Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НЕФРИТА'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НЕФРИТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФРИТ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ПОЛУДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ишин Иван Анатольевич

Статья посвящена рассмотрению современного состояния оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности в сфере незаконного оборота полудрагоценных камней, в частности нефрита. В представленном исследовании проанализировано и рассмотрено направление оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в целях предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконного оборота нефрита. Преступления, связанные с полудрагоценными камнями, имеют высокий уровень латентности и обращают внимание на необходимость усовершенствования форм и методов свершения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в целях противодействия преступности в сфере незаконного оборота нефрита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF OPERATIONAL-INVESTIGATIVE COUNTERACTION ILLEGAL JADE TRAFFICKING

The article is devoted to the consideration of the current state of operational investigative activities of the internal affairs bodies to combat crime in the field of illicit trafficking of semiprecious stones, in particular jade. The presented study analyzes and examines the direction of operational investigative activities of the internal affairs bodies in order to prevent, detect, disclose and investigate crimes in the field of illegal jade trafficking. Crimes related to semiprecious stones have a high level of latency and draw attention to the need to improve the forms and methods of performing operational investigative activities of internal affairs bodies in order to counter crime in the field of illegal jade trafficking.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НЕФРИТА»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_3_215 УДК 343.9

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НЕФРИТА CURRENT PROBLEMS OF THE OPERATIONAL-SEARCH COUNTERING TO ILLEGAL JADE TRAFFICKING

ИШИН Иван Анатольевич,

адъюнкт, Академия управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: ivan956@rambler.ru;

Ishin Ivan Anatolievich,

Post graduate officer Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 125171, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: ivan956@rambler.ru;

Научный руководитель: д.ю.н. П.И. Иванов (Scientific adviser: Doctor of Law P.I. Ivanov).

Краткая аннотация: Статья посвящена рассмотрению современного состояния оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности в сфере незаконного оборота полудрагоценных камней, в частности нефрита. В представленном исследовании проанализировано и рассмотрено направление оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в целях предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконного оборота нефрита. Преступления, связанные с полудрагоценными камнями, имеют высокий уровень латентности и обращают внимание на необходимость усовершенствования форм и методов свершения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в целях противодействия преступности в сфере незаконного оборота нефрита.

Abstract: The article is devoted to the consideration of the current state of operational investigative activities of the internal affairs bodies to combat crime in the field of illicit trafficking of semiprecious stones, in particular jade. The presented study analyzes and examines the direction of operational investigative activities of the internal affairs bodies in order to prevent, detect, disclose and investigate crimes in the field of illegal jade trafficking. Crimes related to semiprecious stones have a high level of latency and draw attention to the need to improve the forms and methods of performing operational investigative activities of internal affairs bodies in order to counter crime in the field of illegal jade trafficking.

Ключевые слова: нефрит; оперативно-розыскная деятельность; противодействие преступности; незаконный оборот полудрагоценных камней; органы внутренних дел.

Keywords: jade; operational and investigative activities; combating crime; illegal trafficking of semiprecious stones; internal affairs bodies.

Для цитирования: Ишин И.А. Актуальные проблемы оперативно-розыскного противодействия незаконному обороту нефрита // Право и государство: теория и практика. 2023. № 3(219). С. 215-218. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_215.

For citation: Ishin I.A. Current problems of the operational-search countering to illegal jade trafficking // Law and state: theory and practice. 2023. No. 3(219). pp. 215-218. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_215.

