Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ЯНТАРЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ЯНТАРЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯНТАРЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ишин Иван Анатольевич

Статья посвящена рассмотрению современного состояния оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности в сфере незаконного оборота янтаря. Исследование представляет собой анализ и описание направлений оперативно-розыскной деятельности в целях предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконного оборота янтаря. Особенности преступлений в указанной сфере и высокий уровень латентности указывают на необходимость совершенствования форм и методов реализации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в целях противодействия преступности в сфере незаконного оборота янтаря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF OPERATIONAL-INVESTIGATIVE COUNTERACTION ILLEGAL AMBER TRAFFICKING

The article is devoted to the examination of the current state of the operational-search activity of the internal affairs bodies to combat crime in the sphere of illegal circulation of amber. The study is an analysis and description of the directions of operational-search activities in order to prevent, detect, disclose and investigate crimes in the sphere of illegal amber trafficking. The peculiarities of crimes in this area and the high level of latency indicate the need to improve the forms and methods of implementing the operational-search activities of the internal affairs bodies in order to combat crime in the sphere of illegal circulation of amber.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ЯНТАРЯ»

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_300 УДК 343.9

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ЯНТАРЯ CURRENT PROBLEMS OF THE OPERATIONAL-SEARCH COUNTERING TO ILLEGAL AMBER TRAFFICKING

ИШИН Иван Анатольевич,

адъюнкт Академии управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8.

E-mail: ivan956@rambler.ru;

(научный руководитель д.ю.н. П.И. Иванов);

Ishin Ivan Anatolievich,

Post graduate officer Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 125171, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: ivan956@rambler.ru; (scientific adviser, Doctor of Law P.I. Ivanov)

Краткая аннотация: Статья посвящена рассмотрению современного состояния оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности в сфере незаконного оборота янтаря. Исследование представляет собой анализ и описание направлений оперативно-розыскной деятельности в целях предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконного оборота янтаря. Особенности преступлений в указанной сфере и высокий уровень латентности указывают на необходимость совершенствования форм и методов реализации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в целях противодействия преступности в сфере незаконного оборота янтаря.

Abstract: The article is devoted to the examination of the current state of the operational-search activity of the internal affairs bodies to combat crime in the sphere of illegal circulation of amber. The study is an analysis and description of the directions of operational-search activities in order to prevent, detect, disclose and investigate crimes in the sphere of illegal amber trafficking. The peculiarities of crimes in this area and the high level of latency indicate the need to improve the forms and methods of implementing the operational-search activities of the internal affairs bodies in order to combat crime in the sphere of illegal circulation of amber.

Ключевые слова: Янтарь; оперативно-розыскная деятельность; противодействие преступности; незаконный оборот; органы внутренних дел.

Keywords: Amber; operational search activity; combating crime; illegal traffic; bodies of internal affairs.

Дата направления статьи в редакцию: 25.01.2022

Дата публикации: 28.02.2022

В положениях Стратегии развития янтарной отрасли Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2017 г. № 1966-р отмечено, что янтарь - это полезное ископаемое органического происхождения, представляющее собой окаменелую смолу ископаемых деревьев хвойной породы. Являясь сырьем для ювелирной промышленности, янтарь обладает повышенным покупательским спросом на рынке ювелирных изделий.

В настоящее время по оценкам мирового сообщества основной ресурсный потенциал залежей янтаря в России, расположенный на территории Калининградской области составляет около 37,5 тыс. тонн, что является фактически самым крупным мировым запасом высококачественного янтаря (в других субъектах Российской Федерации выявлено 23 проявления янтаря: в Ненецком автономном округе - 1, в Красноярском крае - 6, в Томской области - 1, в Сахалинской области - 8, в Камчатском крае - 5, в Чукотском автономном округе - 2), пригодного для использования в производстве ювелирных изделий, что в цифрах составляет около 90% разрабатываемых мировых запасов янтарного сырья (см. табл. 1).

