Научная статья на тему 'Актуальные проблемы организации и управления электронной торговлей и электронными платежами в свете нового российского законодательства'

Актуальные проблемы организации и управления электронной торговлей и электронными платежами в свете нового российского законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
776
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ / SALES CONTRACT / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ПОКУПАТЕЛЬ / BUYER / ПРОДАВЕЦ / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ / CONSUMER PROTECTION / РЕКЛАМА / ADVERTISING / ДИСТАНЦИОННАЯ КУПЛЯ-ПРОДАЖА / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / SELLER / DISTANT SALES / ELECTRONIC COMMERCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рассолов Илья Михайлович

На основе действующего гражданского и информационного законодательства в статье представлен авторский подход к проблеме электронной торговли и дистанционной купли-продажи. Рассматриваются правовые проблемы электронных платежей как сопутствующих компонентов электронной торговли в свете нового Федерального закона «О национальной платежной системе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of organization and management of e-commerce and e-payments in the light of the new Russian legislation

The article presents the author’s approach to the problem of e-commerce and distant sales based on the current civil and informational legislation. It examines the legal issues of electronic payments as associated components of e-commerce in the light of the new Federal Law «On the national payment system».

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы организации и управления электронной торговлей и электронными платежами в свете нового российского законодательства»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

И.М. Рассолов*

Актуальные проблемы организации и управления электронной торговлей и электронными платежами в свете нового российского законодательства

Аннотация. На основе действующего гражданского и информационного законодательства в статье представлен авторский подход к проблеме электронной торговли и дистанционной купли-продажи. Рассматриваются правовые проблемы электронных платежей как сопутствующих компонентов электронной торговли в свете нового Федерального закона «О национальной платежной системе». Ключевые слова: договор купли-продажи, информация, покупатель, продавец, защита прав потребителя, реклама, дистанционная купля-продажа, электронная торговля.

Несмотря на существенное замедление темпов роста российской экономики, рынок электронной торговли демонстрирует позитивную динамику. Так, по прогнозам экспертов, к концу 2014 г. он вырастет на 15 % и составит 10,9 трлн рублей. К причинам данного роста можно отнести расширение возможностей совершения покупок в Сети, а также повышение доверия россиян к покупкам в Интернете.

На сегодняшний день торговля, постоянно изменяясь и обновляясь, представляет собой наиболее динамичную отрасль экономики. Она по своей сути призвана способствовать удовлетворению повседневных запросов потребителей и производителей товаров и услуг. На основании того, насколько полно обеспечиваются разнообразные потребности людей в материальных и духовных благах, судят о качестве жизни граждан в той или иной стране. Речь идет, в частности, не только о размере потребительской корзины, но и об уровне продовольственной, экологической, информационной безопасности, а также других условиях, которые гарантируют лицу чувство уверенности и защищенности на рынке (например, в возможности получения информации о потребительских свойствах товаров, возможностях качественного лечения и т.д.). Современное по-

стиндустриальное общество характеризуется поворотом экономики к решению задач, связанных с ростом качества потребления. Полнее удовлетворять потребности людей в самых разнообразных товарах и услугах позволят диверсификация производства, появление крупных сетевых корпораций, новых торговых площадок разных форм собственности и пр.

Однако в мире не только расширяются экономические возможности удовлетворения потребностей людей, но и изменяются масштабы потребления современного общества. Они увеличиваются прежде всего под влиянием информационных технологий и технического прогресса, зависят от появления новых видов сырья, материалов, изделий.

Следует обратить внимание на тот факт, что меняют свое лицо как сфера потребления и торговли, так и покупатель. Теперь он может действовать в режиме удаленного доступа от местонахождения продавца, заказывать товары через каталоги, буклеты, по электронной почте и т.д. Покупатель обоснованно предъявляет все более высокие требования к обслуживанию, справедливо считая, что торговые организации должны быть службой доброго настроения, а сама покупка — небольшим праздником. Существенное значение

© Рассолов И.М., 2014

* Рассолов Илья Михайлович — доктор юридических наук, профессор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заведующий кафедрой информационного, предпринимательского и торгового права Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. [ilyarassolov@mail.ru]

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9.