Статья поступила в редакцию: 22.02.2023

Как утверждает Академик Российской академии наук, доктор экономических наук, профессор Аганбегян А.Г. в 2022 году, после продолжительного спада экономики России, ожидался её рост, но этого не случилось, по причине начатой 22 февраля 2022 года специальной военной операции в Украине, экономические потери от которой для России, по оценке ООН, ежедневно составляют 1 млрд долларов США1. В связи с чем особую важность представляют вопросы обеспечения безопасности экономики Российской Федерации (далее - РФ) от любых ущербов, потому как от этого зависит возможность государству нормально функционировать, а также обеспечить всем необходимым свое население. Соответственно любой доход в экономику государства сейчас крайне важен, а доходы от оборота нефрита постоянно растут. Разведанные запасы нефрита составляют примерно 24 тысячи тонн, а прогнозируемые запасы могут составлять 110 тысяч тонн, при этом стоит отметить, что в настоящее время годовой объем нефритового рынка только Бурятии, согласно сведениям официального сайта Федеральной налоговой службы, оценивается от 2 до 10 млрд долларов2. А согласно сведениям таможенной службы.

Также следует обратить внимание на положения Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208, где наряду с другими к числу основных направлений обеспечения противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности относится предотвращение преступлений в сфере недропользования.

Ежегодно причиняемый интересам государства ущерб от незаконного оборота нефрита посчитать очень затруднительно, как и привести количественные показатели. Это связано с тем, что в статистический справочник ГИАЦ МВД России не внесены сведения по линии противодействия преступлениям для заполнения документов первичного учета, где предметом преступного посягательства является нефрит или хотя бы полудрагоценные камни, что в свою очередь не позволяет объективно оценивать имеющиеся результаты по данной линии работы оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее - ЭБиПК). Как мы предполагаем, это связано с тем, что противодействие преступлениям в обозначенной сфере осуществляется в Республике Бурятия, где документируются самовольная добыча и незаконный оборот нефрита. В связи с чем сотрудникам ЭБиПК приходится вести собственный учет по данной линии работы. Это является существен-

1 Аганбегян А. Г. Россия: от стагнации к устойчивому социально-экономическому росту / А. Г. Аганбегян // Научные труды Вольного экономического общества России. -2022. - Т. 237. - № 5. - С. 310-362. - DOI 10.38197/2072-2060-2022-237-5-310-362. - EDN SLPFNB.

2 Сайт Федеральной налоговой службы Республики Бурятия: [электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn03/news/smi/6211237/ (дата обращения: 31.01.2023).

ным недостатком при проведении анализа состояния по противодействию преступлениям, связанным незаконным оборотом нефрита, подразделениями ГУ ЭБиПК, которые зачастую оперируют только сведениями ГИАЦ МВД. Так в статистической отчетности по форме «495-5бэп» за период 2022 года, по ст. 191 УК РФ (Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга) отображена следующая информация: выявлено преступлений и возбуждено уголовных дел - 32, при чем следует особо отметить, что все выявленные преступления совершены в крупном или особо крупном размерах либо причинивших крупный ущерб, из них всего 4 преступления выявлены с участием ГУ ЭБиПК,

Как показывает изучение отчетных материалов ЭБиПК по Республике Бурятия о принимаемых мерах по пресечению незаконного оборота нефрита, на территории РФ продолжает функционировать нелегальный рынок оборота полудрагоценных камней, который постоянно развивается, в связи с чем усовершенствуются способы незаконной добычи, переработки и реализации, а также сокрытия следов противоправной деятельности. Так в течении 2021 года из незаконного оборота было изъято 18 тонн нефрита и раскрыто 5 преступлений, а в 2022 году уже 19,5 тонн нефрита и раскрыто 7 преступлений. Стоимость незаконно добытого нефрита и жадеита в 2022 году составила 147 344 916 руб.

Уже поверхностный анализ деятельности оперативных подразделений ЭБиПК органов внутренних дел (далее - ОВД) в рассматриваемой сфере указывает на низкий уровень выявления и раскрываемости преступлений в сфере незаконного оборота нефрита.

