Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
739
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР ОТХОДОВ / УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ / ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Осипов Г. А., Аверина Ю. М., Куценко А. С.

В статье рассмотрены основные аспекты управления отходами в Российской Федерации, а также ведущие мировые практики в области обращения с твердыми коммунальными отходами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Осипов Г. А., Аверина Ю. М., Куценко А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF WASTE MANAGEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the main aspects of waste management in the Russian Federation, as well as the world's leading practices in the field of solid municipal waste management

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 006.05

Осипов Г.А., Аверина Ю.М., Куценко А.С.

Актуальные проблемы обращения с отходами в Российской Федерации

Осипов Георгий Андреевич - студент группы Тм-42; [email protected]; Куценко Андрей Сергеевич - студент группы МТ-28; [email protected];

Аверина Юлия Михайловна - к.т.н., заведующий кафедрой логистики и экономической информатики; ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева», Россия, Москва, 125047, Миусская площадь, дом 9.

В статье рассмотрены основные аспекты управления отходами в Российской Федерации, а также ведущие

мировые практики в области обращения с твердыми коммунальными отходами

Ключевые слова: раздельный сбор отходов, управление отходами, твердые коммунальные отходы

Digitalization of the life cycle of the national standard

Osipov G.A., Averina I.M., Kutsenko A.S.

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russian Federation

The article discusses the main aspects of waste management in the Russian Federation, as well as the world's leading

practices in the field of solid municipal waste management

Key words: separate waste collection, waste management, solid municipal waste

Проблема обращения с бытовыми отходами в России представляет собой сложную систему, включающую экологические, социальные и экономические аспекты. Несмотря на значительные усилия властей и общественности, эта проблема остается актуальной и требует комплексного подхода к решению.

Одной из основных причин затруднений в обращении с бытовыми отходами является недостаточная осведомленность населения о правильных методах утилизации. Исследования показывают, что многие граждане не имеют достаточной информации о возможностях переработки и восстановления отходов, а также о мероприятиях и процессах, которые обеспечивают ее [1]. Это приводит к их выбрасыванию в обычные мусорные контейнеры и дальнейшему смешению с другими видами отходов. Отсутствие сортировки усложняет дальнейшую утилизацию и приводит к размещению отходов на полигонах, многие из которых были спроектированы без учета современных экологических стандартов и имеют трудности с модернизацией. Образовательные программы, направленные на повышение экологической грамотности населения, играют важную роль в решении данной проблемы. В соответствии с законодательством, определенным Федеральным законом Российской Федерации от 10.01.2002 № ФЗ-7 "Об охране окружающей среды", экологическое образование включает в себя деятельность, направленную на повышение осведомленности и понимания экологических проблем, формирование здорового образа жизни, распространение информации об окружающей среде и пропаганду ответственного использования природных ресурсов. Его основная цель - воспитание экологически сознательной культуры в обществе и обеспечение экологической безопасности [2]. На данный момент эко-просветительская работа является важным структурным компонентом реализации Федеральной программы «Экономика замкнутого цикла» [3].

Кроме того, эффективная система сбора и переработки бытовых отходов требует значительных инвестиций в инфраструктуру. На данный момент многие регионы России не обладают достаточными возможностями для сортировки, переработки и утилизации отходов. Развитие перерабатывающих предприятий и совершенствование системы транспортировки отходов являются неотъемлемыми компонентами решения данной проблемы. В текущий момент формализацией роли государства в обеспечении экологической безопасности страны представлена в национальном проекта «Экология», благодаря которому осуществляют инвестиции (рис.1) в развитие и создание инфраструктуры по обращению с отходами.

Государственные -затраты на обращение с отходами

12891«

140000 [20000 , 100000 £ 80000 = йООСО 3 40000 20000 о

70041

11 з87з шт

mm

lili

2019 roa

Рисунок 1. Объем государственных расходов на обращение с отходами с 2017 по 2021 г.[4].

Социальное измерение играет решающую роль в решении проблем, связанных с утилизацией бытовых отходов. В некоторых регионах России, где альтернативные источники дохода скудны, отсутствие жизнеспособных вариантов часто приводит к незаконной практике в секторе обращения с отходами, всего на 2022 г. выявлено 12 795 несанкционированных свалок отходов на территориях субъектов Российской Федерации [5]. Нераздельный сбор отходов, нелегальные свалки и неправомерная переработка создают неблагоприятные условия для жизни населения и оказывают негативное влияние на экологическую обстановку.