играет реклама товаров и услуг по телевидению и в Интернете. Оптовая торговля расширяет возможности материального стимулирования труда, содействует росту его производительности, способствует появлению новых рабочих мест, помогает продавцам и покупателям более рационально использовать свободное время.

Меняет свое содержание и понятие «торговля», постепенно приобретая более широкое значение. Под правовое регулирование сферы обращения товаров и услуг во многих странах помимо чисто торговой деятельности подпадает также область доставки товаров, транспорт и страхование1.

Отталкиваясь от положений Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», можно вывести доктринальное определение торговли как вида предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров и направленной на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания. Торговая политика включает в себя совокупность организационных, правовых, экономических, контрольных и иных мер, проводимых органами государственной власти совместно с общественными организациями и предпринимателями для реализации целей и принципов торговой деятельности2.

Отличие современной экономики не только в размерах, масштабах производства и услуг. Сегодня на первый план выдвигаются именно качественные факторы, в частности качество, ассортимент, эстетические требования к выпускаемым товарам, дополнительные (сопутствующие) услуги по продвижению товаров. Таким образом, современная торговля предлагает покупателям не просто сам товар, а целый комплекс услуг и удобств, связанных с его приобретением.

Понятие электронной торговли может быть рассмотрено двояко: как подсистема внутренней торговли и как вид особой торговой деятельности. Как подсистема электронная торговля — это совокупность коммерческих организаций, для которых оптовые и розничные операции по купле-продаже товаров в электронной форме являются основным и профессиональным видом электронной экономической деятельности. В этом смысле электронная торговля осуществляет двоякого рода функции: организующие (организация самой торговой деятельности, формирование товарных потоков и продвижение товаров из сферы производства в сферу потребления, хранение товарных запасов) и

1 См.: Фролова Н.К. Правовое регулирование оптовой торговли: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011.

2 Собрание законодательства РФ. 2010. № 1. Ст. 2.

интегрирующие (установление региональных и межрегиональных договорных связей по поставкам товаров, обеспечение единого экономического пространства, сбалансированности производства и потребления). Исследуемая подсистема обеспечивает сбалансированность производства и потребления, стабильную работу промышленности и удовлетворение запросов конечных потребителей. С точки зрения коммерческого права, электронная торговля как вид деятельности — это многофункциональная профессиональная деятельность по формированию товарных потоков, расширению и освоению новых рынков сбыта, установлению международных, региональных договорных связей по поставкам, накоплению товарных запасов и т.д. Она связана с деятельностью специализированных организаций, осуществляющих закупку и реализацию партий товаров для обеспечения ими потребителей, а также оказанием клиентам иных сопутствующих услуг (подсортировка, расфасовка, упаковка товаров, комплектование партий и др.). Основным классифицирующим признаком такой деятельности выступает субъектный признак, то есть электронная торговля осуществляется особыми субъектами предпринимательства на постоянной, профессиональной основе, для которого такая деятельность является основной.

Сегодня можно выделить трехуровневую модель построения оптового звена торговли, состоящую из федерального, регионального (областного) и муниципального уровня. Однако в связи с вхождением нашей страны в глобальные интеграционные структуры, в частности в ВТО, можно смело ставить вопрос о становлении и четвертого уровня оптовой торговли, а именно международного уровня.

Конечно, наиболее распространенной формой электронной торговли выступает дистанционная купля-продажа. Поэтому остановимся на ней более подробно.

Продажа товаров дистанционным способом — это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (курсив наш. — И.Р.). Такое определение этому понятию дают Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 6123 (далее — Правила).

Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4894.

Актуальные проблемы информационного права

Правила регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом, устанавливают порядок продажи товаров дистанционным способом, а также регламентируют механизм оказания услуг, связанных с такой продажей.