Этому способствовал ряд причин и факторов, аналогичных с теми которые рассматривались нами в статье «Актуальные проблемы оперативно-розыскного противодействия незаконному обороту янтаря»1, к числу которых мы относим: высокоорганизованный механизм незаконного оборота нефрита, который состоит из незаконных сделок, перевозки, пересылки, незаконного хранения нефрита на всех стадиях технологического процесса от геологической разведки и добычи, до обработки и реализации; упущения в сфере правового регулирования общественных отношений в области оборота нефрита; высокий уровень неуследимости их совершения, а также отсутствие заявителя (потерпевшей стороны) в традиционном понимании; осведомленность лиц причастных к незаконному обороту нефрита о формах и методах осуществления оперативно-розыскной деятельности; межрегиональный, а зачастую и международный характер; низкий уровень обеспечения деятельности по раскрытию и расследованию преступлений в данной сфере; отсутствие каких-либо научно-методических рекомендаций и разработок относительно осуществления оперативно-розыскной деятельности ОВД в рассматриваемом направлении.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод об актуальности проведения научных исследований по данной теме, в свое время обусловленную: 1) необходимостью совершенствования правовой, организационной и тактической основ деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по противодействию незаконному обороту полудрагоценных камней; 2) практической потребностью научной проработки и разрешения сложившихся проблем в оперативно-розыскной теории и практики по вопросам выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений в рассматриваемой сфере2.

За последние годы деятельность подразделений ЭБиПК МВД по Республике Бурятия в направлении противодействия незаконному обороту нефрита становится более эффективной, этому способствуют разработка и подписание ежегодных совместных планов по межведомственному и межрегиональному взаимодействию с правоохранительными органами и региональными подразделениями (УМВД России по Забайкальскому краю, ГУВД России по Иркутской области, УФСБ России по Республике Бурятия и Бурятской таможней). Ежеквартальные участия в работе созданной межведомственной рабочей группы по борьбе с правонарушениями и преступлениями в сфере охраны окружающей среды и природопользования (МВД по Республике Бурятия, УФСБ России по Республике Бурятия, СУ СК России по Республике Бурятия, Байкальской природоохранной прокуратуры, Бурятской таможни, МЧС России по Республике Бурятия, Забайкальского Управления Росприроднадзора, Забайкальского управления Ростехнадзора, РАЛХ, министерства природных ресурсов Республике Бурятия, Бурприроднадзора), в рамках которого рассматриваются проблемные вопросы и вырабатываются пути решений. Продолжают функционировать созданные временные посты полиции, расположенные на месторождениях нефрита, представляющего особую ценность: «Кавоктинский» (в Баунтовском эвенкийском районе) и «Ос-пинский» (в Окинском районе). Работа данных постов осуществляется в тесном взаимодействии с Управлением Росгвардии по Республике Бурятия. В 2022 году сотрудниками временных постов полиции проверено и поставлено на учет 37 лиц, изъято 7,5 тонн нефрита, 6 экскаваторов, 2 гусеничных вездехода.

В качестве одного из примеров эффективности работы указанного поста приведем пример, когда в августе 2022 года сотрудниками поста на территории Оспинского месторождения в Окинском районе совместно с УЭБиПК МВД по Республике Бурятия реализована оперативная информации о том, что группа лиц в составе не менее 3 человек, осуществляет самовольную добычу нефрита под видом геологоразведки золота на р. Онот Окинского района Республики Бурятия. В ходе рейда задержано 19 человек, обнаружено и изъята специальная техника (экскаваторы Хэндай 330 и Дусан ДХ200А), с помощью которых проводились раскопки русла реки Онот. На основании представленных материалов органами следствия возбуждено уголовное дело от 15.09.2022 по ч.2 ст.191 УК РФ в отношении пока неустановленного лица, которое незаконно хранило заведомо самовольно добытый камень породы нефрит в местности реки Онот расположенной в Окинском районе РБ, общей массой 1115,08 кг. стоимостью более 3 миллионов рублей, что является крупным размером.

Однако при всех положительных примерах эффективности деятельности подразделений ЭБиПК рассмотрим и основные негативные

1 Ишин И. А. Актуальные проблемы оперативно-розыскного противодействия незаконному обороту янтаря / И. А. Ишин // Алтайский юридический вестник. - 2022. - № 2(38). - С. 105-109. - ЕЭЫ Н_ОУ7Е.