В целом, решение проблемы обращения с бытовыми отходами требует комплексного подхода, включающего образование и информирование населения, развитие инфраструктуры и создание эффективной системы управления отходами. Необходима совместная работа государства, бизнеса и гражданского общества для достижения устойчивого развития, и сохранения окружающей среды для будущих поколений. Обращение с бытовыми отходами является важной проблемой, с которой сталкиваются все страны в мире. Эффективное управление бытовыми отходами не только помогает сократить загрязнение окружающей среды, но и способствует устойчивому развитию и сохранению природных ресурсов. Ниже приведены некоторые мировые практики и стратегии обращения с бытовыми отходами.

Иерархия обращения с отходами: многие страны используют иерархию обращения с отходами, которая включает следующие этапы: предотвращение образования отходов, подготовка к повторному использованию, переработка, сжигание с энергополучением и захоронение. Основная цель иерархии - сократить объем отходов, направляя их на более приоритетные методы обработки, такие как переработка и повторное использование.

Раздельный сбор и переработка: многие страны активно пропагандируют раздельный сбор отходов по типам материалов (например, пластик, стекло, бумага, металлы и т.д.) для последующей переработки. Это позволяет повысить эффективность переработки, уменьшить нагрузку на свалки и сократить потребление новых природных ресурсов.

Продвижение переработки: многие страны стимулируют переработку отходов, предоставляя различные меры поддержки, такие как финансовые поощрения, налоговые льготы и субсидии для компаний, занимающихся переработкой. Также проводятся информационные кампании, направленные на осознание важности переработки среди населения.

Сжигание отходов с энергополучением: в некоторых странах использование сжигания отходов с последующим получением энергии является одним из методов обращения с отходами. Это позволяет утилизировать отходы и генерировать электричество или тепло для нужд города или региона.

Продуктовая ответственность: некоторые страны внедряют принцип продуктовой ответственности, согласно которому производители несут ответственность за утилизацию и переработку своих продуктов после их использования. Это может включать оплату за утилизацию или обязательное предоставление систем раздельного сбора отходов для своих товаров.

Образование и информирование: все более популярной становится практика осведомления общественности о проблемах обращения с отходами и обучение населения навыкам раздельного сбора и экологических практиках. Образовательные программы и информационные кампании играют важную роль в повышении осведомленности и мотивации людей

принимать активное участие в устранении проблемы бытовых отходов.

Германия является одной из ведущих стран в мире по обращению с отходами и известна своими высокими стандартами в этой области. Вот основные практики обращения с отходами, применяемые в Германии:

Раздельный сбор: раздельный сбор отходов является обязательным и широко распространенным в Германии. Жители активно участвуют в раздельной сортировке отходов по типам материалов, таким как пластик, стекло, бумага, металлы и биологически разлагаемые отходы. Для этого в каждом доме предусмотрены специальные контейнеры или системы сбора.

Контейнеры и пункты приема: в каждом городе и поселке в Германии есть специальные контейнеры и пункты приема для разных типов отходов. Например, есть контейнеры для стекла разных цветов, контейнеры для пластиковых бутылок и упаковки, а также пункты приема для определенных типов отходов, таких как электроника, опасные химические вещества и строительные материалы.

Система залоговых бутылок: в Германии существует система залоговых бутылок (Pfandsystem), где на некоторые типы пластиковых и стеклянных бутылок взимается залог. Покупатель может вернуть бутылки в специальные автоматы или магазины и получить свой залог обратно. Это поощряет людей к возврату и повторному использованию упаковки, сокращая объемы отходов.

Переработка и использование отходов: Германия активно инвестирует в переработку отходов. Отходы подвергаются переработке, чтобы извлечь ценные ресурсы или использовать их для производства энергии. Например, пластиковые отходы могут быть переработаны в новые продукты, а биологически разлагаемые отходы могут быть использованы для производства биогаза.

Запрет на сжигание отходов: в Германии действует строгий запрет на сжигание большинства бытовых отходов, что служит стимулом для практики вторичной переработки и эффективно смягчает негативные экологические последствия, связанные с выбросами от процессов сжигания.

Образование и информирование: в Германии проводятся широкие образовательные программы и информационные кампании, направленные на повышение осведомленности об обращении с отходами. Это включает разъяснение правил раздельного сбора, стимулирование экологических практик и акцент на важности устойчивого обращения с отходами. Германия имеет эффективную и развитую систему обращения с отходами, которая формировалась в течение долгого времени (рис. 2), которая содействует экологической устойчивости и уменьшению негативного влияния на окружающую среду. Эти практики служат примером для многих стран в мире, стремящихся к более эффективному управлению отходами.