В первую очередь следует обратить внимание на субъектов торговой деятельности, участвующих в этом процессе. Среди них выделим:

1) покупателей — граждан, имеющих намерение заказать или приобрести товары для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

2) продавцов — организации независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров дистанционным способом;

3) торговых посредников — лиц, которые в силу задач товарного обращения призваны согласовывать интересы и действия других участников этого процесса согласно принципам разделения труда в сфере товарообращения (торговые сети, индивидуальные предприниматели и др.). Посредники находятся в самом центре товародвижения, оказывают сторонам целый ряд услуг, связанных с осуществлением продаж (например, закупку товаров у изготовителей и продажу их покупателям, преобразование промышленного ассортимента в торговый, складирование, хранение товаров, иная логистическая организация товародвижения). Таким образом, в качестве предмета посредничества, по мнению Б.И. Пугинского, выступает не столько товар, сколько услуги, оказываемые в процессе товарного обмена. Поэтому продуктом товарно-посреднической деятельности является создаваемая дополнительная полезность благ, которая изначально не содержится в товаре4.

В целях предпринятого анализа нужно обратиться и к другим точкам зрения на природу посредничества и торговли. Следует отметить, что в экономической науке не принято относить целиком торговлю к отраслям материального производства. Считается, что выполнение торговыми организациями отдельных операций производственного характера не дает еще основания считать, что производственная деятельность является для них основной. В советский период считалось, что, с точки зрения эффективности, операции производственного характера (например, расфасовку товаров, их упаковку и т.п.), целесообразно осуществлять именно в промышленной сфере. Главное, основное назначение сферы товарного обращения — это реализация товаров. И если розничная торговля выполняет некото-

рые производственные операции, которые не свойственны самой природе торговли как сферы обращения, то это лишь свидетельствует о незавершенности общественного разделения труда между сферой производства и сферой обраще-ния5. Нам представляется более точной сегодня позиция Б.И. Пугинского.

Итак, посредник в сфере Интернет-торговли это лицо, которое от имени другого лица отправляет, получает или хранит потенциально ценную информацию, способствует заключению (исполнению) сетевого договора6, а также оказывает другие сопутствующие услуги (например, способствует электронному обмену данными (ЭДИ), переписке по электронной почте, делает рекламу товара и др.).

Интернет-магазин, осуществляющий продажу товаров дистанционным способом, обязан предоставить покупателям каталоги, буклеты, проспекты, фотографии или другие информационные материалы, содержащие полную, достоверную и доступную информацию, характеризующую предлагаемый товар. Обязательства продавца по передаче товара дистанционным способом и иные обязательства, связанные с передачей этого товара, возникают с момента получения продавцом товара сообщения покупателя о намерении заключить договор. Не допускается передача потребителю товаров, не соответствующих предварительной договоренности, если такая передача сопровождается требованием об оплате товаров.

Договор дистанционной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю электронного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом электронного сообщения о намерении покупателя приобрести товар. По общему правилу, продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре.

В том случае, если договор заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем,

4 См., напр.: Пугинский Б.И. Проблема регулирования торгового посредничества // Коммерческое право. 2008. № 2 (3) С. 6-10.

5 См., напр.: Дихтяр Г.А. Советская торговля в период социализма и развернутого строительства коммунизма. М.: Изд-во Ан СССР, 196.; Вопросы развития экономики торговли СССР. М.: Мысль, 1965.

6 Сетевой договор как категория была введена нами в доктрину современного права в 2003 г. Под сетевым договором понимается зафиксированное на материальном носителе правовое соглашение лиц, обладающее необходимыми реквизитами и заключаемое при помощи информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена. Это также особое обязательство, определяющее права и субъективные обязанности договорных контрагентов в сфере электронного документооборота (торгового оборота). См. подробнее об этом: Рассолов И.М. Правовые проблемы электронной торговли: цивилистическое исследование. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 76-77.

а если место доставки товара покупателем не указано, то это его место жительства. Для доставки товаров в место, указанное покупателем, продавец может использовать услуги третьих лиц (с обязательным информированием об этом покупателя). Это как раз торговые посредники или специальные структурные подразделения компаний, осуществляющих электронную торговлю. Как правило, крупные Интернет-компании имеют свои собственные службы доставки. Небольшие Интернет-магазины заключают договоры с другими организациями о доставке приобретенных товаров.