2 Иванов П. И. «Оперативно-розыскная деятельность ОВД по борьбе с экономическими преступлениями в сфере агропромышленного комплекса: вопросы теории и практики»: дис...д-ра юрид. наук. М., 2000.

моменты, на наш взгляд, негативно влияющие на деятельность указанных подразделений ОВД в сфере противодействия1 незаконному обороту нефрита:

• При документировании преступлений в обозначенной сфере отсутствует единая методика определения стоимости нефрита, необходимо привлечение эксперта. Это оказывает неоспаримое влияние на определение тяжести совершенного преступления, и, соответственно негативные последствия для сотрудников ЭБиПК в вопросах проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина. Нередко на практике один и тот же нефрит разными экспертами оценивается по-разному. В итоге, учитывая возможную сумму причиненного ущерба полностью меняется спектр возможных к проведению ОРМ, а также формы предварительного расследования2;

• В соответствии со ст. 144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении, следователь вправе давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении ОРМ, а сотрудники оперативных подразделений ОВД в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД») обязаны исполнить поручение, в пределах своих полномочий, и дать ответ в письменной форме. Однако исполнить поручение следователя сотрудники ЭБиПК в полном мере не могут, так как ряд оперативно- технических мероприятий, например «прослушивание телефонных переговоров», в соответствии с ч. 4 ст. 8 ФЗ «Об ОРД», допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Соответственно при раскрытии преступлений, предусмотренных нормами ч. 1 ст. 191, ч.2 ст. 255, а также ч.1 статей 158-160 Уголовного кодекса Российской Федерации проводить «прослушивание телефонных переговоров» мы не можем. Решение данной проблемы видится во внесении изменений в действующий ФЗ «Об ОРД», не делая акцент на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, исходя из категории преступления, так как здесь необходимо учитывать истинный смысл принципа неотвратимости наказания и привлечение виновного лица за любое совершенное им преступление. По аналогии обозначенные изменения правовой основы ОРД необходимо использовать для такого ОРМ как «оперативный эксперимент»;

• Отсутствие методики определения происхождения и принадлежности нефрита. Легальную разведку нефрита осуществляют 13 недропользователей, добычу в 2021 году отразили 7 лицензиатов (основные лицензиаты АО «Забайкальское горнорудное предприятие» и ОАО «Байкалквацсамоцветы»). Данные составляют соответствующие документы по обороту добытого нефрита, которые после реализации могут быть использованы повторно лицами причастными к незаконному обороту нефрита с целью придания легальности его происхождения. Выходом из сложившейся ситуации нам представляется взятие под контроль оборота нефрита от стадии его добычи, до стадии его реализации. В качестве примера можно привести урегулирование оборота алкогольной продукции, когда была введена единая государственная автоматизированная информационная система, позволяющая отслеживать этапы от производства алкогольной продукции (даты, места, количества, перевозки) до ее реализации потребителю, значительно усложняя производство и реализацию суррогатного алкоголя. Такой подход позволит наладить жесткий государственный контроль над объемом добычи, перевозки и реализации нефрита, и оказать заметное противодействие незаконному обороту нефрита;