40000 3SOOO

ь зоооо I 25000 20000 15000 10000 5000

о

1 11 и. 1.

1 1.1 III, 1,1 1. .11

■ бытовые отходы

| Органические отходы | Стекяо

Бумажные отходы

■ Электроприборы

I Упаковка/вторсырье

S

IN

О

f4

СО О

Года

Рисунок 2. Динамика формирования системы раздельного сбора отходов с учетом объемов и фракций в Германии

[6].

обращения с отходами. Это включает распространение

Южная Корея является одной из лидирующих стран в мире по обращению с отходами. В стране применяются разнообразные практики и стратегии, направленные на эффективное управление отходами. Вот некоторые из них:

Раздельный сбор: Южная Корея активно пропагандирует раздельный сбор отходов. Жители участвуют в системе разделения отходов на категории, включая пластик, бумагу, стекло, металлы и органические отходы. Для этого используются специальные контейнеры и мусорные пакеты, а также проводятся образовательные программы для населения.

Система оплаты за сбор мусора: в некоторых районах Южной Кореи введена система оплаты за сбор мусора, которая основана на весе или объеме отходов. Это стимулирует жителей сокращать объем отходов, раздельно собирать их и выбирать более экологические варианты потребления.

Продвижение переработки и вторичного использования: Южная Корея активно инвестирует в инфраструктуру переработки и вторичного использования отходов. Отходы подвергаются переработке для производства новых продуктов, а также используются в качестве сырья для производства энергии, например, через процессы газификации и биогазовые установки.

Инновации в технологиях утилизации отходов: Южная Корея активно разрабатывает и внедряет новые технологии для утилизации отходов. Это включает процессы газификации, пиролиза и биогазовых установок, которые позволяют получать энергию из отходов или использовать их в качестве сырья для производства химических продуктов.

Регулирование и контроль: власти Южной Кореи активно контролируют и регулируют обращение с отходами. Они внедряют строгие нормативы и стандарты, а также осуществляют регулярные проверки и наказания для тех, кто нарушает правила обращения с отходами.

Образование и информирование: В Южной Корее проводятся широкие образовательные кампании и программы, направленные на повышение осведомленности населения о проблемах и практиках

информации о правилах раздельного сбора, значимости переработки и рационального потребления.

Южная Корея считается успешным примером страны, где эффективное управление отходами является приоритетом и занимает лидирующую позицию в последнем рейтинге Global Waste Index 2022, согласно которому из 400 кг отходов на душу населения: 243 кг перерабатывается, 88 кг сжигается, 46 захоранивается [7]. Благодаря использованию раздельного сбора, переработке и инновационным технологиям, страна снижает объемы отходов, сокращает загрязнение окружающей среды и привлекает новые возможности для использования ресурсов.

Израиль активно работает над разработкой и внедрением инновационных практик обращения с бытовыми отходами. Вот некоторые особенности системы обращения с отходами в Израиле:

Раздельный сбор: раздельный сбор отходов является распространенной практикой в Израиле. Жители разделяют отходы по типам, таким как пластик, стекло, металлы, бумага и органические отходы. Для этого в каждом доме предусмотрены специальные контейнеры или мусорные пакеты, а также размещены контейнеры для раздельного сбора в общественных местах.

Технологии переработки: Израиль активно инвестирует в разработку и внедрение технологий переработки отходов. Например, в стране используется передовая технология переработки органических отходов под названием "анаэробное биологическое разложение". Она позволяет получать биогаз, который используется для производства электричества и тепла.

Вторичное использование: в Израиле существуют программы по вторичному использованию отходов. Например, пластиковые бутылки могут быть переработаны в новые изделия, а стекло и металл могут быть переплавлены для производства новых материалов.

Строгие нормативы и контроль: власти Израиля устанавливают строгие нормативы и стандарты для обращения с отходами. Проводятся регулярные проверки и контроль за выполнением правил и норм,

чтобы обеспечить эффективность системы обращения с отходами.

Образование и информирование: проводятся образовательные программы и информационные кампании, направленные на повышение осведомленности населения о важности раздельного сбора, переработки отходов и экологической ответственности.