Таблица 1. Запасы и прогнозные ресурсы янтаря в Российской Федерации (в тоннах)

Субъект Российской Федерации, объект учета Запасы по состоянию на 1 января 2016 г. по категориям Добыча за 2015 год Прогнозные ресурсы по состоянию на 1 января 2016 г. по категориям

балансовые забалансовые

А+В+С, С2 Р1 Р2

Калининградская область - всего 111085,8 54569,9 6537 322,3 42687,9 20877

в том числе:

Приморское месторождение 109536,6 52110 5778 277,3 - -

Пальмникенское месторождение 1507,4 423 759 45 - -

месторождение Филино 41,8 36,9 - - - -

Шатровский участок - - - - 42687,9 -

Дунаевский участок - - - - - 20877

Всего 111085,8 54569,9 6537 322,3 42687,9 20877

Разумеется, янтарная отрасль не осталась вне поле зрения криминалитета. Анализ оперативно-розыскной и следственной практики показывает, что в настоящее время проблемы, связанные с оборотом янтаря приобретают системный характер, а совершаемые преступления несут реальную угрозу интересам государства в части нанесения беспрецедентного ущерба экономике и экологии страны. Так, в пояснительной записке к проекту федерального закона от 02.03.2019 № 657608-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней» отмечено, что сотрудники МВД России ежегодно конфискуют из нелегального оборота янтарь на сумму свыше 1,3 млрд руб.

Подобные явления не могли не остаться без внимания общества и государства. Как следствие, в положениях Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208, к числу ее основных направлений было отнесено обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения.

В свою очередь в нормах Концепции реализации в системе МВД России государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14.10.2021 № 760 отмечено, что одной из ее основных целей является повышение эффективности обеспечения органами внутренних дел экономической безопасности Российской Федерации, а к числу приоритетных направлений отнесены вопросы противодействия преступлениям экономической направленности в сфере недропользования.

Анализ законодательства и юридической литературы указывает, что в данное время на законодательном уровне официально нигде не закреплено и не дано определение понятию «незаконного оборота полудрагоценных камней», кроме упоминания в положениях статьи 191 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.09.2020 № 1406 «Об утверждении перечня полудрагоценных камней в целях применения статьи 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статей 191 и 255 Уголовного кодекса Российской Федерации» помимо янтаря, нефрита, к иным полудрагоценным камням относятся берилл, в том числе аквамарин и гелиодор), драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга».

Изучение данной нормы уголовного закона формально позволяет понимать под «незаконным оборотом янтаря и иных полудрагоценных камней» совокупность уголовно-наказуемых деяний, заключающихся в совершении сделки, либо незаконном хранении, перевозке или пересылке в любом виде или состоянии.

По этому поводу возникает вопрос отнесения к незаконному обороту составов преступлений, связанных с полудрагоценными камнями или где они выступают предметом преступного посягательства, что в совокупности оказывает влияние на уголовно-правовую квалификацию преступного деяния.

В связи с этим считаем целесообразным отнести к категории «незаконный оборот янтаря и иных полудрагоценных камней» в общем виде следующие составы преступлений:

- Статья 191. Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга

- Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр (ч. 2 «Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, предусмотренное статьей 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

- Статья 158. Кража;

- Статья 159. Мошенничество;

- Статья 160. Присвоение или растрата»

- Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем;

- Статья 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления;

- Статья 204. Коммерческий подкуп;

- Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (п.8) [1].

Помимо этого, как составную часть незаконного оборота предлагаем рассматривать действия по самовольной добыче янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, либо транспортировке или хранении в целях сбыта незаконно добытых янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней в натуральном или переработанном виде, либо сбыту незаконно добытых янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней в натуральном или переработанном виде, которые не содержат уголовно наказуемого деяния (ст. 7.5 КоАП РФ).

Анализ деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по оперативно-розыскному противодействию незаконному

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 2(206)

обороту янтаря указывает на ряд неразрешенных проблемных вопросов правового, организационного, тактического и материально-технического характера, часть из которых мы рассмотрим более подробно.