• Высокий уровень латентности. В нашем случае это два вида: естественная и искусственная3. Рассмотрим первый вид, который характеризуется отсутствием потерпевшей стороны как таковой в традиционном понимании - выявление ранее совершенных преступлений и иных фактов посредством установления потерпевших невозможно, потому как в нашем случае потерпевший это государство, где предметом преступного посягательства являются его недра. Как мы видим сотрудники ЭБиПК Республики Бурятия выявляют преступления, связанные с нефритом, по оставленным следам, в том числе с поличным на месте незаконной добычи, в котлованах, карьерах, устьях рек и др. Однако принимая во внимание огромную, зачастую труднопроходимую, территорию Республики Бурятия на которой может осуществляться незаконная добыча нефрита, очень проблематично уследить, где и когда произойдет следующая незаконная добыча. В данном случае целесообразно применение беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА)4, при помощи которых можно обследовать огромные территории с минимальными затратами. Рассматривая искусственную латентность - когда преступления, о которых стало известно правоохранительным органам, но они не взяты ими на учет, или же учтенные, но не раскрытые или ошибочно квалифицированные преступления5, стоит отметить, что для документирования незаконной добычи нефрита необходимо выезжать (вылетать) на место происшествия, однако не всегда это технически возможно осуществить в кратчайшие сроки и сотрудникам полиции удается прибыть туда через несколько недель, а если добыча велась в русле реки, то все следы смывает набегающий поток воды и установить все обстоятельства не представляется возможным. Разрешение данной проблемы мы видим в доукомплетовании территориальных ОВД (в чью территорию оперативного обслуживания входят участки местности на которых может вестись добыча нефрита) вертолетными отрядами6, либо совместным приказом с Управлением Росгвардии закрепить совместное использование вертолетов в случае необходимости.

1 Ишин И. А. "Противодействие преступности" или "борьба с преступностью": анализ понятий / И. А. Ишин // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2022. - № 3(92). - С. 213-220. - ЕЭЫ ОТРОВ!

2 Лукша А. Е. «Теория и практика использования аппаратами БЭП структурных моделей оперативного обслуживания отдельных сфер экономики в условиях рыночных отношений»: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

3 Иванов П. И. Экономическая и коррупционная преступность и ее латентность как объект криминологического изучения / П. И. Иванов, Р. Ш. Шегабудинов // Вестник экономической безопасности. - 2017. - № 3. - С. 111 -120. - ЕЭЫ ЕЮШУ.

4 Каляев А. И. Комплекс обнаружения и поражения БПЛА-нарушителей с помощью БПЛА-перехватчиков / А. И. Каляев, Я. С. Коровин // Вопросы оборонной техники. Серия 16: Технические средства противодействия терроризму. - 2021. - № 3-4(153-154). - С. 101-107. - ЕЭЫ СМШЮО.

5 Бельчик А. М. Искусственная латентность преступления: понятие и актуальные проблемы ее возникновения / А. М. Бельчик, С. С. Медведев // Эпомен. - 2019. - № 27. -С. 64-70. - ЕЭЫ АВРСББ.

6 Павлов Д. В. Использование авиации в органах внутренних дел / Д. В. Павлов, Л. Р. Павлова // Закон и право. - 2020. - № 11. - С. 161-162. - ЭО! 10.24411/2073-33132020-10549. - ЕЭЫ УЭОИСМ..

• Доступ к местности на которой возможна добыча нефрита. Продолжая анализировать актуальные проблемы незаконного

оборота нефрита предлагаем на законодательном уровне отнести участки возможного нахождения нефрита, к категории особо охраняемых природных территорий, для которых будет установлен режим особой охраны, режим посещения, нахождения какой-либо техники (которую преступники могут использовать для добычи нефрита) и др.,

Также следует отметить, что преступлениям связанным с незаконным оборотом нефрита присущ высокий уровень организованности, осведомленность криминалитета о формах и методах ОРД, что находит отражение в проблемах применения негласных форм и методов оперативно-розыскной деятельности в данной сфере; использование при подготовке и совершении преступлений современных средств инфокоммуни-каций, связи, IP-телефонии, мессенджеров и др.; коррупционная составляющая и др.

Таким образом, обозначенные недостатки в деятельности подразделений ЭБиПК по линии противодействия незаконному обороту янтаря не является всеобъемлющими, однако, полагаем, что их рассмотрение с учетом практики и даже частичное их устранение окажет положительное влияние на противодействие преступности. Также полагаем, что реализация вышеуказанных мер существенно расширит арсенал ОРМ и возможностей сотрудников ЭБиПК ОВД при решении задач по противодействию преступности в целом.