Израиль стремится к развитию устойчивой системы обращения с бытовыми отходами, минимизации негативного влияния на окружающую среду и созданию ресурсоэффективного общества. Это включает использование инновационных технологий, раздельный сбор отходов и повышение осведомленности населения о проблемах и практиках устойчивого обращения с отходами, так в 2012 году там началось внедрение программы раздельного сбора, результаты которого показали эффективность осведомления населения о важности осознанного отношения к обращению с отходами [8]. Однако, несмотря на это, в Израиле формируется и развивается экологически чистая экономика. Что касается структуры отходов, то львиную долю в структуре отходов составляют пластик, электронные отходы, отходы строительной промышленности. В целом, бумага, металл и пластик составляют 45% отходов Израиля по весу. На долю органических материалов, таких как пищевые отходы, приходится 34%. Местные эксперты и правительственные чиновники отдают приоритет концепции «vision», которая предусматривает, что к 2030 году половина отходов в стране будет перерабатываться, еще четверть сжигаться для получения энергии и только четверть отправляться на свалки [9].

Мировые практики решения проблемы бытовых отходов указывают на комплексный подход к ее решению, который предусматривает слаженную работу государства, бизнеса, научного сообщества и некоммерческих организаций. Важная роль отводится формированию понятийной базы у населения, а также внедрению инноваций в данную сферу. Также мировой опыт показывает длительность данного процесса, но в условиях быстрого трансфера информации и новых способов внедрения продуктов и идей в общественные массы, путь, проделанный из конца предыдущего столетия, можно сократить в разы.

С 2019 года в России началась реализация важной инициативы, известной как "мусорная реформа", целью которой является создание в каждом регионе уполномоченного оператора, ответственного за развитие необходимой инфраструктуры для обеспечения бесперебойной работы предприятий по переработке отходов, именуемых ВПО (мусороперерабатывающие организации). Помимо административных и организационных мер, связанных с этой реформой, важнейшим аспектом является внедрение эффективного механизма управления твердыми коммунальными отходами (ТКО), что предполагает модернизацию производственных мощностей на различных этапах организационно -технологической структуры переработки ТКО.

Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» направлен на формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), предотвращение вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращение во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и получения энергии. В рамках проекта было создано учреждение региональных операторов, значительные усилия были направлены на разработку нормативно-правовой базы. Федеральный проект "Комплексная система управления твердыми коммунальными отходами" получил существенную финансовую поддержку из федерального бюджета, бюджетные ассигнования составили 101 114,8 млн. рублей (по состоянию на 13.09.2022).

Долгосрочный план обращения с твердыми отходами в Российской Федерации до 2030 года, наряду с реализацией Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", направлен на создание регионального оператора в каждом субъекте страны. Эти операторы будут отвечать за эффективное обращение с твердыми бытовыми отходами по всей организационно-технологической цепочке. В настоящее время около 82% регионов перешли на эту новую систему, а ее полное внедрение охватывает 81% всей территории этих регионов [10].

Стратегия развития отрасли обращения с отходами в России, изложенная в "Стратегии развития отрасли переработки, утилизации и захоронения отходов производства и потребления до 2030 года", включает в себя различные реформы. Эти реформы направлены на создание предприятий по обезвреживанию отходов, включение отходов производства и потребления в экономический цикл в качестве дополнительных источников сырья, а также создание экологических технопарков по производству товаров из таких отходов. Этот комплексный подход направлен не только на утилизацию отходов, но и на использование их потенциала для устойчивого использования ресурсов и продвижения экологически безопасных практик. [11] .

Рисунок 3 иллюстрирует организационно-технологическую цепочку системы управления твердыми отходами, соответствующую глобальной концепции управления твердыми отходами (ТБО). Диаграмма основана на известной "лестнице Лансинка", которая представляет собой иерархический порядок методов обработки по убыванию приоритета. Эта лестница служит руководством для выбора соответствующих стратегий управления отходами, отдавая предпочтение тем из них, которые являются более экологичными и устойчивыми. Эта цепочка включает в себя различные этапы, такие как предотвращение, повторное использование, переработка, восстановление энергии и утилизация, с акцентом на содействие сокращению отходов, сбережению ресурсов и минимизации воздействия методов обращения с отходами на окружающую среду.