1) Основную проблему в деле оперативно-розыскного противодействия незаконному обороту янтаря составляет отсутствие разъяснений Верховного Суда Российской Федерации. В настоящее время, например, в отличии от краж, грабежей и разбоев, имеющих предметные пояснения в нормах постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, преступления в сфере незаконного оборота полудрагоценных камней в виду отсутствия разъяснений суда недостаточно обеспечены в правильном применении законодательства об уголовной ответственности за указанные деяния. На практике сложилась ситуация, при которой отсутствует единый подход к пониманию таких вопросов как: что такое незаконная добыча и чем она отличается от собирательства?; с какой глубины признается добыча и как это соотносится с нарушением грунта? и др. В связи с этим на практике встречаются случаи, когда объекты оперативной заинтересованности при их задержании утверждают, что нашли янтарь, либо он был наполовину в земле и наполовину над землей и т.д. Отсюда, скорейшее устранение данного недостатка является первостепенной задачей.

2) В данный момент фактически отсутствует какая-либо единая методика определения стоимости янтаря, что негативно сказывается на вопросах правоприменения, где данное обстоятельство выступает существенным препятствием при применении норм уголовного закона в данной сфере. В такой ситуации выходом из сложившейся ситуации выступает назначение и проведение товароведческой экспертизы, что как показывает практика, заметно снижает оперативность в вопросах возбуждения уголовного дела, определения размера причиненного ущерба, расследования преступления в целом.

Нельзя не согласиться с Р.А. Забавко, который отмечает, что «аналогичная проблема существует и применительно к ст. 255 УК РФ. Воспользоваться положением ч. 3 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», позволяющим при отсутствии соответствующих такс и методик определять размер вреда причиненного окружающей среде, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния плодородного грунта и окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды: в ч. 3 ст. 77 ФЗ РФ № 7-ФЗ речь идет о вреде, а ст. 255 УК РФ - о размере» [2, с. 131-142].

3) Следующая проблема обусловлена отсутствием методики определения происхождения и принадлежности янтаря, его соответствия сопроводительным документам. Так, при задержании преступников правоохранительные органы нередко сталкиваются со случаями, когда по одним и тем же документам разные партии янтаря официально попадают на рынки сбыта и переработки. По этому случаю выйти из сложившейся ситуации предлагаем по примеру урегулирования оборота алкогольной продукции посредством введения единой государственной автоматизированной информационной системы [3], которая позволит осуществлять государственный контроль над объемом производства и оборота полудрагоценных камней.

4) Определенное недоумение вызывают вопросы отнесения янтаря на законодательном уровне к категории драгоценных камней. В нормах статьи 191 Уголовного кодекса Российской Федерации РФ речь идет о янтаре как о полудрагоценном камне. Однако уникальные янтарные образования в соответствии с Порядком отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1999 г. № 8 [4] относятся к категории драгоценных камней. В связи с этим представляется целесообразным устранить данное противоречие. Также обращает на себя внимание и такой факт, когда состав преступления по незаконному оборота янтаря и самовольная его добыча расположены в разных главах Уголовного кодекса - преступления в сфере экономической деятельности и экологические преступления соответственно. Отсюда на лицо разные суммы причиненного ущерба, и, как следствие разные виды и размеры наказаний.

5) Преступлениям в сфере незаконного оборота полудрагоценных камней характерно наличие высокого уровня латентности, что вызвано, в том числе неочевидностью их совершения, а также отсутствием потерпевшей стороны в традиционном понимании.

6) Преступлениям рассматриваемой категории присущ высокий уровень организованности, осведомленность криминалитета о формах и методах оперативно-розыскной деятельности, что находит отражение в проблемах применения негласных форм и методов решения задач оперативно-розыскной деятельности в данном направлении; коррупционная составляющая и др. Практика показывает, что «случайные люди» в указанную сферу не попадают, так как в основном данная противоправная деятельность основана на родственных, дружественных и иных связях, где новые участники преступной деятельности вовлекаются посредством личного поручительства.

В данное время лица, причастные к незаконному обороту полудрагоценных камней активно используют средства маскировки, защищенные от контроля и записи способы и средства связи, «закрытые» чаты в мессенджерах, имеют свою сигнальную систему, условные знаки и сигналы и др. Отсюда возникают проблемы в поиске источников способных добывать оперативно значимую информацию, установлению свидетелей и очевидцев и т.д.