Библиогра фия:

1. Аганбегян А. Г. Россия: от стагнации к устойчивому социально-экономическому росту / А. Г. Аганбегян // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2022. - Т. 237. - № 5. - С. 310-362.

2. Ишин И. А. Актуальные проблемы оперативно-розыскного противодействия незаконному обороту янтаря / И. А. Ишин // Алтайский юридический вестник. - 2022. - № 2(38). - С. 105-109.

3. Иванов П. И. «Оперативно-розыскная деятельность ОВД по борьбе с экономическими преступлениями в сфере агропромышленного комплекса: вопросы теории и практики»: дис...д-ра юрид. наук. М., 2000.

4. Ишин И. А. "Противодействие преступности" или "борьба с преступностью": анализ понятий / И. А. Ишин // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2022. - № 3(92). - С. 213-220.

5. Лукша А. Е. «Теория и практика использования аппаратами БЭП структурных моделей оперативного обслуживания отдельных сфер экономики в условиях рыночных отношений»: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

6. Иванов П. И. Экономическая и коррупционная преступность и ее латентность как объект криминологического изучения / П. И. Иванов, Р. Ш. Ше-габудинов // Вестник экономической безопасности. - 2017. - № 3. - С. 111 -120.

7. Каляев А. И. Комплекс обнаружения и поражения БПЛА-нарушителей с помощью БПЛА-перехватчиков / А. И. Каляев, Я. С. Коровин // Вопросы оборонной техники. Серия 16: Технические средства противодействия терроризму. - 2021. - № 3-4(153-154). - С. 101-107.

8. Бельчик А. М. Искусственная латентность преступления: понятие и актуальные проблемы ее возникновения / А. М. Бельчик, С. С. Медведев // Эпомен. - 2019. - № 27. - С. 64-70.

9. Павлов Д. В. Использование авиации в органах внутренних дел / Д. В. Павлов, Л. Р. Павлова // Закон и право. - 2020. - № 11. - С. 161-162.

References:

1. Aganbegyan A. G. Russia: from stagnation to sustainable socio-economic growth / A. G. Aganbegyan // Scientific Works of the Free Economic Society of Russia. -2022. - Vol. 237. - No. 5. - pp. 310-362.

2. Ishin I. A. Actual problems of operational and investigative counteraction to illegal amber trafficking / I. A. Ishin // Altai Legal Bulletin. - 2022. - № 2(38). - Pp. 105109.

3. Ivanov P. I. "Operationally-search activity of the Department of Internal Affairs to combat economic crimes in the field of agro-industrial complex: issues of theory and practice": dis...Dr. yurid. M., 2000.

4. Ishin I. A. "Countering crime" or "fighting crime": an analysis of concepts / I. A. Ishin // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. - 2022. - № 3(92). - Pp. 213-220.

5. Luksha A. E. "Theory and practice of using structural models of operational maintenance of individual spheres of the economy by BEP apparatuses in conditions of market relations": abstract. dis. ... cand. jurid. M., 2001.

6. Ivanov P. I. Economic and corruption crime and its latency as an object of criminological study / P. I. Ivanov, R. Sh. She-gabudinov // Bulletin of Economic Security. -2017. - No. 3. - pp. 111-120.

7. Kalyaev A. I. Complex of detection and destruction of intruder UAVs using interceptor UAVs / A. I. Kalyaev, Ya. S. Korovin // Questions of defense technology. Series 16: Technical means of countering terrorism. - 2021. - № 3-4(153-154). - Pp. 101-107.

8. Belchik A.M. Artificial latency of crime: the concept and actual problems of its occurrence / A.M. Belchik, S. S. Medvedev // Epomen. - 2019. - No. 27. - pp. 64-70.

9. Pavlov D. V. The use of aviation in internal affairs bodies / D. V. Pavlov, L. R. Pavlova // Law and Law. - 2020. - No. 11. - pp. 161-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.