Основные усилия государства направлены на создание инфраструктуры по обработке, обезвреживанию, утилизацию и захоронение, но важным фактором в эффективности использования отходов потребления в качестве вторичных материальных ресурсов, а также возможности для из обезвреживания является правильный сбор. С юридической точки зрения, Федеральный закон № 89 от 24.06.1998, известный как "Об отходах производства и потребления", устанавливает прогрессивную основу для решения проблемы ненадлежащей практики утилизации отходов производителями. Он включает в себя системный подход к постепенному ужесточению

санкций и введению запретов на утилизацию определенных классов опасных отходов, пригодных для вторичной переработки. Признанные эксперты Международной финансовой корпорации

подчеркивают значительные преимущества внедрения системы раздельного сбора отходов для их дальнейшей утилизации. Такой подход не только повышает качество окружающей среды, но и смягчает негативное воздействие на здоровье населения. Он играет решающую роль в снижении нагрузки на

свалки, уменьшении загрязнения окружающей природы и улучшении условий жизни населения, проживающего вблизи мест захоронения отходов [13].

Рисунок 3. Организационно-технологическая цепочка системы обращения с ТКО [12].

Исследования, проведенные по проблеме отходов производства и потребления, выявили тревожный факт. Несмотря на наличие более 1200 перерабатывающих предприятий по всей стране, способных перерабатывать до 37 миллионов тонн отходов в год, лишь 10% имеющихся мощностей активно задействованы в процессе переработки. Это несоответствие указывает на значительный разрыв между существующим потенциалом и фактическим использованием перерабатывающих предприятий в решении проблемы управления отходами. Усилия должны быть направлены на максимальное использование этих перерабатывающих предприятий для обеспечения более устойчивого и эффективного подхода к переработке отходов в будущем [14]. Внедрение раздельного сбора отходов служит первым шагом на пути к продвижению эффективной практики рециклинга и управления отходами. Однако создание систем раздельного сбора отходов в России столкнулось с рядом проблем. Во-первых, существует недостаточная осведомленность населения о важности раздельного сбора отходов, в основном из-за ограниченных усилий государственных органов, муниципалитетов и образовательных учреждений по просвещению населения. В настоящее время только волонтерские инициативы, такие как общественное движение "ЭКА", фонд "ЭРА", ГК "Экотехнология", а также проекты, подобные проекту Coca-Cola HBC "Разделяй с нами", направлены на просвещение населения о правилах сортировки отходов. Общественные образовательные кампании оказались одной из самых действенных мер. Например, в Торонто образовательные программы и просветительские кампании позволили успешно сократить количество пищевых отходов на 35 000 тонн в год. Эти примеры подчеркивают важность общественного образования для формирования позитивных поведенческих изменений и продвижения практики сокращения отходов [15].

Нехватка организаций по сбору и переработке отходов является заметной проблемой в России. В августе 2018 года Центр "Россия - ОЭСР" инициировал общение с Советом депутатов муниципального округа Царицыно с целью изучения возможности создания пунктов сбора вторичного сырья. К сожалению, просьба была встречена отказом, так как не было существующих организаций, ответственных за реализацию раздельного сбора отходов. В ответ руководство района заявило о готовности рассмотреть вопрос об установке специализированных пунктов сбора вторсырья после получения предложений от соответствующих организаций. Однако многие пункты сбора отходов принимают отходы только от крупных организаций в количестве 500 кг и более, что ограничивает возможности населения по утилизации отсортированных отходов. Кроме того, пункты сбора, предназначенные для населения, часто расположены неудобно, далеко от станций метро и автобусных остановок, что создает транспортные барьеры, которые не позволяют людям использовать эти пункты для утилизации отходов. Эти проблемы еще больше препятствуют эффективной реализации инициатив по

управлению отходами на уровне местных сообществ [16].

Таким образом в России отсутствует эффективная иерархия отходов [17], которая бы позволяла внедрять новые инструменты для решения сложившейся проблемы обращения с бытовыми отходами, также административные и правовые барьеры не дают возможности развитию сектора сбора отходов, а экономическая эффективность переработки подавляется более выгодной системой экологических платежей, при которой инвестиции в технические фонды по утилизации и переработке не доказывают свою состоятельность. Отрасль также испытывает трудности в связи с низким доверием населения, которое вызвано отсутствием достаточной информированности о состоянии проблемы и существующих возможностях выхода из сложившейся ситуации.

Проведенный анализ потенциала российского рынка вторичных материальных ресурсов, позволяет сделать следующие выводы:

Решение проблемы обращения с бытовыми отходами требует комплексного подхода, который включает в себя образование и информирование населения, развитие необходимой инфраструктуры и создание эффективной системы управления отходами. Для достижения устойчивого развития и сохранения окружающей среды для будущих поколений необходимо активное взаимодействие между государством, бизнесом и гражданским обществом.