В том случае, если оплата «мягкого» товара7 осуществляется с помощью кредитной карточки или с помощью электронного денежного перевода средств, то это действие покупателя следует рассматривать как акцепт в форме совершения конклюдентных действий. Сетевой договор будет считаться заключенным с этого момента.

Иная ситуация возникает при оформлении заказа на сайте Интернет-магазина, когда покупатель сразу не оплачивает покупку. Тогда оплата осуществляется наличными в момент доставки курьером. В данном случае, оформляя бланк заказа в электронной форме, покупатель совершает акцепт не в виде оплаты товара, а иными действиями (а именно: действиями, необходимыми для получения товара), что вытекает из п. 3 ст. 438 ГК РФ. Когда курьерская служба доставляет товар, покупатель оплачивает его и получает кассовый и товарный чек. С этого момента договор дистанционной купли-продажи считается исполненным надлежащим образом.

Если в договоре срок доставки товара не определен и отсутствуют возможности определить этот срок, товар должен быть передан продавцом в разумный срок. Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в семидневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении.

На наш взгляд, исследуемый договор заключается в электронном виде, а исполняется в момент вручения товара покупателю, что вытекает из положения ст. 499 ГК РФ. Следовательно, подобные сделки также можно признать частично заключаемыми в электронной форме, а действия покупателя в этом случае следует квалифицировать как акцепт, совершенный через Интернет с помощью иных действий необходимых для выполнения условий договора, указанных в публичной оферте. К подобным сделкам применимы те же основания недействительности, что и для обычных сделок. Это имеет отношение, например, к случаям

7 Мягкий товар — это индивидуально определенный то-

вар, обладающий свойствами информационного продукта и представляемый потребителю в электронной форме по каналам электросвязи. См. подробнее об этом: Рассолов И.М. Информационное право. М: Норма, 2011. С. 36-37.

совершения мнимой или притворной сделки; совершения сделки, заведомо противной основам правопорядка или нравственности; совершения сделки под влиянием заблуждения и др.

Анализ показал, что наиболее важными сегодня являются правовые проблемы электронных платежных средств как основных сопутствующих средств электронной торговли. Электронные платежи сопровождают торговую деятельность практически на каждом этапе. Выделим ключевые вопросы, касающиеся моментальных платежей и электронных денежных средств, вытекающие из нового Федерального закона от 27.06.2011 г. №161-ФЗ «О национальной платежной системе»8, который за исключением отдельных положений начал действовать с 29 сентября 2011 г.

Во-первых, происходит расширение понятийного аппарата права. Наблюдается процесс последовательного закрепления в нормативных правовых актах новых понятий. Это касается таких категорий, как «электронный документ», «электронные денежные средства», «информационная продукция», «оборот информационной продукции», «классификация информационной продукции», «информационная услуга», «информационная безопасность детей», «информация порнографического характера». Однако многие понятия еще пока не находят своего закрепления в современном российском законодательстве (например, это касается таких категорий, как «электронная торговля», «доменное имя», «сетевой договор» и т.д.).

Во-вторых, появляются новые субъекты информационного права, а именно: разнообразные посредники, которых смело можно разделить на два вида — традиционные информационные посредники и торговые информационные посредники. Среди них можно выделить оператора платежной системы, то есть организацию, определяющую правила платежной системы, а также выполняющую иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О национальной платежной системе». Сюда же можно отнести и оператора услуг платежной инфраструктуры, который представляет собой операционный центр, платежный клиринговый центр или расчетный центр и осуществляет также информационные посреднические функции на профессиональной основе (ст. 3 Закона).

В целях дальнейшего исследования следует уточнить основные новеллы Федерального закона № 161. Так, впервые в российском законодательстве дано легальное определение понятию электронных денежных средств. Это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) дру-

Собрание законодательства РФ. 2011. № 27. Ст. 3872.

Актуальные проблемы информационного права

гому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета, в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций (ст. 3 Закона).