При этом сложившаяся ситуация усугубляется тем, что в основном в последние годы незаконная добыча янтаря происходит посредством размытия дна на не большом участке прибрежной зоны Балтийского моря, что заметно усложняет процесс задержания преступников с поличным, так как сотрудники правоохранительных органов фактически лишены возможности документировать преступные действия под водой. При этом в момент проведения оперативно-розыскных и оперативно-профилактических мероприятий сотрудники не обладают тем уровнем оперативности и наступательности, позволяющим застать врасплох преступников, которые в свою очередь, воспользовавшись этим благополучно избавляются от незаконного добытого янтаря и орудий совершения преступления посредством утопления в море.

В связи с этим выход из сложившейся ситуации видится в отнесении тех участков водного пространства, на дне которых происходит

незаконная добыча янтаря, к категории особо охраняемых природных территорий, под которыми в соответствии с нормами Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [5] понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Принятие данной меры позволит на участках с залежами янтаря на дне Балтийского моря полностью запретить любую деятельность, которая может нанести ущерб экологической и экономической безопасности государства.

Таким образом, представленный перечень проблем оперативно-розыскного противодействия незаконному обороту янтаря не является исчерпывающим, однако, полагаем, что даже частичное их устранение окажет положительное влияние на состояние преступности в обозначенной нами сфере общественных отношений.

Библиогра фия:

1. Постановление Правительства РФ от 13.09.12 г. № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей» (последняя редакция): [Электронный ресурс]: http://government.ru/docs/33778/ (дата обращения: 25.11.2021 г.)

2. Забавко Р.А. Уголовная ответственность за незаконные добычу и оборот янтаря, нефрита и других полудрагоценных камней // Вопросы российского и международного права. 2020. Том 10. № 8А.

3. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2466 «О ведении и функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с изменениями и дополнениями) (последняя редакция) [Электронный ресурс]: URL: https://base.garant.ru/400170442/ (дата обращения: 25.11.2021 г.).

4. Постановление Правительства РФ от 5 января 1999 г. N 8 «Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням» (с изменениями и дополнениями) (последняя редакция) [Электронный ресурс]: URL: https://base.garant.ru/12114068/ (дата обращения: 25.11.2021 г.).

5. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с изменениями и дополнениями) (последняя редакция) [Электронный ресурс]: URL: https://base.garant.ru/10107990/ (дата обращения: 25.11.2021 г.).

References (transliterated):

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13.09.12 g. № 923 «Ob utverzhdenii perechnya strategicheski vazhnyh tovarov i resursov dlya celej stat'i 226.1 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii, a takzhe ob opredelenii vidov strategicheski vazhnyh tovarov i resursov, dlya kotoryh krupnym razmerom priznaetsya stoimosi, prevyshayushchaya 100 tys. rublej» (poslednyaya redakciya): [Elektronnyj resurs]: http://government.ru/docs/33778/ (data obrashcheniya: 25.11.2021 g.)

2. Zabavko R.A. Ugolovnaya otvetstvennost' za nezakonnye dobychu i oborot yantarya, nefrita i drugih poludragocennyh kamnej // Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. 2020. Tom 10. № 8A.

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31 dekabrya 2020 g. N 2466 «O vedenii i funkcionirovanii edinoj gosudarstvennoj avtomatizirovannoj informacionnoj sistemy ucheta ob"ema proizvodstva i oborota etilovogo spirta, alkogol'noj i spirtosoderzhashchej produkcii» (s izmeneniyami i dopolneniyami) (poslednyaya redakciya) [Elektronnyj resurs]: URL: https://base.garant.ru/400170442/ (data obrashcheniya: 25.11.2021 g.).

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 5 yanvarya 1999 g. N 8 «Ob utverzhdenii Poryadka otneseniya unikal'nyh yantarnyh obrazovanij k dragocennym kamnyam» (s izmeneniyami i dopolneniyami) (poslednyaya redakciya) [Elektronnyj resurs]: URL: https://base.garant.ru/12114068/ (data obrashcheniya: 25.11.2021 g.).

5. Federal'nyj zakon ot 14 marta 1995 g. N 33-FZ «Ob osobo ohranyaemyh prirodnyh territoriyah» (s izmeneniyami i dopolneniyami) (poslednyaya redakciya) [Elektronnyj resurs]: URL: https://base.garant.ru/10107990/ (data obrashcheniya: 25.11.2021 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.