Международный опыт в решении проблемы бытовых отходов подтверждает необходимость комплексного подхода, который включает сотрудничество государства, бизнеса, научного сообщества и некоммерческих организаций. Важную роль играет образование населения и формирование понимания проблемы, а также внедрение инноваций в эту область. Следует отметить, что хотя решение данной проблемы может быть длительным процессом, современные технологии и быстрый обмен информацией позволяют ускорить этот процесс и улучшить его результаты.

В России отсутствует эффективная иерархия обращения с отходами, что затрудняет внедрение новых инструментов для решения проблемы бытовых отходов. Административные и правовые ограничения также препятствуют развитию отрасли сбора отходов. Кроме того, экономическая эффективность переработки ограничивается преимуществами системы

экологических платежей, которая не стимулирует достаточные инвестиции в техническое оборудование для утилизации и переработки отходов. Низкое доверие населения также создает трудности, и это связано с недостаточной информированностью о проблеме и о существующих возможностях для ее решения.

Список литературы

1. Рябова Т. М., Амерсланова Э. Х. Основные направления в сфере утилизации твёрдых коммунальных отходов в Московской области:

проблемы и перспективы //Социодинамика. - 2022. - N°. 3. - С. 33-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7ПФЗ «Об охране окружающей среды». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348 23/ (дата обращения: 04.04.2023).

3. Федеральный проект «Экономика замкнутого цикла». [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://reo.ru/ezc (дата обращения: 04.04.2023).

4. 4. Охрана окружающей среды в России. 2022: Стат. сб./Росстат. - 0-92 M., 2022 - 115 с.

5. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор): официальный сайт. - Москва. - Обновляется в течение суток. - URL: https://http.rpn.gov.ru/open-service/analytic-data/statistic-reports/unauthorized-landfill/ (дата обращения: 19.05.2023)

6. Гюнтер Дехуст. Гюнтер Дехуст о мусоросжигании в Германии: альтернативы существуют, и их целесообразно внедрять. // Текст статьи «Мусор, салки, обращение с ТКО. Отходы, загрязнение окружающей среды/ Экологический правовой Центр «Беллона». 05.04.2021.

7. Ахмедова Ж. А., Месробян К. Е., Алиев М. Э. Зарубежный опыт управления твердыми бытовыми отходами //Механизм реализации стратегии социально-экономического развития государства. - 2022. - С. 4246.

8. Бронская Ю. К., Пармененков К. Н. Осознанное потребление как один из факторов в росте утилизации мусора в Российской Федерации на современном этапе //Финансовые рынки и банки. - 2023. - №. 1. - С. 5-13.

9. Rogowska J., Zimmermann A. Household Pharmaceutical Waste Disposal as a Global Problem—A Review //International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2022. - Т. 19. - №. 23. - С. 15798.

10. Реформа обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации. URL: ru.vikipedia.org (дата обращения: 21.05.2023)

11. С трудом перерабатываемые отходы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2020/09/22/840840-trudom-pererabativaemie (дата обращения: 21.05.2023).

12. Губернаторов А. М. Развитие финансовых инструментов реализации инвестиционных проектов в системе обращения с твердыми коммунальными отходами.

13. Трейман М. Г., Игнатова Д. Ю. Анализ эколого-экономической ситуации на рынке по обращению с отходами в российской федерации //Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2022. - №. 3. - С. 33-41.

14. Дружакина О. П., Рязанова А. А., Тарасов Т. А. Формирование инфраструктуры раздельного сбора отходов как условие утилизации отходов производства и потребления // Утилизация отходов производства и потребления: инновационные подходы и технологии : материалы II Всероссийской научно-практической конференции ; Вятский государственный университет (17 ноября 2020 г.). Киров, 2020. С. 47-51.

15. Гирич М. Г., Левашенко А. Д. Разделяй и властвуй: скрытые возможности рынка отходов в России и мире // Международная торговля и торговая политика. — 2019. — № 1 (17). — С. 72-84.

16. Глобальный рынок управления отходами по видам отходов и услугам: анализ глобальных возможностей и отраслевой прогноз, Allied Market Research, 2017-2023 гг. - URL: https ://www. alliedmarketresearch. com/waste-management-market (дата обращения: 25.05.2023).

17. Пахомова Н. В., Рихтер К. К., Ветрова М. А. Формирование современной системы обращения с отходами — от безопасного захоронения к ремануфактурингу // ПСЭ. - 2016. - № 4 (60).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.