Данные денежные средства передаются не в рост и не для сохранения, а исключительно для последующей оплаты каких-либо нужд клиента. Начисление процентов на остаток, выплата любого вознаграждения лицу и его кредитование оператором запрещены. Денежное обязательство клиента перед получателем может быть как договорным, так и не договорным, (например оплата через терминал административного штрафа). Распоряжения в отношении электронных денежных средств отдаются исключительно с использованием информационных технологий передачи данных. Согласно закону к ним отнесены Интернет, мобильная связь (sms-сообщения), проводная телефония и др.

Анализ показал, что электронные деньги, исходя из действующих гражданско-правовых норм, деньгами в прямом смысле слова не являются, а выступают лишь «электронными денежными средствами». Это связано с тем, что они не выполняют всех экономических функций денег (средства накопления, средства обращения, меры стоимости, функции мировых денег, средства платежа) и не могут признаваться национальным денежным средством платежа, обязательным для приема на всей территории РФ. Например, Конституция России закрепляет важный принцип, согласно которому денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ст. 75).

В литературе приводилось несколько основных подходов, объясняющих сущность электрон-

ных денег. Во-первых, электронные деньги рассматривались как обычное средство учета и безналичные банковские платежи. Во-вторых, они исследовались как основание для посредничества и электронные документы. В-третьих, было показано, что они выступают формой банковских операций. В-четвертых, они рассматривались как система взаимных расчетов и вид обязательства. Очевидно, что наибольший интерес для нас представляют именно вторая и четвертая позиция.

Основным достоинством анализируемого закона является то, что теперь переводы электронных денежных средств признаны именно формой безналичных расчетов. Таким образом, закон внес ясность в отношении характера данных отношений между клиентом, оператором и получателем платежа.

В-третьих, здесь важно коснуться проблемы безопасности электронных платежей и дополнительного обременения информационных и иных посредников.

Согласно закону № 161-ФЗ, анонимность клиента (физического лица) гарантируется при условии, если остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 тыс. рублей, а общая сумма переводимых электронных денег с использованием одного неперсони-фицированного электронного средства платежа не превышает 40 тыс. рублей в течение календарного месяца. В этом случае электронное средство платежа является неперсонифицированным, то есть анонимным (ст. 10 Закона). В настоящее время наиболее крупными информационными посредниками на рынке электронных платежей выступают системы «WebMoney», «Яндекс.День-ги», «RBK Money», которым придется привести в соответствие свои правоустанавливающие, а также текущие документы согласно новому закону. Наиболее выигрышное положение сегодня именно у системы «Яндекс.Деньги», уставные документы которой и положены в основу концепции нового закона.

На наш взгляд, наиболее сложным обременением для информационных посредников будет попадание их под юрисдикцию Банка России, а также обязательное проведение идентификации клиента, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»9, которой им теперь придется заниматься. Как нам представляется, для того, чтобы данный закон заработал в полную силу необходимо минимум несколько лет. В любом случае, насколько эффективным он станет, покажет лишь время.

9 Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3418.

Библиография:

1. Дихтяр Г.А. Советская торговля в период социализма и развернутого строительства коммунизма. М.: Изд-во АН СССР, 1965. 402 с.

2. Пугинский Б.И. Проблема регулирования торгового посредничества // Коммерческое право. 2008. № 2 (3) С. 5—18.

3. Рассолов И.М. Информационное право. М: Норма, 2011. 448 с.

4. Рассолов И.М. Правовые проблемы электронной торговли: цивилистическое исследование. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 157 с.

5. Фролова Н.К. Правовое регулирование оптовой торговли: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. 48 с. References (transliteration):

1. Dihtyar G.A. Sovetskaya torgovlya v period socializma i razvernutogo stroitel'stva kommunizma. M.: Izd-vo AN SSSR, 1965. 402 s.

2. Puginskij B.I. Problema regulirovaniya torgovogo posrednichestva // Kommercheskoe pravo. 2008. № 2 (3) S. 5—18.

3. Rassolov I.M. Informacionnoe pravo. M: Norma, 2011. 448 s.

4. Rassolov I.M. Pravovye problemy ehlektronnoj torgovli: civilisticheskoe issledovanie. M: YUNITI-DANA, 2010. 157 s.

5. Frolova N.K. Pravovoe regulirovanie optovoj torgovli: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2011. 48 s.

Материал поступил в редакцию 3 октября 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.