приложение 2 Соглашения);

- информацию из баз данных таможенных приходных ордеров, оформленных таможенными органами государств-членов

зва Н.Б.

Таможенного союза в отношении транспортных средств, декларируемых физическими лицами в период с 1 января по 30 июня 2010 года (разовое) по согласованным позициям (Приложение 3 Соглашения);

- информацию из баз данных предварительных решений, принимаемых таможенными органами государств-членов Таможенного союза по согласованным позициям (Приложение 4 Соглашения) [5].

Предоставление информации осуществляется в электронной форме на уровне Центральных таможенных органов государств-членов Таможенного союза, обмен информацией осуществляется в соответствии с Техническими условиями обмена информацией. При этом информационный обмен осуществляется на безвозмездной основе. Каждая Сторона принимает необходимые меры по защите от правомерного распространения информации, предоставляемой ей другой Стороной в соответствии с Соглашением. Стороны обеспечивают ограничение круга лиц, имеющих доступ к информации, получаемой в результате взаимного обмена, а также ее защиту. Центральные таможенные органы государств-членов Таможенного союза в целях реализации положений Соглашения могут:

- взаимодействовать при выполнении возложенных на них задач, в том числе путем создания совместных рабочих групп;

- вырабатывать и реализовывать совместные технологические и интеграционные решения, направленные на обмен информацией и ее защиту.

Изучив решения Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 года, следует отметить, что назрела необходимость внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы организации информационного обмена между правоохранительными органами Республики Казахстан. В частности, в целях повышения эффективности расследования экономических преступлений в сфере таможенного дела, уголовная ответ-

ственность по которым предусмотрена статьями 209, 214, 250 Уголовного кодекса Республики Казахстан, считаем необходимым внести изменения и дополнения в Правила информационного взаимодействия Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) (далее -Агентство) и Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан (далее - Комитет), утвержденные Совместным приказом Агентства от 13 марта 2009 года № 45 и Комитета от 5 мая 2009 года 129:

1. В соответствии с Приложением 1 к Соглашению об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств-членов Таможенного союза (Решение КТС № 483 от 8 декабря 2010 года) пункт 38 (раздел XI) вышеуказанных Правил изложить в следующей редакции: «Комитет представляет информацию по декларациям на товары, декларациям таможенной стоимости, корректировки таможенной стоимости по запросу Агентства по материалам доследственной проверки и возбужденным уголовным делам».

2. В связи с образованием Таможенного союза и изменениями в Таможенном кодексе Республики Казахстан от 30 июня 2010 года пункт 39 (раздел XI) Правил изложить в следующей редакции: «Агентство предоставляет информацию по запросу Комитета по переданным таможенными органами по подследственности уголовным

делам и материалам, зарегистрированным в книге учета заявлений, а также о результатах работы по полученным из Комитета информации по декларациям на товары, декларациям таможенной стоимости, корректировки таможенной стоимости».

3. В пункте 40 (раздел XI) Правил сроки предоставления запрашиваемой информации установить «с учетом информационного взаимодействия Центральных таможенных органов государств-членов Таможенного союза (Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, Федеральной таможенной службы Российской Федерации)» [6].

В заключение хотелось бы отметить, что процесс формирования договорно-правовой базы Таможенного союза, в том числе регламентирующей вопросы организации информационного обмена между таможенными органами государств-членов Таможенного союза, продолжается. Для того чтобы Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС мог выполнить стоящие перед ним задачи, необходимо обеспечить соблюдение таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза, а также предупреждение нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза. Только в этом случае могут быть реализованы все преимущества интеграционного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Таможенный кодекс Таможенного союза. Астана: Зерде, 2010. С. 17-18 (статья 42).

2. Соглашение "О предоставлении и об обмене предварительной информацией о товарах, транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" от 21 мая 2010 года (г. Санкт-Петербург).

3. Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС № 61 «О срочных мерах информационного обмена между таможенными органами Таможенного союза» от 19 ноября 2010 года (г. Москва).

4. Решение Комиссии таможенного союза № 483 «О ходе выполнения Решения

Рубенкова Н.Б.

Межгосударственного совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств № 61 «О срочных мерах информационного обмена между таможенными органами Таможенного союза» от 19 ноября 2010 года» от 8 декабря 2010 года (г. Москва).

5. Соглашение об организации обмена информацией для реализации аналитических и контрольных функций таможенных органов государств-членов Таможенного союза // Приложение к Решению Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 года. № 483.

6. Правила информационного взаимодействия Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) и Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, утвержденные Совместным приказом Агентства от 13 марта 2009 года № 45 и Комитета от 5 мая 2009 года № 129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.